Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:36, реферат
Итак, конфликты в сфере СМИ представляют собой довольно серьезную проблему, которая требует тщательного изучения с целью минимизации потерь от медийных столкновений и максимизации приобретений. Научно- обоснованное управление медийными конфликтами несомненно будет сказываться на оптимизации других сфер социума. При этом выявить адекватные подходы к управлению конфликтами в сфере СМИ можно только основываясь на теоретических знаниях о природе медийных конфликтов и диагностике таких столкновений.
Массово-психологический
фактор включает в себя процессы манипуляции
масс-медиа со стороны власти, бизнеса,
политических партий через медиа- управленцев
для решения собственных задач,
а также манипулирование
Последовательно рассмотрим наиболее важные из названных факторов.
Особенности
трансформационных процессов
Шотландский ученый Брайан Макнейр16 выделяет три фазы в развитии российских масс-медиа. Первая: 1985-1990 год — начинается с апрельского Пленума ЦК КПСС и завершается принятием Закона СССР о СМИ. Второй фазе ученый дает название «золотой век российской прессы» и ограничивает период ее действия августом 1991 года. Это начало «выживания» российских СМИ в условиях рынка прессы.Стартовым «толчком» третьей фазы явился резкий рост цен на периодические издания после распада СССР.
Другую периодизацию российских средств массовой информации в пост- советский период дают Я.Н. Засурский и Е.В. Яковлев . Они выделяют период гласности: с 1985 по 1990 годы, когда осуществлялось партийное управление средствами массовой информации, но уже в соответствии с новым курсом на демократизацию общества. Далее, с 1993 года пресса, по мнению авторов, начинает играть роль самостоятельного института. Наконец, с середины 1995 года, по определению Я. Засурского, вычленяется период «коммерческой прессы и концентрации», а по Е. Яковлеву — период «управления прессы капиталом».
Нам представляется наиболее полной периодизация СМИ, предложенная исследователем Иваном Засурским17, тоже основанная на конкретных исторических событиях и анализе экономических процессов, происходящих в России. Ученый выделяет в новейшей истории российских масс-медиа пять периодов.
Первый
- протекает до 1990 года (то есть до принятия
закона о печати) и характеризуется
как время гласности и
Итак, используя в качестве вектора периодизацию СМИ, предложенную И. Засурским, рассмотрим более подробно отдельные социальные процессы, оказавшие наиболее значимое влияние на состояние российских масс-медиа и породившие социальную напряженность, проявившуюся в возникновении кон- фликтогенных факторов в медийном пространстве.
Так, в СССР СМИ выступали орудием правящей партии, которая открыто использовала возможности масс-медиа вначале для пропаганды коммунистической идеологии, позже - в качестве механизма управления обществом и содействия промышленному развитию18. Дискредитация советского политэкономи- ческого проекта была воспринята значительной частью общества как победа либеральной идеологической парадигмы. В рамках вышеназванной парадигмы, основанной на рыночном фундаментализме и трансформационной утопии, начало формироваться новое представление о роли СМИ в обществе.
В
книге Е. Андрунас «Перемены в
российских масс-медиа: структурные
и экономические альтернативы»
Освобождение прессы из-под прессинга власти послужило толчком к ду-' ховным поискам, в ходе которых общество искало новые идеалы и ценности, а журналисты — новую доктрину. Результатом поисков, как считает И. Засурский, стала «радикализация» взглядов в обществе и формирование рыночного фун-
'Х'У
даментализма и трансформационной утопии» . Реализатором проекта переобустройства России и орудием радикальных преобразований не без активной поддержки масс-медиа становится Борис Ельцин. В это время демократические СМИ видят свою главную задачу в продвижении нового политического лидера на вершину власти и в борьбе с общими врагами реформ.
С принятием советского закона о СМИ, впервые был разрешен легальный выпуск масс-медиа без согласования с аппаратом пропагандистской системы. Впервые обозначилось и отчетливое различие в развитии центральной и региональной прессы, которое в дальнейшем усилилось. Центральная пресса разделилась на два противоположных лагеря — «демократический» и «оппозиционный», которые активно участвовали в политических баталиях. Региональная пресса, за исключением коммунистических и националистических изданий, удалилась от политики вообще.
При
этом произошло падение тиражей
центральных газет, а региональные
издания завоевывают у
Политический кризис, начавшийся в марте 1993 года, разрешился известным октябрьским противостоянием исполнительной и законодательной власти. Последствия октябрьских событий оказались для прессы не столь радужны и во многом разрушили иллюзии журналистов в отношении новой власти. После подавления так называемого бунта «красно-коричневых», решением Министерства печати и информации, были запрещены ряд изданий. Поводом послужило использование «материалов, которые значительно усилили дестабилизацию об становки во время массовых беспорядков в Москве» . С приближением очередных парламентских выборов в пространстве масс-медиа происходят новые изменения: в СМИ хлынул политизированный капитал. Не столь далекие президентские выборы этот процесс только усилили.
Особенно знаковые трансформации в СМИ происходят накануне президентских выборов 1996 года. Немаловажно то, что накануне выборов рассчитывать на победу Ельцину было достаточно проблематично. Его рейтинг был низок. Кроме крупных медиа-холдингов, сосредоточенных в столице, печать оказалась раздробленной на многочисленные региональные рынки. Применять силовое давление на СМИ было бесперспективно. Ключом к изменению ситуации послужило использование современных избирательных технологий. В результате использования таких технологий удалось на время выборов возродить масс-медиа в качестве пропагандистского аппарата партии власти и добиться победы.
Описание всей сути предвыборных технологий не отвечает задачам нашего исследования, но нельзя не заметить главное - в ходе ельцинской предвыборной кампании была создана и внедрена в массовое сознание виртуальная реальность, в которой положительные перемены, устраняющие или смягчающие недовольство прежней политикой президента, оказались возможными. Последствия президентских выборов для российских СМИ проявились в том, что был сформирован новый класс медиа-управленцев, которые прошли в ходе предвыборной компании школу манипуляции общественным мнением и манипуляции самими СМИ.
Репутация прессы в результате этого упала, было очевидно, что СМИ использовались властью для самовоспроизводства власти. После выборов объединившиеся во имя общей цели медиа-магнаты и политики рассорились между собой и начали применять «информационное оружие» друг против друга, что и дало толчок «эпохе» выброса компромата в СМИ.
Функционирование масс-медиа в режиме информационных войн привело к тому, что СМИ перестали поддерживать коммуникацию в обществе, создавать адекватное представление о реальности. Фактически масс-медиа утратили роль посредника между обществом и властью, ослабла их способность служить средством диалога общественных групп. Журналист Глеб Павловский связывает это явление с формированием класса медиа-бюрократии, заинтересованной в продолжении внутривластных разборок, так как каждая «война» является источником прибыли для СМИ20.
В
результате масс-медиа воспринимаются
обществом как продолжение
Важной особенностью этого периода в истории российских масс-медиа является повышенная активность политизированного и коммерческого капитала в проникновении на региональные рынки СМИ, что объясняется стремлением сформировать новые пропагандистские системы в преддверии парламентских выборов 1999 года и президентских 2000. Эта тенденция проявилась в том, что в общенациональных СМИ появляются региональные выпуски, в регионы проникают московские телерадиовещатели благодаря формированию новых вещательных сетей.
Однако
в регионах концентрация СМИ в
руках политизированного
Августовский
кризис 1998 года стал границей, отделяющей
процессы, происходившие в России
за последние восемь лет, от последующих.
Изменение идеологии
Новый
виток трансформации медиа-
Касательно региональных СМИ, по мнению Союза журналистов РФ22, региональные власти видят на сегодняшний день в СМИ прежде всего инструмент собственного влияния на происходящие процессы, а уже затем инструмент развития демократии и транслятор культурных ценностей.
Проанализировав трансформационные процессы в средствах массовой информации в постсоветский период, можно сделать вывод о том, что формирование новой российской системы СМИ, в основе которой лежит рыночная концепция медийной модели, влечет за собой ряд факторов, создающих социальную напряженность в медиа-пространстве, в числе которых следующие: