PR в управлении конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:36, реферат

Описание

Итак, конфликты в сфере СМИ представляют собой довольно серьезную проблему, которая требует тщательного изучения с целью минимизации потерь от медийных столкновений и максимизации приобретений. Научно- обоснованное управление медийными конфликтами несомненно будет сказываться на оптимизации других сфер социума. При этом выявить адекватные подходы к управлению конфликтами в сфере СМИ можно только основываясь на теоретических знаниях о природе медийных конфликтов и диагностике таких столкновений.

Работа состоит из  1 файл

Актуальность темы.docx

— 188.77 Кб (Скачать документ)

    Основные  положения концептуальной модели медийного  конфликта представляют собой основу для социальной диагностики таких столкновений.

    В результате проведенного в первом разделе  диссертации теоретического анализа  мы пришли к следующим выводам:

    Вывод первый. Состояние социальных процессов определяется сегодня во многом медитизацией политики и политизацией масс-медиа, вовлекающих в поле своего влияния в той или иной степени все население страны. Это создает необходимость обращения к анализу правового поля, в котором происходит успешное или безуспешное регулирование отношений между всеми субъектами социального взаимодействия в сфере СМИ.

    Вывод второй. Выделены причины, создающие конфликтность в сфере СМИ, к числу которых относятся:

  • манипуляция общественным сознанием с помощью СМИ и манипулирование самими СМИ со стороны отдельных субъектов социального действия;
  • появление медиабюрократии, экономически заинтересованной в информационных «войнах» на постсоветском пространстве, что с одной стороны разрушает систему власти, ослабляя последнюю, а с другой, ведет к появлению «виртуального монстра», сводящего счеты с различными субъектами социального взаимодействия;
  • коммерциализация масс-медиа, раздробленность медиа-политического рынка, усиление государственного влияния, что ведет к нивелированию влияния масс-медиа на общественное сознание и как следствие сокращению прав граждан на свободу информации.

    Вывод третий. Анализ правового поля функционирования СМИ в постсоветском пространстве позволил:

  • выделить компоненты свободы СМИ — получать, производить, распространять информацию и установить пределы этой свободы;
  • проследить механизм действия — бездействия основных законодательных актов, устанавливающих правовой статус субъектов взаимодействия в информационном пространстве - государственной и муниципальной власти, организаций и объединений, граждан равно как и самих масс-медиа;
  • определить степень гарантированности свободы доступа к информации различными статусными группами и физическими лицами, что является показателем открытости-закрытости российского общества;
  • обращено внимание на избирательную компанию как особое перманентное явление в российском обществе, усиливающее социальную напряженность.

    Вывод четвертый. Анализ медийных ситуаций позволил выделить семь моделей СМИ, которые в настоящее время функционируют на территории России, а четыре из них - в Центрально-Черноземном регионе в частности, и определить условия и факторы их появления:

  • нарастание экономических различий между регионами;
  • специфика политики региональной власти;
  • увеличение различий в политических настроениях населения, регионализации культурных феноменов в противовес явлениям интернационализации и глобализации.

    Вывод пятый. Определены критерии научной типологии медийных моделей:

  • информационная открытость-закрытость власти;
  • уровень свободы производства, распространения информации;
  • медийная насыщенность региона;
  • состояние медийного и рекламного рынка;
  • уровень медийной конфликтности;
  • уровень самоорганизации медийного сообщества

    Вывод шестой. На основе юридического подхода выявлены особенности концептуальной модели конфликтов в сфере СМИ, что позволяет анализировать противоборства между различными субъектами конфликтного взаимодействия с правовых позиций. Различия в правопонимании субъектов социального взаимодействия своей роли в обществе, разность интересов (а следовательно — потребностей), и также правовой нигилизм являются базовой основой правового сознания, что позволяет понять специфику медийного конфликта.

    Вывод седьмой. Рассмотрена динамика юридического конфликта — появление, изменение юридической компоненты в конфликтных ситуациях; выявлены стадии конфликта, подчеркнуты условия вмешательства в медийный конфликт третьей стороны - государственного правоприменительного органа, выполняющего управленческую функцию; выявлены сферы воздействия СМИ — политика, экономика, социальные и духовные процессы. 

    53

    РАЗДЕЛ  П

    Состояние конфликтогенного процесса в сфере  СМИ в регионе

    Социальным  технологиям и механизмам управленческого  воздействия на конфликты в сфере СМИ должна предшествовать их диагностика. Целью диагностики является определение динамики и содержания конфликтов в масс-медиа в регионе, проведение их типологизации, установление связи между типом медийной модели и уровнем конфликтности.

    Анализ  подходов к управлению социальными  процессами, к которым мы относим  конфликтогенный процесс в сфере  СМИ, показал, что наиболее эффективным средством информационного обеспечения управленческой деятельности, которая не ограничивается единичным актом, а носит продолжительный характер, является социологический мониторинг, как институциональное образование. В общем виде мониторинг можно охарактеризовать как механизм систематического наблюдения, слежения за определенным объектом, представляющим интерес для науки и практики, как систему повторяющегося с определенной периодичностью сбора информации об объекте с использованием одних и тех же базовых индикаторов, систему оценки меняющихся состояний и тенденций развития наблюдаемых объектов, контроля за ходом наблюдаемых процессов с целью предупреждения, преодоления или минимизации нежелательных тенденций и последствий развития этих процессов41.

    Функции мониторинга, как инструмента управления общественными системами и процессами, заключаются в следующем:

    1. определение состояния объекта управления с заданными временными интервалами и выявление на этой основе динамики и направленности его развития;
    2. выявление причинно-следственных связей между наблюдаемыми явлениями и возникающими в ходе их развития противоречиями;
    3. информационное обеспечение при постановке управленческих задач;
    4. получение информации, позволяющей прогнозировать развитие исследуемых процессов;
    5. систематический контроль за ходом процессов и их соответствие желательным для управляющей системы тенденциям развития42.

    Сосредоточим  внимание на понятии, представляющем для  нас особый интерес — социологический  мониторинг. Социологическим можно  назвать мониторинг, использующий специфические для эмпирической социологии методы сбора, обработки, анализа и использования информации, в первую очередь опрос. При этом объектом социологического мониторинга могут быть не только объекты социальной сферы, но и политические, экономические и другие явления43.

    В научно-методическом плане организация  мониторинга предполагает выработку его концепции, что включает — определение цели мониторинга и предметного содержания: за какими именно общественными явлениями (системами, процессами) предполагается проводить наблюдение и для чего. Далее вырабатывается программа построения мониторинга и его последующего функционирования Разработка программы — может осуществляться в соответствии с методическими положениями, которые используются при проведении социологических исследований44.

    Социологический мониторинг медийных конфликтов Центрально- Черноземного региона осуществлялся  региональным Центром защиты прав СМИ  при участии диссертанта. Финансирование, а, следовательно, социальный заказ  поступил от ряда международных Фондов через гранты. В целом, в рамках социологического мониторинга был проведен анализ состояния конфликтогенного процесса в сфере СМИ в Воронежской, Курской, Тульской, Липецкой, Рязанской, Тамбовской, Белгородской областях.

    Концепция мониторинга медийных конфликтов Центрально-Черноземного Центра защиты прав СМИ разработана  директором Центра экстремальной журналистики Союза Журналистов РФ, журналистом Олегом Панфиловым и директором Центрально-Черноземного Центра защиты прав СМИ, юристом Галиной Араповой. Поскольку диссертант является непосредственным участником этого мониторинга, в его задачу входило приведение составляющих мониторинга в соответствие с теорети- ко-методологическими основами построения социологического мониторинга, разработка мониторинговой карты и отслеживание конфликтов в сфере СМИ по Белгородской области.

    Объектом  мониторингового наблюдения выступают  конфликты в сфере СМИ, получившие публичную огласку. Наш мониторинг предполагает отслеживание медийных конфликтов по мере их возникновения и динамики на протяжении неопределенно долгого периода времени (пока будет осуществляться финансирование). Временной единицей д ля сравнения результатов наблюдения является один год.

    Техника сбора мониторинговой информации в  Центрально-Черноземном Центре защиты прав СМИ (далее Центре мониторинга) организована таким образом, что информация о медийных конфликтах поступает в Центр по трем каналам — от штатных сотрудников Центра мониторинга, волонтеров и от самих участников конфликта или их сторонников, которые могут напрямую обратиться в Центр мониторинга.

    Методика  проведения наблюдения за медийными  конфликтами региона и получение первичной информации о противоборствах опирается на количественный подход к сбору эмпирических данных. Мы используем три класса методов сбора первичных эмпирических сведений: прямое наблюдение, анализ документов и опросы.

    Прямое  наблюдение используется в том случае, когда один из субъектов конфликта сразу же после возникновения столкновения сообщает об этом организаторам мониторинга, включая волонтеров. Это дает возможность волонтеру «войти» в конфликт в качестве сторонника (поддерживающей стороны) конфликтанта и регулярно информировать о развитии конфликта Центр мониторинга в соответствии с задачами исследования. Наблюдение за развитием конфликта ведется открытым способом.

    Не  менее значимым источником получения  первичных эмпирических данных является анализ документов. Мы прибегаем к  анализу безличных документов, в  частности: а) газетных и журнальных сообщений; б) сообщений информационных агентств; в) новостных передач радиостанций и телеканалов; г) заявлений, писем и обращений; д) новостных выпусков и докладов правозащитных организаций; е) сообщений из сети Интернет.

    Необходимо  сделать уточнение: именно газеты являются для нас наиболее устойчивым источником информации, ибо из них можно почерпнуть не только сообщения о фактах нарушений прав журналистов (СМИ) и нарушений со стороны масс-медиа, но и получить аналитические обзоры состояния прессы в целом.

    Помимо  вышеназванных методов, мониторинг медийных конфликтов предполагает также проведение опросов, в частности документального интервью с целью уточнения фактологического существа медийных противоборств и интервью мнений (реже), для выявления оценок и суждений по интересующей нас проблеме. Интервью проводится как с непосредственными участниками конфликта, так и с его свидетелями, мониторинг допускает проведение как свободного, так и стандартизированного интервью.

    Сведения  о медийных конфликтах, полученные в ходе мониторинга, не всегда являются в достаточной степени достоверными. Во-первых, краткие информационные сводки агентств могут не содержать важных подробностей, отсутствие которых не дает возможность установить мотивы медийного противоборства. Во-вторых, авторы газетных, телевизионных и радиосообщений могут ненамеренно исказить детали события, если источник, сообщивший информацию, был недостаточно добросовестным. Сами участники конфликта, которые сообщают о столкновении в Центр мониторинга неред ко бывают слишком эмоционально настроены, что отражается на объективности информации. Для проверки достоверности социологической информации Центр мониторинга использует внешний контроль. Зачастую это сопоставление данных, полученных от одного интервьюера, с данными, полученными от другого интервьюера, работающего в той же ситуации. Это может быть также сопоставление сообщений об одном и том же медийном конфликте, почерпнутых из нескольких

    СМИ и информационных агентств. Для контроля за достоверностью информации мы прибегаем  вторично и к одному и тому же источнику - газете, радио, телеканалу и другим, если в них появляются новые данные о том медийном противоборстве, о котором уже было сообщено ранее. Для проверки устойчивости данных сотрудники Центра мониторинга и волонтеры  обращаются также в органы государственной  власти, в судебные и правоохранительные органы, если медийный конфликт уже юри- дизировался, и к его разбирательству привлечен официальный социальный институт.

Информация о работе PR в управлении конфликтами