Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:36, реферат
Итак, конфликты в сфере СМИ представляют собой довольно серьезную проблему, которая требует тщательного изучения с целью минимизации потерь от медийных столкновений и максимизации приобретений. Научно- обоснованное управление медийными конфликтами несомненно будет сказываться на оптимизации других сфер социума. При этом выявить адекватные подходы к управлению конфликтами в сфере СМИ можно только основываясь на теоретических знаниях о природе медийных конфликтов и диагностике таких столкновений.
Основные положения концептуальной модели медийного конфликта представляют собой основу для социальной диагностики таких столкновений.
В результате проведенного в первом разделе диссертации теоретического анализа мы пришли к следующим выводам:
Вывод первый. Состояние социальных процессов определяется сегодня во многом медитизацией политики и политизацией масс-медиа, вовлекающих в поле своего влияния в той или иной степени все население страны. Это создает необходимость обращения к анализу правового поля, в котором происходит успешное или безуспешное регулирование отношений между всеми субъектами социального взаимодействия в сфере СМИ.
Вывод второй. Выделены причины, создающие конфликтность в сфере СМИ, к числу которых относятся:
Вывод третий. Анализ правового поля функционирования СМИ в постсоветском пространстве позволил:
Вывод четвертый. Анализ медийных ситуаций позволил выделить семь моделей СМИ, которые в настоящее время функционируют на территории России, а четыре из них - в Центрально-Черноземном регионе в частности, и определить условия и факторы их появления:
Вывод пятый. Определены критерии научной типологии медийных моделей:
Вывод шестой. На основе юридического подхода выявлены особенности концептуальной модели конфликтов в сфере СМИ, что позволяет анализировать противоборства между различными субъектами конфликтного взаимодействия с правовых позиций. Различия в правопонимании субъектов социального взаимодействия своей роли в обществе, разность интересов (а следовательно — потребностей), и также правовой нигилизм являются базовой основой правового сознания, что позволяет понять специфику медийного конфликта.
Вывод
седьмой. Рассмотрена динамика юридического
конфликта — появление, изменение юридической
компоненты в конфликтных ситуациях; выявлены
стадии конфликта, подчеркнуты условия
вмешательства в медийный конфликт третьей
стороны - государственного правоприменительного
органа, выполняющего управленческую
функцию; выявлены сферы воздействия СМИ
— политика, экономика, социальные и духовные
процессы.
53
РАЗДЕЛ П
Состояние конфликтогенного процесса в сфере СМИ в регионе
Социальным технологиям и механизмам управленческого воздействия на конфликты в сфере СМИ должна предшествовать их диагностика. Целью диагностики является определение динамики и содержания конфликтов в масс-медиа в регионе, проведение их типологизации, установление связи между типом медийной модели и уровнем конфликтности.
Анализ
подходов к управлению социальными
процессами, к которым мы относим
конфликтогенный процесс в
Функции мониторинга, как инструмента управления общественными системами и процессами, заключаются в следующем:
Сосредоточим внимание на понятии, представляющем для нас особый интерес — социологический мониторинг. Социологическим можно назвать мониторинг, использующий специфические для эмпирической социологии методы сбора, обработки, анализа и использования информации, в первую очередь опрос. При этом объектом социологического мониторинга могут быть не только объекты социальной сферы, но и политические, экономические и другие явления43.
В научно-методическом плане организация мониторинга предполагает выработку его концепции, что включает — определение цели мониторинга и предметного содержания: за какими именно общественными явлениями (системами, процессами) предполагается проводить наблюдение и для чего. Далее вырабатывается программа построения мониторинга и его последующего функционирования Разработка программы — может осуществляться в соответствии с методическими положениями, которые используются при проведении социологических исследований44.
Социологический мониторинг медийных конфликтов Центрально- Черноземного региона осуществлялся региональным Центром защиты прав СМИ при участии диссертанта. Финансирование, а, следовательно, социальный заказ поступил от ряда международных Фондов через гранты. В целом, в рамках социологического мониторинга был проведен анализ состояния конфликтогенного процесса в сфере СМИ в Воронежской, Курской, Тульской, Липецкой, Рязанской, Тамбовской, Белгородской областях.
Концепция мониторинга медийных конфликтов Центрально-Черноземного Центра защиты прав СМИ разработана директором Центра экстремальной журналистики Союза Журналистов РФ, журналистом Олегом Панфиловым и директором Центрально-Черноземного Центра защиты прав СМИ, юристом Галиной Араповой. Поскольку диссертант является непосредственным участником этого мониторинга, в его задачу входило приведение составляющих мониторинга в соответствие с теорети- ко-методологическими основами построения социологического мониторинга, разработка мониторинговой карты и отслеживание конфликтов в сфере СМИ по Белгородской области.
Объектом мониторингового наблюдения выступают конфликты в сфере СМИ, получившие публичную огласку. Наш мониторинг предполагает отслеживание медийных конфликтов по мере их возникновения и динамики на протяжении неопределенно долгого периода времени (пока будет осуществляться финансирование). Временной единицей д ля сравнения результатов наблюдения является один год.
Техника сбора мониторинговой информации в Центрально-Черноземном Центре защиты прав СМИ (далее Центре мониторинга) организована таким образом, что информация о медийных конфликтах поступает в Центр по трем каналам — от штатных сотрудников Центра мониторинга, волонтеров и от самих участников конфликта или их сторонников, которые могут напрямую обратиться в Центр мониторинга.
Методика
проведения наблюдения за медийными
конфликтами региона и
Прямое наблюдение используется в том случае, когда один из субъектов конфликта сразу же после возникновения столкновения сообщает об этом организаторам мониторинга, включая волонтеров. Это дает возможность волонтеру «войти» в конфликт в качестве сторонника (поддерживающей стороны) конфликтанта и регулярно информировать о развитии конфликта Центр мониторинга в соответствии с задачами исследования. Наблюдение за развитием конфликта ведется открытым способом.
Не менее значимым источником получения первичных эмпирических данных является анализ документов. Мы прибегаем к анализу безличных документов, в частности: а) газетных и журнальных сообщений; б) сообщений информационных агентств; в) новостных передач радиостанций и телеканалов; г) заявлений, писем и обращений; д) новостных выпусков и докладов правозащитных организаций; е) сообщений из сети Интернет.
Необходимо сделать уточнение: именно газеты являются для нас наиболее устойчивым источником информации, ибо из них можно почерпнуть не только сообщения о фактах нарушений прав журналистов (СМИ) и нарушений со стороны масс-медиа, но и получить аналитические обзоры состояния прессы в целом.
Помимо вышеназванных методов, мониторинг медийных конфликтов предполагает также проведение опросов, в частности документального интервью с целью уточнения фактологического существа медийных противоборств и интервью мнений (реже), для выявления оценок и суждений по интересующей нас проблеме. Интервью проводится как с непосредственными участниками конфликта, так и с его свидетелями, мониторинг допускает проведение как свободного, так и стандартизированного интервью.
Сведения
о медийных конфликтах, полученные
в ходе мониторинга, не всегда являются
в достаточной степени
СМИ и информационных агентств. Для контроля за достоверностью информации мы прибегаем вторично и к одному и тому же источнику - газете, радио, телеканалу и другим, если в них появляются новые данные о том медийном противоборстве, о котором уже было сообщено ранее. Для проверки устойчивости данных сотрудники Центра мониторинга и волонтеры обращаются также в органы государственной власти, в судебные и правоохранительные органы, если медийный конфликт уже юри- дизировался, и к его разбирательству привлечен официальный социальный институт.