Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:36, реферат
Итак, конфликты в сфере СМИ представляют собой довольно серьезную проблему, которая требует тщательного изучения с целью минимизации потерь от медийных столкновений и максимизации приобретений. Научно- обоснованное управление медийными конфликтами несомненно будет сказываться на оптимизации других сфер социума. При этом выявить адекватные подходы к управлению конфликтами в сфере СМИ можно только основываясь на теоретических знаниях о природе медийных конфликтов и диагностике таких столкновений.
К способам распространения информации о конфликтах в масс-медиа мы относим также следующие: распространение заявлений или писем (обращений) протеста; выпуск бюллетеней с данными мониторинга; издание годового отчета о работе регионального отделения Фонда защиты прав СМИ с анализом медийной конфликтности. Заявления и письма протеста распространяются как правило в отношении особо острых противоборств в масс-медиа, причем таких, в которые вмешательство властных структур и общественности крайне необходимо.
По
мере необходимости региональное отделение
Фонда защиты прав СМИ использует
для распространения информации о медийных
конфликтах и иностранные радиостанции,
вещающие на языке нашей страны — «Свобода»,
«Би-Би-Си», «Голос Америки», «Немецкая
волна». Центр мониторинга имеет также
свой сайт в Интернете - http: //www.gdf.ru/regions/voronezh/
Достаточно важным способом распространения информации о медийных конфликтах является выпуск годового отчета о функционировании мониторинга, который рассылается в государственные структуры (областные, иногда городские администрации Центрально-Черноземного региона), а также в редакции ведущих средств массовой информации региона
На основании изложенной выше концепции мониторинга медийных конфликтов Центрально-Черноземного региона можно сделать вывод о том, что эффективность работы мониторинговой системы зависит от ряда факторов, среди которых наиболее важные:
-методологические,
в частности, правильный выбор
индикаторов и определение
Далее в нашу задачу входит определение состояния и динамики медийных конфликтов Центрально-Черноземного региона, установление связи между типом медийных моделей и уровнем конфликтности. Это предполагает осуществление группировки и типологизации полученной в ходе проведения мониторинга информации.
Мониторинг Центрально-Черноземного Центра защиты прав СМИ отслеживал медийные конфликты на протяжении шести лет — с 1996 по 2001 годы. (Автор диссертации участвует в мониторинге с 1997 года). На территории Центрально- Черноземного региона зарегистрировано 1090 средств массовой информации, включая печатные, электронные СМИ и информационные агентства. Единицей анализа в диссертационном исследовании выступают все виды и формы конфликтных взаимодействий в сфере СМИ на любой стадии конфликта, которые получили общественную огласку, то есть так или иначе стали легализированными.
В
рамках проекта «Общественная
Медийные
конфликты за время наблюдения зафиксированы
мониторингом во всех семи областях Центрально-Черноземного
региона. Результаты ситуационного и сравнительного
анализа показали, что процессы, характеризующие
конфликтность в сфере СМИ на региональном
уровне, являются закономерным продолжением
общероссийских тенденций. Данные мониторинга
свидетельствуют, что с 1997 по 2001 годы в
регионе произошло 884 медийных конфликта.
Анализируя количественные параметры
медийной конфликтности, необходимо сделать
оговорку: данные нашего мониторинга не
отражают подлинных масштабов кон- фликгогенного
процесса в регионе, так как достаточно
высоким остается латентный слой столкновений,
которые не улавливает мониторинг.
Наиболее, существенной причиной латентности в медийной сфере является, на наш взгляд, терпимость работников СМИ к нарушениям их прав. Подобная позиция имеет свои корни в жестких принципах советской журналистики, исключающей любые конфликты и особенно их огласку, что в определенной мере и сейчас сказывается на менталитете журналистов. Это предположение подтверждают данные опроса журналистов, проведенного Комиссией по свободе доступа к информации: лишь 1,4% опрошенных журналистов готовы обратиться в суд при нарушении
своих прав45. И, тем не менее, нельзя не отметить позитивную динамику поступления
*
в мониторинг информации о медийных конфликтах непосредственно от СМИ. Так, если несколько лет назад основным «каналом» поступления информации о медийных столкновениях были сообщения волонтеров, почерпнутые из документальных или конфиденциальных источников, то сейчас чаще о конфликтах сообщают журналисты, главные редакторы, правозащитники.
Ранее
мы констатировали, что временной
единицей для сравнения результатов
мониторинга является год. Сравнивая
данные о медийных конфликтах Центрально-
Черноземного региона за пятилетний
период можно сделать следующие
выводы. С 1996 года по 1999 год в регионе
наблюдался интенсивный рост медийной
конфликтности, а именно - количество конфликтов
с 1996 года по 1997 год увеличилось в три раза,
с 1997 по 1998 — почти в два раза, с 1998 по 1999
- почти на четверть. Далее - с 2000 года наблюдается
спад числа зарегистрированных медийных
конфликтов примерно на одну треть от
предшествующего уровня (Диаграммы №№2,
3).
Такая
двухэтапная трансформация
да, породившем конфронтацию властей и
СМИ, а также и выборами в органы государственной
власти, как на общероссийском уровне,
так и на региональном (в последнем случае,
выборы глав областных и городских (районных)
администраций).
Спад конфликтов можно объяснить изменением приоритетов властных структур в отношении региональных СМИ, что проявилось в огосударствлении СМИ и как следствие, в раздроблении журналистского сообщества, что не столько устранило медийные противоборства, сколько перевело их в латентное состояние.
Динамика конфликтности медийных моделей каждой из семи областей, отнесенных мониторингом к Центрально-Черноземному региону, отражает в основном (Табл. № 1 Приложения № 3) тенденции развертывания конфликтогенного процесса в регионе, о которых сказано выше. Хотя конфликтогенный процесс в каждом субъекте РФ, охваченном мониторингом, имеет и свои особенности. Так, наиболее высокая конфликтность наблюдалась в 1999 году в Белгородской области (патерналистская медийная модель), в Липецкой области (модернизированная советская модель), в Рязанской области (переходная к рыночной модель) и Тульской области (конфронтационная модель). В Воронежской области (конфронтационная модель) в 1999 году тоже зафиксирована точка наивысшей конфликтности по сравнению с 1997-1998 годами, но после спада в 2000 году, в следующем (2001 г.) здесь произошел резкий рост конфликтов, достигший пика. Наиболее высокая конфликтность в Тамбовской области (переходная к рыночной модель) отмечена в 2000 году, а в Курской области (конфронтационная медийная модель) это наблюдалось в 1998 году. Такое отклонение некоторых областей от базового процесса конфликтности в регионе свидетельствует о наличии в каждом субъекте РФ специфических конфликтогенных факторов, проявляющихся в разные временные периоды по- разному.
Сравнение
уровня конфликтности медийных моделей
за пять лет, присущих каждой из семи областей
Центрально-Черноземного региона, позволяет
сделать вывод о том, что наибольшее
количество конфликтов в целом, произошло
в Воронежской области (конфронтационная
медийная модель), за ней следует Липецкая
область
(модернизированная советская
Обратимся к типологии медийных конфликтов. Как известно, основанием для типологии конфликтов могут служить любые характеристики конфликта. В нашем случае к ним можно отнести: во-первых, субъекты, участвующие в конфликте, что было зафиксировано при построении аналитической модели мониторинга; во- вторых, способы юридического разрешения конфликта; в-третьих, тип медийной модели (последний вид типологии носит довольно общий характер).
Типология медийных конфликтов по субъектам является для нас основополагающей и предполагает выявление того, является журналист (или СМИ) потерпевшей стороной в противоборстве или наоборот нарушителем правового поля свобо- ды-несвободы СМИ. На основании этого вида классификации мы можем выделить два типа конфликтов: I тип — конфликты, где СМИ выступают пострадавшей стороной, II тип - конфликты, где СМИ являются нарушителем закона (Табл. № 1, Диаграмма № 4).
Как видно из приведенных данных, динамика нарушения прав СМИ со стороны других субъектов информационного взаимодействия идет вниз, а кривая нарушения закона со стороны СМИ по отношению к иным субъектам медийного поля - вверх. Наименьшая разница в нарушениях была в 2000 году, а затем разрыв между нарушениями двух типов увеличился на три четверти по сравнению с 1997 годом.
Иначе говоря, в течение пяти лет масс-медиа постепенно переместились из субъекта с преобладанием юридического статуса «пострадавший» в субъект с превалирующим юридическим положением «правонарушитель». Если в 1997 году удельный вес конфликтов, обусловленных нарушением медийных прав, составлял 73,21%, то в 2001 году - удельный вес конфликтов, вызванных правонарушениями со стороны журналистов и СМИ равнялся - 68,93%. (Диаграмма №1 Приложения №3).
Для объяснения этой трансформации необходимо конкретизировать те субъекты медийных конфликтов, которые противостоят в столкновениях журналистам и масс-медиа, а также раскрыть предметное содержание зафиксированных мониторингом двух вышеозначенных типов конфликтов.
Мы
уже констатировали, что одним
из субъектов медийных конфликтов всегда
выступает журналист или
Таким образом, конфликт в медийной сфере может протекать как между гражданином и журналистом (как представителем социального института), так и между представителями социальных институтов (например, СМИ - избирательная комиссия, СМИ - областная администрация). В первом случае субъекты медийного противоборства зачастую представляют интересы социальных институтов, во втором случае — интересы социальных институтов персонифицируются в лице конкретных представителей этих структур. В целом же, можно сделать вывод о том, что на медийном пространстве сталкиваются интересы СМИ и властных структур (включая правоохранительные и судебные органы); СМИ и бизнеса; СМИ и политических партий. (Конфликтную группу обозначенную «граждане», проанализируем далее).
Такая «иерархия» субъектов медийных противоборств противостоящих журналистам (СМИ) полностью отражает расстановку сил в современном обществе и свидетельствует о важности объекта медийных столкновений — массовой информации - для удержания, укрепления или «завоевания» власти, равно как развития и «продвижения» бизнеса, а также для внедрения в массовое сознание определенных социальных и политических идей, стереотипов.
Нетрудно увидеть, что субъекты медийных конфликтов имеют разный потенциал, поэтому, учитывая «ресурсы власти», медийные столкновения в определенном смысле можно рассматривать как вертикальные конфликты.
Особое содержание имеет конфликтная группа, зарегистрированная мониторингом как «граждане» (или «физические лица»). Статус участников этой конфликтной группы имеет различия в зависимости от того, возник конфликт из-за нарушений прав СМИ (или журналиста) или наоборот - средство массовой информации явилось правонарушителем.