Особенностью
мониторинга, осуществляемого Центрально-Черноземным
Центром защиты прав СМИ, можно считать
то, что информация, собранная в ходе мониторинга,
максимально быстро распространяется
по ряду каналов, о которых пойдет речь
далее, для огласки существа противоборства,
что создает условия для привлечения внимания
к конфликту всех, кто заинтересован в
его конструктивном рассмотрении. Как
показывает практика, нередко оперативно
распространенная информация о медийном
конфликте актуализирует внимание к конфликту
со стороны государственных чиновников,
правозащитных организаций, региональных
Союзов журналистов, Фонда гласности,
Центра экстремальной журналистики, что
само по себе является определенным элементом
управленческого воздействия на столкновения
в медийной сфере. Для оперативного информирования
о конфликте сотрудники мониторинга составляют
монитор - краткий текст, состоящий из
полученной при проведении мониторинга
первичной информации, проверенной и снабженной
сведениями об источнике информации. (См.
Приложение №2. «Мониторинговая карта»).
Чтобы
дать научную оценку состояния каждого
конкретного объекта наблюдения,
необходимо определить индикаторы, по
которым можно оценивать природу конфликта
в сфере СМИ, попавшего под мониторинговое
наблюдение и сформировать показатели,
которые адекватно отражали бы эти индикаторы.
Под индикаторами в нашем исследовании
мы понимаем видимые показатели признаков
медийного конфликта (в нашем случае понятия
«индикатор» и «показатель» тождественны),
каковыми исследователю видятся переменные
аналитической модели медийного конфликта.
В числе которых — переменные структурной
модели конфликта: содержание, участники,
масштаб конфликта; переменные динамической
модели конфликта: состояние, фазы, интенсивность
конфликта; переменные факторной модели
конфликта: источники, условия, факторы,
что некоторые конфликтологи объединяют
одним понятием - причины конфликта; переменные
функциональной модели конфликта: конструктивные
или деструктивные функции конфликта.
Индикаторы,
отражающие особенности того или
иного медийного конфликта, заносятся
в Центре мониторинга в специальную
«Мониторинговую карту». Эти эмпирические
данные являются основанием для последующего
обобщения, анализа и получения информации,
которая может быть положена в основу
управленческих действий в пространстве
масс-медиа.
Для
юридической квалификации медийного
конфликта в мониторинг включены
дополнительные индикаторы, к числу
которых мы относим юридическую
компоненту конфликта, которая выявляется
при рассмотрении конфликта сквозь юридическую
формулу, которую использовали еще древнегреческие
юристы: «Кто? Что? Когда? Где? Как? Чем?
Зачем?».
Кто?
— является потерпевшим в медийном
конфликте, кто нарушителем с
точки зрения права. Что? - каким образом
был нарушен закон. Когда? Где? —
место и время нарушения закона
(эти сведения помогают определить
орган, в юрисдикцию которого входит
рассмотрение и урегулирование правового
конфликта). Как? — обстоятельства, уточняющие
характер действий, их последовательность.
Чем? — что было орудием или средством
совершения правонарушения, если таковое
имелось. Зачем? — каковы юридические
мотивы действий конфликгантов.
Под
юридической квалификацией конфликта
мы понимаем выявление конкретной нормы
(статьи) закона, нарушенной тем или иным
субъектом медийного противоборства,
что позволяет прогнозировать юридические
последствия медийного столкновения.
Правильная юридическая квалификация
конфликта является важной стороной мониторинга,
так как позволяет отделить медийные столкновения
от иных конфликтных ситуаций, в том числе
не являющихся нарушением закона, и использовать
полученные данные для типологии конфликтов,
что будет сделано далее.
При
проведении мониторинга мы придерживаемся
принципа: «Один конфликт - одно правонарушение».
Если же возникает конфликт, в котором
содержится сразу несколько нарушений
правовых норм, то каждое из нарушений
выделяется, описывается, юридически квалифицируется
и заносится в мониторинговую карту отдельно.
В
результате описания индикаторов медийных
конфликтов и юридической квалификации
столкновений можно типологизировать
конфликты в медийной сфере, а также выявить
содержание и динамику каждого типа конфликтов
и установить уровень конфликтности медийных
моделей Центрально-Черноземного региона.
В
основу типологии медийных конфликтов
нами положена зависимость одного из
субъектов конфликта, а именно, журналиста
или СМИ, от юридического статуса: «потерпевший»
или «нарушитель». (Такая типология
вполне оправдана, так как в нашем
исследовании речь идет о медийных
конфликтах, где одним из субъектов
конфликтного противоборства обязательно
выступает журналист или средство массовой
информации). В соответствии с вышеназванным
подходом можно выделить два типа конфликтов,
которые отслеживаются мониторингом:
- тип — конфликты,
в которых журналисты и СМИ являются пострадавшей
стороной;
- тип - конфликты,
в которых журналисты и СМИ являются нарушителями
закона
К
первому типу конфликтов относим
конфликты, имеющие следующее содержание:
- конфликты,
связанные с поиском и получением информации
(ограничение права на посещение и присутствие
в органах государственной власти, на
предприятиях, учреждениях, организациях,
на пресс-конференциях; необоснованное
ограничение права производить записи;
необоснованный отказ в предоставлении
запрашиваемой информации);
- конфликты,
связанные с аккредитацией (необоснованный
отказ в аккредитации, необоснованное
лишение аккредитации);
- конфликты,
возникающие из-за незаконного требования
раскрыть конфиденциальную информацию
или ее источник;
- конфликты,
возникающие в результате нарушения профессиональной
самостоятельности редакции и вмешательства
в деятельность редакции (осуществление
цензуры; принуждение к смене учредителя,
незаконная смена учредителя; незаконное
требование к редакции изменить тематику
средства массовой информации; незаконное
увольнение главного редактора; иные формы
давления на редакцию и вмешательства
в профессиональную деятельность редакции);
- конфликты,
связанные с нарушением договорных отношений
с редакцией (незаконное выселение редакции
из занимаемых помещений, отказ от печатания
газеты, нарушение финансовых обязательств
перед редакцией);
- конфликты,
возникающие в результате незаконного
воспрепятствования распространению
продукции СМИ (запрет, ограничение или
воспрепятствование розничной продажи,
раздачи и рассылки продукции СМИ, неправомерное
изъятие или уничтожение тиража либо его
части; воспрепятствование или ограничение
права на вещание);
- конфликты,
вызванные нарушением личных неимущественных
прав журналистов или редакции (умаление
чести, достоинства и деловой репутации
журналиста, умаление деловой репутации
редакции; нарушение неприкосновенности
частной жизни, личной и семейной тайны
журналиста);
- конфликты,
обусловленные преступными действиями
против свободы, чести и достоинства личности
и личных прав журналиста (похищение; незаконное
задержание, незаконный арест; клевета
и оскорбление в адрес журналиста);
- конфликты,
связанные с преступными посягательствами
на имущество журналиста и имущество редакций
СМИ;
- конфликты,
связанные с преступным воспрепятствованием
деятельности СМИ и журналиста (физическое
или психическое принуждение журналиста
к распространению или отказу от распространения
информации; незаконное изъятие у журналиста
документов, материалов и аппаратуры;
злостное воспрепятствование деятельности
редакции СМИ; самовольный захват редакционного
помещения и оборудования);
- конфликты,
связанные с нарушением авторских и смежных
прав редакций и журналиста.
Ко
второму типу конфликтов относим
конфликты, имеющие следующее содержание:
- конфликты,
связанные со злоупотреблением правами
журналиста (распространение непроверенных
сведений, сокрытие и фальсификация общественно
значимых сведений; нарушение журналистом
конфиденциальности информации или ее
источника);
- конфликты,
вызванные нарушением личных неимущественных
прав граждан (ущемление чести, достоинства
и деловой репутации; нарушение неприкосновенности
частной жизни, личной и семейной тайны);
- конфликты,
связанные с нарушением договорных обязательств
редакциями СМИ, регистрационных и лицензионных
правил;
- конфликты,
связанные с нарушением авторских и смежных
прав журналистами и СМИ;
- конфликты,
обусловленные нарушениями в предвыборной
агитации (ведение предвыборной агитации
и публикация результатов социсследований
с нарушением установленных законом правил
и сроков);
- конфликты,
связаннее с нарушением в рекламной деятельности
СМИ;
- конфликты,
вызванные несоблюдением требований закона
о публикации обязательных сообщений
и опровержений;
- конфликты,
обусловленные противозаконной пропагандистской
деятельностью в СМИ (пропаганда организации
и деятельности общественных объединений,
преследующих противоправные цели; пропаганда
национального превосходства; возбуждение
национальной, расовой или религиозной
ненависти или вражды; пропаганда насилия
и жестокости; пропаганда социальной вражды);
- конфликты,
связанные с разглашением в СМИ специально
охраняемой законом тайны и публикацией
запрещенных законом материалов (разглашение
государственной тайны; данных предварительного
расследования; тайны усыновления, коммерческой
и банковской тайны; сведений о частной
жизни лица, личной и семейной тайне; заведомо
ложная реклама; распространение порнографических
материалов);
- конфликты,
вызванные клеветой и оскорблением на
страницах СМИ.
Ранее
мы констатировали, что первичный
мониторинг используется Центром мониторинга
для оперативной публичной огласки
содержания того или иного медийного
конфликта. Потенциальных получателей
мониторинговой информации можно условно
разделить на три группы: первая — те,
кто в информации нуждается и может повлиять
на ситуацию; вторая — те, кто в информации
заинтересован и готов повлиять на столкновение
через солидарную с нашими целями публикацию
монитора или собственных комментариев
к нему в пределах своих возможностей;
третья - те, кто, возможно, не заинтересован
в существовании информации мониторинга,
но, на взгляд сотрудников Центра, должен
обладать ею, что может явиться толчком
для его включения в процесс управленческого
воздействия на противоборство.
К
первой категории относятся международные,
правозащитные и общественные организации,
ко второй — СМИ и журналисты региона,
к третьей — государственные структуры,
включая органы исполнительной и судебной
власти.
В
частности, получателями информации, которая
касается содержания конфликтов в масс-медиа
в Центрально-Черноземном регионе являются
следующие международные, правозащитные
и общественные организации: Оперативная
ин- формация(«и^епЪ>), International Freedom of Expression
Exchange (Канада), alerts@ifex.org;
Amnesty International (Великобритания), amnestvis@amnestv.org:
Комиссия ОБСЕ, Freimut Duve (Австрия), fduve@osce.org; Комитет по защите
журналистов (США), Irina Faionjfaion@ccmail.cpi.org; Международная
лига по правам человека (США)л lhr@freedomforum.org; Human Rights Watch (США), hrwnyc@hrw.org; Indexon Censorship (Великобритания), indexoncenco@gn.apc.org;
International Presslnstitute (Австрия), ipihqvie@ping,at:
Правозащитный Центр (Азербайджан), elder@azeurotel.com; Белорусская ассоциация
журналистов (Беларусь), bai@user.unibel.by; Белорусский ПЕН-Центр
(Беларусь), pen@pen.unibel.by; Институт Свободы (Грузия), liberty@access.sanet.ge; The Reporters Committee For
Freedom of the Press (США), rcfp@rcfp.org; Reporters sans frontiers (Франция), rsf@glas.apc.org; Международное
бюро по правам человека (Казахстан), omaz@omaz.almatv.kz: Бюро по правам
человека и соблюдению законности (Кыргызстан),
rights@imficQ,bishkek.su; Центр независимой журналистики
(Молдова), dbase@iic.iatp.mp: Правозащитный
Центр «Мемориал» (Россия), hright@glasnet.ru:
Московская Хельсинская группа (Россия), mhg@glasnet.ru; Российская правозащитная
сеть (Россия), hronline@glas.apc.org; Московский Центр
по правам человека (Россия), hrcenter@glas.apc.org; Газета «Экспресс-Хроника»
(Россия), chronicl@online.ru; Freedom House (Украина), fh@freedomhouse.kiev.ua.