Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:36, реферат
Итак, конфликты в сфере СМИ представляют собой довольно серьезную проблему, которая требует тщательного изучения с целью минимизации потерь от медийных столкновений и максимизации приобретений. Научно- обоснованное управление медийными конфликтами несомненно будет сказываться на оптимизации других сфер социума. При этом выявить адекватные подходы к управлению конфликтами в сфере СМИ можно только основываясь на теоретических знаниях о природе медийных конфликтов и диагностике таких столкновений.
Следующим актуальным фактором, оказывающим опосредованное влияние на возникновение конфликтов в сфере СМи является нормативно-правовой фактор.
Свобода средств массовой информации, к которой привели трансформационные процессы в российском социуме может быть рассмотрена только в контексте законодательства. В 1993 году впервые на конституционном уровне Российская Федерация установила приоритет международных договоров, участницей которых является Россия, а также общепризнанных принципов и норм международного права, над положениями внутреннего законодательства. Из этого следует, что свобода массовой информации гарантируется в РФ в соответствии с основным законом страны Международным Пактом о гражданских и политических правах 1966 года (вступил в силу в РФ 1976 году) и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, которую Россия обязалась соблюдать после вступления в Совет Европы в 1998 году.
Так, статья 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах содержит право на свободу выражения мнения, которое включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ. Статья 10 Европейской Конвенции о защите прав человека защищает помимо непосредственного права на свободу выражения, еще и право на получение информации и право на ее свободное распространение.
Имплементация международно-правовых норм о правах человека осуществлена на уровне основного закона страны - Конституции РФ, статья 29 которой содержит краткую, но емкую формулу: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» . При сопоставлении этой правовой гарантии с другими положениями Конституции, вышеназванная норма обретает конкретность содержания и системность: «каждому гарантируется свобода мысли и слова», право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Закон предусматривает также недопустимость принуждения человека «к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (ст. 29 Конституции РФ). Перечисленные конституционные свободы относительно обособлены, но имеют глубинную генетическую взаимосвязь и с точки зрения юридического содержания дополняют одна другую.
К
конституционным гарантиям
Закон
о СМИ в дополнение к конституционным
гарантиям обязывает
Законодательством предусмотрены и определенные гарантии от злоупотребления свободой массовой информации. Так, статья 29 Конституции РФ содержит правовой запрет такого содержания: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». К числу конституционных гарантий, ставящих заслон на пути злоупотребления свободой массовой информации, следует отнести также положение об охране достоинства личности (ч. 1, ст. 21 Конституции РФ); о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайне, защите чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ); о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).
Законом «О СМИ» предусмотрена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, для пропаганды войны, а также для пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости (ст. 4 Закона «О СМИ»).
Помимо вышеперечисленного, законодательством вводятся и иные ограничения свободы массовой информации, обусловленные защитой интересов национальной безопасности в соответствии с демократическими принципами. Так, в случае возникновения чрезвычайного положения, которое представляет угрозу жизни страны, возможно ограничение свободы выражения мнений и свободы информации (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Не допускается также разглашение сведений, составляющих государственную тайну (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) или иную, специально охраняемую законом тайну (ст. 4 Закона «О СМИ»).
Помимо норм международного права, Конституции РФ и закона «О СМИ», правовое поле функционирования масс-медиа в России определяется законами «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в госу- дарственных средствах массовой информации» , «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания»23, «Об экономической поддержке районных (городских) газет»24. Определенные правовые аспекты деятельности СМИ закреплены в законах РФ «О государственной тайне»25, «Об информации, информатизации и защите информации»26, «Об авторском праве и смежных правах»27, «О связи»28, «О рекламе»46, «О таможенном тарифе»29, «Об обязательном экземпляре документов»30, «Об основных гарантиях избирательных прав граждан...»31, «О референдуме Российской Федерации»32, а также в действующих кодексах.
Поскольку Россия имеет федеративный характер государственного устройства, а защита прав и свобод относится к сфере совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. «б» ст. 72 Конституции РФ), то республики, области, края и прочие субъекты РФ вправе принимать свои нормативные акты, регулирующие функционирование СМИ. Стоит заметить, что определенной четкости в разграничении полномочий между органами Федерации и субъектов в этом вопросе не существует, за исключением механизма регистрации средств массовой информации (здесь в качестве главного критерия закон «О СМИ» (ст. 8) избрал территориальный принцип).
Итак, в соответствие с международными нормами и российским законодательством, свобода массовой информации может быть рассмотрено как право «...свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Таким образом, свобода массовой информации распадается на три основных компонента:
первый — возможность свободно искать и получать информацию;
второй - возможность свободно производить информацию;
третий — возможность свободно распространять информацию.
Рассмотрим более подробно, как на законодательном уровне обеспечивается осуществление каждого из названных компонентов свободы массовой информации.
Возможность свободно искать и получать информацию связана с законодательством о защите информации. Его основные положения были впервые сформулированы в Указе Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» (1993 г. № 2334). Этот нормативный акт ввел в оборот принципы информационной открытости, которые составляют концептуальную основу федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Законом «Об информации...» (помимо Закона «О СМИ») определено, что доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны соответственно создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам своей деятельности и в пределах своей компетенции обеспечивать пользователей (граждан, юридических лиц, в том числе СМИ, и т.д.) информацией по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Иначе говоря, основное правило, закрепленное в законе «Об информации, информатизации...» сводится к тому, что государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. При этом закон четко устанавливает, что запрещено относить к информации с ограниченным доступом (то есть к информации, представляющей государственную тайну и конфиденциальной информации).
Следующее важное положение, касающееся свободы доступа к информации, есть доступ журналистов к материалам суда. Согласно Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Принцип гласности означает, что любые граждане, в том числе представители масс-медиа, не участвующие в производстве по делу, имеют право присутствовать при разбирательстве дела в суде. Однако в статье 123 Конституции особо оговаривается, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается слушание дел и в закрытом судебном заседании. Принцип гласности судопроизводства включает в себя также право журналиста делать записи во время судебного процесса. Данное право прямо вытекает из норм действующего законодательства, точнее из ст. 15 Арбитражно-процессуального кодекса, а также из Постановления Пленума Верховного Суда СССР 1986 года.
Доступ журналистов к материалам Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ равно как правовые основы информирования населения о работе парламента, осуществляется в настоящее время на основе федерального закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»33.
Ранее было сказано, что на государственные органы и организации, общественные объединения и их должностных лиц законом налагается обязанность предоставлять журналистам информацию о своей деятельности. В отношении же коммерческих юридических лиц (равно как и некоммерческих) законодательство такого требования не содержит. Значит ли это, что органы управления коммерческим юридическим лицом вправе накладывать запрет на информацию в СМИ о своей организации? Здесь можно апеллировать к тому, что подобные запреты нарушают конституционное право граждан свободно искать, получать и передавать информацию.
В статье 58 Закона «О СМИ» указывается на неправомерность установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.
Избирательная кампания является специфической сферой деятельности СМИ. Масс-медиа в этой ситуации служат каналом оповещения избирателей о ходе избирательной кампании, средством предвыборной агитации, инструментом общественного контроля. Деятельность СМИ во время избирательной кампании регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», а также региональным законодательством. В законе определен ряд базовых принципов, которыми масс- медиа должны руководствоваться в целях регулирования процесса агитации, интерпретируемого законодателем как деятельность, побуждающая избирателей к голосованию за или против того или иного кандидата, но изложение этих принципов выходит за рамки интересующей нас темы.
Важным институтом свободы доступа к информации является аккредитация журналистов. Общие принципы, регулирующие правоотношения в этой сфере, заложены в статье 48 Закона РФ «О СМИ». В соответствии с этими основами аккредитация призвана облегчить доступ журналистов к информации о деятельности органов государственной власти и управления, организаций, учреждений, органов общественного объединения и обеспечить открытость этих органов для общества и граждан. Развивая и дополняя нормы федерального законодательства, субъекты РФ принимают свои правила в сфере аккредитации на основании общих принципов, заложенных в статье 48 Закона РФ «О СМИ».
Как свидетельствует практика, региональное законодательство по вопросам аккредитации в большинстве случаев является не полностью соответствующим духу и букве федеральных законов, то есть содержит те или иные нарушения, затрудняющие доступ журналистов к получению информации.
Вторым компонентом свободы массовой информации является возможность свободно производить информацию, то есть учреждать средства массовой информации и обеспечивать их нормальное функционирование. Правила регистрации средств массовой информации, установленные законом «О СМИ» достаточно просты. Целью процедуры является оформление юридического факта - появление СМИ и признание за ним правового состояния средства массовой информации. В законе определен исчерпывающий перечень сведений, необходимых для регистрации СМИ. Основания для отказа перечисляются тоже исчерпывающим образом и не допускают расширительного толкования.
Немаловажным
для деятельности СМИ является вопрос
регулирования права
Финансируют СМИ по общему правилу их учредители и издатели. Но производство информации обеспечивается также федеральным законом «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации».
Суть этого закона в создании благоприятных условий для производства и распространения СМИ, причем, законодательство предусматривает создание одинаковых условий для всех СМИ, независимо от форм собственности, состава учредителей и направленности СМИ. Экономическая помощь государства проявляется в форме налоговых, таможенных, валютных и иных финансовых льгот. Система государственных дотаций СМИ тоже существует. Впервые введенная постановлением Верховного Совета РФ (от 17.06.1992 г.) «Об экономической поддержке и правовом обеспечении деятельности средств массовой информации» форма финансовой помощи, в первую очередь местных изданий, нашла отражение в Федеральном законе «Об экономической поддержке район- ных (городских) газет» , который предусматривает формирование федерального реестра местных газет, утверждаемого Государственной Думой при принятии бюджета.