PR в управлении конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:36, реферат

Описание

Итак, конфликты в сфере СМИ представляют собой довольно серьезную проблему, которая требует тщательного изучения с целью минимизации потерь от медийных столкновений и максимизации приобретений. Научно- обоснованное управление медийными конфликтами несомненно будет сказываться на оптимизации других сфер социума. При этом выявить адекватные подходы к управлению конфликтами в сфере СМИ можно только основываясь на теоретических знаниях о природе медийных конфликтов и диагностике таких столкновений.

Работа состоит из  1 файл

Актуальность темы.docx

— 188.77 Кб (Скачать документ)

    К сказанному необходимо сделать уточнение. В любом, даже рыночном регионе, весь медийный и рекламный рынок сосредоточен, как правило, в областных или крупных городах. Все районные (и многие городские) газеты, которых в стране около двух тысяч, находятся вне рыночных условий. Поэтому отнесение региона к той или иной модели зависит от того, какие отношения и процессы доминируют в субъекте федерации, при этом в самом регионе могут быть представлены признаки разных моделей масс-медиа. Так, на территории Центрально-Черноземного региона присутствуют сегодня - патерналистская; модернизированная советская; переходная к рыночной и конфронтационная модели масс-медиа.

    Так как объектом нашего исследования является управление медийными конфликтами, а уровень медийной конфликтности  представляет собой один из параметров для типологии медийных моделей, предпримем попытку рассмотреть каждую из обозначенных моделей СМИ в ракурсе конфликтности.

    Калмыцко-адыгейская модель («зона бесконфликтности) характерна для регионов с низким уровнем  медийных запросов населения, низкой медийной насыщенностью и невысоким уровнем  экономического развития. Власть в  отношении СМИ проводит жесткую авторитарную политику. Рекламный рынок почти что отсутствует. Медийных конфликтов немного, и это обусловлено тем, что большинство средств массовой информации контролируется местной властью, а обстановка авторитарного режима залавливает прохождение в СМИ любой несанкционированной информации, в том числе и о немногочисленных конфликтах в медийной сфере, которые возникают при авторитарном варианте советской медийной модели.

    Белгородско-башкортостанская модель (патерналистский вариант  советской медийной модели). Эта модель отличается довольно высокой медийной насыщенностью региона, большим объемом государственных дотаций на лояльные СМИ. В результате региональная власть сохраняет практически полный контроль за массовой информацией, осуществляя негласную цензуру, а в случае необходимости подключая «репрессивный аппарат»: налоговую инспекцию, милицию, суд и т.д. Власть предпочитает давать информацию обществу «сверху вниз», используя для этой цели пресс-конференции, брифинги. Для такой модели характерен низкий или средний уровень медийной конфликтности. Конфликты, как правило, протекают в виде «бунта одиночек», которые не находят (или почти не находят) поддержки сообщества журналистов.

    Кубанско-татарстанская  модель (модернизированный вариант  советской медийной модели). Модель присутствует в регионах с высокой  медийной насыщенностью, наличием большого сектора негосударственных СМИ. Власти удается поставить под контроль основные потоки информации, но это делается без нарушений законодательства, а с помощью экономических рычагов и формирования собственной информационно-имиджевой политики. Особенностью кубанско-татарстанской модели является одновременное существование СМИ, имеющих рыночную и внерыночную природу. Уровень медийной конфликтности средний. В большей мере конфликты характерны для СМИ, работающих в рынке, поэтому нередко вынужденных выполнять функции не связанные с обслуживанием власти.

    Переходная  к рыночной медийная модель. Это  самая распространенная среди российских регионов форма существования СМИ. Характерный признак модели —  разделение медийного пространства на равные или сопоставимые по масштабу части - государственную и негосударственную. Власть уже не может (или не видит  смысла) создавать единую целостную  систему управления СМИ. Советская  модель под напором медийного  рынка не выдерживает сопротивления и конкуренции. Количество конфликтов по сравнению с предыдущими моделями быстро растет. Возникают новые виды конфликтов, связанные с использованием СМИ как бизнеса. Начинает прослеживаться связь между уровнем свободы масс-медиа и количеством конфликтов в регионе.

    Свердловская  модель («рыночная модель»). При рыночной модели СМИ приобретают иную природу - превращаются в бизнес. Ведущей  функцией СМИ становится извлечение дохода из информации. В медийном бюджете  доля рекламных денег значительно превышает государственные дотации. Власти приходится считаться со СМИ как с существенным и частично самостоятельным фактором в политике и экономике региона. Воздействие на масс-медиа осуществляется только рыночными методами. Рыночная медийная модель по своей сути более конфликтна, чем любая иная модель. К тому же, в условиях этой модели невозможно утаить какие-либо сведения, поэтому достоянием гласности становятся практически все конфликты в медийной сфере. В этом существенное отличие рыночной модели от других, где информация о конфликтах в СМИ нередко замалчивается.

    Приморско-тульская модель («конфронтационная»). Такая  модельная конструкция возникает при «лобовом» столкновении авторитарной политики региональной власти с мощными, экономически независимыми СМИ, которые опираются на развитой рекламный рынок и сильные журналистские традиции. В этой ситуации у власти нет даже сколько-нибудь серьезного прикрытия в виде общественных ценностей, ради которых ведется война, ибо она ведется ради управления СМИ. Конфронтационная модель может возникнуть и на базе рыночной, и на базе советской. Этой модели присуща довольно высокая конфликтность.

    Депрессивная  медийная модель («медийная тундра»). Эта модель характеризуется крайне низкой медийной насыщенностью, отсутствием признаков медийного и рекламного рынков. Депрессивная модель — это самая «мирная» модель масс-медиа, ибо практически не порождает конфликтов, так как функционирование СМИ сводится в данной ситуации к фиксированию статистических данных в регионе.

    Рассмотрев  медийные ситуации в России, мы выявили  зависимость типологии медийных моделей от уровня конфликтности СМИ. Уровень конфликтности масс-медиа определяется рядом региональных условий и особенностей функционирования СМИ, в числе которых можно выделить следующие - уровень медийной насыщенности, объем рекламного рынка и уровень свободы

    СМИ. Таким образом, чем выше уровень  медийной насыщенности региона, чем  больше в бюджете СМИ рекламных  денег, чем выше уровень свободы  СМИ, тем больше такая медийная модель подвержена конфликтности и тем  большую огласку, а значит и возможность  быть выявленными и изученными, получают конфликты, проистекающие в сфере  средств массовой информации.

    Конфликты в сфере СМИ, которые вызываются, как правило, несколькими факторами, могут иметь правовой и внеправовой  характер. В диссертационном исследовании мы сознательно акцентируем внимание только на правовых конфликтах в сфере масс-медиа, так как нарушение отношений, урегулированных законом, подрывает основы правового государства, сдерживает формирование гражданского общества и создает барьеры на пути свободы личности, включая право на информацию. Рассмотрение конфликтов сквозь призму теории права поддерживают такие ученые как М.С. Вершинин, Е.И. Ворожейкин, А.В. Глу- хова, А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев, С.В. Соколов, Е.И. Степанов, Ю.А. Тихомиров.

    В частности, Ю. А. Тихомиров36 подчеркивает, что следует стремиться увеличить зону юридического конфликта и всеми средствами переводить общий конфликт с его «размытыми гранями» в юридический конфликт с присущими ему легальными средствами и процедурами. Эту же мысль усиливает С.В. Соколов37, полагая, что «...задача государственных и общественных организаций, предприятий, отдельных лиц заключается в переводе какого-либо конфликта в форму юридического противоборства, основанного на законе, с его публичными процедурами и средствами». Из сказанного можно сделать вывод о том, что сама по себе юридизация конфликта уже является предпосылкой цивилизованного управления столкновением сторон.

    Далее в нашу задачу входит более четкое определение особенностей правовых конфликтов. Это делает необходимым выявить теоретическое значение возможности сопряжения конфликтов с государственными институтами (в право — один из них). Такой подход позволяет рассматривать медийные конфликты не в абстрактном социальном пространстве, а в реальной связи с действующими правовыми инструментами и структурами.

    Раскрывая существо юридического конфликта как  такового, имеет смысл принять  во внимание то, что исследователи  выделяют юридический конфликт в  узком смысле слова (собственно юридический  конфликт) и в широком (смешанные и переходные формы). Юридический конфликт в узком смысле слова порождается коллизиями в праве, что в дальнейшем может служить основой для политических, экономических и прочих противоречий. Иначе говоря, юридический конфликт в данном случае выступает сначала детерминантой, а затем и составной частью иных конфликтов.

    Смешанные или переходные формы конфликтов, характеризуются тем, что конфликт начинается вне и независимо от правовых норм или отношений и лишь впоследствии приобретает юридический характер. К таковым конфликтам, на наш взгляд, можно отнести медийные конфликты. Сказанное выше диктует необходимость проанализировать особенности, которые присущи противоборству между субъектами с точки зрения права.

    За  основу понимания юридического конфликта  возьмем точку зрения Кудрявцева В.Н., который считает, что «...юридическим конфликтом следует признать любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями и состояниями) и, следовательно - субъекты, либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия»38.

    В качестве значимого признака правового  конфликта смешанного типа Тихомиров Ю.А.39 выделяет различия в правопонимании как базовую основу для формирования массового правового сознания. Так, одной из существенных причин конфликтов служат разные правовые взгляды, отражающие неодинаковый уровень правосознания и правовой культуры личностей и социальных групп. Правовой нигилизм, предпочтение целесообразности (личной, групповой, ложно понятой государственной) перед законностью, в конечном счете, порождает противоборство субъектов, в том числе в сфере СМИ.

    Мотивация в конфликте, как известно, является предметом разбирательства. В плане мотивации юридического конфликта ученые различают конфликт интересов и когнитивный конфликт (в основе последнего лежит спор о знании, что не является предметом нашего интереса). При конфликте интересов цели одного субъекта оказываются достижимыми таким образом, что делает невозможным для другого субъекта реализацию собственных целей. Мотивация в таком противоборстве часто связана с овладением тем или иным объектом вопреки желанию противника. Медийные конфликты по мотивации вполне можно отнести к конфликтам интересов (где объектом интересов является массовая информация), хотя правовой аспект в мотивации медийных противоборств выражен не столь сильно: при столкновении участников конфликта юридическую роль могут играть лишь смутные опасения какой-либо из сторон конфликта о том, что дело может закончиться судебным разбирательством и юридическими последствиями.

    Анализируя  динамику конфликта, для нас представляется интересным выяснение тех закономерностей, которые характеризуют развитие юридического конфликта, а именно - появление, изменение юридической компоненты в конфликтных ситуациях. Кудрявцев В.Н.40 определяет следующие стадии развития юридического конфликта:

  1. возникновение у одной или обеих сторон конфликта мотивов юридического характера (например, мысль скрыть от СМИ информацию об экологическом правонарушении);
  2. возникновение новых правовых отношений между сторонами, находящимися в конфликте (например, подача в суд иска о нарушении права на информацию);

    3) создание правового (правоприменительного) акта, завершающего конфликт (вынесение судом конкретного решения по делу).

    Приведенная схема довольно проста. Возможна и  иная динамика правового конфликта. Последовательность стадий развития юридического конфликта может не совпадать с изложенной, некоторые стадии могут вообще отсутствовать, более того, возможны весьма сложные юридические конфликты с многократным чередованием различных эпизодов и стадий.

    В динамике юридического конфликта (в  том числе, медийного) большую роль играет вмешательство третьей стороны: государственного правоприменительного (правоохранительного) органа, который призван разбирать конфликт и принимать по существу противоборства решение, т.е. выполнять управленческую функцию, что делает процедуру рассмотрения юридических конфликтов (в том числе медийных, получивших юридическое разрешение) легальной и публичной.

    Сфокусировав  внимание на природе юридического конфликта  как такового и проанализировав в системном единстве внешние и внутренние факторы, детерминирующие конфликты в сфере масс-медиа, попытаемся описать концептуальную модель медийного конфликта, которая имеет следующий вид:

  • конфликтом в сфере СМИ является конфликт, который возникает в сфере функционирования средств массовой информации в пределах того или иного типа модели масс-медиа;
  • источником медийного конфликта является нарушение правовых норм, устанавливающих пределы свободы-несвободы массовой информации;
  • объектом медийного конфликта является специфический ресурс — массовая информация.
  • предметом конфликтов в сфере СМИ выступает объективно-субъективно существующая проблема, связанная с попранием одной из сторон правовых норм| регулирующих взаимоотношения субъектов в масс-медиа;
  • одним из субъектов медийного конфликта обязательно выступает журналист (СМИ), второй стороной противоборства могут быть представители институтов власти, бизнеса, политических партий, граждане;
  • природа медийного конфликта коренится в разности статусов, ролевых позиций, представлений и менталитета субъектов медийных столкновений;
  • конфликт в сфере СМИ представляет собой конфликт интересов, где каждая из сторон стремится обладать информацией в связи со своими потребностями и интересами;
  • противоборство сторон в медийном конфликте носит открытый характер;
  • целью конфликтной деятельности в медийной сфере является изменение или сохранение с помощью информационного ресурса особенностей четырех социальных полей трансформирующегося российского общества — «политики», «экономики», «социальных процессов», «духовной сферы», под воздействием которых находятся масс-медиа и на которые СМИ, в свою очередь, оказывают влияние;
  • конфликты в сфере СМИ предполагают правовые взаимоотношения сторон, юридические последствия, создают предпосылки для вмешательства в столкновение третьей стороны - государственного правоприменительного органа, выполняющего управленческую функцию;
  • функции медийных конфликтов носят двойственный — конструктивно- деструктивный характер.

Информация о работе PR в управлении конфликтами