Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:36, реферат
Итак, конфликты в сфере СМИ представляют собой довольно серьезную проблему, которая требует тщательного изучения с целью минимизации потерь от медийных столкновений и максимизации приобретений. Научно- обоснованное управление медийными конфликтами несомненно будет сказываться на оптимизации других сфер социума. При этом выявить адекватные подходы к управлению конфликтами в сфере СМИ можно только основываясь на теоретических знаниях о природе медийных конфликтов и диагностике таких столкновений.
К
сказанному необходимо сделать уточнение.
В любом, даже рыночном регионе, весь
медийный и рекламный рынок
Так как объектом нашего исследования является управление медийными конфликтами, а уровень медийной конфликтности представляет собой один из параметров для типологии медийных моделей, предпримем попытку рассмотреть каждую из обозначенных моделей СМИ в ракурсе конфликтности.
Калмыцко-адыгейская
модель («зона бесконфликтности) характерна
для регионов с низким уровнем
медийных запросов населения, низкой медийной
насыщенностью и невысоким
Белгородско-
Кубанско-татарстанская модель (модернизированный вариант советской медийной модели). Модель присутствует в регионах с высокой медийной насыщенностью, наличием большого сектора негосударственных СМИ. Власти удается поставить под контроль основные потоки информации, но это делается без нарушений законодательства, а с помощью экономических рычагов и формирования собственной информационно-имиджевой политики. Особенностью кубанско-татарстанской модели является одновременное существование СМИ, имеющих рыночную и внерыночную природу. Уровень медийной конфликтности средний. В большей мере конфликты характерны для СМИ, работающих в рынке, поэтому нередко вынужденных выполнять функции не связанные с обслуживанием власти.
Переходная
к рыночной медийная модель. Это
самая распространенная среди российских
регионов форма существования СМИ.
Характерный признак модели —
разделение медийного пространства
на равные или сопоставимые по масштабу
части - государственную и
Свердловская модель («рыночная модель»). При рыночной модели СМИ приобретают иную природу - превращаются в бизнес. Ведущей функцией СМИ становится извлечение дохода из информации. В медийном бюджете доля рекламных денег значительно превышает государственные дотации. Власти приходится считаться со СМИ как с существенным и частично самостоятельным фактором в политике и экономике региона. Воздействие на масс-медиа осуществляется только рыночными методами. Рыночная медийная модель по своей сути более конфликтна, чем любая иная модель. К тому же, в условиях этой модели невозможно утаить какие-либо сведения, поэтому достоянием гласности становятся практически все конфликты в медийной сфере. В этом существенное отличие рыночной модели от других, где информация о конфликтах в СМИ нередко замалчивается.
Приморско-тульская модель («конфронтационная»). Такая модельная конструкция возникает при «лобовом» столкновении авторитарной политики региональной власти с мощными, экономически независимыми СМИ, которые опираются на развитой рекламный рынок и сильные журналистские традиции. В этой ситуации у власти нет даже сколько-нибудь серьезного прикрытия в виде общественных ценностей, ради которых ведется война, ибо она ведется ради управления СМИ. Конфронтационная модель может возникнуть и на базе рыночной, и на базе советской. Этой модели присуща довольно высокая конфликтность.
Депрессивная медийная модель («медийная тундра»). Эта модель характеризуется крайне низкой медийной насыщенностью, отсутствием признаков медийного и рекламного рынков. Депрессивная модель — это самая «мирная» модель масс-медиа, ибо практически не порождает конфликтов, так как функционирование СМИ сводится в данной ситуации к фиксированию статистических данных в регионе.
Рассмотрев медийные ситуации в России, мы выявили зависимость типологии медийных моделей от уровня конфликтности СМИ. Уровень конфликтности масс-медиа определяется рядом региональных условий и особенностей функционирования СМИ, в числе которых можно выделить следующие - уровень медийной насыщенности, объем рекламного рынка и уровень свободы
СМИ. Таким образом, чем выше уровень медийной насыщенности региона, чем больше в бюджете СМИ рекламных денег, чем выше уровень свободы СМИ, тем больше такая медийная модель подвержена конфликтности и тем большую огласку, а значит и возможность быть выявленными и изученными, получают конфликты, проистекающие в сфере средств массовой информации.
Конфликты
в сфере СМИ, которые вызываются,
как правило, несколькими факторами,
могут иметь правовой и внеправовой
характер. В диссертационном исследовании
мы сознательно акцентируем
В частности, Ю. А. Тихомиров36 подчеркивает, что следует стремиться увеличить зону юридического конфликта и всеми средствами переводить общий конфликт с его «размытыми гранями» в юридический конфликт с присущими ему легальными средствами и процедурами. Эту же мысль усиливает С.В. Соколов37, полагая, что «...задача государственных и общественных организаций, предприятий, отдельных лиц заключается в переводе какого-либо конфликта в форму юридического противоборства, основанного на законе, с его публичными процедурами и средствами». Из сказанного можно сделать вывод о том, что сама по себе юридизация конфликта уже является предпосылкой цивилизованного управления столкновением сторон.
Далее в нашу задачу входит более четкое определение особенностей правовых конфликтов. Это делает необходимым выявить теоретическое значение возможности сопряжения конфликтов с государственными институтами (в право — один из них). Такой подход позволяет рассматривать медийные конфликты не в абстрактном социальном пространстве, а в реальной связи с действующими правовыми инструментами и структурами.
Раскрывая существо юридического конфликта как такового, имеет смысл принять во внимание то, что исследователи выделяют юридический конфликт в узком смысле слова (собственно юридический конфликт) и в широком (смешанные и переходные формы). Юридический конфликт в узком смысле слова порождается коллизиями в праве, что в дальнейшем может служить основой для политических, экономических и прочих противоречий. Иначе говоря, юридический конфликт в данном случае выступает сначала детерминантой, а затем и составной частью иных конфликтов.
Смешанные
или переходные формы конфликтов,
характеризуются тем, что конфликт
начинается вне и независимо от правовых
норм или отношений и лишь впоследствии
приобретает юридический
За основу понимания юридического конфликта возьмем точку зрения Кудрявцева В.Н., который считает, что «...юридическим конфликтом следует признать любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями и состояниями) и, следовательно - субъекты, либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия»38.
В качестве значимого признака правового конфликта смешанного типа Тихомиров Ю.А.39 выделяет различия в правопонимании как базовую основу для формирования массового правового сознания. Так, одной из существенных причин конфликтов служат разные правовые взгляды, отражающие неодинаковый уровень правосознания и правовой культуры личностей и социальных групп. Правовой нигилизм, предпочтение целесообразности (личной, групповой, ложно понятой государственной) перед законностью, в конечном счете, порождает противоборство субъектов, в том числе в сфере СМИ.
Мотивация в конфликте, как известно, является предметом разбирательства. В плане мотивации юридического конфликта ученые различают конфликт интересов и когнитивный конфликт (в основе последнего лежит спор о знании, что не является предметом нашего интереса). При конфликте интересов цели одного субъекта оказываются достижимыми таким образом, что делает невозможным для другого субъекта реализацию собственных целей. Мотивация в таком противоборстве часто связана с овладением тем или иным объектом вопреки желанию противника. Медийные конфликты по мотивации вполне можно отнести к конфликтам интересов (где объектом интересов является массовая информация), хотя правовой аспект в мотивации медийных противоборств выражен не столь сильно: при столкновении участников конфликта юридическую роль могут играть лишь смутные опасения какой-либо из сторон конфликта о том, что дело может закончиться судебным разбирательством и юридическими последствиями.
Анализируя динамику конфликта, для нас представляется интересным выяснение тех закономерностей, которые характеризуют развитие юридического конфликта, а именно - появление, изменение юридической компоненты в конфликтных ситуациях. Кудрявцев В.Н.40 определяет следующие стадии развития юридического конфликта:
3)
создание правового (
Приведенная схема довольно проста. Возможна и иная динамика правового конфликта. Последовательность стадий развития юридического конфликта может не совпадать с изложенной, некоторые стадии могут вообще отсутствовать, более того, возможны весьма сложные юридические конфликты с многократным чередованием различных эпизодов и стадий.
В динамике юридического конфликта (в том числе, медийного) большую роль играет вмешательство третьей стороны: государственного правоприменительного (правоохранительного) органа, который призван разбирать конфликт и принимать по существу противоборства решение, т.е. выполнять управленческую функцию, что делает процедуру рассмотрения юридических конфликтов (в том числе медийных, получивших юридическое разрешение) легальной и публичной.
Сфокусировав внимание на природе юридического конфликта как такового и проанализировав в системном единстве внешние и внутренние факторы, детерминирующие конфликты в сфере масс-медиа, попытаемся описать концептуальную модель медийного конфликта, которая имеет следующий вид: