PR в управлении конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:36, реферат

Описание

Итак, конфликты в сфере СМИ представляют собой довольно серьезную проблему, которая требует тщательного изучения с целью минимизации потерь от медийных столкновений и максимизации приобретений. Научно- обоснованное управление медийными конфликтами несомненно будет сказываться на оптимизации других сфер социума. При этом выявить адекватные подходы к управлению конфликтами в сфере СМИ можно только основываясь на теоретических знаниях о природе медийных конфликтов и диагностике таких столкновений.

Работа состоит из  1 файл

Актуальность темы.docx

— 188.77 Кб (Скачать документ)

    Наконец, свобода распространения - третья и  последняя стадия движения массовой информации к аудитории. Порядок  распространения СМИ прежде всего  регулируется законом «О СМИ», а  также региональным законодательством, в компетенцию которого входит создание льгот для распространителей печати и определение количества инстанций, согласие которых необходимо получить для установления газетного киоска. Статья 25 закона «О СМИ» содержит правовой запрет на воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и государственных органов. Так, распространение СМИ может быть прекращено только по решению суда в случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом. Что касается льгот для распространителей, то как свидетельствует практика, в большинстве субъектов РФ какие-либо льготы (на аренду нежилых государственных помещений, на аренду земли, по коммунальным платежам, по договорам, по налогу с продаж и т.д.) отсутствуют. Именно по этой причине в современных российских условиях, в подавляющем большинстве регионов действует одна (реже две) распространительских сети.

    Проанализировав компоненты свободы-несвободы массовой информации, обусловленные законодательством, можно сделать вывод о том, что нарушение правового поля функционирования масс-медиа порождает  социальную напряженность, которая проявляется в следующем:

    - первый компонент свободы массовой  информации — право на получение  информации — может выступать  в качестве конфликтогенного  фактора в медийной сфере, если журналисту (СМИ) отказывают в получении общественно- значимой информации, включая право на аккредитацию, а также в случае злоупотребления со стороны масс-медиа свободой массовой информации, включая разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; и в результате несоблюдения масс-медиа избирательного законодательства;

  • конфликты на пути производства информации могут возникнуть в результате необоснованного отказа в регистрации СМИ; незаконного приостановления деятельности СМИ; в случае покушения на собственность редакции, в частности на результаты интеллектуальной деятельности; конфликтогенным фактором является и потенциальная возможность отказа в финансировании СМИ, если такие действия предусмотрены договором или законом;
  • конфликты, связанные с распространением СМИ, могут возникнуть в случае незаконного запрета на распространение СМИ и в ситуации, вызванной необоснованными требованиями распространителя монополиста.

    Проанализировав наиболее важные факторы косвенного воздействия на СМИ, порождающие  медийную конфликтность, обратимся  к рассмотрению факторов прямого  воздействия на масс-медиа. Факторы  прямого воздействия (или внутреннего  аспекта) характеризуют процессы, которые  происходят внутри СМИ как социального института, и обуславливают возникновение конфликтов субъективными причинами. К ним относятся структурно-функциональный, социально-психологический, личностный факторы.

    Структурно-функциональный фактор включают в себя наличие семи региональных моделей СМИ, сформировавшихся на постсоветском пространстве, в числе которых авторитарная медийная модель, патерналистская, модернизированная советская, переходная к рыночной, рыночная, конфронтационная, депрессивная. Отличительным признаком этого фактора является качество (как уровень доверия читателей, зрителей) функционирования средств массовой информации, что определяется степенью зависимости от властных структур, уровнем свободы производства и распространения информации, объемом медийного рекламного рынка, характером самоорганизации журналистского сообщества, профессионализмом журналистов.

    Социально-психологический  фактор обозначает особенности взаимодействия субъектов медийного пространства, их включенность в социальные группы.

    Отличительными  признаками этого фактора выступают  возможные потери и искажения  информации в процессе межличностной  коммуникации; разбалан- сированное ролевое  взаимодействие субъектов; подход к  проблеме информационного взаимодействия с разных позиций; информационный фаворитизм.

    Личностный  фактор характеризует особенности  социального поведения журналистов  в медийной сфере. Отличительными признаками этого фактора являются индивидуально-психологические  особенности журналиста (в том  числе, способность к эмпатии, характер притязаний), уровень правовой и  конфликтологической грамотности, конфликтоустойчивость.

    Наиболее  значимым фактором в комплексе факторов внутреннего аспекта является структурно-функциональный. Проанализируем его содержание более  подробно.

    Теории, классифицирующие прессу, разрабатываются  в настоящее время в основном зарубежными исследователями и  представляют собой некие наборы принципов, по которым должны функционировать  масс-медиа. Авторы книги «Четыре  теории прессы» Сиберт, Шрам и Питерсон , которая была издана в США в 1956 году, а недавно переведена и выпущена в России, выделяют четыре системы («теории») масс-медиа: авторитарную, либертарианскую (свобода прессы - «западная модель»), социальной ответственности (свобода плюс ответственность - «современная западная модель»), советскую.

    Такой же подход демонстрирует и Раймонд  Уильяме, в исследованиях которого тоже выделяются четыре системы прессы: авторитарная, патерналистская, коммерческая и демократическая. Авторитарной, по мнению Уильямса, является такая система СМИ, в которой основной задачей коммуникации является передача инструкций, идей и подходов правящей группы34. Патерналистская система - это авторитарная модель, где у правящей группы есть все же ответственность перед обществом, то есть «ценности и цели, выходящие за рамки удержания власти». Советскую модель, исходя из логики Уильямса, можно считать либо авторитарной, либо патерналистской, то есть предполагающей наличие меньшинства, управляющего большинством. Коммерческая модель по сравнению с двумя названными ранее имеет большую степень внутренней свободы, но и свои ограничения, вызванные трудностью получения прибыли от некоторых форм коммуникации. Четвертая модель по Уильямсу — демократическая - представляет собой не более чем систему принципов, ибо исследователь не смог найти реального примера для воплощения демократической модели как таковой.

    Классификация масс-медиа Дениса Макуэйла построена  по близкой схеме представлений  о СМИ, что и вышеозначенные теории. В своем труде «Теория массовых коммуникаций»35 Макуэйл усовершенствует вариант четырех теорий прессы и рассматривает, помимо упомянутых, еще модель «развивающихся стран» и модель «демократического участия». Модель СМИ «развивающихся стран» предполагает активное участие прессы в деле государственного строительства, а модель «демократического участия» по своей сути совпадает с идеальной демократической моделью. Так как классификация Макуэйла построена по нормативному принципу, иначе говоря, исходит из должного, а не сущего, то есть не опирается на обобщение реальных медийных картин, использование ее, равно как и вышеописанных моделей, применительно к российским масс- медиа является проблематичным.

    Прежде  чем перейти к рассмотрению медийных ситуаций в России имеет смысл  акцентировать внимание на том, что  модернизация российского общества явилась толчком к бурному процессу дивергенции региональных политических режимов, получившему название «парад суверенитетов». Межрегиональные различия стремительно нарастали и в области способов легитимизации власти, и по характеру взаимодействия субъектов политического процесса, и в других сферах. Важным фактором дивергенции стало быстрое нарастание экономических различий между регионами, отличий в политических настроениях, в культуре и в иных аспектах. В процессе складывания регионального разнообразия не последнюю роль сыграли и средства массовой информации. В системе воспроизводства культурных, экономических, политических, социальных отношений в каждом из российских регионов масс-медиа выполняли и выполняют различные задачи. Иначе говоря, разнообразие медийных ситуаций в нашей стране можно напрямую связать с той или иной политикой региональных властей. «Поведение» СМИ, которое во многом зависит от уровня развития их материальной базы, информационных потребностей региона, покупательских возможностей населения, местных традиций, сегодня прежде всего определяется взаимоотношением масс-медиа с властью.

    За  основу типологии медийных моделей  в России имеет смысл взять  концепцию Алексея Симонова - Ольги Никулиной, выработанную в ходе проведения Общественной экспертизы по «измерению свободы слова в России». В основу типологии медийных региональных картин исследователи положили семь параметров, среди которых следующие:

  1. информационная открытость власти (открытая, средняя, закрытая);
  2. уровень свободы производства информации;
  3. уровень свободы распространения информации;
  4. медийная насыщенность региона;
  5. развитие регионального медийного и рекламного рынков;
  6. уровень медийной конфликтности региона, характер конфликтов (правовой, внеправовой);
  7. уровень и характер самоорганизации медийного сообщества.

    Анализируя  содержание каждого из семи параметров, несложно увидеть,

    что из первых трех параметров складывается типологическая характеристика медийной политики власти. Четвертый и пятый  характеризуют потенциал и характер (рыночный или внерыночный) местных СМИ. Шестой параметр во многом является производным от взаимодействия первых пяти. Седьмой параметр тесно связан со всеми шестью предыдущими, но имеет свою внутреннюю логику, что требует отдельного исследования. Стоит особо подчеркнуть: в основе типологии масс-медиа Симонова-Никулиной лежит некий базовый процесс.

    Обозначим еще раз его содержание: средства массовой информации России, как и  вся страна в целом, находятся  в настоящее время в состоянии  трансформации от советской модели к демократии, от закрытого общества к открытому обществу, от государственной экономики к рыночной. Таким образом, исходный пункт преобразований для каждого российского региона (имеем в виду СМИ) единственный - это советская модель масс-медиа, а результаты такой трансформации на данном временном этапе в разных регионах различны. Опираясь на вышеназванные типологические параметры можно выделить семь региональных моделей СМИ, присутствующих в настоящее время на медийном пространстве РФ:

    1) авторитарная; 2) патерналистская; 3) модернизированная  советская модель; 4) переходная к  рыночной; 5) рыночная; 6) конфронтационная; 7) депрессивная.

    Авторитарная, патерналистская и модернизированная  модели являются вариантами советской модели масс-медиа. Основная характеристика такого типа медийных моделей следующая: СМИ по-прежнему получают указания и ресурсы из единого центра, то есть управляются и контролируются властью. Разница между авторитарной, патерналистской и модернизированной советской моделью заключается в формах, методах и характере административного руководства СМИ, уровнях нетерпимости к инакомыслию, степенях развития СМИ в регионе, что требует адекватных методов управления прессой.

    Рыночная  медийная модель характеризуется тем, что исключает возможность командовать и управлять СМИ со стороны власть предержащих. На смену прямому управлению приходит так называемое влияние на масс-медиа. Механизмы цивилизованного влияния на медийный процесс достаточно сложны, что, в частности, предполагает умение создавать информационные поводы, отслеживать рейтинги, умение общаться с журналистами и т.д.

    Конфронтационная  модель возникает на базе рыночной, если власть пытается все же командовать независимыми СМИ, что перерастает в войну власти с частью независимой прессы. Что касается переходной к рыночной модели, то такая модель характерна для тех регионов, где СМИ четко делятся на две части - государственные и негосударственные. Базовый медийный процесс при этой модели состоит в изменении соотношения между этими секторами.

    Наконец, депрессивная модель воспроизводится  в регионах с крайне низкой медийной насыщенностью, где практически нет рынка СМИ, а взаимоотношения власти и общества осуществляются без посредничества масс-медиа.

    Поскольку данная типология основана на анализе  и обобщении фактов и процессов, которые происходят в регионах России, имеет смысл обозначить медийные модели по названиям тех регионов, медийная практика в которых наиболее характерна для каждой модели. Так, авторы Общественной экспертизы по «измерению свободы слова в России» выделяют:

    1. Калмыцко-адыгейскую модель (авторитарный вариант советской медийной модели или «зона бесконфликтности»).
    2. Белгородско-башкортостанскую модель (патерналистский вариант советской модели).
    3. Кубанско-татарстанскую медийную модель (модель управляемой свободы СМИ или модернизированный вариант советской медийной модели).
    4. Переходную к рыночной медийную модель.
    5. Свердловскую медийную модель (рыночную).
    6. Приморско-тульскую модель (конфронтационную).
    7. Депрессивную медийную модель.

    Каждая  из семи региональных моделей объединяет различное число субъектов РФ: авторитарная модель - 9 субъектов РФ; патерналистская - 7; модернизированная - 6; переходная к рыночной — 33; рыночная — 11; конфронтаци- онная - 10; депрессивная - 11 субъектов РФ. Каждая медийная модель представляет собой специфический медийный организм, позволяющий понять природу и функции СМИ, которые они выполняют в том или ином регионе. Различие природы и функций масс-медиа в различных регионах дает основание предполагать, что различна и мера свободы СМИ, которую в силу своей внутренней логики и конструкции имеет каждая из семи моделей СМИ, различна и степень конфликтности каждого типа медийных моделей.

Информация о работе PR в управлении конфликтами