Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:30, дипломная работа
Цель работы заключается в исследовании характера информационного отражения российско-шведских отношений на страницах шведской прессы. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1.Изучить характерные черты и особенности рынка СМИ в Швеции.
2.Проследить тенденцию изменения российско-шведских отношений и, в соответствии с этим, выявить возможную трансформацию образа России, тиражируемого шведскими газетами.
3.Выявить основную проблематику публикаций о России при помощи качественного и количественного анализа исследуемого материала.
4.Описать экстралингвистические и лексико-стилистические приемы, используемые шведскими журналистами в материалах на внешнеполитическую тематику.
5.Определить эффективность российских информационных выступлений на страницах шведской прессы.
Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Международная тематика на страницах шведской прессы……………………………………………………………………………8
1.1. Типология шведских периодических изданий………………………..8
1.2. Партийность и концентрация медиарынка: особенности освещения международной информации в партийной и независимой прессе……….…………………………………………………………………….13
1.3. Шведский концерн Бонньеров………………………………………28
1.4. Принципы подачи информации на страницах шведских и российских газет…………………………………………………………………34
Глава 2. Шведская информационная политика при отражении образа России…………………………………………..41
2.1.Россия и Швеция: от холодной войны к сотрудничеству………………………… ……………………………………….41
2.2. Категории «Мы» и «Другие» в материалах шведских журналистов 90-годов…………...…….......................................................................................47
2.3. Образ России в шведской прессе XXI века…………………………53
2.4.Российские авторы на страницах шведской прессы: конструирование положительного образа России…………………………….73
Заключение……………………………………………………..79
Библиографический список литературы…………………...81
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет журналистики
Кафедра международной журналистики
Российско-шведские отношения в газетах «Экспрессен»
и «Дагенс Нюхетер»
Выпускная квалификационная работа
студентки 5 курса
дневного отделения
специальность «журналистика»
Толкачевой Ирины Петровны
Научный руководитель:
Профессор и доктор политических наук
Михайлов Сергей Анатольевич
Санкт-Петербург
-2007-
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Международная
тематика на страницах шведской прессы………………………………………………………………
1.1. Типология шведских периодических изданий………………………..8
1.2. Партийность и концентрация
медиарынка: особенности освещения международной
информации в партийной и независимой
прессе……….……………………………………………………
1.3. Шведский концерн Бонньеров………………………………………28
1.4. Принципы подачи информации
на страницах шведских и
Глава 2. Шведская информационная политика при отражении образа России…………………………………………..41
2.1.Россия и Швеция:
от холодной войны к
2.2. Категории «Мы»
и «Другие» в материалах
2.3. Образ России в шведской прессе XXI века…………………………53
2.4.Российские авторы
на страницах шведской прессы:
конструирование положительного образа России…………………………….73
Заключение……………………………………………………
Библиографический список литературы…………………...81
Введение
Актуальность исследования российско-шведских отношений на страницах прессы Швеции обусловлена несколькими факторами:
Во-первых, в современных условиях глобализации внешнеполитическая направленность шведских СМИ становится все более определенной.
Швеция была и остается символом стабильности в мире. Во многом этому способствовал изначально принятый в ее политике принцип невмешательства и нейтралитета. Средства массовой информации также пытаются позиционировать себя носителями универсальных демократических ценностей, свободными от всякого рода «ориентализма»1 в подаче международной информации. Однако отличительным признаком современной массовой коммуникации в XXI веке является преобладание эмоциоцентрированной аргументации над рациональной и, как следствие, целеустановка на формирование мнения, а не знания. Таким образом, учитывая необходимость каждого государства формировать определенную информационную политику, заявление о нейтральной позиции шведских СМИ вызывает некоторые сомнения, разрешить которые можно только тщательным исследованием содержания материалов на внешнеполитическую тему и манеры ее подачи. Это тем более важно для России, к которой отношение мировой общественности на сегодняшний день довольно изменчивое. В настоящее время на фоне развивающегося процесса глобализации и неоднозначного освещения происходящих событий средствами массовой информации Запада очень важно проанализировать положение России в современной системе геополитических координат. По мнению автора, невнимание к этому актору внешне- и внутриполитического взаимодействия может превратиться в проблему для оптимального взаимоотношения европейских стран. Исследование межгосударственных отношений через призму средств массовой информации является одним из этапов последовательного конструктивного поиска возможных взаимовыгодных решений.
Во-вторых, с прекращением «холодной войны» и падением «железного занавеса», который охранял сознание российских граждан от информационного влияния со стороны «империалистических» стран, перед Россией встает новая задача – научиться грамотно противостоять неадекватному отражению своих процессов в зарубежных СМИ и активно поддерживать в них формирование своего положительного образа. Но для оптимизации такой политики следует для начала провести тщательный мониторинг средств массовой информации в каждом регионе. Данное исследование касается информационной политики северных стран, в частности, Швеции, СМИ которой сегодня представляют одну из наиболее динамично развивающихся областей экономики и общественной жизни не только внутри страны, но и для всего северного региона в целом.
В-третьих, анализ российско-шведских отношений на страницах шведских газет позволит определить, какой из геополитических образов, применяемых к России в разных странах мира, тиражирует северная пресса. Первый из них, так называемый «остров Россия» во многом базируется на этнокультурных, цивилизационных и языковых особенностях развития Древней Руси и Средневековой России, которые и предопределили его аутентичность.
Следующий ГПО – это Россия-Евразия, означавший выход за рамки традиционных геополитических возможностей России. Используя историко-географические основания, евразийцы создали мощный ГПО, потенциально позволяющий создать весьма масштабные и разнообразные геостратегии.
Несколько ранее был сознан и трансформирован вовне ГПО Россия-и-Европа (или Россия как Европа). При этом Россия принимается в качестве маргинальной страны Европы, во многом схожей, например с Испанией – прежде всего, конечно, в историко-культурном смысле.
Понимание России своей принадлежности к тому или иному образу позволит корректировать собственную информационную политику по отношении к Швеции.
Объектом исследования являются газетные издания Швеции.
Предметом исследования являются объективные основания, специфические характеристики и общие закономерности освещения российской действительности в газетах «Дагенс Нюхетер» и «Экспрессен».
Цель работы заключается в исследовании характера информационного отражения российско-шведских отношений на страницах шведской прессы. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Степень разработанности темы. Большое значение при выполнении работы имели труды российских и зарубежных исследователей, занимающихся вопросами современных международных отношений в контексте глобализации: Г.П. Артемов, Н.М. Боголюбова, С.Г. Кара-Мурза, А.С. Кан, Ю.В. Николаева и Ю.Хабермаса, П. Лоулера, Р. Робертсона2.
При анализе российской действительности, предлагаемой шведскими СМИ, исследователь опирался на работы Э.А. Галумова, Ю.Н. Кашлева, Г.Г Почепцова3.
Важными теоретическими
источниками при освещении
В России проблематика контента СМИ северной Европы во внешнеполитическом аспекте практически не разобрана, поэтому в работе привлечены в основном зарубежные теоретические источники, как наиболее объективные и современные. Так, например исследования С.Хайдуниуса и Л.Вайбулла5. Общая характеристика шведских СМИ прилагается в учебном пособии С.А. Михайлова «Журналистика стран северной Европы»6 и монографии Е.Л. Вартановой «Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ, радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием»7.
Важными источниками стали официальный сайт шведского института (Svenska Institutet) www.si.se и сайт Европейского Центра Журналистики (European Journalism Center) www.ejc.nl, где в многочисленных обзорах и научных статьях приводятся точные данные, касающиеся специфики медийного рынка и современного состояния общества.
Эмпирическую базу исследования составили номера газет “Дагенс Нюхетер” и “Экспрессен” за 2000-2007 годы, а также подборка отдельных статей за 1992-1993 годы. В работе были использованы некоторые материалы из газет «Свенска Дагбладет» и «Сконска Дагбладет»
Основной документальной базой явились национальное законодательство Швеции, а также кодекс профессиональной этики журналистов Швеции. Необходимая информация по политическому устройству Швеции, а также данные официальной правительственной статистики представлены на официальных сайтах правительственных учреждений Швеции, в том числе, на www.sweden.gov.se
Методы исследования. Поскольку данная работа затрагивает концепции из разных областей наук (филологии, политологии, культурологии), то исследуемые проблемы предполагают междисциплинарный подход. За основу принят основополагающий принцип гуманитарных наук – принцип комплексного и системного анализа. Здесь используется историко-сравнительный анализ развития шведского общества в контексте взаимоотношений с Россией. Для того, чтобы понять влияние глобализации на характер межгосударственных отношений и их отражения в прессе, необходим социолингвистический подход. Исключительно важным в этом подходе является изучение собственно журналистских аспектов функционирования СМИ – язык и стиль публикаций шведской печати на заданную тему.
Научная новизна исследования.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, насчитывающей 54 наименования. Общий объем работы составляет 81 страницу.
Глава 1. Международная тематика на страницах шведской прессы
Выявить основные тенденции развития западной и российской печати и проанализировать их концептуальную составляющую, определить роль прессы в формировании международных отношений на мировой арене, а также отметить влияние данного фактора на политику этих стран позволяет изучение ведущих мировых и отечественных СМИ с применением такого метода, как контент-анализ - изучение массовых источников, содержащих однородную информацию по изучаемой проблеме. Исследование процессов и тенденций, происходящих в шведской периодике, укажет причину той или иной интерпретации международных событий в СМИ Швеции и более точно определит особенности информационной политики изданий в освещении зарубежных вопросов.
1.1 Типология шведских периодических изданий
Особенности современной печатной прессы Швеции: газеты имеют в основном региональную направленность (лишь два таблоида и одна деловая газета имеют общенациональный характер8); большинство провинциальных газет выходят утром и распространяются по подписке. В отличие от многих стран, где распространение газет осуществляется в основном через газетные киоски, шведский рынок ежедневной прессы основан именно на системе подписки, что предполагает доставку продукции на дом. В соответствии с данными, полученными Шведской Ассоциацией редакторов и журналистов, 93% ежедневного тиража утренней прессы реализуется через подписку9.
Согласно классификации, принятой Шведским Институтом, выделяют 4 основные группы печатной продукции10:
1. Центральные утренние
газеты. К ним относятся
2. Центральные вечерние
газеты. Это, прежде всего, выходящие
в Стокгольме, Гётеборге и Мальмё
таблоиды «Афтонбладет»(411000)
3. Провинциальная пресса
включает в себя высоко и
среднепериодичные издания,
4. Газеты, выходящие один-два
раза в неделю, как в крупных,
так и в провинциальных
По географическому принципу прессу северных стран можно разделить на три группы: общенациональные, региональные, местные. Причем в данной систематизации критериями различия, помимо масштаба распространения, является содержание: наличие общенациональной и международной информации, дискуссии на политические темы, степень «локальности» новостей. Для первой группы изданий, имеющих общенациональное распространение, характерен максимальный объем не привязанной к месту выхода информации (общенациональной и международной) и меньшая доля местных новостей. Примером такого типа изданий является газета «Дагенс Нюхетер».
В пределах наибольших административно-
В местных газетах,
Стоит выделить еще один принцип типологии шведской прессы, который был особенно актуален еще в начале XXI века, – разделение газет на вечерние квалоиды и качественные утренние издания. Следует сразу оговориться, что данный принцип разделения шведской периодики на сегодняшний день считается отмирающим явлением в результате стирания границ отличия между утренней и вечерней прессой. Однако некоторые характерные особенности, присущие выделенным типам изданий, сохраняются и в настоящее время.
Информация о работе Российско-шведские отношения в газетах «Экспрессен» и «Дагенс Нюхетер»