Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:30, дипломная работа
Цель работы заключается в исследовании характера информационного отражения российско-шведских отношений на страницах шведской прессы. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1.Изучить характерные черты и особенности рынка СМИ в Швеции.
2.Проследить тенденцию изменения российско-шведских отношений и, в соответствии с этим, выявить возможную трансформацию образа России, тиражируемого шведскими газетами.
3.Выявить основную проблематику публикаций о России при помощи качественного и количественного анализа исследуемого материала.
4.Описать экстралингвистические и лексико-стилистические приемы, используемые шведскими журналистами в материалах на внешнеполитическую тематику.
5.Определить эффективность российских информационных выступлений на страницах шведской прессы.
Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Международная тематика на страницах шведской прессы……………………………………………………………………………8
1.1. Типология шведских периодических изданий………………………..8
1.2. Партийность и концентрация медиарынка: особенности освещения международной информации в партийной и независимой прессе……….…………………………………………………………………….13
1.3. Шведский концерн Бонньеров………………………………………28
1.4. Принципы подачи информации на страницах шведских и российских газет…………………………………………………………………34
Глава 2. Шведская информационная политика при отражении образа России…………………………………………..41
2.1.Россия и Швеция: от холодной войны к сотрудничеству………………………… ……………………………………….41
2.2. Категории «Мы» и «Другие» в материалах шведских журналистов 90-годов…………...…….......................................................................................47
2.3. Образ России в шведской прессе XXI века…………………………53
2.4.Российские авторы на страницах шведской прессы: конструирование положительного образа России…………………………….73
Заключение……………………………………………………..79
Библиографический список литературы…………………...81
Из проведенных исследований можно сделать вывод, что освещение российско-шведских отношений на страницах шведской прессы претерпело определенную трансформацию. Распад СССР определил возможность для более тесного взаимодействия этих стран. Однако «журналистская память» шведских авторов перенесла негативное отношение к России в XXI век. Настороженность и недоверие к российской политике, подтекстом, а иногда и открыто проходящие в текстах шведских авторов, дают повод задуматься о продолжении «холодной войны» уже в условиях глобализации.
Заключение
Характерной чертой средств массовой информации Швеции всегда была ориентация на освещение, прежде всего, внутригосударственных проблем. Возможно, в этом проявлялась присущая шведской журналистике нейтральность в вопросах международных отношений. Однако в современных условиях глобализации пресса Швеции вынуждена активнее откликаться на происходящие в мире процессы. В соответствии с увеличением доли международной информации на страницах шведских газет, в большей степени стал проявляться определенный «ориентализм» журналистов в освещении межгосударственных отношений. Исследование политического медиадискурса по вопросам российско-шведского взаимодействия подтвердило тенденциозность шведских журналистов при обработке зарубежной информации.
Анализ материалов
по международной тематике
Исследование шведской прессы показало, что ее позиция иногда идет вразрез со стремлением правительства укрепить двустороннее сотрудничество с Россией. Критика правительства Бильдта за игнорирование «опасных процессов, происходящих в России», и нагнетание угрозы «российского эффекта» становится обязательным фоном в освещении русско-шведского взаимодействия.
Анализ российско-шведских отношений на страницах шведских газет позволил определить, какой из геополитических образов, применяемых к России в разных странах мира, тиражирует северная пресса. В настоящее время этнокультурные, цивилизационные особенности развития Древней Руси и Средневековой России, не находят отражения в прессе Швеции. Современная Россия, скорее, представляет собой сочетание «евразийского» ГПО и образа «Россия-Европа». Причем, если «Россия-Евразия» наделена силой и мощным потенциалом, способным заставить Европу считаться с ее мнением, то Россия как европейское государство показано неразвитым и слабым.
Попытки российских авторов, выступающих на страницах шведских изданий, опровергнуть аргументированную логику шведских журналистов в вопросах международного положения России носят бессистемный, спонтанный характер, что сводит их усилия к нулевому результату.
Таким образом, анализ отражения российско-шведских отношений в ведущих газетах Швеции выявил несоответствие реальному положению России в международном пространстве. Учитывая, что шведская пресса, несмотря на свою уникальную «модель», является отражением общеевропейских тенденций в СМИ, Россия должна пересмотреть свою информационную тактику, чтобы эффективно противодействовать сложившейся ментальности западной прессы и беспрепятственно выстраивать свою международную политику.
Библиографический список литературы
I. Книги
1.1. Артемов Г.П. Основы политологии: Уч. Пос. СПб., 2002. – 194 с.
1.2. Блохин И.Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии: Уч. пос. - СПб., 2003. – 178 с.
1.3. Н.М. Боголюбова, Ю.В.
Николаева Культурный обмен в
системе международных
1.4. Быкова А.С. Массмедиа стран-
1.5. Вартанова Е.Л.
Северная модель в конце
1.6.Вартанова Е.Л. Северные медиа в конце 29 века: лаборатория завтрашнего общества.// Вестник Моск. Ун-та.сер 10, 2000, №6 – 146 с.
1.7.Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. М., Мысль, 1992. – 243 с.
1.8. Э.А. Галумов. Имидж против имиджа. М, 2005. - 512 с.
1.9.Э.А. Галумов. Международны
1.10 Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. Воронеж, 1990. – 134 с.
1.11. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория
и практика речевой
1.12 Кан А.С. Россия и Швеция: прошлое и настоящее. - Российский гуманитарный университет, 1999. – 374 с.
1.14. Кашлев Ю., Галумов Э. Информация и PR в международных отношениях. – М.: Известия, 2003, 426 с.
1.15. Корконосенко С.Г.
1.16. Липовецки Ж. Эра Пустоты. М.: Мысль, 2001. – 230. С.
1.17. Маслова В.А.
1.18. . Михайлов С.А. Журналистика стран Северной Европы. -
СПб: СпбГУ, 2003. – 320 с.
1.20. Полосин. В.С. Миф. Религия. Государство. М., 1999. – 378 с.
1.21. Почепцов Г.Г. Имиджеология. СПб., 2000. – 566 с.
1.22. Системная история международных отношений. 1918-2003/ Под ред. Ю.В. Чернявской. - Минск, 2003. – 485 с.
1.24. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М. 1998. – 279 с.
1.25. Тоффлер Э. Третья
волна. www.tomsk.ru/Books/
1.27. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика.- М.: Мысль, 2000. – 190 с.
1.28. Щербанин Ю.А. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997. - 375 с.
На английском языке
1.29.Human Development Report/ Edited by Marphy K., Ross-Lrson B. New York, 2004 – 266 pp.
1.30. Media in Europe//Edited by Kelly M., Mazzdeny G. London,2004
1.31. Picturing politic: Visual and Textual Formations of Modernity in the Swedish Press. – Stockholm, 2000. 280 pp.
1.32. Robertson R. Globalization. Social theory and global culture. London, 1992.
1.33. Runblom H. Sweden as a multikultural society. www.si.se
2.1.Вартанова Е.Л. ст. СМИ Северной Европы: к новому информационному идеалу. // Вестн. моск. Ун-та.сер 10, 1998. №4 – 178 c.
2.2.Петрова Н.В. социальная
ответственность
2.3.Соколова Виктория. Есть мнение, что мнения нет.// Известия. 10.04.2000, №16.
2.4. Экекранц Ян. Медиадискурс
при сравнительном
3.1.Bergström A. Changing Habits? Swedish Readers in Transition. // ConferenceReports.Stokcholm,
3.2.Grusell M. Advertising? – yes, please, but only when I feel
like it’s my own choice. // The Consuming Audiences conference in Copenhagen, Denmark, 27-30 September
2006: http://www.dagspresskollegiet.
3.3.Hadenius
S, Weibull L. The Swedish Newspaper in the late 1990s/ Traditionalsandtraditionalism,
ncomreview/199
3.4.Human Development Report/ edited by Marphy K., Ross-Larsson B/ New-York, 2004. – 126 c.
3.5.Lawler P. Scandinavian exceptionalizm and European Union.// Journal of Common Market Studies. №35
3.6.Mansson Katarina. Chapter on the General Situation in Sweeden/ www.iom.fi/pdf/SWEEDEN.PDF
3.7.Robertson R. Globalization. Social theory and global culture. London, 1992.- 244 pp.
3.8.Ross H. Conflict sensitive journalism. www.ejc.ru
3.9.Josefine Sternvik Swedish Daily Newspapers: A
Shrinking Format? // Press Business, media, markets,
leaders, strategies, september 2005: http://www.press-buisness.com/
3.10.Westlund O. Аn Analysis of Uncertainties in the Swedish Market // Association of Internet Researchers, 2006: http://www.news.mob.se
3.11.Westlund O. Beyond time and space.
// Sweden and their Mobil
Internet News Users, 2006: http://www.dagspresskollegiet.
Грачева Л.В. Ежедневная газета «Дагенс
нюхетер» в системе информационно-
Газ. «Правда», номера за июль 1985 г
Газ. «Дело»
Газ. «Экспрессен»
Газ. «Дагенс Нюхетер»
Газ. «Афтонбладет»
Газ. «Сконска Дагбладет»
Газ. «Свенска Дагбладет»
V. Интернет-ресурсы
5.1. www.aftonbladet.se
5.2. www.bonnier.com
5.3. www.dagensnyheter.se
5.4. www.dagspresskollegiet.jmg.gu.
5.5. www.expressen.se
5.6. www.ejc.ru
5.7. www.iom.fi/pdf/SWEEDEN.PDF
5.8. www.news.mob.se
5.9. www. nordicom.gu.se/review/
5.10. www. skånskadagbladet.se
1 Экекранц Ян. Медиадискурс при сравнительном рассмотрении образов восточных соседей // Вестник МГУ. сер. 10. 2006. № 2. С. 76.
2Артемов Г.П. Основы политологии: Уч. пос. СПб., 2002, Боголюбова Н.М.,
Николаева Ю.В. Культурный обмен в
системе международных
3 Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М., 2005, Кашлев Ю., Галумов Э. Информация и PR в международных отношениях. М.: Известия, 2003, Почепцов Г.Г. Имиджеология. СПб, 2000
4 Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 1999,Стернин И.А. практическая риторика. М., 2003, Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. М., 2000.
5 Hadenius S, Weibull L. The Swedish Newspaper in the late 1990s //
Traditionals and traditionalism, 2000: http:// www. nordicom.gu.se/review/
6 Михайлов С.А. Журналистика стран Северной Европы. СПб., 2003.
7 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997.
8 Expressen, Aftonbladet, Dagens Industry
9Joakim
Palme. How is the Swedish Model faring // www/nordicom.gu.se/review/
10 Weibull L., Anna Maria Jonsson. The Swedish media landscape //www.si.se/5683/ - 3.08.2001.
11 Тираж проводится по данным Media in Europe// Еdited by Kelly M., Mazzdeni G., MeQuail D. London, 2004. C.246
12 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997.
13 Вартанова Е.Л. СМИ Северной Европы: к новому информационному идеалу // Вестник МГУ, серия 10, 1998. .№4. С. 63.
14 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия: печать, телевидение и радио стран Северной Европы, М.: Изд. МГУ, 1997. С. 92.
15 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия: печать, телевидение и радио стран Северной Европы. М.: Изд. МГУ, 1997. С. 36.
16 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия: печать, телевидение и радио стран Северной Европы. М.: Изд. МГУ, 1997. С.43.
1 Westlund O. Аn Analysis of Uncertainties in the Swedish Market // Association of Internet Researchers, 2006: http://www.news.mob.se
18 Hadenius S, Weibull L. The Swedish Newspaper in the late 1990s//
Traditionals and traditionalism, 2000: http://www.nordicom.gu.se/
19 «Свенска Дагбладет» - ежедневная утренняя газета, освещающая национальные и международные события. Выходит в Стокгольме с 1884 года. В рейтинге тиражей «Свенска Дагбладет» занимает 3 место (194,100), уступая только «Дагенс Нюхетер» и «Гетерборг Постен». Несмотря на свой отход от партийной «опеки», остается верна принципам либерального консерватизма, присущим Умеренной партии.
20 Av Ledarredaktionen. Om valkampanjen // Swenska Dagbladet. 17.03.2006: http//www.swenskadagbladet.se/
21 Hadenius S, Weibull L. The Swedish Newspaper in the late 1990s//
Traditionals and traditionalism, 2000: http://www.nordicom.gu.se/
22 Caroline Olsson. Politkovskajas mördare gripna // Aftonladet. 23.03.2007: http//www.aftonbladet.se/vss/
23 Вартанова Е.Л. ст. СМИ Северной Европы: к новому информационному идеалу // Вестник МГУ, cерия 10, 1998. №4. C. 57.
24 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия: печать, телевидение и радио стран Северной Европы. М.: Изд. МГУ, 1997. С.147.
25 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия: печать, телевидение и радио стран Северной Европы. М.: Изд. МГУ, 1997. С. 49.
26Михайлов С.А. Журналистика стран Северной Европы. СПб., 2003. С. 86.
27 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997. С. 53.
28 Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997. С. 69.
Информация о работе Российско-шведские отношения в газетах «Экспрессен» и «Дагенс Нюхетер»