Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:30, дипломная работа
Цель работы заключается в исследовании характера информационного отражения российско-шведских отношений на страницах шведской прессы. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1.Изучить характерные черты и особенности рынка СМИ в Швеции.
2.Проследить тенденцию изменения российско-шведских отношений и, в соответствии с этим, выявить возможную трансформацию образа России, тиражируемого шведскими газетами.
3.Выявить основную проблематику публикаций о России при помощи качественного и количественного анализа исследуемого материала.
4.Описать экстралингвистические и лексико-стилистические приемы, используемые шведскими журналистами в материалах на внешнеполитическую тематику.
5.Определить эффективность российских информационных выступлений на страницах шведской прессы.
Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Международная тематика на страницах шведской прессы……………………………………………………………………………8
1.1. Типология шведских периодических изданий………………………..8
1.2. Партийность и концентрация медиарынка: особенности освещения международной информации в партийной и независимой прессе……….…………………………………………………………………….13
1.3. Шведский концерн Бонньеров………………………………………28
1.4. Принципы подачи информации на страницах шведских и российских газет…………………………………………………………………34
Глава 2. Шведская информационная политика при отражении образа России…………………………………………..41
2.1.Россия и Швеция: от холодной войны к сотрудничеству………………………… ……………………………………….41
2.2. Категории «Мы» и «Другие» в материалах шведских журналистов 90-годов…………...…….......................................................................................47
2.3. Образ России в шведской прессе XXI века…………………………53
2.4.Российские авторы на страницах шведской прессы: конструирование положительного образа России…………………………….73
Заключение……………………………………………………..79
Библиографический список литературы…………………...81
Поэтому при анализе
категории оперативности
Специального внимания заслуживают измерения текстов в категории времени и пространства. В данном случае, влияние социальных обстоятельств проявляется особенно сильно. Такое исследование российско-шведской прессы с позиции временного пространства использовали отечественные социологи при анализе русско-шведской прессы в 1997 году: «Фиксируя рассмотрение событий в прошлом, настоящем и будущем (а также всевозможные комбинации этих состояний), мы тем самым исследуем проблему целостности мышления журналистов, осознание ими закономерного, поступательного хода исторического процесса. Дискретность в отражении исторического времени свидетельствует о реальном разрыве, возникшем в биографии страны и мира. Именно так воспринимают российские авторы действительность: примерно равные группы материалов (по 29-28%) образуются под рубриками «было», «было - стало» (характерно, что это самая большая группа). Нельзя обозначить этот феномен иначе, как ощущением себя на перепутье судьбы. Шведские коллеги демонстрируют иное чувство во времени: в 69% материалов связывали прошлое, настоящее и будущее, а в 30% - прошлое и настоящее»47. На 2007 год результаты такого сравнительного анализа российской прессы посредством категорий «вчера – сегодня - завтра» изменились в сторону улучшения: количество материалов в российской прессе на тему «вчера», «вчера-сегодня» уменьшилось до 46%, связь «сегодня-завтра» наблюдается в половине анализируемого материала.
В отношении к
географии описываемых событий
проявились три тенденции. Во-
Таким образом, исследование процессов и тенденций, происходящих в современной журналистике Швеции, позволяют говорить о ней как об уникальной модели, характеризующейся определенными особенностями. С одной стороны, на прессу влияют партии, в чьих руках она становится орудием пропаганды, с другой стороны, газетный рынок является постоянным объектом внимания медиамагнатов, среди которых выделяется семья Бонньеров. Подобные процессы не могут не отражаться на информационной деятельности изданий и, в частности, на способах освещения международных отношений. Принципы информационной политики шведских изданий, такие как точность, фактографичность, аргументированность изложения, а также определенный отбор международной информации, базирующийся на обязательной «привязке» к внутренней жизни страны, были выявлены при помощи сравнительного контент-анализа шведских и российских газет.
Следует подчеркнуть, что особенностью средств массовой информации является их способность прямо обратиться к общественности, минуя такие традиционные институты общества, как школа, семья, церковь, политические партии и организации. То есть СМИ выступают в роли активного субъекта политической жизни.
Вместе с тем, внешняя политика не формируется непосредственно ими как «четвертой властью». Однако успех в ее проведении во многом зависит от позиции влиятельных изданий, способных мобилизовать общественное мнение, а также от возможностей и способности политических субъектов (органы исполнительной власти, партии и их фракции в парламентах, экспертное сообщество) задействовать СМИ в реализации своего курса, «раскручивании» своих концепций и подходов к решению международных проблем. Освещение межгосударственного взаимодействия не обходится без некоторой тенденциозности и предполагает конструирование определенного образа страны-актора международных отношений.
2.1.Россия и Швеция: от холодной войны к сотрудничеству
С начала 80-х годов советско-шведские отношения успели дважды изменить свое направление. Историческое десятилетие началось с ухудшения взаимоотношений и закончилось их заметным улучшением и, пользуясь ходовым понятием тех лет, даже их перестройкой. Отказ нового советского руководства от продолжения холодной войны в сочетании с восстановлением независимости прибалтийских государств и уходом советских вооруженных сил из восточной, в том числе балтийской Германии, решительно изменило геополитическое положение Швеции. Не случайно, следующее десятилетие, «90-е годы, ознаменовались почти непрерывным снижением ее расходов на оборону и самих Вооруженных сил, что вместе с тем больно било по занятости – ситуация, знакомая труженикам российской «оборонки»49. Прекращение сорокалетней холодной войны, исчезновение однопартийных замкнутых режимов в бывших советских республиках, рыночно-демократичный выбор, в первую очередь, выбор самой России, означали потрясение укоренившегося в Швеции (в СМИ и общественном сознании) образа двойной опасности – русской и коммунистической.
Вспышка холодной
войны вследствие так
Доказательство пришло само. Осенью 1981 года крупная и устарелая, но все же атомная русская подлодка потерпела аварию и всплыла на виду главной «исторической» базы ВМФ в Карлскроне. На следующий год проводилась уже крупными силами «охота» на подводную лодку в заливе Хорсфьерден. Южнее Стокгольма (в защитной сети обнаружилось достаточно крупное отверстие и на морском дне остались гусеницы мини-подлодки). Такого же рода происшествия повторялись в разных пунктах в 1985, 1987, 1988 годах. Советская сторона решительно отклоняла шведские протесты, но в остальном желала сохранить сотрудничество на уровне 70-х годов, business as usual. Буржуазное правительство, однако, «заморозило» отношения с Москвой, отменило намеченные визиты и консультации. Советская печать отвечала нападками на «шведских генералов», приобретающих оружие в США, повышающих там свою квалификацию и приглашающих к себе в Швецию «инспекторов НАТО».
Широкую программу мирного сотрудничества со странами Севера была выдвинута уже при Горбачеве («мурманская программа» 1987 года). Новое заключалось в том, что программа охватывала все возможное сотрудничество – военное, политическое, экологическое, гуманитарное. Применительно к Швеции горбачевские идеи конкретизировал новый советский премьер-министр Н. Рыжков при официальном посещении Швеции и Норвегии в 1988 году. Шведский визит премьера увенчался успехом, который незамедлительно нашел отражение, как в Российских изданиях, так и в шведской прессе. «Русская уступка сделала возможным разграничение экономических зон на Балтике между СССР и Швецией»50, - писала «Дагенс Нюхетер». По мере прекращения холодной войны утратил свое значение призыв к созданию безъядерной зоны в Северной Европе, который еще в 1985 году был чуть ли не гвоздем каждого номера советских газет. Горячее сочувствие и моральную поддержку шведской общественности встретили «Народные фронты» в странах Прибалтики, от нового советского руководства шведы ждали предоставления трем советским республикам большей самостоятельности. Эстония и Латвия, по традиции близкие шведскому сердцу наряду с Финляндией, вскоре стали полем приложения разнообразной шведской помощи, которая продолжала расти и в 90-е годы, уже в условиях независимой Прибалтики.
В противоположность своему прежнему негативному отношению советское правительство спокойно отнеслось к ходатайству Швеции о приеме в Европейское общество (сейчас Европейский Союз) и связанный с этим важным решением практический отказ от традиционной формулы нейтралитета.
Сами по себе перестройка и гласность, а главное, мирные инициативы Горбачева единодушно приветствовались, и присуждение нобелевской премии мира выражало и его популярность в Швеции. Менее единодушным было отношение к смене режима в России и во всем СССР после провала коммунистического переворота в августе 19991 года. «Кризис, а затем и самоликвидация государственного социализма на шестой части шара, при всем антикоммунизме шведских социал-демократов, подрывали взятый при Пальме радикальный курс партии и косвенно способствовали поражению СДРПШ на сентябрьских выборах 1991 года»51.
Буржуазная оппозиция
в избирательных кампаниях
С точки зрения внешней безопасности Швеции самоликвидация советской империи была явлением, безусловно, положительным. Газета «Известия» критиковала советское посольство в Стокгольме, новое московское правительство сокращало штат посольства, отзывая домой сотрудников КГБ, Москва призналась в своей помощи побегу советского шпиона Берглинга из тюрьмы в 1987 году, на судебном процессе КПСС в Москве огласились данные по многолетней денежной помощи просоветским шведским коммунистам – шведы поняли, что конфронтации пришел конец. Визит шведского премьер-министра Бильдта в некоммунистическую Россию «положил начало сотрудничеству в ряде новых областей и значительно расширил сферу и объем уже существовавшего сотрудничества»55. Шведский премьер принял горячее участие в развитии прибалтийских республик, в укреплении их положения, а также в защите прав местного русскоязычного меньшинства. Поездка Бильдта в Россию, как отражение сближения двух стран обсуждалась и на страницах шведской прессы: «Нельзя допустить, чтобы Россия опять впала в изоляцию и оказалась жертвой шовинистических страстей. Взаимное обеспечение безопасности европейских стран решающим образом зависит от интеграции России».56 Поэтому, между прочим, Швеция охотно включилась в Партнерство ради мира (Partnership for peace)? Созданное в 1994 году по инициативе Совета НАТО. В новой организации участвует также и Россия. Как сказала в интервью газете «Дагенс Нюхетер» Лена Ельм-Валлен, министр иностранных дел Швеции (до 1998 года), «Россия является нашим важнейшим страной-партнером»57.
Курс на укрепление сотрудничества между обновленной Россией и Швецией подчеркнул в декабре 1997 года государственный визит российского президента с супругой в Швецию. Это событие также нашло широкий резонанс в шведских изданиях. Однако шведские журналисты на этот раз сделали акцент не столько на заключенных договорах как в общественно, так и в политической сферах, сколько на определенных проблемах, связанных со сближением двух держав. Так, в газете «Экспрессен» упоминалось, что «несмотря на безусловно положительный характер процесса расширения сотрудничества, его многоплановость наряду с открытием российских границ для свободного выезда людей и перевода капиталов таят новые проблемы и опасности, например, незаконную иммиграцию и ввоз наркотиков».58
Та же газета отразила и единственное разногласие в политической сфере, обсуждавшееся во время визита Ельцина – отношение России к расширению НАТО, и в частности, вопрос о присоединении трех прибалтийских государств к этому блоку. «Россия предпочла бы упрочение их безопасности путем предоставления гарантий, но прибалты сами вольны выбирать свою международную ориентацию, то есть в данном случае, просить о приеме в НАТО».59
Главным внешнеполитическим решением Швеции в 90-х годах было присоединение к Европейскому Союзу. В отдаленной перспективе это являлось и целью России. Шведские политики подчеркивали, что ЕС не является оборонительным союзом и потому политика свободы от союзов остается в силе.
Интересная полемика развернулась между газетами разних политических направленностей по вопросу вступления Швеции в НАТО. Большинство шведов поныне являются противниками присоединения к военному блоку, однако пресса правого и либерального толка стоит на позиции одобрения этого решения.
С окончанием «холодного»
непонимания между двумя
Революция, происшедшая
с бывшим СССР, встречена в Швеции
почти с единодушным
Информация о работе Российско-шведские отношения в газетах «Экспрессен» и «Дагенс Нюхетер»