Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:30, дипломная работа
Цель работы заключается в исследовании характера информационного отражения российско-шведских отношений на страницах шведской прессы. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1.Изучить характерные черты и особенности рынка СМИ в Швеции.
2.Проследить тенденцию изменения российско-шведских отношений и, в соответствии с этим, выявить возможную трансформацию образа России, тиражируемого шведскими газетами.
3.Выявить основную проблематику публикаций о России при помощи качественного и количественного анализа исследуемого материала.
4.Описать экстралингвистические и лексико-стилистические приемы, используемые шведскими журналистами в материалах на внешнеполитическую тематику.
5.Определить эффективность российских информационных выступлений на страницах шведской прессы.
Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Международная тематика на страницах шведской прессы……………………………………………………………………………8
1.1. Типология шведских периодических изданий………………………..8
1.2. Партийность и концентрация медиарынка: особенности освещения международной информации в партийной и независимой прессе……….…………………………………………………………………….13
1.3. Шведский концерн Бонньеров………………………………………28
1.4. Принципы подачи информации на страницах шведских и российских газет…………………………………………………………………34
Глава 2. Шведская информационная политика при отражении образа России…………………………………………..41
2.1.Россия и Швеция: от холодной войны к сотрудничеству………………………… ……………………………………….41
2.2. Категории «Мы» и «Другие» в материалах шведских журналистов 90-годов…………...…….......................................................................................47
2.3. Образ России в шведской прессе XXI века…………………………53
2.4.Российские авторы на страницах шведской прессы: конструирование положительного образа России…………………………….73
Заключение……………………………………………………..79
Библиографический список литературы…………………...81
Сегодня социал-
Королем медиаконцентрации на шведском рынке печатной продукции можно по праву считать концерн Бонньеров, под контролем которого находится первая по объему тиража и, соответственно, по охвату населения газетная цепь. До недавнего времени число газет, находящихся в его собственности, не превышало трех, однако доля общенационального тиража составляла практически 30%. С приобретением контрольного пакета акций ежедневной региональной шведской газеты «Сюдсвенска дагбладет» в 1992 году компания «Мариеберг», крупнейшая дочерняя издательская компания концерна Бонньеров, упрочила монопольное положение на газетном рынке Швеции. «Сегодня ей принадлежат самые большие по тиражу газеты страны – утренняя «Дагенс нюхетер» и вечерняя «Экспрессен». Переход «Сюдсвенска дагбладет» в собственность «Мариеберг» означал, что компания начала контролировать практически треть общенационального тиража Швеции».24
Следует заметить, что концентрация медиа-бизнеса северных стран выражается не только созданием крупных газетных цепей. Не менее важной отличительной ее чертой является расширение деятельности медиамагнатов за рамки газетной индустрии и проявление интереса к электронным средствам массовой информации – как традиционным (ТВ, радио), так и современным, основанным на дигитальных технологиях и интерактивности, что определяет их политику на газетном рынке и формирует их глобальную стратегию. Действительно, рассматривая структуру и деятельность ведущих медиаконцернов страны, можно заметить, что все они организованы как многопрофильные компании, в которых переплетаются интересы различных индустрий.
Особенно заметна такая ориентация на электронные СМИ у «новичков» медиабизнеса. Так, «для шведского сравнительно молодого концерна «Кинневик» приоритетными направлениями становятся те, которые определяются техническим прогрессом. Лучшей иллюстрацией этого может быть тот факт, что компания однозначно доминирует на рынке спутникого телевидения».25
Уже упомянутый нами традиционный
медиамагнат, выросший из семейного бизнеса концерн Бонньеров
так же решил придерживаться новой тенденции
и значительно расширил свою деятельность
в различных сферах медиаиндустрии. Однако
в силу ряда причин – традиций, осознания
приоритетов, организационно-
Осознание средствами массовой информации своей ответственности перед обществом, положенное в основу деятельности не только общественных, но и частных медиа, предполагает одновременно некоторую обособленность прессы и телевидения от финансовой и промышленной элиты северных стран. Именно в этом заключается основное отличие шведской медиаконцентрации от российской. На данный момент концентрация российских средств массовой информации под контролем отдельных лиц достигла впечатляющих размеров: все наиболее влиятельные телеканалы и печатные издания федерального или межрегионального значения находятся под прямым или косвенным влиянием нескольких медиамагнатов. Таким образом, особенностью российского информационного рынка (по сравнению с западным) является то, что высокая концентрация СМИ явилась не следствием самостоятельного развития медиабизнеса, а результатом притока в СМИ банковского или промышленного капитала. Все шесть перечисленных нами медиа-групп характеризуются тем, что входящие в них средства массовой информации развиваются на деньги, заработанные в других сферах, и являются не столько средством извлечения прибыли (в наименьшей степени это относится к холдингу "Медиа-МОСТ"), сколько инструментом политического влияния. Но, несмотря на то, что для экономики Швеции нехарактерно заметное присутствие промышленного или иного капитала и его заинтересованное участие в управлении медиакомпаниями, финансовая группа Валленбергов – один из ключевых «кланов» шведской экономики – еще в середине 90-х годов заметно активизировала свою деятельность в области средств коммуникации. «Объединение, созданное семьей Валленбергов, одной из четырех богатейших и влиятельнейших семей страны, также начало реализовывать свои интересы в сфере масс-медиа, создавая холдинговые компании, такие как «Инвестор», которые развернули свою деятельность на рынке СМИ.»26
В то же время нельзя не отметить и обратный процесс, характерный для шведского издательского бизнеса – расширение сферы деятельности медиаиндустрии, развитие деятельности медиамагнатов, не соотносящейся напрямую с газетным делом. Этот процесс выделяется в отдельный вид концентрации – вертикальный.27 Так, 30-е годы XX века отмечены серьезным проникновением концерна Бонньеров в совершенно новую для него - финансовую – сферу. В 1931 году старший сын Карла-Отто Бонньера, Тур, вошел в правление семейного бизнеса Валленбергов, являющегося по сей день одним из двух-трех мощнейших финансовых гигантов Швеции, на которых базируется вся инвестиционно-банковская сфера страны. Одновременно он стал членом правления акционерных компаний «АБ Свенска прессбиро» и «АБ Свенска букфёрлагет».
В 1933 г. компания предприняла еще один шаг в направлении вертикальной интеграции: Бонньеры приступили к производству типографской краски специально для издательства «Олен ок Окерлунд». В 1946 году Бонньеры создали на его основе новый завод печатных красок «АБ Графиск фэрг». В том же году они открыли завод по производству печатного оборудования «Сульна офсет АБ», который сегодня является крупнейшим поставщиком машин. К 50-м годам экспансия концерна в другие отрасли значительно активизировалась. Бонньеры продолжили направление капитала на диверсификацию продукции, выходя за рамки СМИ, проникновение в другие сферы деятельности, смежные как с издательским производством, так и не связанные с ним, в результате чего концерн Бонньеров стал объединением конгломератного типа.
Концентрация медиабизнеса в Швеции достигла таких размахов, что постепенно вышла на рынки других стран. "Сегодня мы видим, как все ведущие медиагруппы северных стран расширяют свою деятельность и за пределы национальных границ, и за пределы Севера. Конечно, нельзя сказать, что северный медиакапитал широко развернул рамки своего присутствия. Но, с другой стороны, процесс, начатый недавно и активно ускоряемый развитием информационных технологий, объективно будет иметь последствия уже в обозримом будущем. И потому интернационализация северного медиакапитала - это, несомненно, стратегическое направление развития экономики СМИ стран Северной Европы" (Вартанова Е.Л.) Так, например, концерн Бонньеров уже в 60-х годах активизировал издательскую деятельность за рубежом - в Скандинавии, ФРГ, Франции, Англии, США, быстро превратившись в транснациональную компанию.
В то же время нельзя не отметить некоторые отрицательные последствия, порожденные концентрацией медиабизнеса. Более слабые «издания-одиночки» не в состоянии соперничать с крупными медиаимпериями и вынуждены либо принять покровительство того или иного магната, либо исчезнуть. В связи с расширяющимся процессом монополизации встает и проблема разнообразия мнений в обществе. Возможности влияния концерна на картину мнений в шведском обществе огромны. Вместе с тем для северной модели СМИ традиционно характерно уникальное стремление монополистов контролировать собственное влияние и поддерживать относительный баланс на рынке, сотрудничать с общественными организациями и законодателями. Это явление получило название «северный феномен спасения «второй прессы»».28 По этим признакам можно заключить, что система СМИ Северной Европы по своим принципам и этическим представлениям тяготеет к теории «социальной ответственности прессы».29
К тому же у концентрации капитала есть и положительные стороны: экономически сильные компании имеют больше возможностей для инвестирования в развитие производства и освоения новых технологий, а также тщательного подбора и обучения творческого персонала. Их укрупнение по вертикали защищает от превратностей изменчивого информационного рынка оборудования, сырья и сопутствующих материалов. Таким образом, концентрация информационного капитала, создавая серьезную угрозу свободе выражения мнений, которая в этой ситуации полностью зависит от «социальной ответственности» монополиста при ограниченных в демократических государствах возможностях государственного регулирования, способствует материально-техническому развитию и повышению качества информационной продукции.
При ответе на вопрос о различиях в оценках внешней политики России в партийной прессе можно констатировать, что шведские обозреватели, рассматривая эту сферу, исходили, как правило, из национальных интересов своего государства. То есть при освещении внешней политики значительно сглаживались различия изданий в сфере идеологии. В частности, левая западная печать оценивала внешнеполитическую деятельность Владимира Путина приблизительно так же, как и правая. Различия мы находим лишь в тональности: правые издания, как правило, добавляли несколько более едкие акценты в общекритическое отношение к политике России, чем левые. В российской печати наблюдается обратная картина.
Что касается подачи международной информации на страницах партийной прессы и газет, принадлежащих медиаконцернам, можно выделить некоторые различия. Во-первых, партийные издания более направлены на освещение локальных новостей, зарубежная тематика интересует такие газеты поскольку-постольку. (Исключением является социал-демократическое издание «Афтонбладет»)
Так, сравнительный анализ недельного выпуска «Сконска дагбладет» и «Экспрессен» привел к следующим результатам: в партийном издании - 34 материала о международных событиях, 21 из которых представляют собой краткие информации или сводки информационных агенств. В газете «Экспрессен» недельный подсчет выявил 62 публикации, из которых крупные, аналитические материалы составляют примерно половину.
Во-вторых, из анализируемого
блока международной
Анализ зарубежной партийной жизни на страницах данного издания часто сопровождается выраженным акцентированием внутрипартийной жизни своей страны: «Поражение польских социал-демократов на выборах 2006 года, в принципе, предугадывалось. Та же нездоровая тенденция прослеживается и в шведском социал-демократическом блоке. Социал-демократы теряют около пяти тысяч голосов в год. Ни одна другая партия нашей страны не теряет голоса избирателей в таком количестве»31.
В газете «Экспрессен», напротив, за анализируемый период подобных материалов не наблюдалось: 23,5% информации посвящены культурным вопросам, в том числе и спорту, 6% составили материалы, затрагивающие тему международного терроризма, 21% приходится на публикации по экономике, 47% отведено на освещение событий в мировой политике.
В третьих, международная информация в партийных изданиях носит в основном фактологический характер изложения, чего нельзя сказать о непартийной прессе, в которой журналисты часто прибегают к комментариям описываемых событий: «В воскресенье пройдут выборы в Киргизстане и Таджикистане, затем в марте в Молдавии и в ноябре – в Азербаджане. Везде шепчут о новых возможных революциях, и Москва ничего не делает, чтобы это предотвратить. На прошлой неделе премудрый Путин встречал авторитарного правителя Азербаджана Алиева, чей приезд был также тактическим ходом. Кроме этого, Россия держит кулаки за те сепаратистские республики, которым помогли укрепиться в Молдавии (Трансднестр) и Грузии (Южная Осетия и Абхазия). На этой неделе дума пригрозила Молдавии перекрыть кран, если она не аннулирует политическую блокаду в отношении своей горячей провинции. Та же всесильная Россия ставит клеймо на всем, что имеет отношение к сепаратизму на этой стороне и взращивает то же самое на противоположной»32.
Надо отметить, что способ изложения международной информации журналистов «Экспрессен» гораздо богаче выразительными средствами, чем сравнительно сухая и фактологичная манера авторов партийной «Сконска Дагбладет». Уже на примере последнего отрывка можно выделить основные языковые приемы, использующиеся на страницах при ведении политического дискурса на страницах «Экспрессен». Во-первых, стоит выделить ироничный характер материалов, свойственный подобным аналитическм публикациям: «премудрый Путин», «всесильная Россия». Во-вторых, частое использование фразеологических конструкций: «Россия держит кулаки», «перекрыть кран», «ставит клеймо». Для публикаций на международную тему характерен также прием обобщения, переноса значения целого на частное. Например, в материалах о России таким частным, подразумевающим всю страну в целом, является Москва или президент: «Москва ничего не делает, чтобы это предотвратить».
Таким образом, тенденция медиаконцентрации и партийность как два самостоятельных, параллельно развивающихся процесса в средствах массовой информации Швеции имеют свое отражение на характере информационной политики изданий.
1.3. Шведский концерн Бонньеров
Концерн Бонньеров, ведущая медиакомпания в балтийском регионе, принадлежит на протяжении двух столетий одной семье и являет собой яркий образец неотъемлемого элемента североевропейской модели СМИ. «С одной стороны, высокая степень сближает эту модель с общемировыми тенденциями как в экономике в целом, так и в области средств массовой информации. С другой стороны, такая специфическая черта шведской и в целом общеевропейской корпоративной модели, как семейный бизнес, проявляется на примере шведского медиамонополиста наиболее ярко»33.
Информация о работе Российско-шведские отношения в газетах «Экспрессен» и «Дагенс Нюхетер»