Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:00, шпаргалка
Ответы на 56 вопросов.
1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы.
Мир-ние-система целостных и обобщенных представлений на окр-щий мир и обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их ценностные ориентиры и принципы деят-сти.
Ф-ции: 1)познавательная;2)ценностная;
Структура:
1)знания;2)ценности;3)
Класс-ции форм и типов мир-ния:
1.по субъекту:1)мир-ние чел-ка;2)класса или соц. группы;3)общества;4)историч. эпохи.
2.системность
и обоснованность представлений об окр.
мире: 1)не теоретич. формы мир-ния(обыденное
или повседневное, миф-кое и религиозное);2)теоретич.(
3.генезис или
развитие фил-ии(историч. типология): 1)миф-кое;2)религиозное;3)фил-
Миф-предание,
формирует эмоц.-чувст. картину мира. Ему
присущи не критичность и традиционализм.
Религия- форма общ-ного сознания, совокупность
дух. представлений, основанных на вере
в сверхъестественность. Фил-ия- одна
из теоретич. форм мир-ния, отличающаяся
всеобщностью, абстрактностью, критичностью
и рефлексией(внутр. опыт и размышления).
2. Происхождение философии, ее предмет и основные проблемы.
Предмет философии, проблемное поле философии, структура философского знания.
Объектом философии выступает Мир, как единое целое, если конкретные науки (физика, химия и др.) своим предметом имеют законы и св-ва , действие в какой-то отдельной области материального Мира, то предметом философии выступают законы, св-ва и формы бытия, действующие во всех областях материального Мира. Можно выделить несколько основных проблем философии:
3. Структура философского знания и функции философии.
Структура философского знания. Уже на ранних этапах развитие философского знания наметилась его дифференциация, то есть выделялись такие философские дисциплины, как этика, эстетика, логика, религиоведение. В настоящее время выделяют следующие разделы фил-го знания:
4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали и религии
Появление философии означало утверждения принципиального по сравнению с мифологией и религией типа мировоззрения. В нём представления о мире обосновываются рациональными средствами и использованием теоретических понятий.
Мифология, религия, искусство, мораль также обращаются к фундаментальным вопросам бытия, однако в отличии от искусства и мифологии, философия оперирует не к чувствам, а к разуму, а в отличие от религии, основывается не на вере, а системно обосновывает свои доказательства с использованием логических доказательств.
Философия тесно
связана с наукой. И философия, и наука-
теоретические формы мировоззрения , они
имеют свой предмет и методы исследования,
но в отличии от науки, философия во-первых
исключает эксперимент, во-вторых философия
является более универсальной, чем наука,
поскольку она выявляет более общие закономерности
мира, другими словами – обобщает опыт
всех наук. В-третьих философия способствует
гуманизации науки, т.к. конструируя свою
картину мира она опирается на совакупный
опыт, выражаемый в нормах нравственности
и в различных формах общественного сознания.
5. Основные достижения античной философии докассического периода.
Античная философия возникла в 7-6в. до н.э. в греческих городах-государствах(полисах).
Выгодное географическое положение на пересечении торговых путей, высокий динамизм общественной жизни и демократическая форма гос. правления обусловили специфику греч. фил. В отличии от восточной философии, греческая фил. развивалась как аппозиция по отношению к мифу и религии, фил. не существует в отрыве от практического опыта.
Перед фил. стояла
цель не только сохранить существующие
знания, но и преумножить их.
Антологизм- учение о сущности и устройстве мира
Космологизм- создание моделей космоса, как упорядоченного целого.
Первая школа-Милетская . Порвала с мифологической традицией, поставила вопрос о первооснове мира.
Фалес считал первоосновой воду
Анаксимен считал первоосновой воздух
Анаксимандр считал первоосной аперон(некое беспредельное начало)
Гераклит считал
первоосновой огонь. Он полагал, что мир
един и не создан никем из Богов, мир будет
всегда живым огнем закономерно воспламеняющимся
и закономерно угасающим. Всё существующее
переходит из одного состояния в другое.
6. Основные проблемы античной философии классического периода.
Пифогорейская
школа преобретает большое
Учение Сократа знаменовало поворот от материализма к идеализму. Сократ утверждал, что знание это понятие об общем. Общее можно установить через индукцию(рассуждение от частного к общему).
В ходе беседы при помощи критических вопросов устанавливается истинное знание.
Платон является родоначальником объективного идеализма. Он боролся против материалистичного учения своего времени.
Он считал, что сущ-ет 2 мира:
-мир идей- первичен,
олицетворяет собой добро,
-мир вещей
По Платону мир идей вечный, истинный, неизвестный, а мир вещей вредный, бледный.
Аристотель- систематизатор всего античного знания. Он впервые осуществил классификацию наук и заложил основы формальной логики. Он стремился устранить разрыв между идеализмом и материализмом. Он доказывал, что форма или материя не может сущ-ть без идеи и наоборот.
Аристотель остается идеалистом т.к. он считал, что миром правит Ум(НУС)-первый двигатель, кот. находится за пределами космоса.
Элейская школа. Её представители -Зенон и Перминид утверждали, что мир неподвижен, имеет форму шара, явл. умопостигаем.
Школа Атомизма.
Представители- Демокрит и Левкипп,
считали, что мир можно постичь
рационально. У них мир мир
распадался на множество атомов. В
их учении содержится идея о бесконечности
мира(мир бесконечен в своем многообразии)
7. Исторические этапы развития и харктерные черты средневековой западноевропейской философии. Проблема универсалий поздней средневековой философии.
В это
время происходило становление
христианской догматики и утверждение
феодализма,который в качестве своей идеологической
основы использовал христианство.Филасофия
была идеалистической.Для философии данного
периода характерны особенности:1)теоцентризм-
Периоды:1)патристика-время
становления христианской догматики,в
которой ведущим элементом являются
идеи Платона.Представитель-августин
Блаженный.считал,что Бог сотворил не
только мир,но и время,сам бог вечен,а человек
имеет прошлое,настоящее и будущее,таким
образом,время чисто человеческое понятие.2)схоластика-развитие
христианской философии под слиянием
идей Аристотеля.Представители-
8. Особенности и рациональные идеи философии Ренессанса.
14-16 столетие получили название эпоха
Возрождения или ренессанса. Эпоха получила
такое название т.к происходил возврат
к идеалам античности, растет интерес
ко всему живому и человеческому. Развитие
городской жизни мануфактурного производства,
торгово-денежные отношения повышали
самосознание личности. Это существенным
образом отразилось и на развитии философии.
Основными чертами философии эпохи Возрождения
являлись:1)антропроцентризм- это представление
о том , что человек есть центральное звено
в мироздании. 2)гуманизм- это система воззрений
придающая человеку знание приоритетной
ценности. 3)пантеизм- (все бог) это учение
отождествляющее Бога и природу. 4)антисхоластическая
направленность – это борьба с воззрением
схоластики. В развитии философии выделяют
3 этапа: 1)гуманистический (14- до середины
15 века) Представители: Данте, Петрарко,
Томос, Морг, Мишень Монтень, Роттердамский.
Они демонстрировали глубочайший интерес
к человеку. 2)неоплатонический (15- 16 века)
Представители: Николай Кузанский, Пико
Мирандоло. Занимались разработкой антологической
проблематикой , развивая учение Платона.
3)натурфилософский(16-17 века) принималась
попытка сформировать научное мировоззрение
и обосновать материализм. Николай
Коперник - утверждал гелиоцентризм-
это представление о том, что земля круглая
вертится вокруг своей оси и является
одной из планет солнечной системы. Джордано
Бруно высказал идею о бесконечности
природы и бесконечности миров во вселенной.
Галилей считается одним из основателей
экспериментального теоретического естествознания.
По его мнению достоверное знание это
единство чувственного и абстрактного.
9. Основные темы и особенности философии Нового времени. Формирование методологии науки, эмпиризм и рационализм.
Философия нового времени-совокупность учений,сформировавшихся в период с 17-сер18в.Данный исторический тип философии складывался в процессе разложения феодалзма.Развитие буржуазных отношений обусловило необходимость знаний о природе,основанных на наблюдениях и эксперементах.Под влиянием эксперементольно-материального естествознания философии доминировали метафизика и механизм.
Механизм-сведение сложного к простому,отрицание качественного своеобразие законов природы и стремление объяснить движение и взаимодействие объектов,исходя из законов классической механики.
В новое время именно наука становится ведущей в мировоззрение эпохи.
Целью научного познания явилось увеличение власти человека над природой.Именно поэтому в философии преобладала гносеологическая проблематика. Основным вопросом оказывается поиск метода научного познания.В этой связи сформировалось 2 потока,которые по разному трактовали источник и природу человеческого знания:
эмпиризм(опыт)-учение
в теории познания,которое
рационализм(родоночалькик
фр.философ Рене Декарт(1596-
-признание
истинным то,что признаётся
-выделение простых элементов знания