Философия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:00, шпаргалка

Описание

Ответы на 56 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

Философия, шпоры.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

     Социальное  в человеке выражено в том, что  он воплощает в себе богатство  общественного развития и являются результатом системы обучения и  воспитания.

33. Основные ценностные  ориентации человеческого бытия, свобода и ответственность, смысл жизни, смерть и бессмертие.

Основными ценностными  ориентирами для каждого человека являются вопросы о смысле жизни, свободе, смерти и бессмертии.

    Проблема  смысла жизни в истории философии  решалась в зависимости от понимания природы и сущности человека. Представители натурализаторской концепции являлись  либо последователями гедонизма ( стремление к наслаждению) либо эвдемокизма ( стремление к счастью). Представители религиозной философии смысл человеческого существования связывают с потусторонним бытием. Сторонники социологизаторской концепции видят смысл жизни в достижении совершенного состояния общества.

Рационалистическая  концепция предполагает ригоризм, который  рассматривает принцип долженствования в качестве основного закона.

   Проблема  смерти тоже является актуальной  и важной. В классической культуре  и философии смерть интерпретируется  как переход к какому-то иному  состоянию жизни, а бессмертие  понимается как продолжение себя  в детях или бессмертной является душа человека.

  В ХХ веке, когда разрушились идеалы классической  философии смерть стала восприниматься  как конец жизни. 

34. Проблема сознания  и основные традиции  его исследования  в классической  и политической  философии.

Сознание представляет собой системный компонент человеческой психики, включающий в себя мир чувств, мыслей и др. духовно-эмоциональных состояний человека. В исторической философии наметились несколько традиций осмысления проблемы сознания: 1.Субстациональный подход. Этот подход  трактует сознание как внутренний мир человека.(Платон, Аристотель, Лейбниц, Декарт)2.Функциональный подход. Рассматривает сознание как функцию мозга, благодаря которой человек познаёт окружающий мир и самого себя.(Локк, Дидро).3.Экзистенционально-феноменологический.Этот подход предполагает описание опыта индивидуального сознания. Отличительной особенностью последнего является интенциональность т.е. это направленность на объект. Другими словами речь о перенесении личностных смыслов на действительность. Сознание выступает как поток мыслей, чувств и ассоциации.4.Социально-культурный подход. Этот подход рассматривает сознание природы и сущность которой обусловлено количеством опытом. 

35. Философия и наука  о развитии природных  предпосылок и  культурно-исторических факторах становления сознания.

По своему происхождению  сознание – это функция материального, а по своему качеству отличается от него. Диалектический материализм рассматривает  сознание, как высшую форму психического отражения действительности. Материальной основой сознания выступают нервные процессы мозга и общественно-предметная деятельность человека. Сознание возникает, как способ выживания нового биологического вида, то есть человека, который уже не может жить в биологических условиях. Для возникновения и развития сознания необходимы, с одной стороны, условия природного бытия, а с другой, условия социального бытия. Сознание – это высшая форма отражения материи, продукт материи, функция мозга, результат общественной деятельности, результат языкового общения людей, результат общественных отношений. Природной предпосылкой возникновения сознания стало cd-во отражения, как способность объекта воспр-ть хар-ки взаимодействующего с ним об-та.

В живой природе  существуют следующие формы отражения:

  1. Раздражимость (это непосредственная, целостная реакция организма на воздействия).
  2. Чувствительность ( это непосредственная, но дифференцируемая реакция).
  3. Психика ( это высшая форма отражения в природе. Она хар-тся, как адаптац-ый механизм, который обесп-т поисковое поведение высокоорганизационных животных в соотв-ии с ориентацией на различные факторы).

    Сознание человека существенным образом отличается от психики животных. Его существенными  чертами явл-ся:

    1. Обстрактно-логическое мышление(то есть возм-ть идеально создавать желаемый продукт деятельности).
    2. Самосознание(то есть человек может выделить себя из внешней среды).
    3. Язык(позволяющий ориентироваться не только по реальным физическим процессам, но и их знаковым кареллятам).

    Важно понимать, что специфика человеческой психики обуславливается развитием общества и культуры. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

36. Сознание и мозг. Взаимосвязь сознания, мышления и языка.  Идеальность и  творческий характер  сознания.

Соз-е обусловленное  деят-ю мозга кот подчиняется  обьективным законам окруж-го мира. Чел-й мозг- это слож-е образование, танчайший нервный аппарат кот вкл-ся в состав целостного организма и организует вместе с ним. Уровень соз-я зависит от степени организованности мозга. Соз-е ребенка формир-ся в связи с развитием его мога, а когда мозг пожилого чел дряхлеет то угасают и ф-ии соз-я. Нормальная психика не возможна без нормального функцион-я мозга. Если происходит нарушение стр-ры мозга, то нарушается и ф-я соз-я. Так образ мозг- это носитель но не сущность соз-я. Способность получать, хранить,  и перераб-ть инфор-ю характерно не только для чел но и для элек-вычис-й техники. Элект-й мозг привосходит чел в скорости вычисл-й опреций, способностей сохранить в памяти огромный запас информации. Однако исскуст-й интеллект лишен эмоций и интуиции. Он не способен к творчеству и не явл-ся носителем соз-я.

Сознание нельзя рассматривать как простое зеркальное отражение действительности, т.к.:

1)сознание людей  устойчиво к иллюзии;

2)всегда существует  проблема получения новых знаний, т.е. что-то забывается, что-то трансформируется или убирается. Другими словами, знание не всегда приращивается;

3)сознание складывается  из осмысления, понимания и даже  рождается из желания людей.

Реальность сознания субъективна. Субъектом и носителем  сознания является человек. Нет одинаковых сознаний. Каждое сознание уникально и существует для отдельного человека как его эмоционально-психическое созн. и ценностное отношение к миру. Сознание реализует способность ч-ка осваивать действительность, познавать, прогнозировать, организовывать свою деятельность, мотивировать свои поступки. Др. словами, сознание осваивает мир вещей и является в их практическом для ч-ка значении. Содержание сознания является идеальным, поскольку оно поскольку оно выражено в языке, включ. в систему общественных знаний и структуру духовной культуры общества. Это абстрактные понятия, худ. образы, дух. ценности, моральные нормы и т.д.  Таким образом, сознание – это высшая форма отражения живой материи, идеальное воспроизведение объективного мира или творческое отражение мира при помощи идеальных образов. Сознание теснейшим образом взаимосвязано с мышлением и языком. Язык выступает в качестве ср-ва общения и тем самым он представляет собой систему содержательных и значимых форм. Язык реализуется в речи, т.е. в процессе общения и обмена мыслями и чувствами. Следует иметь в виду, что связь языка и мышления не означает их тождество. Одно и то же словесное выражение люди могут воспринимать по-разному. Сознание ч-ка формируется с помощью языка. Именно благодаря языку происходит переход от восприятий и представлений к понятиям. Выражая свои мысли, ч-к осознает себя, и одновременно через сознание и деятельность язык отражает структуру бытия. Можно сказать и о том, что существует обратная связь, когда язык влияет на сознание. Важно также отметить, что сложившиеся языковые нормы и нормы сознания являются специфическими для каждого народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

37. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.

Сознание это  не просто психологическое сост-е,а высшая собственно-человеческая форма психологического отражения действит-сти.В стр-ре чел-ской психики можно выделить неск-ко уровней:

1.Сверхсознание  – это ускоренное творческое  сознание. Оно проявляет себя  в экстрем-х ситуациях,когда решение проблемы происходит само собой.

2.Самосознание  – это поверхн-я стр-ра,обьём  к-рой опред-ся конкретностью  восприятия и мысли.

3.Подсознание  – это то,что находится за  границей нашего разума и не  подчинено мышлению. В частности  это скрытая память, это запретные желания, это автоматизированные действия.

4.Бессознательное  – это простые рефлекторные  процессы, т.е. дыхание,сердцебиение,произвольные  действия.

Сознание находится  в сложном взаимодействии с бессознанием. Сущ-ет 2 вида неосознанных действий:

-действия,которые  никогда не осознавались

-тип действий,которые  когда-то были осознанные (обучение  водить машину и т.д.)

Первоначально эти действия совершаются под  контролем сознания,затем они  автоматизируются и становятся неосознанными.

Складывается иная ситуация,когда неосознанная деят-сть вторгается в сознание и мешает ему. Это чаще всего проявляется ,если у человека сущ-ют какие-либо психические расстройства (состояние тревоги,страха и т.д.). даже привычка может распространиться на все виды деят-сти ч-ка.

В ходе своего индивидуального  развития ч-к первоначально осознаёт предметы и свои практические действия. А на более высоком Ур-не и свои мысли о предметах и действиях  он осознаёт себя как личность,формирует  самосознание.

Самосознание  – это ситуация анализа рассмотрения себя со стороны. Это осознание своих действий,чувств,мотивов,интересов,своего полож-я в общ-ве.

Самосознание  формируется в процессе общения  ч-ка с другими людьми,при этом ч-к осознаёт себя не только по ср-вам  других людей,но и через созданную или материальную и духовную культуру. 

38. Сущность познания  и проблема познаваемости  мира в различных  философских традициях.  Субъект и объект  познания.

     3 варианта решения проблемы: 1)гносеологический  оптимизм;2)скептицизм;3)агностицизм.

     1-ую  позицию разделяли фил-фы: Аристотель, Бэкон, Спиноза, Гегель, Маркс. Они настаивали на принципиальной познаваемости мира и счит., что в знаниях чел-ка адекватно отражаются объекты реальности.

     2-ую—Пиррон,  Юм, Гассенди. Счит., что наиб. приемлимая  ориентация субъекта-воздержание от суждений относительно способности чел-ка получить истинное знание.

     3-ью—Кант.  Счит., что объективный мир не  познаваем, а чел-ку доступно  только субъективно-опосредованное  знание.

Субъектом познания выступает человек, для которого характерны определенные познавательные способности (память, воля и др.). Объект познания – фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Объектом выступает как независимый от субъекта устойчивый мир. В истории философии можно выделить несколько моделей субъект – объектного отношения.

1 модель –  объектно-натуралистическая, сформировалась  в эпоху Античности, согласно  этой модели объект влияет  на субъект, т.е. субъект рассматривается  как естественно природное существо  и потому он взаимодействует с объектом по чисто-природным законам. Другими словами познание – зеркальное отражение объекта в сознании субъекта.

2 модель –  субъектно-рефлексивная, сложилась  в эпоху Нового времени. В  данном случае познание рассматривается  как творчество, т.е. речь идет о внутренней активности сознания субъекта.

3 модель –  активно-деятельстная. Познание в  данном случае – это сочетание  материальной и духовной деятельности  субъекта. Материальная деятельность  или практика, направленная на  изменение объекта с целью раскрытия его сущности. Духовная деятельность предполагает мыслительные операции над объектом. Выходит что объект познания задан субъектом не в форме созерцания, а в форме деятельности, другими словами, познание и его результат – это единство субъекта и объекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

39. Структура позновательного  процесса. Чувственное  и рациональное  познание, их специфика,  взаимосвязь и  основные формы.

Отличительной особенностью человеческого отношения  к миру,является изменение и преобразование окружающей действительности.Это преобразование осуществляется в соответствии с потребностями человека и общества.Для этого человеку нужны знания о среде обитания,о её свойствах,отношениях и законах.Т.обр.познание-социально-организованная форма духовно-творческой деятельности.В результате познания,объекты мира переводятся в идеально-знаковую форму.

Можно выделить 3 разновидности знания:

Информация о работе Философия. Ответы