Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:00, шпаргалка
Ответы на 56 вопросов.
Социальное в человеке выражено в том, что он воплощает в себе богатство общественного развития и являются результатом системы обучения и воспитания.
33. Основные ценностные ориентации человеческого бытия, свобода и ответственность, смысл жизни, смерть и бессмертие.
Основными ценностными
ориентирами для каждого
Проблема
смысла жизни в истории
Рационалистическая
концепция предполагает ригоризм, который
рассматривает принцип
Проблема
смерти тоже является
В ХХ веке,
когда разрушились идеалы
34. Проблема сознания и основные традиции его исследования в классической и политической философии.
Сознание представляет
собой системный компонент человеческой
психики, включающий в себя мир чувств,
мыслей и др. духовно-эмоциональных состояний
человека. В исторической философии наметились
несколько традиций осмысления проблемы
сознания: 1.Субстациональный подход. Этот
подход трактует сознание как внутренний
мир человека.(Платон, Аристотель, Лейбниц,
Декарт)2.Функциональный подход. Рассматривает
сознание как функцию мозга, благодаря
которой человек познаёт окружающий мир
и самого себя.(Локк, Дидро).3.Экзистенционально-
35. Философия и наука о развитии природных предпосылок и культурно-исторических факторах становления сознания.
По своему происхождению сознание – это функция материального, а по своему качеству отличается от него. Диалектический материализм рассматривает сознание, как высшую форму психического отражения действительности. Материальной основой сознания выступают нервные процессы мозга и общественно-предметная деятельность человека. Сознание возникает, как способ выживания нового биологического вида, то есть человека, который уже не может жить в биологических условиях. Для возникновения и развития сознания необходимы, с одной стороны, условия природного бытия, а с другой, условия социального бытия. Сознание – это высшая форма отражения материи, продукт материи, функция мозга, результат общественной деятельности, результат языкового общения людей, результат общественных отношений. Природной предпосылкой возникновения сознания стало cd-во отражения, как способность объекта воспр-ть хар-ки взаимодействующего с ним об-та.
В живой природе существуют следующие формы отражения:
Сознание человека существенным образом отличается от психики животных. Его существенными чертами явл-ся:
Важно понимать,
что специфика человеческой психики
обуславливается развитием общества и
культуры.
36. Сознание и мозг. Взаимосвязь сознания, мышления и языка. Идеальность и творческий характер сознания.
Соз-е обусловленное деят-ю мозга кот подчиняется обьективным законам окруж-го мира. Чел-й мозг- это слож-е образование, танчайший нервный аппарат кот вкл-ся в состав целостного организма и организует вместе с ним. Уровень соз-я зависит от степени организованности мозга. Соз-е ребенка формир-ся в связи с развитием его мога, а когда мозг пожилого чел дряхлеет то угасают и ф-ии соз-я. Нормальная психика не возможна без нормального функцион-я мозга. Если происходит нарушение стр-ры мозга, то нарушается и ф-я соз-я. Так образ мозг- это носитель но не сущность соз-я. Способность получать, хранить, и перераб-ть инфор-ю характерно не только для чел но и для элек-вычис-й техники. Элект-й мозг привосходит чел в скорости вычисл-й опреций, способностей сохранить в памяти огромный запас информации. Однако исскуст-й интеллект лишен эмоций и интуиции. Он не способен к творчеству и не явл-ся носителем соз-я.
Сознание нельзя
рассматривать как простое
1)сознание людей устойчиво к иллюзии;
2)всегда существует
проблема получения новых
3)сознание складывается из осмысления, понимания и даже рождается из желания людей.
Реальность сознания
субъективна. Субъектом и носителем
сознания является человек. Нет одинаковых
сознаний. Каждое сознание уникально и
существует для отдельного человека как
его эмоционально-психическое созн. и
ценностное отношение к миру. Сознание
реализует способность ч-ка осваивать
действительность, познавать, прогнозировать,
организовывать свою деятельность, мотивировать
свои поступки. Др. словами, сознание осваивает
мир вещей и является в их практическом
для ч-ка значении. Содержание сознания
является идеальным, поскольку оно поскольку
оно выражено в языке, включ. в систему
общественных знаний и структуру духовной
культуры общества. Это абстрактные понятия,
худ. образы, дух. ценности, моральные нормы
и т.д. Таким образом, сознание
– это высшая форма отражения живой
материи, идеальное воспроизведение объективного
мира или творческое отражение мира при
помощи идеальных образов. Сознание теснейшим
образом взаимосвязано с мышлением и языком.
Язык выступает в качестве ср-ва общения
и тем самым он представляет собой систему
содержательных и значимых форм. Язык
реализуется в речи, т.е. в процессе общения
и обмена мыслями и чувствами. Следует
иметь в виду, что связь языка и мышления
не означает их тождество. Одно и то же
словесное выражение люди могут воспринимать
по-разному. Сознание ч-ка формируется
с помощью языка. Именно благодаря языку
происходит переход от восприятий и представлений
к понятиям. Выражая свои мысли, ч-к осознает
себя, и одновременно через сознание и
деятельность язык отражает структуру
бытия. Можно сказать и о том, что существует
обратная связь, когда язык влияет на сознание.
Важно также отметить, что сложившиеся
языковые нормы и нормы сознания являются
специфическими для каждого народа.
37. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.
Сознание это не просто психологическое сост-е,а высшая собственно-человеческая форма психологического отражения действит-сти.В стр-ре чел-ской психики можно выделить неск-ко уровней:
1.Сверхсознание – это ускоренное творческое сознание. Оно проявляет себя в экстрем-х ситуациях,когда решение проблемы происходит само собой.
2.Самосознание – это поверхн-я стр-ра,обьём к-рой опред-ся конкретностью восприятия и мысли.
3.Подсознание – это то,что находится за границей нашего разума и не подчинено мышлению. В частности это скрытая память, это запретные желания, это автоматизированные действия.
4.Бессознательное
– это простые рефлекторные
процессы, т.е. дыхание,сердцебиение,
Сознание находится в сложном взаимодействии с бессознанием. Сущ-ет 2 вида неосознанных действий:
-действия,которые никогда не осознавались
-тип действий,которые когда-то были осознанные (обучение водить машину и т.д.)
Первоначально эти действия совершаются под контролем сознания,затем они автоматизируются и становятся неосознанными.
Складывается иная ситуация,когда неосознанная деят-сть вторгается в сознание и мешает ему. Это чаще всего проявляется ,если у человека сущ-ют какие-либо психические расстройства (состояние тревоги,страха и т.д.). даже привычка может распространиться на все виды деят-сти ч-ка.
В ходе своего индивидуального развития ч-к первоначально осознаёт предметы и свои практические действия. А на более высоком Ур-не и свои мысли о предметах и действиях он осознаёт себя как личность,формирует самосознание.
Самосознание
– это ситуация анализа рассмотрения
себя со стороны. Это осознание своих действий,чувств,мотивов,
Самосознание
формируется в процессе общения
ч-ка с другими людьми,при этом
ч-к осознаёт себя не только по ср-вам
других людей,но и через созданную или
материальную и духовную культуру.
38. Сущность познания и проблема познаваемости мира в различных философских традициях. Субъект и объект познания.
3
варианта решения проблемы: 1)гносеологический
оптимизм;2)скептицизм;3)
1-ую позицию разделяли фил-фы: Аристотель, Бэкон, Спиноза, Гегель, Маркс. Они настаивали на принципиальной познаваемости мира и счит., что в знаниях чел-ка адекватно отражаются объекты реальности.
2-ую—Пиррон, Юм, Гассенди. Счит., что наиб. приемлимая ориентация субъекта-воздержание от суждений относительно способности чел-ка получить истинное знание.
3-ью—Кант.
Счит., что объективный мир не
познаваем, а чел-ку доступно
только субъективно-
Субъектом познания выступает человек, для которого характерны определенные познавательные способности (память, воля и др.). Объект познания – фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Объектом выступает как независимый от субъекта устойчивый мир. В истории философии можно выделить несколько моделей субъект – объектного отношения.
1 модель –
объектно-натуралистическая,
2 модель –
субъектно-рефлексивная, сложилась
в эпоху Нового времени. В
данном случае познание
3 модель –
активно-деятельстная. Познание в
данном случае – это сочетание
материальной и духовной
39. Структура позновательного процесса. Чувственное и рациональное познание, их специфика, взаимосвязь и основные формы.
Отличительной
особенностью человеческого отношения
к миру,является изменение и преобразование
окружающей действительности.Это преобразование
осуществляется в соответствии с потребностями
человека и общества.Для этого человеку
нужны знания о среде обитания,о её свойствах,отношениях
и законах.Т.обр.познание-
Можно выделить 3 разновидности знания: