Философия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:00, шпаргалка

Описание

Ответы на 56 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

Философия, шпоры.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

    -восхождение от простого к сложному

      Другими словами роль опыта  у Декарта сводилась к практической  проверки данных интеллекта.Он  считал,что теоретические идеи  являются врождёнными и их  нельзя обнаружить в опыте. 

10. Основные достижения  немецкой классической философии. (Кант, Гегель, Фейербах)

Немецкая классическая философия – совокупность философских  учений, разработанных во второй половине18 – нач.19века Кантом, Фейербахом, Гегелем, Шеллингом, Фихте. Для немецкой классической философии характерны: систематическая целостность, идеализм,  гносеологическая, онтологическая, антропологическая проблематика.

Родоначальник нем. класс. философии  Эммануил Кант. В его творчестве выделяют 2 периода:

1)докритический

2)критический

В докритический  период Кант занимался проблемами естествознания. В своей книге «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант пишет о том, что  Солнечная система появилась из огромного облака разряженных в пространстве частиц материи и развивается по законам Ньютона. В физике Кант обосновал учение об относительности движения и покоя, в биологии высказал идею о гениологической классификации живого мира.

В критический  период Кант занимается философией. Он впервые обосновал творческий характер человеческого познания, мышления и  деятельности. Кант считал, что существует доопытная основа всех научных истин в сознании человека. Но человек не может познать мир полностью,т.к. мир выступает по отношению к человеку как «мир вещей-в-себе» и как «мир явлений».

«Вещь в себе» - внешняя реальность, которая принципиально недоступна для познания.

«Мир  явлений» - способ, посредством которого вещи обнаруживаются в опыте человека.

Кант впервые  поставил вопрос о структуре познавательного  процесса. Он представляет собой сочетание  чувственного и рассуждающего мышления. Именно рассудок подводит в многообразии чувственного материала под единство понятий. Теоретически разум познает только то, что сам формулирует. Следовательно, человек может познать только то, что сам создает. По Канту не только знания, но и нравственные нормы имеют доопытное происхождение. Мораль носит необходимый и всеобщий характер.

Кант сформулировал  категорический императив. Его смысл: всякий человек должен руководствоваться таким правилом, которое могло бы стать всеобщим законом.

Творчество Гегеля.

  Исходное положение его философии – панлогизм – тождество бытия и мышления. По Гегелю мышление – не только субъективная человеческая деятельность, но и объективная сущность, которая не зависит от человека. Мыслит не только человек, но и весь мир.  Гегель считает мышление первоосновой мира и называет его абсолютной идеей. Абсолютная идея в своем развитии проходит стадии:

  1. Развитие идеи в своем собственном лоне – логика, в  которой идея  раскрывает свое содержание в системе понятий.
  2. Развитие идеи в форме природы – природа является внешним проявлением саморазвития логических категорий.
  3. Развитие идеи в истории, т.е. абсолютная идея проявляется в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Заслуга Гегеля: попытался раскрыть источник непрерывного развития и становления всего существующего. Причиной развития является противоречивая природа самой абсолютной идеи.

В философии  Гегеля следует различать диалектический метод познания и гегелевскую систему, т.е учение о природе и обществе, как форм существования абсолютной идеи.

Диалектика Гегеля предполагает, что развитие носит  всеобщий характер и не имеет предела. Гегелевская система отрицает всеобщность  развития, т.е. природа не развивается  в пространстве, а только разнообразится. Она ставит предел развитию мышления, познания и общества.

Итогом общественного  развития Гегель признавал установление ограниченной конституционной монархии и преобразование общества в буржуазном духе.

Людвиг  Фейербах является последним представителем нем.класс.философии являющийся автором антропологического материализма(человек представляет собой психофизическое единство, т.е. единство души и тела).

Критикует идеализм нем.класс.философии и продолжает традиции материализма. Считал человека продуктом и частью природы. Мыслить  может только человек, но не мир вообще. Реабилитируем чувственный опыт, т.к. только с помощью чувств познается качественное своеобразие мира, на чувствах основано мышление. Соединение чувств и мышления помогает адекватно понять законы действительности. Границы познания все время расширяются. Однако то, что в настоящее время является непознанным, в будущем перестанет таковым быть.

Философия должна выступать в союзе с естествознанием, а нес религией. Религия обещает  спасение в потустороннем мире, а  философия призвана заменить религию, дать людям вместо мнимого утешения, сознание реальных возможностей в достижении счастья.

Философия должна стать антропологией, т.е. учение о  человеке. Человек неотделим от природы, поэтому является неправомерным  противопоставлять духовной природе и обьявлять приоритет духовного над материальным. Фейербах обосновал положение об единстве духовного и материального, субъективного и объективного, психического и физического. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11. Основные идеи  философии иррационализма.

Иррационализм- фил. Учение, кот. Придаёт ограниченность познавательных возможностей разума и  настаивает о том, что основными  способами познания является интуиция, инстинкт.

Основатель Шопенгауэр утверждал, что первоосновой мира является бессознательная сила, воля к жизни. Он считал, что у человека есть только один путь – выбор небытия, т.е. стремление подарить себе волю к жизни и достичь нирваны.

Кьеркегор. Характерна тема смерти и страданий. Он обращает внимание на внутренний мир человека, кот. Оказался в состоянии медленного умирания.

Ницше. Считал первоосновой мира волю власти, он утверждал власть сильного над слабым. По его мнению современная культура себя полностью исчерпала. Творцом новой культуры по мнению Ницше явл-ся сверх человек.  

12.Достижения марксистской философи. Неомарксизм ХХв.

Марксизм  представляет собой систему взглядов на объективные законы природы и  общества.Это учение состоит из 3 частей:1)диалектический и исторический материализм;2)политэкономия;3)теория научного комунизма.

Социальными предпосылками марксизма выступали события жизни индустриального общества,что обусловило необходимость сознательного регулирования социальных процессов.Основным моментом учения стала не духовная, а революционно-практическая деятельность людей.Общество  с точки зрения марксизма-социальный организм,который развивается по объективным законам.

Основой существования и развития общества является материальное производство.Это  значит,что люди должны трудиться  с целью удовлетворить свои элементарные потребности в еде,одежде,жилище и только после этого они способны заниматься интеллектуальными видами деятельности:наукой,искусством и т.д.

Общественно-экономические  формации-исторический тип общества обосновывающийся на определенном способе  производства.Маркс выделил несколько типов формаций:1)первобытно-общинная;2)рабовладельческая;3)феодальная;

4)капиталистическая(буржуазная);5) коммунистическая.По марксу смена  формаций обусловлена наростанием  противоречий между производительными  силами и производственными отношениями.

В 20 ст. сформировался неомарксизм. Для него было хар-но критич. отношение к капитализму и советскому варианту социализма. В неомарксизме можно условно выделить 2 направления: 1) гуманистич. (Лукач и Грамши) – выступали против натуралистич. истолкования истории. Особое внимание обращали на чел-а, к-рого рассм-ли в кач-ве подлинного субъекта истории; 2)научное – сложилось под влиянием работ Альтюссера. В этом направлении абсолютизировалось материа-листич. понимание истории, а также предпринимались попытки придать марксизму строгую форму естественнонаучной теории. 

13. Исторические формы  позитивистской философии.

  Позитивизм - философское направление, признающее  единственным источником истинное  знание конкретных наук и отрицающее  познавательную ценность философского исследования.

  Возникновение  его связано с именем философа  Огюста Конта. Для него истинным  является то знание, которое полезно  и достоверно. Задача философии  сводится к стремлению построить  систему бесспорных и полезных  для применения знаний. Он считал, что философия должна отказаться от неразрешимых вопросов таких, как первооснова мира, смысл человеческой жизни и т.д.

  На рубеже XIX-XX вв. возникает новая форма  позитивизма - эмпириокритицизм (критика  эмпиризма). Его теоретики Мах,  Авенариус считали, что у философии и науки одинаковый предмет: совокупность субъективных ощущений. Наука не способна дать объективную истину, т.к. она поставляет только знаки для практической ориентации. В этой связи роль философии сводится к описанию ощущений познающего субъекта

  Третья форма  позитивизма - неопозитивизм. Рассел, Шлик считали, что научный факт  является результатом активного  действия субъекта, который фиксирует  с помощью знаковых средств  предмет познания.

  Т.о., научный  факт - логичная, языковая конструкция или понятие об объекте. В данном случае язык описывает не сам объект, который следует независимо от познающего субъекта, он только обобщает результаты органов чувств. Из этого следует, что наука далека от практических проблем. Ее задача - анализ языковые форм научных знаний. В 70-ые XXв. складывается еще одна форма позитивизма - постпозитивизм. 

14. Европейская религиозная  философия

Неотомизм- официальная  доктрина католич. церкви (Маритен,Жельсон,Фабро,Войтыло). Неотомизм является продолжением и модернизацией идей Фомы Аквинского. Неотомисты утверждали невозможность познания Бога рациональными средствами. Считается, что разуму закрыт путь к богопознанию. Они приводят 5 док-в существования сверхестественного начала:

1 т.к. все имеет  свою первопричину, то абсолютная первопричина- Бог

2 т.к. все движется, то существует нечто абсолютное  вечное, неизменное – Бог

3 всякое явление  или вещь- случайность. Но есть  и что-то закономерное – Бог

4 т.к все земные  создания несовершенны, то то  есть что-то совершенное

5 мир не появился  случайно. Это божественная целесообразность.

Представители неотомизма особое внимание уделяли  кризисным явлениям в жизни общества.Они  считали, что без веры в Бога чел-к  не может быть нравственным и невозможно преодолеть дух. кризис. 

15. Философия феноменалогии  и экзинстенциализма.

     Феноменология – это субъективно-идеалистическое направление в философии. Сам термен буквально означает – чученье о феноменах. Теоретик, филосов Эдмунд Гуссерль с т. зрения феномен – это возникающий в в сознании человека смысл предмета. Феноменология утверждает принцип направленного сознания на объект. Это тезин о том, что нет объекта без субъекта. Гуссерль считал, что мир нельзя познать с помощью наблюдения т.к. вся действительность – это мир феноменов  и очивидностейпереживаемых индивидом. Феноменология выступает с одной стороны как причина рационального познания, а с другой стороны как новая форма познания преодаливающая ограниченность науки.

     Экзестенционализм – это иррациональное направление возникшее в первой половине XXв., как своеобразная реакция на революцию в естествознании и особенности общественной жизни Термин образован от лат. слова экзистенция – существование. Экзистенция  - это фил-я категория. Кот-я используется для обозначения конкретного индивид. бытия. Представители  - ставили проблему выживания человека, кот-й оказался перед лицом исторических катастроф. Особое внимание обращалось на человека находящегося в ситуации между жизнью и смертью.     

16. Философия Западной  Европы конца ХХ - начала ХХ1в.

Герменевтика (от греч. Разъяснение) –это способ философствования центром которого становится процесс понимания или интерпретация. Первоначально в эпоху античности в герменевтики однозначно видели способ истолковании текстов, но современные философы: Гадамер и Бетти рассматривают герменевтику как способ интерпретации определенной социо -культурной ситуации и особенностей человеческой жизни вообще. Для того, чтобы понять и адекватно оценить какие- либо тексты и памятники прошлого , следует погрузиться в историко-культурную атмосферу , которую творил их создатель. С точки зрения герменевтики предмет философии –это мир человека, как область человеческого общения. Структурализм(Структура- строение и порядок)- методологическая ориентация , которая выдвигает в качестве первоначальной задачи выявление структуры объекта. При этом используются методы , которые разработаны в естествознании. Постмодернизм( супер структурализм)70-е годы 20 века- это не только философское учение, но и общее состояние западной культуры 2-ой половины 20-го века. Первоначально он выявился в искусстве , социологии, культурологи, а затем распространился на все сферы культуры и общества. Он представляет собой использование различных стратегий философствования и критики модерна. Модерн- это традиция философствования провозгласившее отказ от прежних форм исследования действительности.  Для постмодернизма характерна разрушение принципа универсального языка. В 20-ом веке изменился характер знания , а ценность научной информации определяется степенью ее оперативности. Вместо логики универсальных принципов пришла паралогика (пара –отклонение). Постмодернизм выдвигает следующие идеи: 1)отрицание непрерывности и процесса в развитии природы и общества. 2)идея нестабильности всего существующего; 3) идея неопределенности 4)идея случайности. Он  существует в 2-ух вариантах: 1) умеренный – это реакция на реальность 20 в. И всемирное возрастание многообразия. 2) авангардистский  предполагает эпатаж и отрицает вообще все традиции.  
 
 

Информация о работе Философия. Ответы