Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:00, шпаргалка
Ответы на 56 вопросов.
-восхождение от простого к сложному
Другими словами роль опыта
у Декарта сводилась к
10. Основные достижения немецкой классической философии. (Кант, Гегель, Фейербах)
Немецкая классическая философия – совокупность философских учений, разработанных во второй половине18 – нач.19века Кантом, Фейербахом, Гегелем, Шеллингом, Фихте. Для немецкой классической философии характерны: систематическая целостность, идеализм, гносеологическая, онтологическая, антропологическая проблематика.
Родоначальник нем. класс. философии Эммануил Кант. В его творчестве выделяют 2 периода:
1)докритический
2)критический
В докритический период Кант занимался проблемами естествознания. В своей книге «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант пишет о том, что Солнечная система появилась из огромного облака разряженных в пространстве частиц материи и развивается по законам Ньютона. В физике Кант обосновал учение об относительности движения и покоя, в биологии высказал идею о гениологической классификации живого мира.
В критический период Кант занимается философией. Он впервые обосновал творческий характер человеческого познания, мышления и деятельности. Кант считал, что существует доопытная основа всех научных истин в сознании человека. Но человек не может познать мир полностью,т.к. мир выступает по отношению к человеку как «мир вещей-в-себе» и как «мир явлений».
«Вещь в себе» - внешняя реальность, которая принципиально недоступна для познания.
«Мир явлений» - способ, посредством которого вещи обнаруживаются в опыте человека.
Кант впервые поставил вопрос о структуре познавательного процесса. Он представляет собой сочетание чувственного и рассуждающего мышления. Именно рассудок подводит в многообразии чувственного материала под единство понятий. Теоретически разум познает только то, что сам формулирует. Следовательно, человек может познать только то, что сам создает. По Канту не только знания, но и нравственные нормы имеют доопытное происхождение. Мораль носит необходимый и всеобщий характер.
Кант сформулировал категорический императив. Его смысл: всякий человек должен руководствоваться таким правилом, которое могло бы стать всеобщим законом.
Творчество Гегеля.
Исходное положение его философии – панлогизм – тождество бытия и мышления. По Гегелю мышление – не только субъективная человеческая деятельность, но и объективная сущность, которая не зависит от человека. Мыслит не только человек, но и весь мир. Гегель считает мышление первоосновой мира и называет его абсолютной идеей. Абсолютная идея в своем развитии проходит стадии:
Заслуга Гегеля: попытался раскрыть источник непрерывного развития и становления всего существующего. Причиной развития является противоречивая природа самой абсолютной идеи.
В философии
Гегеля следует различать диалектическ
Диалектика Гегеля предполагает, что развитие носит всеобщий характер и не имеет предела. Гегелевская система отрицает всеобщность развития, т.е. природа не развивается в пространстве, а только разнообразится. Она ставит предел развитию мышления, познания и общества.
Итогом общественного развития Гегель признавал установление ограниченной конституционной монархии и преобразование общества в буржуазном духе.
Людвиг Фейербах является последним представителем нем.класс.философии являющийся автором антропологического материализма(человек представляет собой психофизическое единство, т.е. единство души и тела).
Критикует идеализм
нем.класс.философии и
Философия должна
выступать в союзе с
Философия должна
стать антропологией, т.е. учение о
человеке. Человек неотделим от природы,
поэтому является неправомерным
противопоставлять духовной природе и
обьявлять приоритет духовного над материальным.
Фейербах обосновал положение об единстве
духовного и материального, субъективного
и объективного, психического и физического.
11. Основные идеи философии иррационализма.
Иррационализм- фил. Учение, кот. Придаёт ограниченность познавательных возможностей разума и настаивает о том, что основными способами познания является интуиция, инстинкт.
Основатель Шопенгауэр утверждал, что первоосновой мира является бессознательная сила, воля к жизни. Он считал, что у человека есть только один путь – выбор небытия, т.е. стремление подарить себе волю к жизни и достичь нирваны.
Кьеркегор. Характерна тема смерти и страданий. Он обращает внимание на внутренний мир человека, кот. Оказался в состоянии медленного умирания.
Ницше. Считал
первоосновой мира волю власти, он утверждал
власть сильного над слабым. По его мнению
современная культура себя полностью
исчерпала. Творцом новой культуры по
мнению Ницше явл-ся сверх человек.
12.Достижения марксистской философи. Неомарксизм ХХв.
Марксизм
представляет собой систему взглядов
на объективные законы природы и
общества.Это учение состоит из 3
частей:1)диалектический и исторический
материализм;2)политэкономия;3)
Социальными предпосылками марксизма выступали события жизни индустриального общества,что обусловило необходимость сознательного регулирования социальных процессов.Основным моментом учения стала не духовная, а революционно-практическая деятельность людей.Общество с точки зрения марксизма-социальный организм,который развивается по объективным законам.
Основой существования и развития общества является материальное производство.Это значит,что люди должны трудиться с целью удовлетворить свои элементарные потребности в еде,одежде,жилище и только после этого они способны заниматься интеллектуальными видами деятельности:наукой,искусством и т.д.
Общественно-экономические
формации-исторический тип общества
обосновывающийся на определенном способе
производства.Маркс выделил несколько
типов формаций:1)первобытно-
4)капиталистическая(
В 20 ст.
сформировался неомарксизм. Для
него было хар-но критич. отношение к капитализму
и советскому варианту социализма. В неомарксизме
можно условно выделить 2 направления:
1) гуманистич. (Лукач и Грамши) – выступали
против натуралистич. истолкования истории.
Особое внимание обращали на чел-а, к-рого
рассм-ли в кач-ве подлинного субъекта
истории; 2)научное – сложилось под влиянием
работ Альтюссера. В этом направлении
абсолютизировалось материа-листич. понимание
истории, а также предпринимались попытки
придать марксизму строгую форму естественнонаучной
теории.
13. Исторические формы позитивистской философии.
Позитивизм
- философское направление,
Возникновение
его связано с именем философа
Огюста Конта. Для него
На рубеже XIX-XX вв. возникает новая форма позитивизма - эмпириокритицизм (критика эмпиризма). Его теоретики Мах, Авенариус считали, что у философии и науки одинаковый предмет: совокупность субъективных ощущений. Наука не способна дать объективную истину, т.к. она поставляет только знаки для практической ориентации. В этой связи роль философии сводится к описанию ощущений познающего субъекта
Третья форма
позитивизма - неопозитивизм. Рассел,
Шлик считали, что научный
Т.о., научный
факт - логичная, языковая конструкция
или понятие об объекте. В данном случае
язык описывает не сам объект, который
следует независимо от познающего субъекта,
он только обобщает результаты органов
чувств. Из этого следует, что наука далека
от практических проблем. Ее задача - анализ
языковые форм научных знаний. В 70-ые XXв.
складывается еще одна форма позитивизма
- постпозитивизм.
14. Европейская религиозная философия
Неотомизм- официальная
доктрина католич. церкви (Маритен,Жельсон,Фабро,
1 т.к. все имеет свою первопричину, то абсолютная первопричина- Бог
2 т.к. все движется,
то существует нечто
3 всякое явление или вещь- случайность. Но есть и что-то закономерное – Бог
4 т.к все земные создания несовершенны, то то есть что-то совершенное
5 мир не появился
случайно. Это божественная
Представители
неотомизма особое внимание уделяли
кризисным явлениям в жизни общества.Они
считали, что без веры в Бога чел-к
не может быть нравственным и невозможно
преодолеть дух. кризис.
15. Философия феноменалогии и экзинстенциализма.
Феноменология – это субъективно-идеалистическое направление в философии. Сам термен буквально означает – чученье о феноменах. Теоретик, филосов Эдмунд Гуссерль с т. зрения феномен – это возникающий в в сознании человека смысл предмета. Феноменология утверждает принцип направленного сознания на объект. Это тезин о том, что нет объекта без субъекта. Гуссерль считал, что мир нельзя познать с помощью наблюдения т.к. вся действительность – это мир феноменов и очивидностейпереживаемых индивидом. Феноменология выступает с одной стороны как причина рационального познания, а с другой стороны как новая форма познания преодаливающая ограниченность науки.
Экзестенционализм
– это иррациональное направление возникшее
в первой половине XXв., как своеобразная
реакция на революцию в естествознании
и особенности общественной жизни Термин
образован от лат. слова экзистенция –
существование. Экзистенция - это фил-я
категория. Кот-я используется для обозначения
конкретного индивид. бытия. Представители
- ставили проблему выживания человека,
кот-й оказался перед лицом исторических
катастроф. Особое внимание обращалось
на человека находящегося в ситуации между
жизнью и смертью.
16. Философия Западной Европы конца ХХ - начала ХХ1в.
Герменевтика
(от греч. Разъяснение) –это способ философствования
центром которого становится процесс
понимания или интерпретация. Первоначально
в эпоху античности в герменевтики однозначно
видели способ истолковании текстов, но
современные философы: Гадамер и Бетти
рассматривают герменевтику как способ
интерпретации определенной социо -культурной
ситуации и особенностей человеческой
жизни вообще. Для того, чтобы понять и
адекватно оценить какие- либо тексты
и памятники прошлого , следует погрузиться
в историко-культурную атмосферу , которую
творил их создатель. С точки зрения герменевтики
предмет философии –это мир человека,
как область человеческого общения.
Структурализм(Структура- строение
и порядок)- методологическая ориентация
, которая выдвигает в качестве первоначальной
задачи выявление структуры объекта. При
этом используются методы , которые разработаны
в естествознании. Постмодернизм(
супер структурализм)70-е годы 20 века- это
не только философское учение, но и общее
состояние западной культуры 2-ой половины
20-го века. Первоначально он выявился в
искусстве , социологии, культурологи,
а затем распространился на все сферы
культуры и общества. Он представляет
собой использование различных стратегий
философствования и критики модерна. Модерн-
это традиция философствования провозгласившее
отказ от прежних форм исследования действительности.
Для постмодернизма характерна разрушение
принципа универсального языка. В 20-ом
веке изменился характер знания , а ценность
научной информации определяется степенью
ее оперативности. Вместо логики универсальных
принципов пришла паралогика (пара
–отклонение). Постмодернизм выдвигает
следующие идеи: 1)отрицание непрерывности
и процесса в развитии природы и общества.
2)идея нестабильности всего существующего;
3) идея неопределенности 4)идея случайности.
Он существует в 2-ух вариантах: 1) умеренный
– это реакция на реальность 20 в. И всемирное
возрастание многообразия. 2) авангардистский
предполагает эпатаж и отрицает вообще
все традиции.