Философия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:00, шпаргалка

Описание

Ответы на 56 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

Философия, шпоры.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

Движение  является способом существования материи, как философская категория означает-изменение  вообще. Энгельс выделил 5 форм движения:

1)механическая (передвижение человека в пространстве).

2)физическая (тепловые, магнитные процессы).

3)биологическая(развитие  и функционирование живых организмов).

4)химическая(взаимодействие  атомов и молекул).

5)социальная(развитие  общества).

Все виды движения условно можно разделить  на количественные и качественные. Количественные иизменения связаны  с переносом материи и энергии  в пространстве. Качественные связанны с перестройкой внутренней структуры  объектов и превращении их в новые объекты, обладающими новыми свойствами(качествами)переход от старого к новому качеству называется развитием.

Димокрит, Ньютон считали причиной движения внешний  толчок, а Гераклит, Аристотель развивали  идеи самодвижения материи

СИНЕРГЕТИКА-наука  о самоорганизации. Самоорганизация-процесс в котором создается, совершенствуется организация сложной динамической системы, без участия внешних причин. Процессы самоорганизации осуществляются за счет перестройки существующих и создания новых связей между элементами. 

25. Диалектика как  философская теория  развития, ее принципы, законы и категории.  Концепция глобального  эволюционизма.

Термин диалектика является многозначным (с греч.- искусство  вести  беседу). Диалектика- это метод  философского исследования. Диалектика- это философское теория, которая изучает процессы развития окружающего мира. Диалектика- это реальные процессы , которые происходят в мире. У диалектики были альтернативы: релитивизм(т.е относительность) и эклектизм , который признает, что все рассуждения о мире равноправные. Существуют исторические формы диалектики:1.стихийное-которая представляет собой, элементарные воззрения  на изменчивость мира;2.идеалестическая диалектика Гегеля: именно в немецкой классической философии диалектика сформировалось, как теория, т.е были разработаны принципы, законы и категории.3.материалестическая диалектика: сформирована во второй половине 19в. Теоретики :Маркс и Энгельс . Маркс позаимствовал у Гегеля принцип развития и движения, однако, если  у Гегеля идеальное создает весь мир, то у Маркса все идеальное это на самом деле материальное, которое перенесено в человеческую голову переработано в ней. Диалектика – это ядро материлист. Мировоззрения и метод изучения тенденции развития и преобразование действительности .Матерелест. диалектика- синтез принципов ,законов, категории.Принцип (лат -первоначало, основа).Принцип отражает фундаментальные понятия бытия и познания. Они находятся в основе законов и категории диалектики и придают знанию системность и целостность.1-ый принцип : Всеобщность и объективность. 2-ой:Всесторонности. 3-ий :Развития. Развитие- это необратимые и качественные изменения системы  обусловленные ее противоречиями. В философии выделяют 2 главные линии развития: прогресс и регресс. Прогресс- движение вперед, направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему. Регресс- переход от высшего к низшему. Категория- фундаментальные понятия, которые отражают общие отношения материальной и социальной действительности. Все категории соотносятся между  собой. 1.единичное и общие: общие показывает на наличие каждой отдельной вещи явлений , того что присуще и другим вещам , т.е общее всегда указывает на однотипность. 2.явление и сущность: все вещи материального мира имеют внутренние т.е спрятанные от введения стороны , а так же имеют внешние стороны. Внешние стороны- явления, а внутренние- сущность.  3.часть и целое: Целое- такая взаимосвязь частей, которое хар-ся свойствами  отсутствующими в отдельных предметах , если они не входят в целое. 4.Причина и следствие: причина- это явление , которое вызывает и определяет какой-нибудь новое явление. Это новое явление является следствием.5. Необходимость и случайность: необходимость- это устойчивое  и закономерное связь в предметах и явлениях , которая отражает обязательность их существования. Случайность- это отражение внешних, несущественных и неустойчивых связей предметов и явлений.6. Возможность и действительность: Возможность- это предпосылки возникновения того, чего еще нет в настоящем. Действительность- это реальное бытие и явлений.7. Содержание и форма: Форма-это способ существования предмета или явления , а содержание- совокупность элементов, связей, которые создают данный предмет или явления. Законы  диалектики: Закон-внутриннее  , существенная и устойчивое связь явлений, обуславливающее их упорядоченное изменение.  1)Закон единства и борьбы противоположностей: Данный закон выявляет источник развития. Противоположности- это тенденция единого  , которые допускают и одновременно исключают друг друга. Единство и борьба противоположностей- это постоянный конфликт, который каждая строка стремится решить свою сторону или пользу. Диалектическое противоречие- это процесс состоящий из нескольких стадий:1)гармония;2)дисгармония (нарушение баланса)3)конфликт- предельная форма существования. Существует 2 способа разрешения конфликта:1)уничтожение системы;2)переход системы на другой качественный уровень. Любая сложная система несет в себе источник противоречий, если убрать противоречие, то  мир исчезнет , поскольку перестанет развиваться.2)закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Количественные изменения дойдя до определенного уровня порождает новое качество объекта.  Качество-это философское категория, которая определяет целостную, внутреннюю совокупность отличительных свойств и явления или предмета. Количество-  это философское  категория, которая определяет величину  объема предмета, темп протекания   процессов, степень наличия свойств и качеств предмета. Каждая вещь проявляет свои внешние и внутренние  свойства  через единство противоположностей ,т.е качество и количество . Взаимосвязь качество и количества определяется мерой. Мера- это философское категория, которая обозначает интервал количественных изменений , где основное качество остается прежним. Переход старого качества к новому обозначается понятием скачок. Скачок- это временный интервал  коренных изменений, которые проявляются в несовместимости старых элементов и форм. В общественном развитии выделяют такие виды скачков как: 1) эволюция- постепенность количественных изменений при сохранении качества. 2)революция- т.е остановка в постепенности развития , ломка старого.3) закон отрицания отрицание. Этот закон представляет  собой направление развития по восходящей  прямой  или движение по кругу с восходящей или нисходящей спиралью. Само развитие происходит , как цель отрицания , т.е новое качество входе своего развития заменяется более новым качеством . Существует 2 вида отрицания:1)деструктивное –происходит разрушение объекта или явления;2)конструктивное -естественный процесс роста .Отрицание всегда связанно с решением определенных противоречий и переходом к новому качеству. В середине 20в. Предпринимается попытка построить научную картину  мира на основе принципа глобального эволюционизма. Этот принцип предполагает  рассмотрение  неживой, живой и социальной материи в качестве единого универсального эволюционного процесса. Следует иметь ввиду, что данный принцип не только распространяет идею развития на все сферы бытия, но и связывает это описание с идеями системного анализа. До недавнего времени описание различных уровней бытия осуществлялась в рамках отдельных наук и это не позволяло переходить от описания одного уровня бытия к другому. Системный подход учитывает специфику специфику  каждой области естественно -научного знания ,т.е биологии, физики, химии, астрономии, синергетики. Таким образом глобальный эволюционизм предполагает осмысление мира в качестве процесса и постоянного становления.  

26. Основные концепции  пространства и  время.

Пространство  и время являются способами существования  материи.В истории философии наметилось 2 подхода в их интерпритации:

1)субстанциональный-этот  подход рассматривает пространство  и время как независимые от  материи сущности и как условия  существования вещей.Такой взгляд был характерен для классической физики.С её точки зрения время-это обычная продолжительность,на которой проецируется изменение вещей,а движение вторично по отношению к покою.

2)релятивистский-он  сформировался в рамках диалектического  материлизма.Пространство и время выступают как атрибуты материи.

Т.обр.пространство-философская  категория,которая выражает протяжённость  и взаимное расположение материальных объектов.Время-филосовская категория,которая  выражает продолжительность сосуществования вещей и процессов,а также последовательность смены их качественного состояния.

Пространству  и времени присуще абсолютность и относительность.Абсолютность закл в том,что пространство и время  являются всеобщими и необходимыми формами существования материи.Относительность указ на связи пространственных структур и ритмов времени с состоянием движения материи.Кроме того,для пространства характерны такие специфические свойства как трёхмерность и обратимость ,а для времени-одномерность и необратимость. 

27. Философские и научные представления о природе. Естественная и искусственная природа.

В широком смысле природа- весь мир во всем его многообразии, это вся объективная реальность, весь материальный и информационный мир вселенной.

В узком смысле природа- биосфера, т.е. тонкая оболочка земли, где протекает жизнь. Биосфера охватывает атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

в современной  культуре и ф-ии часто используются категории и образ природы. Это  понятие отражает представление  о значимости природы для жизни общества о специфике и возможных моделях социоприродных отношений.

Природу изучают  разные науки, но в отличии от естествознания ф-я исследует отношения человека к природе.

В истории западной культуры было различное понимание  природы.

В эпоху античности природа воспринималась как подвижное целое, как космос, представляла собой гармонию вселенной, поэтому ведущей идеей, было благоговение перед миром.

В эпоху средневековья  природа рассматривалась как  бездуховное начало сотворенное  Богом, а человек считался подобием Бога и царем природы.

В период возрождения  природа вновь стала пониматься как источник красоты.

В Новое время  природа превратилась в объект научного воззрения и стала поприщем активной деятельности человека, целью которой  выступали покорения природных стихий. 

28. Понятие биосферы  и ноосферы, их  взаимосвязь в  истории развития  общества.

Вернадский в 30-40 гг. 20в. Один из первых обратил внимание  на изменение биосферы, вызванное  деятельностью человека. Взаимодействие общества и природы при кот. деятельность человека становится опред. фактором назыв. ноосферой или сферой разума. Ноосфера – высшая степень интеграции всех форм существования материи, кот. основывается на научном понимании естественных и социальных процессов. Достижение такого этапа станет возможным, если общество и природа будут развиваться гармонично. Это тип развития назыв. коэволюция . Коэволюция предполагает целесообразность , ограничение непродуманного использ. научно-технич. прогресса. Ноосферу нельзя рассматривать как самостоятельную оболочку.Ноосфера результат перехода от одного состояния в другое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29. Экологические ценности, коэволюционная стратегия  и глобальные проблемы  современной цивилизации  и основные сценарии  их решения.

Сегодня, когда  проблема экологич-го кризиса приобрела особую активность возросла необходимость в формировании новых ценностно-этических пред-ний  человека и общества. Принципы гуманизма должны иметь место не только к чел-ку , но и к природе. В этом смысле гуманизм превращается в экогуманизм , который подразумевает бережное отношение чел-ка к природному миру. Категорический императив сформулир. Кантом как золотое правило нравственности в наст.время приобретает новое сод-е закл-ся в след.: любой действующий суъект во всех своих помыслах и делах имеющ.отношение к природе должен вести себя так , чтобы эта норма поведения могла стать всеобщим экологич.законом.В наст.время экологический кризис росматриватся как глобальная проблема современности.Глобальной наз.та проблема ,кот.затрагивает интересы чел-ва в целом и подрывает основы челов-го существования. Теперь явл.вполне очевидным,что антропогенная нагрузка на биосферу достигла критической отметки. Биосфера вышла из состояния устойчивости и фактически утратила способность стабилизировать окр.среду.Порог устойчивости континентальной части биосферы превышает в 5-7 разпри этом следут отметить, что если ресурсная модель допуск.численность населения в 7 млрд чел-к, то биосферн.допуск.2 млрд.В этой связи закономерным итогом чел-ой деятельности может стать экологическая катастрофа, кот.может повлечь за собой гибель людей и всего живого на земле. Сущ-ют и другие сценарии будущего:

1.сохрание современного  положения

2.возникновение  нового средневековья( уменьшение  населения,технолог.торможение,свёртывание  науки и образования)

3.осуществ-е  перехода к ноосфера,т.е. укрепление  мир.единства, поддержание фундамент.науки  и высоких технологий.

Несмотря на разл.сценарии будущего важно отметить, что глобальные проблемы можно решить только через содание новой системы  ценностных ориентаций. Новые ценности должны основываться не на антропоцетнризме, а на биосфероцентризме. Биосфероцентризм акцентирует внимание на необходимости поддержания биосферы в состоянии равновесия, а также предполагает осознание самого феномена жизни. 

30.Основные  стратегии осмысления  природы человека  в классической  и не классической  философии.

Натурализаторская концепция-эта концепция рассматривает  человека, как элемент природы, который  существует по ее законам. Человек фактически является животным, а некоторые мыслители Нитше и Фрейд оценивают человека, как биологически ущербное животное.

  Рационалистическая  концепция.

Ее представляют мыслители начиная от Платона  до Гегеля. В этом случае считается, что отличительной особенностью человека является разум и сознание. Это позволяет ему постигать законы внешнего мира и планировать свое будущее.

  Социологизаторская  концепция 

Автором концепции  выступает марксизм, структурализм. Сущность человека связана с общественными  условиями его развития, а также  с сознательной деятельностью, в процессе которой человек является предпосылкой и продуктом истории.

Экзистанциально-персоналистическая

Эта концепция  не сводит сущность человека к соц. Законам. Основное внимание уделяется  опыту и личной судьбе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

31. Современные концепции  антропогенеза.

Религиозная концепция: чел-к сотворенБогом

Уфологическая концепция: чел-я жизнь занесена из космоса.

Биологизаторская  конц.: она отрицает соц. обусловленность  личности. Чел-к является результатом  действия нейрофизиологических стр-р организма.

Трудовая конц.: считается, что чел-к произошел  от гумоноида т.е общего предка чел-ка и обезъяны. Предки чел-ка имели уникальный мозг, способный к конструктивной деятельности, а также развитая кисть  руки, способная совершать трудовые опнрации. Процесс выделения чел-ка из животного мираосуществлялся по средством инстиктивной, бессознательной трудовой деятельности. Потом  эта деятельность заменилась трудом, кот. Присуща осознанная цель- удовлетвор. Запросов и матер. благ.

Игровая конц.: игра – форма свободной творч. активности, кот. является избыточной по отношению к матер. интиресам. Т.е игра исключала практическую целесообразность. Благодаря игре чел-к может отвлечься от повседневности и реализовать свою свободу. Считается, что все формы культ. творч-ва (религия,право, иск-во, философия) обязаны своим происхождением игре.

Семпиотическая  конц.: Семпиотика – учение о знаковых системах. Язык является знаковой сист., обеспечивающей общение людей. В  этой связи он – основа для возникновения  и развития культуры. Язык обозначает и заменяет реальные объекты в  сознании людей, поэтому чел-к воспринимает действительность в смысловых характеристиках, кот. заданы языком. В свою очередь, язык определяет св-ва самой  деят-ти.  В рез-те чел-к становится субъектом  культ., овладевая языком.

В истории философии  выявляются 2 крайности:

1роль естественных  начал в чел-ке абсолютизирована.

2 чел- к рассматривается  в качестве соц. развития 

Эти крайности  соед-ся в понимании чел-ка как  единсто биологического и социального. Биологическое представлено в чел-ке как задатки, способности, влечения. Социальное в чел-ке выражается в том, что он воплощает в себе богатство общественного развития и является результатом системного обучения и воспитания.

32. Современная философия  и наука о боисоциальной  природе человека.

В истории  философии выявились 2 крайности:

  • Первая абсолютизировала естественное начало в человеке
  • Вторая рассматривала человека в качестве продукта социального развития

   Эти крайности соединяются в понимании  человека как единство биологического и социального.

   Биологическое представлено в человеке в виде задатков, способностей и влечений. Наличие тела предполагает удовлетворение физических потребностей в пище, защите от холода, самосохранении, продолжении жизни и т.д. Организм человека подчиняется всем законам природы. Следует иметь в виду, что функционирование тела связано с работой мозга и нервной системы, а через них связано с психикой и духовной жизнью индивида. С другой стороны духовное может влиять тело и подчинять себе природу. Важно понимать, что природные качества человека являются условием, предпосылкой и внешним фоном человеческого существования.

Информация о работе Философия. Ответы