Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:00, шпаргалка
Ответы на 56 вопросов.
Движение
является способом существования материи,
как философская категория
1)механическая
(передвижение человека в
2)физическая (тепловые, магнитные процессы).
3)биологическая(развитие
и функционирование живых
4)химическая(взаимодействие атомов и молекул).
5)социальная(развитие общества).
Все виды движения условно можно разделить на количественные и качественные. Количественные иизменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве. Качественные связанны с перестройкой внутренней структуры объектов и превращении их в новые объекты, обладающими новыми свойствами(качествами)переход от старого к новому качеству называется развитием.
Димокрит, Ньютон считали причиной движения внешний толчок, а Гераклит, Аристотель развивали идеи самодвижения материи
СИНЕРГЕТИКА-наука
о самоорганизации. Самоорганизация-процесс
в котором создается, совершенствуется
организация сложной динамической системы,
без участия внешних причин. Процессы
самоорганизации осуществляются за счет
перестройки существующих и создания
новых связей между элементами.
25. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Концепция глобального эволюционизма.
Термин диалектика
является многозначным (с греч.- искусство
вести беседу). Диалектика- это метод
философского исследования. Диалектика-
это философское теория, которая изучает
процессы развития окружающего мира. Диалектика-
это реальные процессы , которые происходят
в мире. У диалектики были альтернативы:
релитивизм(т.е относительность) и эклектизм
, который признает, что все рассуждения
о мире равноправные. Существуют исторические
формы диалектики:1.стихийное-которая
представляет собой, элементарные воззрения
на изменчивость мира;2.идеалестическая
диалектика Гегеля: именно в немецкой
классической философии диалектика сформировалось,
как теория, т.е были разработаны принципы,
законы и категории.3.материалестическая
диалектика: сформирована во второй половине
19в. Теоретики :Маркс и Энгельс . Маркс
позаимствовал у Гегеля принцип развития
и движения, однако, если у Гегеля идеальное
создает весь мир, то у Маркса все идеальное
это на самом деле материальное, которое
перенесено в человеческую голову переработано
в ней. Диалектика – это ядро материлист.
Мировоззрения и метод изучения тенденции
развития и преобразование действительности
.Матерелест. диалектика- синтез принципов
,законов, категории.Принцип (лат -первоначало,
основа).Принцип отражает фундаментальные
понятия бытия и познания. Они находятся
в основе законов и категории диалектики
и придают знанию системность и целостность.1-ый
принцип : Всеобщность и объективность.
2-ой:Всесторонности. 3-ий :Развития. Развитие-
это необратимые и качественные изменения
системы обусловленные ее противоречиями.
В философии выделяют 2 главные линии развития:
прогресс и регресс. Прогресс- движение
вперед, направление развития, которое
характеризуется переходом от низшего
к высшему. Регресс- переход от высшего
к низшему. Категория- фундаментальные
понятия, которые отражают общие отношения
материальной и социальной действительности.
Все категории соотносятся между собой.
1.единичное и общие: общие показывает
на наличие каждой отдельной вещи явлений
, того что присуще и другим вещам , т.е
общее всегда указывает на однотипность.
2.явление и сущность: все вещи материального
мира имеют внутренние т.е спрятанные
от введения стороны , а так же имеют внешние
стороны. Внешние стороны- явления, а внутренние-
сущность. 3.часть и целое: Целое- такая
взаимосвязь частей, которое хар-ся свойствами
отсутствующими в отдельных предметах
, если они не входят в целое. 4.Причина
и следствие: причина- это явление , которое
вызывает и определяет какой-нибудь новое
явление. Это новое явление является следствием.5.
Необходимость и случайность: необходимость-
это устойчивое и закономерное связь
в предметах и явлениях , которая отражает
обязательность их существования. Случайность-
это отражение внешних, несущественных
и неустойчивых связей предметов и явлений.6.
Возможность и действительность: Возможность-
это предпосылки возникновения того, чего
еще нет в настоящем. Действительность-
это реальное бытие и явлений.7. Содержание
и форма: Форма-это способ существования
предмета или явления , а содержание- совокупность
элементов, связей, которые создают данный
предмет или явления. Законы диалектики:
Закон-внутриннее , существенная и
устойчивое связь явлений, обуславливающее
их упорядоченное изменение. 1)Закон
единства и борьбы противоположностей:
Данный закон выявляет источник развития.
Противоположности- это тенденция единого
, которые допускают и одновременно исключают
друг друга. Единство и борьба противоположностей-
это постоянный конфликт, который каждая
строка стремится решить свою сторону
или пользу. Диалектическое противоречие-
это процесс состоящий из нескольких стадий:1)гармония;2)
26. Основные концепции пространства и время.
Пространство
и время являются способами существования
материи.В истории философии
1)субстанциональный-этот
подход рассматривает
2)релятивистский-он
сформировался в рамках
Т.обр.пространство-
Пространству
и времени присуще абсолютность
и относительность.Абсолютность закл
в том,что пространство и время
являются всеобщими и необходимыми
формами существования материи.
27. Философские и научные представления о природе. Естественная и искусственная природа.
В широком смысле
природа- весь мир во всем его многообразии,
это вся объективная
В узком смысле природа- биосфера, т.е. тонкая оболочка земли, где протекает жизнь. Биосфера охватывает атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы.
в современной культуре и ф-ии часто используются категории и образ природы. Это понятие отражает представление о значимости природы для жизни общества о специфике и возможных моделях социоприродных отношений.
Природу изучают
разные науки, но в отличии от естествознания
ф-я исследует отношения
В истории западной культуры было различное понимание природы.
В эпоху античности природа воспринималась как подвижное целое, как космос, представляла собой гармонию вселенной, поэтому ведущей идеей, было благоговение перед миром.
В эпоху средневековья природа рассматривалась как бездуховное начало сотворенное Богом, а человек считался подобием Бога и царем природы.
В период возрождения природа вновь стала пониматься как источник красоты.
В Новое время
природа превратилась в объект научного
воззрения и стала поприщем активной
деятельности человека, целью которой
выступали покорения природных стихий.
28. Понятие биосферы и ноосферы, их взаимосвязь в истории развития общества.
Вернадский в
30-40 гг. 20в. Один из первых обратил внимание
на изменение биосферы, вызванное
деятельностью человека. Взаимодействие
общества и природы при кот. деятельность
человека становится опред. фактором назыв.
ноосферой или сферой разума. Ноосфера
– высшая степень интеграции всех форм
существования материи, кот. основывается
на научном понимании естественных и социальных
процессов. Достижение такого этапа станет
возможным, если общество и природа будут
развиваться гармонично. Это тип развития
назыв. коэволюция . Коэволюция предполагает
целесообразность , ограничение непродуманного
использ. научно-технич. прогресса. Ноосферу
нельзя рассматривать как самостоятельную
оболочку.Ноосфера результат перехода
от одного состояния в другое.
29. Экологические ценности, коэволюционная стратегия и глобальные проблемы современной цивилизации и основные сценарии их решения.
Сегодня, когда проблема экологич-го кризиса приобрела особую активность возросла необходимость в формировании новых ценностно-этических пред-ний человека и общества. Принципы гуманизма должны иметь место не только к чел-ку , но и к природе. В этом смысле гуманизм превращается в экогуманизм , который подразумевает бережное отношение чел-ка к природному миру. Категорический императив сформулир. Кантом как золотое правило нравственности в наст.время приобретает новое сод-е закл-ся в след.: любой действующий суъект во всех своих помыслах и делах имеющ.отношение к природе должен вести себя так , чтобы эта норма поведения могла стать всеобщим экологич.законом.В наст.время экологический кризис росматриватся как глобальная проблема современности.Глобальной наз.та проблема ,кот.затрагивает интересы чел-ва в целом и подрывает основы челов-го существования. Теперь явл.вполне очевидным,что антропогенная нагрузка на биосферу достигла критической отметки. Биосфера вышла из состояния устойчивости и фактически утратила способность стабилизировать окр.среду.Порог устойчивости континентальной части биосферы превышает в 5-7 разпри этом следут отметить, что если ресурсная модель допуск.численность населения в 7 млрд чел-к, то биосферн.допуск.2 млрд.В этой связи закономерным итогом чел-ой деятельности может стать экологическая катастрофа, кот.может повлечь за собой гибель людей и всего живого на земле. Сущ-ют и другие сценарии будущего:
1.сохрание современного положения
2.возникновение
нового средневековья(
3.осуществ-е
перехода к ноосфера,т.е.
Несмотря на
разл.сценарии будущего важно отметить,
что глобальные проблемы можно решить
только через содание новой системы
ценностных ориентаций. Новые ценности
должны основываться не на антропоцетнризме,
а на биосфероцентризме. Биосфероцентризм
акцентирует внимание на необходимости
поддержания биосферы в состоянии равновесия,
а также предполагает осознание самого
феномена жизни.
30.Основные стратегии осмысления природы человека в классической и не классической философии.
Натурализаторская
концепция-эта концепция
Рационалистическая концепция.
Ее представляют мыслители начиная от Платона до Гегеля. В этом случае считается, что отличительной особенностью человека является разум и сознание. Это позволяет ему постигать законы внешнего мира и планировать свое будущее.
Социологизаторская концепция
Автором концепции выступает марксизм, структурализм. Сущность человека связана с общественными условиями его развития, а также с сознательной деятельностью, в процессе которой человек является предпосылкой и продуктом истории.
Экзистанциально-
Эта концепция
не сводит сущность человека к соц.
Законам. Основное внимание уделяется
опыту и личной судьбе.
31. Современные концепции антропогенеза.
Религиозная концепция: чел-к сотворенБогом
Уфологическая концепция: чел-я жизнь занесена из космоса.
Биологизаторская конц.: она отрицает соц. обусловленность личности. Чел-к является результатом действия нейрофизиологических стр-р организма.
Трудовая конц.: считается, что чел-к произошел от гумоноида т.е общего предка чел-ка и обезъяны. Предки чел-ка имели уникальный мозг, способный к конструктивной деятельности, а также развитая кисть руки, способная совершать трудовые опнрации. Процесс выделения чел-ка из животного мираосуществлялся по средством инстиктивной, бессознательной трудовой деятельности. Потом эта деятельность заменилась трудом, кот. Присуща осознанная цель- удовлетвор. Запросов и матер. благ.
Игровая конц.: игра – форма свободной творч. активности, кот. является избыточной по отношению к матер. интиресам. Т.е игра исключала практическую целесообразность. Благодаря игре чел-к может отвлечься от повседневности и реализовать свою свободу. Считается, что все формы культ. творч-ва (религия,право, иск-во, философия) обязаны своим происхождением игре.
Семпиотическая конц.: Семпиотика – учение о знаковых системах. Язык является знаковой сист., обеспечивающей общение людей. В этой связи он – основа для возникновения и развития культуры. Язык обозначает и заменяет реальные объекты в сознании людей, поэтому чел-к воспринимает действительность в смысловых характеристиках, кот. заданы языком. В свою очередь, язык определяет св-ва самой деят-ти. В рез-те чел-к становится субъектом культ., овладевая языком.
В истории философии выявляются 2 крайности:
1роль естественных
начал в чел-ке
2 чел- к рассматривается в качестве соц. развития
Эти крайности соед-ся в понимании чел-ка как единсто биологического и социального. Биологическое представлено в чел-ке как задатки, способности, влечения. Социальное в чел-ке выражается в том, что он воплощает в себе богатство общественного развития и является результатом системного обучения и воспитания.
32. Современная философия и наука о боисоциальной природе человека.
В истории философии выявились 2 крайности:
Эти
крайности соединяются в
Биологическое представлено в человеке в виде задатков, способностей и влечений. Наличие тела предполагает удовлетворение физических потребностей в пище, защите от холода, самосохранении, продолжении жизни и т.д. Организм человека подчиняется всем законам природы. Следует иметь в виду, что функционирование тела связано с работой мозга и нервной системы, а через них связано с психикой и духовной жизнью индивида. С другой стороны духовное может влиять тело и подчинять себе природу. Важно понимать, что природные качества человека являются условием, предпосылкой и внешним фоном человеческого существования.