Философия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:00, шпаргалка

Описание

Ответы на 56 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

Философия, шпоры.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

51. Общество как развивающаяся  система. Источники,  движущие силы, субъекты  исторического процесса.

Для соц фил  актуальной явл проблема источника  историч развития, вопросы о причинах определениях качетвенное изменение общества. В их решении обозначают три подхода

1 ) теория соц  противоречия – сформирована  в марксизме и её основе  нахождения общий диалект.установки.Это  значит, что единство и борьба  противоположно явл ичточником  развития в природе и общества.

2 ) Солидаризма  – получила отражение в фил  Канта , Спенсора, Парсонса. В данном  случае соц сплочённость рассматривается,  как основа сбалансированного  общества.

Солидарность  обеспечивают разделение труда и  соц структура общества. Они определяют взаимозависимость индивидов, это общество способствуют возникновению конфликтов и противоречий, но в данном случае противоречия рассматривают , как отклонение от нормы и серьёзное препятствие для прогрессивного развития. Теория конфликта(Парк, Дарендорф) рассматривают конфликт, как более узкое, по сравнению с соц противоречиям понятия.

Конфликт –  осознанное противостояние двух и более  сторон. В форме конкур конфликта  становится источником исторического  развития. Насильственное подавление конфликта характеризуется для западных обществ, ведёт за собой гражданские войны и революции.

Открытые общества имеют потенциал для разрешения конфликтов и достижения соц согласия.

Субъект исторического  развития – это тот или иной носитель осознанной и целенаправленной активности. Исторические изменения обусловлены движущими силами, которые являются ведомыми субъектом истории. В качестве субъекта истории выступает личность, народные массы, элита. Движущие силы истории – это народ, народные массы и просто массы. Роль личности как субъекта истории абсолютизировалась в эпоху Просвещения. Великая личность – та личность, которая способна к созданию новых идей и может вести за собой широкие массы людей.

Народные массы  в качестве субъекта истории рассматривал марксизм. Считается, что развитие производства есть определяющий фактор исторической динамики. Таким образом, народные массы как производители материальных благ и носители социально-политической активности выступают подлинными творцами истории.

Теорию элит разрабатывали Парето и Тойнби. Элита – творческое меньшинство, которое рассматривается как субъект истории. Масса – нетворческое большинство, являющееся движущей силой истории. Элита обладает материальными, политическими и интеллектуальными преимуществами перед массой. В отличие от марксизма элитаризм рассматривает историю не как смену класса, а как смену элит. В этом случае с усложнением социальной структуры и социальных связей статус элиты как организующей силы только увеличивается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

52. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

  Одним из активных вопросов философии является  проблема направленности и периодизации исторических процессов. В решении этого вопроса существуют линейные и нелинейные интерпретации истории.

Нелинейные  интерпретации восходят к мифологическим представлениям о том, что история повторяется в циклах.

В философии  концепция цикличности была впервые  сформулирована в 18 в. Её теоретиком был  Жан Батисто Вико. Он признавал существование Бога, от которого исходят законы истории, но в то же время он указывал, что общество развивается в силу внутренних закономерных причин. С его точки зрения, каждый народ в своем развитии проходит 3 стадии:

  1. божественная (хар-на власть жрецов и безгосударственность)
  2. героическая (у власти находится аристократия)
  3. человеческая (на смену аристократии приходит демократическое государство, в котором свобода и справедливость торжествуют)

Стадия  представляет собой вершину развития человечества. После нее упадок и общество возвращается к первоначальному состоянию. В неклассической философии нелинейные интерпретации истории развиваются в цивилизационно-циклических моделях. Концепции Данилевского, Тойнби, Шпендлера. Общие черты моделей:

  1. отказ от идей единого общечеловеческого прогресса.
  2. приоритет духовных факторов над материальными.
  3. подчинение развития цивилизации как устойчивого этно-культурного образования с жизненным циклом, т.е. каждая цивилизация переживает возникновение, рост, надлом и распад.

Линейные интерпретации восходят к христианству, в котором сформировалась одновекторная идея истории. Линейные интерпретации существуют в 2х видах:

  1. Регрессизм – идеализирует прошлое, а настоящее и будущее представляется в образцах грядущих катастроф.
  2. Прогрессизм – рассматривает прошлое как основу для будущего, в рамках которого осуществятся все мечты человечества по справедливости и благополучию.

Прогрессизм как  концепция оформляется в эпоху  Просвещения.

Дидро,  прогресс усматривал  в развитии научных знаний. А немецкая классическая философия – в развитии духовных факторов.

Неклассические  концепции прогрессизма признают:

  1. материально-производственные факторы, в качестве критерия прогресса.
  2. подчинение историческим универсальным законам.
  3. абсолютизирует прогресс как развитие общества от его низших стадий к высшим.

В рамках прогрессизма выделяют 2 подхода:

  1. Формационный
  2. цивилизационный

Формационный  подход разработан в марксизме.(см.марксизм).

В настоящее  время сформировалась современная  версия формационной периодизации. Она получила название концепции постиндустриального общества. Её авторами являлись Белл, Тоффлер. Выделяют в истории человечества 3  стадии:

  • Аграрная
  • Промышленная
  • Информационная

Формационный  подход к истории обеспечивает адекватное познание ее объективного аспекта, обосновывает идею закономерного, поступательного развития человечества, рассматривает диалектику производительных сил и производственных отношений в качестве источника прогресса. Однако, формационный подход нельзя считать универсальным, т.к. он не затрагивает множество элементов и связей общества как системы.

Цивилизационный подход предполагает рассмотрение единства многообразных проявлений развития общества. Различные сферы общественной жизни (политика, мораль, религия, экономика и т.д.) изучаются в их синтезе, через всю систему ценностей и функционирования социальных институтов. Если формационный подход направлен на исследование причин социальных изменений, то цивилизационный подход изучает механизмы социальной преемственности. 

53.Понятие  и типы цивилизации  в истории общества. Проблема цивилизационного  выбора путей развития  восточнословянских  народов в глобализирующем  мире.

Цивилизация-совокупность всех форм и видов материального  и духовного выражения преобраз.действительности чел-ка и об-ва, а именно техники, всех форм организац-материального произ-ва, дух.жизни, соц.и политических институтов.Цивилизация характеризует уровень обладания культурой.Диалектика материалистич.концепция была сформулир.Энгельсом. С его точки зрения культура появляется с возникновением общества. Пройдя доисторические ступени дикости и варварства культура в своём развитии достигла уровня цивилизации. Основными приз-ми последней явл.разделение труда между земледелием и ремеслом, зарождение частной собственности, появление классов и денег .Цивилизация представ.собой динамическую нелинейную суперсистему, кот.самоорганизовывается и саморазвивается.Выд. 3 ст.в развитии цивилизации:

Доиндестриальная

Индустриальная

Постиндустриальная

Индустр.стадия нач.с сер. 19 века. Для неё хар-ны высокий уровень промышленного произ-ва,радикальное изменение всей общественной структуры, рационализация мышления, интенсивное развитие товарно-денежных отношений. 60-70 20 столетия зап.цивил.всупает в постиндустриальную стадию. Создается разветвлённая экономика услуг, осущ.компьютеризация, появл.широкие информационные системы. При этом теорет.знания играют ведущую роль в развитии экономики. Основа постиндустриального общества -не труд и капитал, а информация и знания. 

54. Понятие и роль техники и технологии в истории человечества. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества.

Первоначально под техникой понималось искусство  делания вещей. Техника в совершенном  понимании – это исторически  развивающаяся совокупность искусственных средств, созданных человеком для преобразования природы с целью удовлетворения своих потребностей. В развитии техники можно выделить несколько этапов:

  1. Ручной труд (где тех-ка имеет инструменталтное значение).
  2. Машинизация
  3. Когда техника превращается в технологию.

Технология –  это совокупность операций по целенаправленному  использованию техники. Человек  выступает, как организатор и  контролёр. На первом плане выступают  не физические возможности человека, а сила его интеллекта. С конца 16 века зап-я цив-ия переходит в техногенное состояние. Техногенная цив-ия – это цив-ия, которая основана на приоритетном развитии науки и техники, как баз-х мех-мов приобретения прир-ой и соц-ой реальности. Для техногенной цивилизации характерны установки на инновацию и самоценность научно-технического прогресса, а так же обоснование активного статуса человека в природе, который воспринимается как пассивный материал для утверждения человеческой власти и свободы. Техногенная цив-ия способствовала повышению производительности труда, улучшению образа жизни людей, но, одновреме5нно, она несёт в себе и ряд негативных следствий (экологический и духовный кризис ). В зависимости от цен-х установок в современной фил0ии выд-ют 2 подхода:

  1. Техницизм
  2. Антитехницизм

Техницизм рассматривает науку и технику в качестве основных двигателей соц-ого прогресса. Считается, что с помощью техники будут решены все общественные проблемы. Антитехницизм, напротив, видит в технике угрозу для соц-гог и культкрного прогресса. Именно техника, как средство усиления возможностей человека превратила самого человека в средство для реализации целей. К сожалению, техника способствует отчуждению человека от природы и культкрных ценностей , а так же созданию новых форм тотального контроля и власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

55. Понятие культуры, ее структура,  функции и основные  тенденции развития  в мировом сообществе. Диалог культур.

В переводе с  лат. культура означает обработку земли. Понятие включает в себя систему  материальных и духовных ценностей, способов их создания, а также формирование человека обладающего способностью осваивать опыт предшествующих поколений для создания новых ценностей. Культура обуславливает строение и функционирование общества. Она носит открытый характер и отражает те изменения, которые происходят в жизни того иои иного народа. В структуре культуры можно выделить материальную и духовную стороны. Эти стороны теснейшим образом взаимосвязаны и границы между ними являются подвижными. Материальная культура охватывает всю сферу производственной деятельности общества и её результаты. В целом предметно-вещественная и техническая культура обеспечивают возможность людям осваивать природу в соответствии со своими потребностями. Это обстоятельство способствует усовершенствованию всех форм материально-производственной политики, тем самым культура создала не только материальные условия для прогрессивного развития общества, но и духовные ценности, обеспечивающие процесс его активной творческой деятельности, мобильности и динамичности. В этой связи можно выдялить несколько функций культуры:

  1. коммунитарная – культура представляет собой способ солидарного действия. Культура – совокупность норм, правил поведения, принципов деятельности, ценностных ориентаций, которые являются общезначимыми а рамках данного общества и транслируются из поколения в поколение, т.о. культура – продукт и детерминанта социального развития и взаимодействия, она обеспечивает перенесение духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности.
  2. Информативная – культура является средством передачи социального опыта в пределах одного общества, а так же  содействует освоению культуры и ценностей других народов. Развитие любой культуры во многом обусловлено коммуникациями с другими культурными системами.
  3. Человекотворческая – отдельнаый человек оказывается полностью поглощённым ценностями культуры. Кроме того в культуре есть механизмы, которые обеспечивают регуляцию поведения человека. Это осуществляется через право, мораль, этикет и наконец через всю систему ценностей, что способствует сохранению ценности этноса, его социальной и культурной жизни.
  4. Адаптационная – культура создаёт условия для приспособления общества к изменениям и взаимодействиям с другими цивилизациями.
  5. Негэнтропийная – описывает сохранение этноса, нации, в качестве целостного, своеобразного феномена. Культура аккумулирует ценности, которые являются общечеловеческим достоянием, она охватывает все сферы человеческой деятельности, объединяя социальные, экономические, политические и духовную подсистемы общества.

Информация о работе Философия. Ответы