Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:00, шпаргалка
Ответы на 56 вопросов.
51. Общество как развивающаяся система. Источники, движущие силы, субъекты исторического процесса.
Для соц фил актуальной явл проблема источника историч развития, вопросы о причинах определениях качетвенное изменение общества. В их решении обозначают три подхода
1 ) теория соц
противоречия – сформирована
в марксизме и её основе
нахождения общий диалект.
2 ) Солидаризма
– получила отражение в фил
Канта , Спенсора, Парсонса. В данном
случае соц сплочённость
Солидарность обеспечивают разделение труда и соц структура общества. Они определяют взаимозависимость индивидов, это общество способствуют возникновению конфликтов и противоречий, но в данном случае противоречия рассматривают , как отклонение от нормы и серьёзное препятствие для прогрессивного развития. Теория конфликта(Парк, Дарендорф) рассматривают конфликт, как более узкое, по сравнению с соц противоречиям понятия.
Конфликт – осознанное противостояние двух и более сторон. В форме конкур конфликта становится источником исторического развития. Насильственное подавление конфликта характеризуется для западных обществ, ведёт за собой гражданские войны и революции.
Открытые общества имеют потенциал для разрешения конфликтов и достижения соц согласия.
Субъект исторического развития – это тот или иной носитель осознанной и целенаправленной активности. Исторические изменения обусловлены движущими силами, которые являются ведомыми субъектом истории. В качестве субъекта истории выступает личность, народные массы, элита. Движущие силы истории – это народ, народные массы и просто массы. Роль личности как субъекта истории абсолютизировалась в эпоху Просвещения. Великая личность – та личность, которая способна к созданию новых идей и может вести за собой широкие массы людей.
Народные массы в качестве субъекта истории рассматривал марксизм. Считается, что развитие производства есть определяющий фактор исторической динамики. Таким образом, народные массы как производители материальных благ и носители социально-политической активности выступают подлинными творцами истории.
Теорию элит
разрабатывали Парето и Тойнби. Элита
– творческое меньшинство, которое рассматривается
как субъект истории. Масса – нетворческое
большинство, являющееся движущей силой
истории. Элита обладает материальными,
политическими и интеллектуальными преимуществами
перед массой. В отличие от марксизма элитаризм
рассматривает историю не как смену класса,
а как смену элит. В этом случае с усложнением
социальной структуры и социальных связей
статус элиты как организующей силы только
увеличивается.
52. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
Одним из активных вопросов философии является проблема направленности и периодизации исторических процессов. В решении этого вопроса существуют линейные и нелинейные интерпретации истории.
Нелинейные интерпретации восходят к мифологическим представлениям о том, что история повторяется в циклах.
В философии концепция цикличности была впервые сформулирована в 18 в. Её теоретиком был Жан Батисто Вико. Он признавал существование Бога, от которого исходят законы истории, но в то же время он указывал, что общество развивается в силу внутренних закономерных причин. С его точки зрения, каждый народ в своем развитии проходит 3 стадии:
Стадия представляет собой вершину развития человечества. После нее упадок и общество возвращается к первоначальному состоянию. В неклассической философии нелинейные интерпретации истории развиваются в цивилизационно-циклических моделях. Концепции Данилевского, Тойнби, Шпендлера. Общие черты моделей:
Линейные интерпретации восходят к христианству, в котором сформировалась одновекторная идея истории. Линейные интерпретации существуют в 2х видах:
Прогрессизм как концепция оформляется в эпоху Просвещения.
Дидро, прогресс усматривал в развитии научных знаний. А немецкая классическая философия – в развитии духовных факторов.
Неклассические концепции прогрессизма признают:
В рамках прогрессизма выделяют 2 подхода:
Формационный подход разработан в марксизме.(см.марксизм).
В настоящее время сформировалась современная версия формационной периодизации. Она получила название концепции постиндустриального общества. Её авторами являлись Белл, Тоффлер. Выделяют в истории человечества 3 стадии:
Формационный подход к истории обеспечивает адекватное познание ее объективного аспекта, обосновывает идею закономерного, поступательного развития человечества, рассматривает диалектику производительных сил и производственных отношений в качестве источника прогресса. Однако, формационный подход нельзя считать универсальным, т.к. он не затрагивает множество элементов и связей общества как системы.
Цивилизационный
подход предполагает рассмотрение единства
многообразных проявлений развития
общества. Различные сферы общественной
жизни (политика, мораль, религия, экономика
и т.д.) изучаются в их синтезе, через всю
систему ценностей и функционирования
социальных институтов. Если формационный
подход направлен на исследование причин
социальных изменений, то цивилизационный
подход изучает механизмы социальной
преемственности.
53.Понятие и типы цивилизации в истории общества. Проблема цивилизационного выбора путей развития восточнословянских народов в глобализирующем мире.
Цивилизация-совокупность
всех форм и видов материального
и духовного выражения
Доиндестриальная
Индустриальная
Постиндустриальная
Индустр.стадия
нач.с сер. 19 века. Для неё хар-ны высокий
уровень промышленного произ-ва,радикальное
изменение всей общественной структуры,
рационализация мышления, интенсивное
развитие товарно-денежных отношений.
60-70 20 столетия зап.цивил.всупает в постиндустриальную
стадию. Создается разветвлённая экономика
услуг, осущ.компьютеризация, появл.широкие
информационные системы. При этом теорет.знания
играют ведущую роль в развитии экономики.
Основа постиндустриального общества
-не труд и капитал, а информация и знания.
54. Понятие и роль техники и технологии в истории человечества. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества.
Первоначально под техникой понималось искусство делания вещей. Техника в совершенном понимании – это исторически развивающаяся совокупность искусственных средств, созданных человеком для преобразования природы с целью удовлетворения своих потребностей. В развитии техники можно выделить несколько этапов:
Технология – это совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Человек выступает, как организатор и контролёр. На первом плане выступают не физические возможности человека, а сила его интеллекта. С конца 16 века зап-я цив-ия переходит в техногенное состояние. Техногенная цив-ия – это цив-ия, которая основана на приоритетном развитии науки и техники, как баз-х мех-мов приобретения прир-ой и соц-ой реальности. Для техногенной цивилизации характерны установки на инновацию и самоценность научно-технического прогресса, а так же обоснование активного статуса человека в природе, который воспринимается как пассивный материал для утверждения человеческой власти и свободы. Техногенная цив-ия способствовала повышению производительности труда, улучшению образа жизни людей, но, одновреме5нно, она несёт в себе и ряд негативных следствий (экологический и духовный кризис ). В зависимости от цен-х установок в современной фил0ии выд-ют 2 подхода:
Техницизм рассматривает
науку и технику в качестве основных двигателей
соц-ого прогресса. Считается, что с помощью
техники будут решены все общественные
проблемы. Антитехницизм, напротив, видит
в технике угрозу для соц-гог и культкрного
прогресса. Именно техника, как средство
усиления возможностей человека превратила
самого человека в средство для реализации
целей. К сожалению, техника способствует
отчуждению человека от природы и культкрных
ценностей , а так же созданию новых форм
тотального контроля и власти.
55. Понятие культуры, ее структура, функции и основные тенденции развития в мировом сообществе. Диалог культур.
В переводе с лат. культура означает обработку земли. Понятие включает в себя систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, а также формирование человека обладающего способностью осваивать опыт предшествующих поколений для создания новых ценностей. Культура обуславливает строение и функционирование общества. Она носит открытый характер и отражает те изменения, которые происходят в жизни того иои иного народа. В структуре культуры можно выделить материальную и духовную стороны. Эти стороны теснейшим образом взаимосвязаны и границы между ними являются подвижными. Материальная культура охватывает всю сферу производственной деятельности общества и её результаты. В целом предметно-вещественная и техническая культура обеспечивают возможность людям осваивать природу в соответствии со своими потребностями. Это обстоятельство способствует усовершенствованию всех форм материально-производственной политики, тем самым культура создала не только материальные условия для прогрессивного развития общества, но и духовные ценности, обеспечивающие процесс его активной творческой деятельности, мобильности и динамичности. В этой связи можно выдялить несколько функций культуры: