Философия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:00, шпаргалка

Описание

Ответы на 56 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

Философия, шпоры.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

1.знания об  объектах мира,природы и общества

2.знание о  духовном мире человека

3.знания о  целях и теоретических программах  преобразования природного и социокультурного миров.

Сам процесс  познания и получения знания в  ходе истинного развития практики дифференцируется и воплощается в различных  формах.Эти формы познания связаны  между собой,но не являются равнозначными.Выделяют следующие формы познания:

+обыденная(житейская)-представляет  собой элементарные сведения  о природе,людях,социональных связях  и т.д.Оно формируется на основе  повседневного опыта.Знания носят  хаотический несистематизированный  характер.Тем не менее,они являются  основой для возникновения и развития др.форм знаний.

+мифологическая  играла особую роль на начальном  этапе,которое представляло собой  бесзознательно-художественную переработку  природы,общества народной фантазии.Мифы  своеобразно моделировали мир  и тем самым фиксировали и передавали опыт покалениям

+художественная  зародилась в рамках мифологии.Она  целенаправленно не решет познавательные  задачи,но содержит в себе большой  гносеологический потенциал.Художественное  познание реализуется в искусстве.Человек  через искусство удовлетворяет свои эстетические потребности и одновременно познаёт действительность.

+религиозная-отличительной  особенностья является соединение  эмоционального отношения к миру  с верой в сверхъестественное.

+философская-представляет  собой особую форму духовного освоения реальности в процессе которого выработалась целостная предельнообобщённая система знаний о мире и человеке.

+научная-представляет  собой сферу исследовательской  деятельности,напрвленной на производство  и применение на практике объективных  знаний о природе и обществе.Научное познание характеризуется осмыслением достоверных фактов в системе понятий той или иной области знаний.

Познание начинается с чувства восприятия. Оно реализуется  в ощущениях, восприятиях и представлениях

Ощущение- это  отражение отдельных свойств и качеств, предметов или явлений.

На основе ощущений возникает восприятие.

Восприятие-  целостный образ предметов и  явлений. Оно зависит не только от ощущений, но и от уровня духовной культуры человека. В этом случае можно говорить о представлении как о более сложной форме чувственного отображения предмета. Таким образом, чувственное познание- это первая ступень в познании и оно не даёт понимание сущности природного и социального мира.

Рациональное  познание предполагает способность  человека с помощью абстрактного мышления оторваться чувственно- конкретных предметов. Рациональное познание позволяет находить в однородных предметах и явлениях существующие черты.

Формами рационального  познания являются понятие, суждение и  выводы.

Понятие- форма мышления, в которой отображается наиболее общие приметы явлений.

Суждение- форма  мышления, в которой устанавливается  наличие или отсутствие какого-либо свойства предмета.

Вывод- рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое знание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

40. Понятие и проблема  истины в познании. Основные концепции  истины.

Со времен античности существует  проблема истинных возможностей достижения достоверного знания о мире. Наука всегда имеет дело с идеализированными  объектами, т. к знания о них часто непохожи на действительность. Не все может быть проверено на практике. Любой эмпирический факт теоретически нагружен. Это значит, что новая теория начинает складываться на основе других, а если теорий много, то обычно выбирается одна. Тем самым происходит удаление от объекта исследования. В этом случае практик уже не может быть критерием истины. Истина-сознание, которая соответствует своему предмету и совпадает с ним. Истина может пониматься как абсолютная или относительная. Абсолютная истина- полная, исчерпывающая знания об отдельном предмете или явлении. Относительная истина отражает изменчивость каждого истинного знания,т.е его углубление и уточнение.

В истории Ф. сформировалось несколько концепций  истины:

  1. Корреспондентская или классическая предполагает соответствие знаний человека действительности. Недостаток: не учитывается сложность многих процессов и ситуаций, которые не поддаются прямому наблюдению. Не все можно проверить на практике
  2. Когерентная. Знание считается истинным только в том случае если оно непротиворечиво. Однако эта концепция также не универсальна. Она не подходит для гуманитарной области знаний.
  3. Конвенциональная. Предполагает наличие истинных ценностных элементов. Данная концепция хороша для гуманитарных наук, но не приемлема для формализованного знания,т.е математики.физики,химии.
  4. Прагматическая. Оценивает знания как полезные или бесполезные. Следовательно. истинно то, что приносит конкретную выгоду.

41. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система познания.

В современном  обществе наука выступает в качестве:1)как  всеобщий духовный продукт общественного  развития;2)как форма общественного  сознания;3)как система знаний,которые  постоянно развиваются;4)как результат  духовной деятельности.

Наука-это  деятельность человека по выработке,систематизации  и проверке знаний.

Знания  необходимы для того,чтобы понимать изучаемые процессы,предсказывать  будущее и осуществить практические действия.

Как социальный институт наука выполняет функции:1)объяснительная т.е.обоснование различных зависимостей и связей,а также существенных характеристик,явлений и процессов;2)преобразовательная,цель науки установить господство человека над природой с целью повышения благосостояния общества;3)прогнастическая-попытка заглянуть в будущее;4)функция производительной силы,наука оказывает решающее влияние на развитие техники и всей системы производства;5)функция социальной и политической силы,наука через социальное общество и политические организации,через систему мировозззренческих и культурных установок определяет социальное и экономическое развитие общества.

42. Особенности классической, неклассической, постнеклассической  науки.

Развитие науки  последних десятилетий отличается рядом особенностей , что позволяет  говорить о становлении его нового постнеклассического  этапа. Он характеризуется радикальными изменениями в основаниях науки , а так же изменениями в научной деятельности , обусловленными стремительным ростом междисциплинарных и проблемноориентированных форм исследований. В начале объектов исследования выступают уникальные системы. В начале объектов исследования выступают уникальные системы. В контексте познания малого рода объектов центральное место принадлежит синергетике т.е междисциплинарному направлению исследований , которые ставят своей задачей познание общих принципов , лежащих в основе процессов самоорганизации природы и общества . Синергетика интегрируется в область гуманитарных наук. Возникли направления социосинергетической  и эволюционной   экономики, синергетику используют медики, психологи, педагоги,  лингвисты, историки, искусствоведы, а так же реализующий проект создания синергетической антропологии. Междисциплинарность современной науки  предполагает  наличие единой картины мира, но в тоже время такой общенаучный единой картины  мира нет.  Пока существуют ее отдельные фрагменты  т.е специальные картины мира(физическая, химическая, биологическая, космологическая). Синергетика пытается навести мосты между этими картинами , создать единое поле междисциплинарной камуникации   и сформировать принципы новой картины мира. Таким образом синергетику можно рассмотреть как: 1)как картину мира;2)как методологию;3)как науку. Таким образом синергетика- междисциплинарный подход , который рассматривает проблему становления и развития, а так же их механизмы и предоставления.  

43. Эмпирический и  теоретический уровни, метатеоретический  основания научного  познания. Формы научного  познания.

Отличительной чертой научного знания является ориентация на предметно-объективное исследование действительности.Научное знание отражает объекты природы не в форме созерцания,а в форме практики.

В структуре  научного знания выделяют три уровня:эмпирический,теоретический,метотеоретический.

1.Эмпирический  имеет 2 подуровня:1)эмпирич.наблюдение-представляет  собой первоначальную информацию об объектах.2)эмпирич.факты-объект.информация получаемая через наблюдение,но избавленная от субъективного домысливания.

2.Теоретический-имеет  2 подуровня:1)частные теоретические  модели и законы,которые относятся  к ограниченной области явлений.2)развитые теории,в которых частные модели и законы обобщаются таким образом,что выступают как проявление фундаментальных принципов и законов теории.

3.Метотеоретический,здесь  изучается система положений  и понятий какой-либо теории,устанавливаются ее границы,способы введения новых понятий,докозательство ее положений.

Формами научного познания являются:научный факт,проблема,гипотеза,теория,идея.

Научный факт-это  отражение явлений действительности в человеческом сознании т.е. это  описание явления с помощью специализированного языка. Совокупность научных фактов составляет научное описание.

Проблемы возникают  как результат противоречия в  отдельной теории,либо при  становлении  новой теории или в результате столкновения теорий с наблюдениями,таким  образом проблема-это единство знания и незнания.

Гипотеза-это  предположение исходящее из фактов,умозаключение  стремящееся проникнуть в сущность еще не достаточно изученной области.Гипотеза помогает сделать открытие.

Теория-это развивающаяся  система проверенных практикой научных знаний,которые устанавливают закономерность явлений определенной области.

Идея-это смысл,знание,сущность,явление.Идея выступает как принцип объяснения явлений и одновременно отражает ценностное значение к существующему. 

44. Понятие метода и методологии. Эмпирические, теоретические и общелогические методы научных исследований.

Метод-совокупность приёмов практического и теоритического освоения человеком окружающего  мира.Это те знания,которые превратились в средства управления действительностью.

Методология-совокупность приёмов исследования,применяемых  в какой-либо науке.

Выделяют 3 типа методов:-общелогический,-эмпирические,-теоретические.

Общелогическими методами явл: анализ-деление на части  с целью познания каждого из них;синтез-соединение различных элементов в единое целое;индукция-движение мысли от единичного к общему;дедукция-движение мысли от общего к частному.

Эмпирические  методы:наблюдение-целенаправленое  восприятие явл объективной реальностью,в  результате которой человек получает первоначальные знания о внешних сторонах,связей и отношениях продуктов,явлений и процессов;описание-передаёт результаты наблюденя  с помощью знаковых средсв(цифры,формулы,графики);эксперемент-учитывает изменения объекта и требует создания специальных условий для протекания процесса,который изучается.

Теоретические методы:абстрагирование-отвлечение от непосредственно воспринимаемой действительности;обобщение-логический приём,в результате которого устанавливаются  общие свойства и признаки объекта;аналогия-такой приём,при котором на основе подобия объетов по 1 признакам делают вывод об их подобии по другим признакам;моделирование-метод изучения объектов с помощью моделей,которые создаются вместо оригинала;идеализация-мыслительная процедура,связанная с образованием абстрактных объектов не существующих в действительности;формализация-предпологает при изучении объектов использование знаков и формул. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

45. Научные революции,  их типы и роль  в научном познании.

Научные знания развиваются постоянно. Особую роль в этом процессе играет научная революция. Научная революция- отвергает устаревшее  предоставление и формирует новые  взгляды не редко придерживая при этом полученные  знания и язык прежнего багажа. В этом случае создается новые теории, методы познания и стиль мышления. 1-ая научная революция – произошла в 15-17 ст. вместо геоцентрической системы Пропилея, были утверждены идеи Коперника, Галилея и Ньютона. Мир стал предоставляться как твердая материя, подчиненная жестким законом. 2-ая научная революция имела место в 19в. Она была связана с таким достижениями как эволюционная теория  Дарвина, открытие закона сохранения и превращение энергии. В это время утвердился диалектический стиль мышления.3-яя научная революция осуществилась на рубеже 19-20 вв.сформировался неклассическая естествознание. Теория относительности Эмитенна и  другие открытия способствовали формированию предоставлений о мире, как сложной системы, превышающей  в постоянной динамике. С середины 20в.начинает формироваться новая картина мира. Это происходит под влиянием теории межпропорциональной вселенной, квантовой теории, генетики, синергетики, теории биологической эволюции .Если в предыдущей эпохе изучались малые системы , то в настоящее время исследуются сложные исторические развивающиеся системы, которые характеризуются    открытостью и нелинейностью в ходе эволюции. Все теории естествознания признают порождение человеческого разума считается , что их нельзя отождествлять с реальностью , которая в любой момент времени может изменяться.  

Информация о работе Философия. Ответы