Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:00, шпаргалка
Ответы на 56 вопросов.
17. Основные этапы развития философской мысли Беларуси: просветительство, Ренессанс и Просвещение.
Духовные предпочтения и особенности развития философии в Беларуси.
Ф. Б. представляет собой комплекс идей, которые сложились в процессе развития белорусской культуры. Особенное геополитическое положение Б. привело к симбиозу мощных культурных потоков и их адаптации к местным условием. Философия развивалась под сильным влиянием религиозных мировоззрений, а так же под влиянием религиозных, социально-политических, идейных установок. Эти факторы обусловили этнический характер белорусской философии.
Возникновение философии на бел землях было связано с созданием государственности и развитием феодальных отношений. Особое знач-е имело распространение христианства. Источником идеологии стала библия кот престав-т собой сочетание иудейских, античных и раннехрист-х мыслей. Развит-е фил в 11-13в сопровождалось распростронением просвятительских идей. Проповедниками были: Е. Полоцкая, К. Туровский. Христианская фил принесла в бел-сь не только образность но и письменную культуру и истор-ю нравственность. Это выражалась в столкновении мирвозрений христиан и язычников.
В 14 в. на территорию Беларуси проникают идеи Возрождения и Реформации. Однако здесь они имели свои особенности. Для бел. философии оказались характерными религиозный рационализм, частичный атеизм и материализм, а идея индивидуальной свободы была в большей степени, чем в странах Западной Европы, ограничена интересами общего блага. Кроме того, в философии обнаруживалась религиозно-этическая тенденция и зависимость от феодально-средневековой традиции.
Становление национальной философии связано с именем Ф. Скорины. Скорина утверждал, что земная жизнь человека имеет самодостаточную ценность. Он предпринял попытку синтезировать христианские моральные нормы с нравственными принципами аристотелизма и умеренного стоицизма. В основе этической концепции Скорины находится мысль о необходимости постоянного совершенствования человеческой природы. Проблема соотношения индивидуального и всеобщего блага решается как приоритет всеобщего, но это не является абсолютным. Чтобы изменить мир, нужно начинать с себя. С т. зр. Скорины высший принцип взаимоотношений между людьми – любовь к ближнему. Без христианской веры Скорина не представляет интеллектуальное и нравственное совершенствование личности. Служение обществу рассматривается им как служение Богу.
Против схоластики и церковного засилия выступал протестантский проповедник С. Будный. Он отвергает сверхъестественный характер рождения Христа, отвергает бессмертие души и загробный мир. Будный всячески обосновывает принцип натуралистического истолкования явлений природы. Он впервые на территории Беларуси осуществил рационалистическую критику Библии. С его т. зр. Бог есть безличное начало. Кроме того, Будный с позиции гуманизма трактовал проблему человека и его познавательных возможностей. Если в официальном христианстве свобода рассматривалась как источник греховности, то у Будного свобода – это источник самоутверждения человека.
Необходимость
светского образования отстаивал и
Симеон Полоцкий. Он считал, что с помощью
просвещения можно решить все социальные
проблемы. Дальнейшее развитие идей свободомыслия
и гуманизма характерно для бел. просветителя
Казимира Лыщинского. Он отрицал все догматы
и таинства католической церкви и убедительно
доказал, что религия придумана людьми,
а землей управляет природа. С его т. зр.
религия приносит вред обществу, мешает
развитию науки и порабощает ч-ка. В сущности,
она выполняет социальный заказ власть
имущих.
18. Философские идеи и развитие белорусского национального самосознания в творчестве Я. Купалы, Я. Колоса, М. Багдановича, и др.
Начиная с середины 19века основной проблемой Бел. Фил-ии становится ? о неодходимости нац-го возрождения и о повышении статуса Бел культуры.
Эти идеи разр-ли
представители нац-
Особую значимость приобрела проблема национального самосознания национальной идентичности.
В частности Игнат Абдиролович (1896-1923),он одним из первых обратил внимание на то,что Беларусь всегда являлась полем борьбы между Востоком и Западом.
По этой причине беларусы не смогли создать выразительной культуры.
Фактически А повторял мысль Скорины о том,что через развитие личностного и народного духа можно достичь общечеловеческого идеала.
Подлинной основой жизни А считал творчество,оно должно присутствовать в политике,эк-ке,морли,семье и тд.
И именно творчество
является залогом самост-го развития
Бел нации.
19. Философские воззрения западников, славянофилов и русских революционных демократов.
Осн. проблемы творчества П.Я.Чаадаева-чел-к и фил-ия истории. Чел.-единство физич-го и дух-го. Развитие чел-ка подчинено диалектике необх-сти и свободы. Чаадаев отстаивал мысль о единстве всех народов и людей, усматривал путь историч. прогресса страны в нравственном совершенствовании людей. Считал, что Россия может быстро овладеть всеми плюсами Зап. цивилизации.
2 направления: западничество и славянофильство.
1)западники(Чичерин, Каверин) счит., что Россия должна как можно быстрее освоить зап. ценности и осущ-ть соц.-эк. реформы по зап. образцу.
2)славянофилы(Хомяков, Самарин) напротив выступ. за самобытность истор. прошлого России, полагали, что залог спасения страны заключ. в сохр-нии нар. обычаев, религии, они критиковали крепостничество, выступали за отмену цензуры и смертной казни. Но негативно оценивали зап. путь развития.
Формирование
революционно – демократической
мысли было связано с именем
Белинского, Герцена, Чернышевского и
др. Эти мыслители выступали за уничтожение
самодержавия и крепостного права, отстаивали
идеи утопического социализма. Они считали,
что этот идеал может быть достигнут с
помощью революционных средств. Одновременно
революционеры – демократы развивали
материалистическую, атеистическую и
диалектическую традиции в России. Они
выступали за союз материалистической
философии с естествознанием и революционным
движением. Русские революционеры – демократы
преодолели замкнутость гегелевской диалектики.
Если Гегель считал, что существует предел
развитию мышления познания общества,
то революционеры – демократы обосновали
принцип постоянной эволюции человеческой
истории. Они отмечают, что общество и
природа непрерывно изменяются. Это изменение
происходит благодаря борьбе двух противоположных
тенденций, т.е. возникновение и разрушение.
Развитие осуществляется через противоречивость,
через борьбу нового со старым. Из этого
философского положения революционеры
– демократы делали вывод о правомерности
классовой борьбы.
20. Основные идеи русской религиозной философии ХIX-XXв
Одним из выдающихся представителей рус-й фил –В. Соловьев. Центральной идеей его учения явл-ся идея положительного всеединства. Всеединство синтеза добра, истины и красоты. Др слов это сфера обсолютного или божественного. Материальное многообразие мра у Соловьева выступает как мировая душа. Мир-я душа есть результат божественного творчества. По-мнению Соловьева материальный мир находится в хаотическом сост-ии. В этой связи Соловьева рассматривал человечество в кач-ве посредника между богом и природой. Чел призван видоизменил природу до ее одухотворения. Так образ цель мировой истории сводится к единению бога и внебожественного мира. Смысл чел-й жизни заключается в любви к ближнему,к природе и богу. По Соловьеву именно через любовь к чел-ку приблежает себя к божественному миру. В обществе идея все общества прояв-ся как богочел-й союз как вселенская церковь, кот обьедин-т православие, католицизм, протестанцизм и способствует ликвидации всех социальных противоречий. Тем самым Соловьев свою фил систему противопоставляет марксизму, пологая при этом, что преодоление соц-го антогонизма возможно только на дух-й основе.
Н. Вердяев как
и Соловьев считал, это решение
всех проблем общественной жизни заключается
не в революции, а в особенностях дух-й
жизни. Фил Вердяева носит ярко выраженный
персоналистический хар-р. Центральной
темой становится свободной творческий
чел. Только в своей подлинной свободе,
чел становится божественный, др словами
по Вердяеву бог рождается в добродеятели,
творческой деятельности чел и присутствует
в жизни людей высокой духовной силы.
21.Философия русского космизма.
Оригинальный характер русской философии проявляется в так называемом русском космизме.
Космизм воплотил в себе идеи космологического и социокультурного синкретизма. В сущности, концепция русского космизма включает в себя идею мирового всеединства человека и физического космоса. Русские космисты- Фёдоров, Циалковский, Вернадский и Чижевский видели задачу человека в распространении совершенства по вселенной. С точки зрения Вернадского, благодаря развитию человеческого общества, биосфера постоянно переходит в ноосферу(сфера разума). Это возможно благодаря тому, что человек, обладая законами природы, всё более преобразовывает природный мир в соответствии со своими потребностями. Ноосфера предстаёт как специфическая область планеты, которая охвачена разумной деятельностью человека.
В итоге эти
представления привели к
22.Онтология как философское учение о бытии. Понятие, формы и интерпретации бытия в классической и не классической философии.
Термин антология в перев. с греч. «учение о сущем» др. словами антология исследует проблему существования действительности, а также законов организации функционирования и развития всех типов вещей.
Основными категориями антологии явл.: бытие. небытие, субстанция, Материя, материальное и идеальное,движение,развитие. пространство и др.
В эпоху античности
антология занималась проблемой
первоосновы всего
Бытие - философская категория, которая обозначает единство всего существующего, выделяют несколько основных форм бытия: 1)бытие вещей 1ой природы 2) бытие вещей 2-ой природы, 3) бытие социальное (бытие общества)Общество представляет собой обособившуюся от природы часть материального мира.4)бытие человека.
Выделяют 2 вида бытия: материальное и духовное
Материальное бытие- все то, что составляет объективную реальность,т.е существует вне и независимо от сознания человека.
Духовное бытие (идеальное) человеческие чувства,мысли,теории, кот воплощаются в понятиях, текстах, формулах, ценностях и т.д.
Наряду с понятие
бытие существует понятие небытие.
Небытие- философ. категория, которая
означает все то, что реально не существует,
что еще не возникло или прекратило свое
существование
23. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
Категория материи
Материальное бытие фиксируется в понятии материи.
В истории философии была длительная эволюция взглядов на материю.
В эпоху античности материя представлялась как элемент природы, как субстанция или первооснова всего существующего.
В настоящее время материей обозначается вещь, кот. обладает всеобщими кач-ми- протяжённостью, массой, непроницаемостью, инерцией и др.
Во 2-ой половине 19 в. сформировалось современное понимание материи.
Материя- фил. категория, кот. объективную реальность существующую вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им (В. И. Ленин)
Материя никогда
не сводится к конкретной веще. Другими
словами- это абстракция, общ. св-во всех
элементов мира.
24. Системная организация, движение и развитие как атрибуты материи.
Бытие
представляет собой системную организацию.
Система философская категория,
которая обозначает объект, как совокупность
взаимосвязанных между собой элементов
образующих единство и целостность. Целостность
бытия обеспечивает иерархия всего существующего.В
неживой природе: физический вакуум-элементарные
частицы-атомы-молекулы-