Философия. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:00, шпаргалка

Описание

Ответы на 56 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

Философия, шпоры.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

17. Основные этапы  развития философской мысли Беларуси: просветительство, Ренессанс и Просвещение.

Духовные предпочтения и особенности развития философии  в Беларуси.

Ф. Б. представляет собой комплекс  идей, которые  сложились в процессе развития белорусской  культуры. Особенное геополитическое положение Б. привело к симбиозу мощных культурных потоков и их адаптации к местным условием. Философия развивалась под сильным влиянием религиозных мировоззрений, а так же под влиянием религиозных, социально-политических, идейных установок. Эти факторы обусловили этнический характер белорусской философии.

Возникновение философии на бел землях было связано  с созданием государственности  и развитием феодальных отношений.  Особое знач-е имело распространение  христианства. Источником идеологии  стала библия кот престав-т собой сочетание иудейских, античных и раннехрист-х мыслей. Развит-е фил в 11-13в сопровождалось распростронением просвятительских идей. Проповедниками были: Е. Полоцкая, К. Туровский. Христианская фил принесла в бел-сь не только образность но и письменную культуру и истор-ю нравственность. Это выражалась в столкновении мирвозрений христиан и язычников.

В 14 в. на территорию Беларуси проникают идеи Возрождения  и Реформации. Однако здесь  они  имели свои особенности. Для бел. философии оказались характерными религиозный рационализм, частичный атеизм и материализм, а идея индивидуальной свободы была в большей степени, чем в странах Западной Европы, ограничена интересами общего блага. Кроме того, в философии обнаруживалась религиозно-этическая тенденция и зависимость от феодально-средневековой традиции.

Становление национальной философии связано с именем Ф. Скорины. Скорина утверждал, что  земная жизнь человека имеет самодостаточную  ценность. Он предпринял попытку синтезировать  христианские моральные нормы с нравственными принципами аристотелизма и умеренного стоицизма. В основе этической концепции Скорины находится мысль о необходимости постоянного совершенствования человеческой природы. Проблема соотношения индивидуального и всеобщего блага решается как приоритет всеобщего, но это не является абсолютным. Чтобы изменить мир, нужно начинать с себя. С т. зр. Скорины высший принцип взаимоотношений между людьми – любовь к ближнему. Без христианской веры Скорина не представляет интеллектуальное и нравственное совершенствование личности. Служение обществу рассматривается им как служение Богу.

Против схоластики и церковного засилия выступал протестантский проповедник С. Будный. Он отвергает  сверхъестественный характер рождения Христа, отвергает бессмертие души и загробный мир. Будный всячески обосновывает принцип натуралистического истолкования явлений природы. Он впервые на территории Беларуси осуществил рационалистическую критику Библии. С его т. зр. Бог есть безличное начало. Кроме того, Будный с позиции гуманизма трактовал проблему человека и его познавательных возможностей. Если в официальном христианстве свобода рассматривалась как источник греховности, то у Будного свобода – это источник самоутверждения человека.

Необходимость светского образования отстаивал и Симеон Полоцкий. Он считал, что с помощью просвещения можно решить все социальные проблемы. Дальнейшее развитие идей свободомыслия и гуманизма характерно для бел. просветителя Казимира Лыщинского. Он отрицал все догматы и таинства католической церкви и убедительно доказал, что религия придумана людьми, а землей управляет природа. С его т. зр. религия приносит вред обществу, мешает развитию науки и порабощает ч-ка. В сущности, она выполняет социальный заказ власть имущих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18. Философские идеи  и развитие белорусского  национального самосознания  в творчестве Я.  Купалы, Я. Колоса, М. Багдановича, и др.

Начиная с середины 19века основной проблемой Бел. Фил-ии становится ? о неодходимости нац-го возрождения и о повышении  статуса Бел культуры.

Эти идеи разр-ли представители нац-освободительного движения и творческой интеллегенции: Калиновский,Богушевич, Богданович,Купала,Колос  и тд.

Особую значимость приобрела проблема национального  самосознания  национальной идентичности.

В частности Игнат Абдиролович (1896-1923),он одним из первых обратил внимание на то,что Беларусь всегда являлась полем борьбы между Востоком и Западом.

По этой причине  беларусы не смогли создать выразительной  культуры.

Фактически А  повторял мысль Скорины о том,что через развитие личностного и народного духа можно достичь общечеловеческого идеала.

Подлинной основой  жизни А считал творчество,оно  должно присутствовать в политике,эк-ке,морли,семье  и тд.

И именно творчество является залогом самост-го развития Бел нации. 

19. Философские воззрения  западников, славянофилов  и русских революционных  демократов.

     Осн. проблемы  творчества П.Я.Чаадаева-чел-к  и фил-ия истории. Чел.-единство физич-го и дух-го. Развитие чел-ка подчинено  диалектике необх-сти и свободы. Чаадаев отстаивал мысль о единстве всех народов и людей, усматривал путь историч. прогресса страны в нравственном совершенствовании людей. Считал, что Россия может быстро овладеть всеми плюсами Зап. цивилизации.

     2 направления: западничество и  славянофильство.

     1)западники(Чичерин, Каверин) счит., что Россия должна как можно быстрее  освоить зап. ценности и осущ-ть соц.-эк. реформы по зап. образцу.

     2)славянофилы(Хомяков, Самарин) напротив выступ. за самобытность истор. прошлого России, полагали, что залог спасения страны заключ. в сохр-нии нар. обычаев, религии, они критиковали крепостничество, выступали за отмену цензуры и смертной казни. Но негативно оценивали зап. путь развития.

Формирование  революционно – демократической  мысли было связано с именем  Белинского, Герцена, Чернышевского и др. Эти мыслители выступали за уничтожение самодержавия и крепостного права, отстаивали идеи утопического социализма. Они считали, что этот идеал может быть достигнут с помощью революционных средств. Одновременно революционеры – демократы развивали материалистическую, атеистическую и диалектическую традиции в России. Они выступали за союз материалистической философии с естествознанием и революционным движением. Русские революционеры – демократы  преодолели замкнутость гегелевской диалектики. Если Гегель считал, что существует предел развитию мышления познания общества, то революционеры – демократы  обосновали принцип постоянной эволюции человеческой истории. Они отмечают, что общество и природа непрерывно изменяются. Это изменение происходит благодаря борьбе двух противоположных тенденций, т.е. возникновение и разрушение. Развитие осуществляется через противоречивость, через борьбу нового со старым. Из этого философского положения революционеры – демократы   делали вывод о правомерности классовой борьбы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20. Основные идеи  русской религиозной  философии ХIX-XXв

Одним из выдающихся представителей рус-й фил –В. Соловьев. Центральной идеей его учения явл-ся идея положительного всеединства. Всеединство синтеза добра, истины и красоты. Др слов это сфера обсолютного или божественного. Материальное многообразие мра у Соловьева выступает как мировая душа. Мир-я душа есть результат божественного творчества. По-мнению Соловьева материальный мир находится в хаотическом сост-ии. В этой связи Соловьева рассматривал человечество в кач-ве посредника между богом и природой. Чел призван видоизменил природу до ее одухотворения. Так образ цель мировой истории сводится к единению бога и внебожественного мира. Смысл чел-й жизни заключается в любви к ближнему,к природе и богу. По Соловьеву именно через любовь к чел-ку приблежает себя к божественному миру. В обществе идея все общества прояв-ся как богочел-й союз как вселенская церковь, кот обьедин-т православие, католицизм, протестанцизм и способствует ликвидации всех социальных противоречий. Тем самым Соловьев свою фил систему противопоставляет марксизму, пологая при этом, что преодоление соц-го антогонизма возможно только на дух-й основе.

Н. Вердяев как  и Соловьев считал, это решение  всех проблем общественной жизни заключается не в революции, а в особенностях дух-й жизни. Фил Вердяева носит ярко выраженный персоналистический хар-р. Центральной темой становится свободной творческий чел. Только в своей подлинной свободе, чел становится божественный, др словами по Вердяеву бог рождается в добродеятели, творческой деятельности чел и присутствует в жизни людей высокой духовной силы. 

21.Философия  русского космизма.

Оригинальный  характер русской философии проявляется  в так называемом русском космизме.

Космизм воплотил в себе идеи космологического и социокультурного синкретизма. В сущности,  концепция  русского космизма включает в себя идею мирового всеединства человека и физического космоса. Русские  космисты- Фёдоров, Циалковский, Вернадский и Чижевский видели задачу человека в распространении совершенства по вселенной. С точки зрения Вернадского, благодаря развитию  человеческого общества, биосфера постоянно переходит в ноосферу(сфера разума).  Это возможно благодаря тому, что человек, обладая законами природы, всё более преобразовывает природный мир в соответствии со своими потребностями. Ноосфера предстаёт как специфическая область планеты, которая охвачена разумной деятельностью человека.

В итоге эти  представления привели к формированию антропологического мировоззрения. В этой связи, человек рассматривается как  космическое событие. В частности, Чижевский предложил энергетическое обоснование истории, мотивируя это тем, что при мощных вспышках на солнце, люди склонны совершать импульсивные поступки, склонны становиться более подверженными на влияние и откликаются на любые лозунги и призывы. 

22.Онтология  как философское  учение о бытии. Понятие, формы и интерпретации бытия в классической и не классической философии.

Термин антология  в перев. с греч. «учение о сущем» др. словами антология исследует проблему существования действительности, а также законов организации функционирования и развития всех типов вещей.

Основными категориями  антологии явл.: бытие. небытие, субстанция, Материя, материальное и идеальное,движение,развитие. пространство и др.

В эпоху античности антология занималась проблемой  первоосновы всего существующего. В ср.века предметом антологии  выступала сверхсущее бытие.т.е Бог. А в новое время антология  выявляла природу научного знания. В середине 19 ст. антология исследует проблему существования человека.

Бытие - философская категория, которая обозначает единство всего существующего, выделяют несколько основных форм бытия: 1)бытие вещей 1ой природы 2) бытие вещей 2-ой природы, 3) бытие социальное (бытие общества)Общество представляет собой обособившуюся  от природы часть материального мира.4)бытие человека.

Выделяют 2 вида бытия: материальное и духовное

Материальное  бытие- все то, что составляет объективную реальность,т.е существует вне и независимо от сознания человека.

Духовное  бытие (идеальное) человеческие чувства,мысли,теории, кот воплощаются в понятиях, текстах, формулах, ценностях и т.д.

Наряду с понятие  бытие существует понятие небытие. Небытие- философ. категория, которая  означает все то, что реально не существует, что еще не возникло или прекратило свое существование 
 
 
 
 

23. Эволюция представлений  о материи в  философии и науке.

Категория материи

 Материальное  бытие фиксируется в понятии  материи.

В истории философии  была длительная эволюция взглядов на материю.

В эпоху античности материя представлялась как элемент  природы, как субстанция или первооснова  всего существующего.

В настоящее  время материей обозначается вещь, кот. обладает всеобщими кач-ми- протяжённостью, массой, непроницаемостью, инерцией и др.

Во 2-ой половине 19 в. сформировалось современное понимание  материи.

Материя- фил. категория, кот. объективную реальность существующую вне и независимо от человеческого  сознания и отражаемая им (В. И. Ленин)

Материя никогда  не сводится к конкретной веще. Другими словами- это абстракция, общ. св-во всех элементов  мира. 

24. Системная организация,  движение и развитие  как атрибуты материи.

Бытие представляет собой системную организацию. Система философская категория, которая обозначает объект, как совокупность взаимосвязанных между собой элементов образующих единство и целостность. Целостность бытия обеспечивает иерархия всего существующего.В неживой природе: физический вакуум-элементарные частицы-атомы-молекулы-макротела-планеты-галактики-Вселенная.В живой природе: живые молекулы-клетка-организм-популяция-экосистема. В общественной жизни: семья-классы-государства-нации и т.д.

Информация о работе Философия. Ответы