Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:54, доклад

Описание

Фома был основательным человеком, и, лишь пройдя все ступени обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по теологическим вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено: в 1259 году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом стал грандиозный труд под названием «Сумма теологии», который Фома создавал более 10лет. В 1273году работа над ним была завершена. А уже в марте 1274 года Фомы не стало.

Работа состоит из  1 файл

фома.docx

— 373.30 Кб (Скачать документ)

 

 Таким образом, Фома  Аквинский примиряет позиции  и реалистов, и номиналистов, и  концептуалистов, утверждая, что  универсалии существуют и в  Божественном Уме, до вещей,  и в самих вещах, и после  вещей, т. е. в человеческом  уме. Эту позицию можно назвать  позицией умеренного реализма.

 

 Во-первых, это универсалии,  содержащиеся в вещах в качестве  их сущностей, или непосредственные  универсалии. Во-вторых, это универсалии,  существующие в человеческом  уме, или рефлексивные универсалии.  В-третьих, это универсалии, существующие  в Божественном Уме до вещей  и независимо от них, как  неизменные и вечные их формы  [божественные универсалии].

 

 Вл. Лосский писал: учение  об идеях, содержащихся в самом  бытии Божием, утвердилось в Западном  богословии и заняло значительное  место в системе Фомы Аквината. Тем самым тварный мир лишается  его оригинальности и самоценности  и теряет великолепную новизну  творения [происходит безрадостное  удвоение]. (Не дуализм, не призрачно-дохлый  потусторонний фон тварного –  но проницаемость видимого для  невидимого, которое выступает как  сама его глубина, модус причастности  тварного божественным энергиям, его призвание к высочайшей  любви).

 

Гносеологический дуализм  учения Фомы Аквинского

 

 

 И действительно, построение  онтологии у Фомы Аквинского, во-первых, начинается с введения  такого рода рациональных объектов, которые могут быть предметом  непосредственного созерцания; во-вторых, онтологическая система Фомы  в целом в значительной степени  строится как система непосредственного знания, оперирующая с предметными сущностями и структурами, которые формируются в рамках актов чувственного восприятия.

 

 Все актуально наличное  в реальности одновременно является  для Фомы Аквинского и предметом  знания – божественного в первую  очередь, человеческого – по  крайней мере, потенциально. Поэтому  реальность для Фомы Аквинского  – это отнюдь не “вещь в  себе”, т. е. нечто независимое  от процесса познания; она, хотя  и предстоит познающему уму  в качестве объекта его познавательной  деятельности, в то же время  полностью тождественна образу (предмету  знания), с помощью которого она  отображается в акте познания. Полное тождество предмета знания  и объекта, образа и отображаемой  вещи, реализуется, конечно, только  в сфере божественного знания; однако и в актах познания, которые производит человек, образ,  возникающий в его уме, является  точной копией соответствующих  характеристик вещи (в том случае  если его знание о вещи истинно).

 

 Отличие человеческого  познания от божественного заключается  не в том, что человек (как  это, начиная с Канта, принято  считать) создает лишь когнитивные  (познавательные) образы вещей, не  совпадающие по своей структуре  с реальными объектами, – а,  скорее, в отсутствии детерминирующей  связи между человеческим знанием  о вещах и реальным существованием  последних. Божественное знание  вещи, во-первых, предшествует ее  реальному существованию, во-вторых, оно включено в саму вещь, будучи  и условием, и необходимым компонентом  ее существования: вещь существует  лишь постольку, поскольку Бог  знает ее, причем божественное  знание сущности вещи, собственно, и создает саму сущность, так  что предмет божественного знания  и сущность вещи не просто  совпадают друг с другом, –  они суть одно и то же. Человек  также может иметь адекватное  знание о вещи, но это знание  не является условием и необходимым  моментом акта ее творения. Хотя  сущность любой вещи в принципе  доступна человеческому познанию, но реальная вещь существует  объективно, т. е. независимо от  того, дана ли она в настоящий  момент какому-то человеку в  качестве предмета знания или  нет.

 

 Другая особенность  человеческого познания, отличающая  его от божественного, состоит  в том, что человек не способен  непосредственно созерцать чисто  духовные субстанции; источником  всякого знания для человека  является чувственное восприятие: «Все наше познание берет начало  от чувства» (S.T., I, 1, 9 c). В том числе  и познание такой характеристики  реальности как сущность. Именно  восприятие удостоверяет нас  в существовании тех или иных  телесных вещей. Познание любой  вещи начинается с констатации  факта ее существования: «первое,  что нам следует знать о  чем-либо, это – существует ли  оно».

 

 Когда вещь воспринимается  как наделенная одной единственной  характеристикой – актуальным  существованием (= наличным существованием), она предстает как просто сущее.  Констатация актуального существования,  как и любой другой рационально  постижимой характеристики вещи, производится интеллектом, но  при условии, что вещь является  предметом чувственного восприятия.

 

 

 

 Существуют не только  чувственно воспринимаемые вещи; более того, утверждает Фома, существование  всех конечных вещей (как телесных, так и духовных субстанций) предполагает  наличие бесконечного бытия, не  имеющего каких-либо других определений,  отличных от “быть” – бытия  Бога. Но и бесконечное бытие  Бога, и бытие ангелов и других  духовных субстанций становятся  доступными (в той или иной  степени) рациональному познанию  только опосредованно, в силу  связи, наличной между бытием  чувственно воспринимаемых вещей  и бытием, недоступным для чувственного  познания.

 

 Таким образом, познание  начинается с восприятия вещи  как актуально существующей: «…первым  схватывается интеллектом сущее» (S.T., I, 5, 2 c), причем схватывается прежде  всего в актах чувственного  восприятия. Может показаться, что  Фома Аквинский описывает обычный,  многократно производимый каждым  человеком познавательный акт:  воспринимая некоторую вещь, мы  констатируем (а чаще подразумеваем  как само собой разумеющееся), что она существует. Но если  рассматривать первый познавательный  акт, с которого начинается, согласно  Фоме, формирование рационального  знания о вещи, а именно, акт  ее усмотрения как актуально  существующей, в общем контексте  томистской концепции познания, то обнаружится, что речь здесь  в действительности идет о  другом.

 

 В обычных актах  чувственного восприятия мы констатируем  существование вещи, которую мы  видим; образ этой вещи автоматически  возникает в нашем сознании, стоит  нам на нее посмотреть. “Эта”  вещь, о которой мы говорим,  есть не что иное, как проекция  образа, непонятно как возникшего  в уме, образа, который, строго  говоря, не является рациональным, поскольку он сформирован бессознательно  и в нем присутствуют такие  моменты, о которых мы не  знаем. Если мы попытаемся точно  описать характеристики “этой”, воспринимаемой в данный момент  вещи, мы столкнемся с непреодолимыми  трудностями; образ ее слишком  размыт, недостаточно структурирован  для того, чтобы содержание и  “форму” этого образа можно  было адекватно выразить с  помощью точных, определенных понятий.

 

 Средневековые схоласты  фактически исходили из возможности  осуществления познавательных актов  принципиально иного типа. Как  в случае выделения “сущего”, так и при констатации иных  характеристик, предполагает Фома, человек видит перед собой  вещь, обладающую определенной характеристикой,  в точности соответствующей некоторому  понятию (или набором признаков,  фиксируемых посредством совокупности  указанных понятий). Иными словами,  он предполагает возможность  осуществления такого акта восприятия, который Гуссерль впоследствии  назовет категориальным актом  созерцания: усматриваемое в этом  акте предстает в виде рационально  постижимой вещи (предмета знания) – наглядным воплощением некоторого  понятия (или ряда понятий).

 

 Выполняя такой акт  созерцания (восприятия), я вижу перед  собой нечто, с одной стороны,  независимое от меня самого, от  познавательного акта, который я  в данный момент произвожу,  т. е. некую реальную вещь, –  а с другой, имеющее концептуальную  форму, которую можно адекватно  зафиксировать и выразить с  помощью логико-грамматических средств  языка. Рационально постижимые  вещи, которые предстоят сознанию  человека в момент выполнения  актов категориального созерцания, очевидно, не тождественны вещам  в себе: существующие независимо  от познавательной деятельности  человека вещи не обладают  формой, позволяющей подвести их  под категории языка. В реальных  вещах отсутствует какая-либо  логическая структура; но без  выделения в предмете восприятия  частей, обладающих логической формой, которая фиксирует наличие в  одной вещи отношения, аналогичного  тому, которое имеет место между  субъектом и предикатом предложения, (когда одна из частей в момент  восприятия осознается как основа  – носитель признаков, а другие  – в качестве признаков, приписываемых  – присущих – этой основе) невозможно описать вещь. Логическое  отношение приписывания (присущности)  связывает между собой не физические  части (последние соотносятся  друг с другом путем их взаимодействия, т. е. за счет обмена веществом  и энергией), а элементы онтологической  структуры вещи, которые выделяются  в ней только в процессе  познания, при условии, что предмет  восприятия расчленяется на смысловые  (логические) части, соответствующие  категориям языка.

 

 В обычных актах  восприятия операции, с помощью  которых выделяется смысловая  (онтологическая) структура вещи, осуществляются  субъектом бессознательно; они, как  правило, не согласованы друг  с другом. Поэтому вещь в том  виде, как она усматривается субъектом  в актах чувственного восприятия, не обладает четкой (онто)логической  структурой. Лишь в том случае, если выделение каждой “части”  (аспекта) вещи производится с  помощью особой операции и  человек отдает себе отчет  в ее осуществлении, – а  операции, которые используются  в процессе познания данной  вещи, выполняются в определенной  последовательности, так, чтобы связь  их друг с другом была понятна  и прозрачна, а их совместимость  очевидна, – предмет познания  станет рационально постижимым  в подлинном смысле слова: он  приобретет (онто)логическую структуру,  гарантирующую возможность его  точного и адекватного описания  в языке.

 

 Осознание того факта,  что рациональное знание невозможно  без построения соответствующей  онтологии, что знание – это  знание о сущем как бытии  осознаваемом, структурированном таким  образом, что каждая единица  бытия оказывается изначально  наделенной логической формой, соотнесенной  с единицами понятийно-языковой  структуры, – является несомненной  заслугой схоластики, унаследовавшей  от античной философии вкус  к онтологическим изысканиям. Чтобы  обнаружить в мире наличие  онтологической структуры, необходим  особый взгляд на мир; только  заняв определенную познавательную (и не только познавательную, но  и экзистенциальную) позицию, человек  откроет для себя специфическое  измерение бытия – “местопребывание”  онтологически фундированной реальности. Это реальность совершенно особого  типа; схоластические мыслители  ее видели, и потому Средневековье  было эпохой создания великих  онтологических систем.

 

Лит: Лега В.П. История западной философии

 В. Татаркевич. История  философии. Античная и средневековая  философия

 Э.Жильсон «История  христианской философии в Средние  века»Дата: 23.03.2009  Модуль: История  философии  Категория: Фома  Аквинский  Разместил: rat

Косвенные указания на существование Бога (доказательства)  

 

1. Доказательства

2. Обсуждение

3. Аристотелевское видение  мира

4. Почему Фома отвергал  Ансельмово доказательство?

 

 Доказательства Аквинского

 

 

 Так как человек  не имеет адекватного представления  о Божественной сущности, то невозможно  прямое доказательство существования  Бога, которое опиралось бы на  анализ содержащегося в человеческом  уме понятия о нем. Но возможны  косвенные доказательства, исходящие  из рассмотрения творений.

 

 Вообще же, существование  Бога не является очевидным,  оно требует доказательств. Оно  не является врожденной истиной,  находящейся в сердце каждого  человека, как говорил преп. Иоанн  Дамаскин. Существование Бога необходимо  доказать. Рассуждая таким образом,  Фома становился в оппозицию  к преобладавшему в схоластике  мнению; он также уходил от  того положения, которое было  выдвинуто августинизмом, в соответствии  с которым Бог был «очень  нужен человеческой душе».

 

 Считая попытку решения  данной задачи Ансельмом неудачной,  Фома предложил 5 собственных  доказательств (quinque viae) бытия Бога. Его доказательства (якобы) исходят  из опыта. Все они основаны  на логическом запрете регресса  в бесконечность (regressus in infimtum).

 

1. Доказательство от движущей  причины. Все в мире находится  в движении, однако движение предполагает  неподвижный Перводвигатель, который  и есть Бог. Должна быть начальная  причина движения.

 

 В "Сумме теологии" читаем, что всё движимое двигается  не иначе как силой иной. Двигаться,  – значит переводить потенцию  в акт. Вещь может быть приведена  в действие тем, кто уже активен.  Например, чтобы заставить гореть  дерево, которое имеет тепло лишь  в потенции, необходимо действующее  начало, огонь, в нашем случае. Однако невозможно для одной  и той же вещи быть и потенцией  и актом одновременно: горячее  в акте не может быть горячим  и в потенции. Так, невозможно  для одного существа быть источником (movens) и субъектом (motum) движения  в одном и том же смысле  и одновременно. Следовательно, все,  что двигается, чем-то движимо.

 

 Фома Аквинский доказывает  это положение, используя аристотелевский  принцип о невозможности быть  и не быть одним и тем  же, т. е. движущимся и приводящим  в движение. А с другой стороны,  необходимо доказать и существование  Перводвигателя, и это Фома Аквинский  также доказывает. Доказывает тем,  что необходимо некоторое движущее  начало, само недвигающееся, как  это говорит и Аристотель. Таким  образом, получаем “Вечный Двигатель”…

 

 Положение о том,  что все, что движется, обязательно  приводится в движение чем-то  другим, современная физика рассматривает  не иначе, как только исторический  факт. Галиелеево понятие «движения  по инерции» никак не сможет  вписаться в это аристотелевское  положение...

 

2. Доказательство от производящей  причины: цепь причин и следствий  не может идти в бесконечность  – нужно предположить существование  Первопричины – они и есть  Бог. Мир несамостоятелен, но  имеется самостоятельная сущность, которая является Причиной мира.

Информация о работе Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)