Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курс лекций
Основой мировоззрения являются знания. Во всяком мировоззрении можно выделить три "знаниевых" уровня: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В его состав также входит оценочный элемент в форме мироотношения, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценки обязательной составлявшей мировоззрения явл. убеждения. Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями. Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску.
1. Мировоззрение и философия.
2. Миф, религия, философия как способы осмысления мира (РЕФЛЕКСИЯ)
3. Философия и наука.
4. Исторические условия возникновения философии.
5. Религиозно-философские системы древнего Востока
6. Природа и Космос в ранней древнегреческой философии.
7. Этический рационализм Сократа.
8. Объективный идеализм Платона.
9. Философские взгляды Аристотеля.
10. Поздняя греческая философия: стоики и киники.
11. Бог, человек и мир в христианской философии.
12. Антропоцентрический тип философии эпохи Возрождения.
13. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм.
14. Социально-политическая философия Н.Макиавелли.
15. философиЯ Просвещения.
16. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф.Бекон, Р.Декарт).
17. Монадология Лейбница.
18. Социальная философия Т.Гоббса
19. Философия И.Канта: Субъективный идеализм.
20. Система и метод философии Г.В.Ф.Гегеля.
21. Антропологическая философия Фейербаха.
22. Диалектический материализм марксизма.
23. Исторический материализм как философия истории.
24. Марксизм в России (В.И.Ленин, Г.В.Плеханов)
25. Русская философия как самобытное явление. Западничество и славянофильство.
26. Философия всеединства Вл.С.Соловьева.
27. Философия русского космизма
28. Философия иррационализма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше
29. ЭкзистеНциальная философия.
30. Психоаналитическая философия.
31. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
32. Бытие как основная онтологическая категория. Проблема субстанции.
33. Движение как философская категория.
34. Пространство и Время как атрибут материи.
35. Уровни организации материи и их особенности.
36. Чувственное и рациональное познание.
37. Научное познание. Методология.
38. Истина. Истина как цель познания. Познание и практика.
39. Предмет и функции социальной философии.
40. Философия истории. Цивилизационный подход
41. Философия истории. Формационный подход
42. Общество и государство.
43. Биологическое и социальное в человеке. Сущность человека как родового существа.
44. Философия о жизни и смерти человека. Человеческая судьба.
45. Индивид. Индивидуальность. Личность.
46. Культура и цивилизация. Восток и Запад как типы культур.
47. Философское осмысление глобальных проблем современности.
Курс лекций
по философии
(составитель Зотов В.В.)
Ф-ия – это многообразная, сложная форма человеческой духовности. Ее можно рассматривать в разных аспектах. Ф-ия, которая имеет дело с определенными знаниями Ч-ка о мире, она помогает познать Ч-ку мир. Ф-ию можно рассматривать, как элемент духовной культуры. Она всегда входила и занимала особое место там. Любая ф-ия может рассматриваться, как форма мировоззрения. Предварительно уясним, что такое мировоззрение. Мировоззрение - это совокупность взглядов, представлений об окружающем мире и о месте в нем Ч-ка. Субъектом, или носителем, мировоззрения м.б.: 1) отдельный Ч-к, 2) группа людей или 3) общество в целом.
Основой мировоззрения явл. знания. Во всяком мировоззрении можно выделить три "знаниевых" уровня: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В его состав также входит оценочный элемент в форме мироотношения, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценки обязательной составлявшей мировоззрения явл. убеждения. Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями. Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску.
Ф-ия – это теоретическое миропонимание и сформированное на этой основе мироотношение. Основные усилия ф-ии как формы мировозрения, сводятся к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия, уникальность и смысл бытия Ч-ка в мире, определить отношение Ч-ка к Богу, раскрыть проблемы сознания и познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы общества и его истории. Сначала философия включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире.
Рефлексия –
исследование познавательного акта.
Означает обращение сознания на самого
себя, размышление над своим
Миф – способ объяснения мира, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Миф - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выражается через конкретное, в следствии недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, ритмичности. Мифы - создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся реальными. В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке. В мифах природа персонируется и главным действующим лицом выступает божественный герой. Мифы обнаруживается сегодня во всех формах человеческой культуры. В мифе удивительным образом переплетались вымысел и реальность, начала знания и религиозной веры, будущие философские вопросы и этические нормы. Это свойство мифологии связывать в себе многое, содержать внутри себя в единстве различные явления называется синкретизмом. Синкретизм (от греческого “соединение”) означает нерасчленённость первобытного сознания, во-первых, на разнообразные формы (религию, науку, философию, искусство, литературу) и, во-вторых, неразрывность элементов сознания (например, вымысла) и практической деятельности, реальности.
Религия - форма объяснения мира, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и небесный. Религия – способ осмысления мира, объясняющая мир, через действие трансцендентного начала, в этом сходство мифологии и религии. Первоначально возникающие религии, как правило, были политеистичны, т. е. Предполагали наличие нескольких (или множества) богов. На более высоких ступенях развития общества политеистические религии сменяются монотеизмом (единобожие). Для религии характерно чувственно-образное восприятие мира, направленность на человеческую душу, эмоции и переживания, которые испытывает человек. Основной признак религии – вера в трансцендентное сверхестественное. Религия - это также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере. Существуют различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, которые обеспечивают "контакт" со сверхестественным (культовая практика), религиозное воспитание.
Возникновение ф-ии это ответ на потребность об-ва в новом способе объяснения мира с помощью логических, рациональных приемов. Это переворот в духовном развитии об-ва. Возникновение философии это возникновение самосознания об-ва, осмысление человечеством своего пути развития. ф-ия возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказаться от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него самого, господствующим методом повышения убедительности рефлексивных схем являлись логика и здравый смысл. Для объясн. мира ф-ия предлог. причины и обстоят., которые не противоречат опыту. Ф-ия - главная форма рационального размышления об универсуме (окружающем мире).
История взаимоотношения ф-ии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:
а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;
б) ф-ия должна представлять ч-ка во всем ее многообразии проявлений;
в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;
г) ф-ия м.б. предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления.
Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.
Сейчас ф-ия помогает 1) формировать новые предметные области научных исследований; 2) формировать объяснительные принципы и представления; 3) осмыслять и анализировать полученные противоречия, критически осмыслить полученные результаты; 4) систематизирует научные знания; 5) помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия; 6) обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений; помогает оценить общественную значимость научных результатов.
Ф-ия возникла в середине I тысячелетия до н.э. (5- 6 век) в Индии, Китае и Древней Греции. Термин ф-ия впервые родился в др. Греции, автором явл. Пифагор. Ф-ия (с греч.) – любовь к мудрости. Пифагор имел в виду, что ф-ия – это мудрость, и Ч-к любит ее, тянется к ней. Однако через это понятие содержание не раскрывается. Предпосылки возникновения ф-ии следует подразделить на духовные и социальные. Под духовными предпосылками имеют в виду определенный уровень развития мышления. Духовные источники ф-ии иначе называют предф-ией. Предф-ия представляла собой переходные формы м/у мифологическим и ф-ским мировоззрением, из которых затем выросла ф-ия. На уровне предф-ии взаимодействуют формы развитой мифологии и зачатки некоторых наук (математики, астрономии, физики, медицины). Однако одной только предф-ии недостаточно. Для возникновения ф-ии необходимы также определенные изменения в обществе, которые и составляют социокультурные предпосылки, способствующие формированию первых ф-ских школ.
Иногда говорят о том, что ф-ия возникает вместе с разделением общества на классы и с отделением умственного труда от физического. Эти два важные исторические события действительно способствовали возникновению ф-ии. Но они имели место задолго до возникновения ф-ии. Поэтому экономические, социальные и политические условия возникновения ф-ии должны быть уточнены и конкретизированы. С экономической стороны - это: 1) начало товарно-денежных (вещных) отношений, которые постепенно вытесняют личностные отношения; 2) производство прибавочного продукта; 3) появление "праздного класса"; 4) культурный и торговый обмен.
Возникновение ф-ии следует рассматривать как зарождение нового, по сравнению с мифологией, уровня мировоззрения. Подняться на этот уровень помогали начала науки. Ф-ия возникает как разрешение противоречия м/у мифологической картиной мира и новым знанием и мышлением. Однако становление ф-ии, формирование ее предмета исследования и основной проблематики происходило постепенно и не везде одинаково.
В первой половине I тысячелетия до н.э. в древних цивилизациях сложилась, в общем, одинаковая предф-ия . Но уровень предф-ской науки в Китае и Индии был ниже, чем в западном очаге цивилизации. И хотя не стоит недооценивать последние, но и следует учитывать, что это различие было и оно определило отличие древневосточной ф-ии от ф-ии античной. Это различие было предопределено также и тем, что на Востоке сила традиций была более мощной, чем на Западе, где не было класса жрецов. Поэтому античная ф-ия в Элладе получила классические формы, неизвестные ф-ии Древнего Востока. «Традиционность» восточного общества определила недостаточную выделенность ф-ии из предф-ии .
Древнекитайская ф-ия возникает в период Чжаньго, т.е. «сражающихся государств». Этот период называют «золотым веком китайской ф-ии». В Китае существовало шесть основных ф-ских школ: конфуцианская, моистская, легистская, даосская, школа инь-ян (натурфилософы) и школа имен («софисты»).
Из этих школ большинство - этико-политические. В Китае преобладала практическая ф-ия, рассматривавшая проблемы управления людьми, народом, страной. Мировоззренческая сторона ф-ии выражена слабее. Логическая системность в древнекитайской ф-ии тоже очень слаба. Основателем древнекитайской ф-ии и даже «создателем» духовного облика китайца был Кун Фу цзы. В Европе он стал известен только через две тысячи лет после своей смерти как Конфуциус (русский - Конфуций).
Главной проблемой конфуцианства была проблема управления. Разрабатывая ее, Конфуций и его последователи пытались сформировать в китайском обществе стереотип поведения. Конфуцианство было официальной теорией, определявшей нормы жизни Китая свыше двух тысячелетий. Под влиянием конфуцианства сложились характерные для Китая формы социальной и семейной структуры, политико-административная система, определенная система ценностей и устойчивые стереотипы поведения, образ жизни, характер отношений м/у людьми. В отличие от конфуцианства даосизм серьезное внимание уделяет проблемам бытия, небытия, вопросам становления, единого и многого. А затем из общих проблем мироздания делает выводы о том, каким должно быть человеческое общество и поведение Ч-ка.
Ф-ия древней Индии имеет своим источником важнейший памятник индийской литературы - Веды. Можно сказать, что в Ведах содержится индийская предф-ия . Развитие ф-ии в Индии идет по двум основным направлениям: ортодоксальному, признающему авторитет Вед и неортодоксальному, отрицающему Веды. Каждое направление имело несколько школ. Наиболее известны джайнизм, буддизм, школа чарваков.
Ф-ия стремится отыскать аргументированное доказательство существование первоначала (абсолют), выделить его структуру. Было отвергнуто мифологическое происхождение мира, Ф-ия отказывается от характерных для мифологии “порождений”. На место порождения – причина. Введено различие “реальный мир”/“истинное бытие” Истинное бытие имеет законы, упорядочивающие хаос. Небытие – воплощение дезорганизующих сил. В индийской ф-ии, несмотря на такое разнообразие школ, можно выделить общую направленность. Все они, за исключением, пожалуй, чарваков ищут путь спасения Ч-ка от земной жизни, которая рассматривается ими как страдание. Важнейшими понятиями, общими для многих школ, явл.: сансара, карма, нирвана. В частности, в буддизме – земной круг замкнут на кастовой системе, жестко детерминировавшей жизнь человека. Избавление от страданий – путем множественных порождений – нравственное совершенствование, отречение, мистический поиск, аскетический образ жизни, рефлексия, “свое единение с истиной” – достижение путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны (вместо оракулов – “познай себя”
В период ранней античной ф-ии были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, Ч-ка, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических числах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы;
Ф-фия началась с Фалеса, который сказал, что все произошло из воды. Фалес - уроженец Милета в Малой Азии. Предполагают, что Фалес ездил в Египет и привез оттуда сведения по геометрии. Фалес был одним из семи греч. мудрецов. "Вода есть наилучшее". Он думал, что вода - есть первичная субстанция, а все вокруг происходит из нее, что Земля покоится на воде. Фалес применял математику в познании. Он требовал строгих доказательств математических утверждений и сам доказал несколько тригонометрических теорем.