Лекции по "Философии "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курс лекций

Описание

Основой мировоззрения являются знания. Во всяком мировоззрении можно выделить три "знаниевых" уровня: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В его состав также входит оценочный элемент в форме мироотношения, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценки обязательной составлявшей мировоззрения явл. убеждения. Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями. Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску.

Содержание

1. Мировоззрение и философия.
2. Миф, религия, философия как способы осмысления мира (РЕФЛЕКСИЯ)
3. Философия и наука.
4. Исторические условия возникновения философии.
5. Религиозно-философские системы древнего Востока
6. Природа и Космос в ранней древнегреческой философии.
7. Этический рационализм Сократа.
8. Объективный идеализм Платона.
9. Философские взгляды Аристотеля.
10. Поздняя греческая философия: стоики и киники.
11. Бог, человек и мир в христианской философии.
12. Антропоцентрический тип философии эпохи Возрождения.
13. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм.
14. Социально-политическая философия Н.Макиавелли.
15. философиЯ Просвещения.
16. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф.Бекон, Р.Декарт).
17. Монадология Лейбница.
18. Социальная философия Т.Гоббса
19. Философия И.Канта: Субъективный идеализм.
20. Система и метод философии Г.В.Ф.Гегеля.
21. Антропологическая философия Фейербаха.
22. Диалектический материализм марксизма.
23. Исторический материализм как философия истории.
24. Марксизм в России (В.И.Ленин, Г.В.Плеханов)
25. Русская философия как самобытное явление. Западничество и славянофильство.
26. Философия всеединства Вл.С.Соловьева.
27. Философия русского космизма
28. Философия иррационализма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше
29. ЭкзистеНциальная философия.
30. Психоаналитическая философия.
31. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
32. Бытие как основная онтологическая категория. Проблема субстанции.
33. Движение как философская категория.
34. Пространство и Время как атрибут материи.
35. Уровни организации материи и их особенности.
36. Чувственное и рациональное познание.
37. Научное познание. Методология.
38. Истина. Истина как цель познания. Познание и практика.
39. Предмет и функции социальной философии.
40. Философия истории. Цивилизационный подход
41. Философия истории. Формационный подход
42. Общество и государство.
43. Биологическое и социальное в человеке. Сущность человека как родового существа.
44. Философия о жизни и смерти человека. Человеческая судьба.
45. Индивид. Индивидуальность. Личность.
46. Культура и цивилизация. Восток и Запад как типы культур.
47. Философское осмысление глобальных проблем современности.

Работа состоит из  1 файл

ответы(книга5).doc

— 417.50 Кб (Скачать документ)

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Родившейся Ч-к в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей Ч-ка, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего,особенного, единичного. Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности.

Типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное  и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип  личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий).

  1. Культура и цивилизация. Восток и Запад как типы культур.

Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании  цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2) Цивилизация – этап в развитии культуры. Это понимание до логической завершенности довел немецкий философ Шпенглер, который написал книгу «Закат Европы», где говорил что развитие истории имеет циклический характер. Каждый цикл – это культура – выражение духа нации. Сначала нарастают духовные ценности, а затем они начинают костенеть, осуществляется переход к науке и технике – это есть цивилизация, затем происходит распад культуры и начинается новый цикл. Эта книга была написана после 1-ой мировой войны и имела хождение до середины 30-ых годов. У Шпенглера были основания говорить, что наука и техника враждебны культуре, это инструмент но нужна цель для использования этого инструмента, которая определяется культурой. Так как наука выдвигается на первое место, цели культуры отодвигаются на задний план, а наука и техника получает саморазвитие. Это верно, но не верным является утверждение что это приведет к катастрофе. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества.

Культура появилась раньше цивилизации, вместе с Ч-ком. Культурный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты Ч-ка. Цивилизация характеризуется: 1) превращение материального производства в основной источник получения материальных благ. Ч-к от собирательства переходит к производству; 2) материальное производство становится на ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство. На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и следовательно создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию как степень в общественном развитии. Но цивилизация понимается и как организация общества. Общество м.б. организовано на основе частной собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию понимают как определенный тип социально-технической организации общества. Это понимание позволяет видеть различные цивилизации. В переводе с латинского термин «культура» означает возделывание, обрабатывание. Первоначально имелось в виду возделывание земли. В ф-ском смысле культура - это выражение деятельностной природы Ч-ка. И в этом смысле культура явл. сферой развития самого Ч-ка. При таком понимании культуры история общества превращается в историю человеческой деятельности, в историю культуры. Техника и научные трактаты, политика и моральные нормы, живопись и космические корабли, правительства и суды - все это мир человеческой культуры. Культурное ядро народа или нации складывается на протяжении столетий. Оно фиксируется в предметном теле культуры - архитектуре, домашнем быте, праздничных манифестациях, шествиях. Оно существует в повседневной жизни, в жизненном укладе народа.

Таким образом, культура представляет собой мир человеческих ценностей, человеческих смыслов, которыми люди наделяют создаваемый ими предметный мир. Этот предметный мир во всей своей совокупности представляет собой предметное тело культуры.

Главное в культуре - это  проблема идеалов. Но следует отметить, что далеко не всегда принципы и  идеалы, сформулированные в культуре, становятся принципами и нормами жизни. Происходит это потому, что культура сталкивается с социальными порядками, господствующими в обществе. В различных цивилизациях по-разному складывается взаимодействие культуры и социального порядка. Наибольшие различия проявл. в функционировании культуры в 3ападных и Восточных типах цивилизации.

Закономерности развития восточных цивилизаций таковы, что  культура периодически достигает там больших высот, а затем приходит в упадок вместе с упадком или даже гибелью государства. Восточные культуры имеют своей составляющей пассивную, созерцательную концепцию личности. Ч-к должен подчиняться господствующему над ним мировому порядку. Восточная концепция личности связана с отказом от всяких потребностей, самоограничением и растворением в космическом сознании.

В западной цивилизации  складывается другой тип взаимодействия культуры и общества, который обеспечивал  быстрое развитие цивилизации. Начиная  с эпохи Возрождения, западная культура постоянно выдвигала различные идеалы общественного устройства, концепции освобождения Ч-ка и реализации творческого потенциала личности. Западная культура стремится к тому, чтобы процесс развития общества стал одновременно и процессом становления всесторонне развитого, целостного Ч-ка

  1. Философское осмысление глобальных проблем современности.

Развитие человечества, его производ сил столкнули человечество с проблемой ограниченности природных  ресурсов, возможного нарушения динамического  равновесия системы “общество-природа”. Ч-к, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Экология- наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы “общество-природа”.

ХХ век истории человечества ознаменован возникновением и углублением  глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего  человечества, от решения которых  зависит сохранение цивилизации. Это привело к необходимости формирования понятия глобальных проблем, которые: во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случаях обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Но если иметь в виду главные проблемы, то их не более десятка: 1. Демографическая проблема; 2. Экологическая проблема; 3.Проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны ; 4. Энергетическая проблема; 5. Сырьевая проблема; 6. Продовольственная проблема; 7. Проблема использования Мирового океана; 8. Проблема мирного освоения космоса.

Серьезной проблемой - “демографический взрыв”. Десять тыяч лет назад было около 5млн Ч-к, 2 тысячи лет назад – около 200 млн, в 1960 г – 3 млрд, в 1975 – 4 млрд, в 1987 - 5 млрд, в 2000г более 6 млрд Ч-к. Свыше 4/5 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. Возрастание темпов прироста населения требует более интенсивного использования плодородия почв. Интенсивные технологии истощают плодородие почв.

Второй серьезной проблемой – исчерпания традиционных энергитических ресурсов. Так запасы угля составляют 600 лет, нефти – 90 лет, природного газа – 50 лет, урана – 27 лет. Т.о. все виды топлива по всем категориям будут сожены за 800 лет. Традиционные энергитические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет атмосферу.

В настоящее время  биосфера вышла из состояния устойчивости. Она перестала поглащать избыток углерода в атмосфере и, наоборот, начала выбрасывать углерод в нее. Биосфера утратила способность стабилизировать окружающую среду.

Увеличивающееся число  глобальных проблем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской техногенной цивилизации, идейно-мировозренчески восходящей к греческой культуре. Развитие человечества, его производительных сил привели к возможному нарушению динамического равновесия системы общество-пририрода.  Каждая из этих побед над природой имеет те последствия, на которые мы рассчитывали, а также совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Трагедия современного Ч-ка состоит в том, что Ч-к во взаимоотношениях с природой оказался заложником результатов собственной деятельности. Расширение масштабов преобразования природы вызывает усиление отрицательных эффектов. Человечество стоит на пороге экологического кризиса. Для выхода из этой ситуации и преодоления кризиса необходим переход к новой концепции природопользования, основанной на идее ноосферы. т.е. совместной эволюции природы и общества.


Информация о работе Лекции по "Философии "