Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курс лекций
Основой мировоззрения являются знания. Во всяком мировоззрении можно выделить три "знаниевых" уровня: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В его состав также входит оценочный элемент в форме мироотношения, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценки обязательной составлявшей мировоззрения явл. убеждения. Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями. Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску.
1. Мировоззрение и философия.
2. Миф, религия, философия как способы осмысления мира (РЕФЛЕКСИЯ)
3. Философия и наука.
4. Исторические условия возникновения философии.
5. Религиозно-философские системы древнего Востока
6. Природа и Космос в ранней древнегреческой философии.
7. Этический рационализм Сократа.
8. Объективный идеализм Платона.
9. Философские взгляды Аристотеля.
10. Поздняя греческая философия: стоики и киники.
11. Бог, человек и мир в христианской философии.
12. Антропоцентрический тип философии эпохи Возрождения.
13. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм.
14. Социально-политическая философия Н.Макиавелли.
15. философиЯ Просвещения.
16. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф.Бекон, Р.Декарт).
17. Монадология Лейбница.
18. Социальная философия Т.Гоббса
19. Философия И.Канта: Субъективный идеализм.
20. Система и метод философии Г.В.Ф.Гегеля.
21. Антропологическая философия Фейербаха.
22. Диалектический материализм марксизма.
23. Исторический материализм как философия истории.
24. Марксизм в России (В.И.Ленин, Г.В.Плеханов)
25. Русская философия как самобытное явление. Западничество и славянофильство.
26. Философия всеединства Вл.С.Соловьева.
27. Философия русского космизма
28. Философия иррационализма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше
29. ЭкзистеНциальная философия.
30. Психоаналитическая философия.
31. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
32. Бытие как основная онтологическая категория. Проблема субстанции.
33. Движение как философская категория.
34. Пространство и Время как атрибут материи.
35. Уровни организации материи и их особенности.
36. Чувственное и рациональное познание.
37. Научное познание. Методология.
38. Истина. Истина как цель познания. Познание и практика.
39. Предмет и функции социальной философии.
40. Философия истории. Цивилизационный подход
41. Философия истории. Формационный подход
42. Общество и государство.
43. Биологическое и социальное в человеке. Сущность человека как родового существа.
44. Философия о жизни и смерти человека. Человеческая судьба.
45. Индивид. Индивидуальность. Личность.
46. Культура и цивилизация. Восток и Запад как типы культур.
47. Философское осмысление глобальных проблем современности.
Анаксимандр все конкретное считал проявлением вечной и неуничтожимой многокачественной материальной субстанцией - апейрона. Первосубстанция бесконечна, вечна, временна и объемлет все миры, т.к. Анаксимандр считал наш мир одним из многих. Первосубстанция превращается в различные субстанции, а те переходят друг в друга. Он считал, что первосубстанция не м.б. определенным элементом, иначе он бы поглотил все остальные. В результате борьбы противоположностей из апейрона возникает целостный космос, который затем разрушается под действием могучих сил субстанции. Жизнь зародилась в океане и в результате биологической эволюции на суше появились люди.
Анаксимен первичной субстанцией считал воздух, из которого путем сгущения и разрежения возникают вещи. Небесные светила – это горящие при сильном сжатии воздушные облака.
Демокрит (460 -370 днэ) считает, что существуют атомы и пустоты, образующие своими бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Ф-ия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. Атомы суть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются м/у собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают,расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. Д. отрицается за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы. Предпосылкой атомизма была потребность дать материалистичесе объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Зенон, доказал что гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам.
Пифагор предложил термин философия. Пифагорейцы рассматривали космос как гармоничную систему, подчиненную числовым законам. Число начало всех начал. Они верили в учение о бессмертии и переселении души. В пифагорейских сектах сложились две альтернативные космологические школы – геоцентризм (Евдокс) и гелиоцентризм (Филолай). Пифагорейская этика содержала многочисленные запреты и предписания, которые человек должен строго исполнять для того, чтобы достичь духовного и физического совершенства.
Сократ - афинянин (469-399 днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот. оказалась врагами демократии. Он был привлечен к суду по обвинению в разрушении традиций и растлении молодежи. По решению суда отравился. Сам С. ничего не писал. О его учении известно по сообщениям учеников, в том числе Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов.
Фил-я по С. - учение о том, как следует жить. С. выступает против натурфилософияя, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача - познание самого себя (самопознание). Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей. Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна существовать единая общая и высшая цель, кот. подчиняет все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. Добродетели по Сократу – одержимость, мужество, справедливость. Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Их и моральные нормы Сократ считал вечными и неизменными. В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание.
Платон (427-347днэ)- основатель объективного идеализма, самый знаменитый ученик и последователь Сократа. Согласно учению П. лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее м/у бытием и небытием, они только тени идей. Мир идей - божественное царство, в к-ром до рождения ч-ка пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.
Теория познания П. опирается на его учение о душе. П. считал, что Ч-к, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда ч-к умирает, его душа, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах.
Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда м/у разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П. руководствуется своей классиф частей души. Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П. разработал план идеального государства, основанного на устранении личной собственности, а также учение о общности жен и общем воспитании детей для класса воинов (стражи).
Аристотель (384 - 322 днэ), наиболее известный ученик Платона. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: “Что есть вещь?” Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя– это первичный материал, потенция вещей.Форма придает материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность. Т.о, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. А форма – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Наивысшая сущность – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса. Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. Он выделяет 4 вида причин бытия:1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2)Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3)Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. 4)Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы “Почему?” и “Для чего?”. Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией понимается достигнутый результат, цель движения, завершение процесса.
Душа явл-ся формой по отношению к материи. Однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и Ч-к. Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. Разумной душой обладает лишь Ч-к. Разумная душа - такая часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни.
Основоположник кинизма Антисфен (IV в до н.э.) отвергал спекулятивную ф-ию Платона и пропагандировал эмпирический критерий существования. Отрицал многобожие и проповедовал веру в единого бога, которого нельзя увидеть или представить. Антисфен большое значение придавал воспитанию. Ч-ка можно научить добродетели. Все, кто стремятся к добродетели, друзья м/у собой. Они достойны любви и уважения. Антисфен советовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями». Когда же граждане сочли это нелепостью, он заметил: «А ведь Вы простым голосованием делаете из невежественных людей полководцев». Антисфен учил, что государство погибает, если не могут отличить хороших людей от дурных. К государству Антисфен относится отрицательно.
Диоген Синопский (IV в. до н.э.) верил в единство Космоса, во взаимосвязь всего со всем. Поэтому Диоген отвергал государство, брак, семью; пропагандировал общность жен и детей. Считал, что Ч-к должен вернуться к природе, идеализировал жизнь первобытных людей. Называл себя космополитом, гражданином мира. Диоген превыше всего ценил свободу, которую Ч-к должен использовать для духовного развития. Он отрицательно относился к бытовому комфорту, городскому образу жизни. Рассматривал социальные нормы как нерациональные условности.
Стоики (Зенон Китионский и Хрисипп, III в. до н.э.) выдвинули мистическую картину мира. Все события предопределены всесильным управляющим разумом, наполняющим живительными силами единый космос, который время от времени самоочищается в страшном мировом пожаре и вновь возрождается из пепла. Все люди имеют одинаковую природу и стремятся к общению. Поэтому Зенон и Хрисипп обосновывали необходимость создания государства, а Ч-к – это космополит, гражданин Вселенной. Души людей рождаются из чистой огненной энергии в виде разумных семян жизни. Признание единого космического происхождения человеческих душ служило основой для проповеди любви, равенства, свободы, братства. Культ рока, судьбы, фатализма – это один из важнейших элементов в мировоззрении стоиков. В содержании этической доктрины стоицизма выделяется учение о спокойствии, невозмутимости и величии духа, непоколебимого даже в самых суровых испытаниях. Стойкость духа доводилась стоиками до полного отрицания чувств жалости, сострадания к себе и своим ближним. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели, прибавляются четыре противоположности: разумности противостоит неразумность, умеренности - распущенность, справедливости - несправедливость и доблести - трусость, малодушие. М/у добром и злом, м/у добродетелью и грехом четкое, категорическое различие.
Скептики отрицали абсолютное различие м/у истиной и ложью, добром и злом. Человек лишь фиксирует свои восприятия и мысли, но объяснить их он не может. Поэтому Пиррон (III в. до н.э.) провозгласил: «Каждому - свое!». Человек познает мир путем сопоставления имеющихся у него знаний. «Все познается в сравнении!» - учил Пиррон. Скептики отвергают возможность доказательств, т. к. любое доказательство состоит из бесконечного числа элементов.
Следует особое внимание обратить на роль религии и церкви в этот исторический период. В IV веке Римская империя постепенно переходит от язычества к христианскому вероисповеданию: с 324 года христианство становится официальной государственной религией. Господство христианства в политической жизни приводит к его господству и в духовной жизни. Религиозное мировоззрение проникает в ф-ию и подчиняет ее себе. Средневековая ф-ия в основном существует в двух формах - патристики и схоластики. Патристика (от латинского pater - отец) - это ф-ия и теология отцов церкви. Схоластика (от латинского schola -«школа») – «вышколенное» направление развития ф-ии и теологии. Для схоластики характерно то, что ф-ия основывались на христианских истинах, изложенных в догмах. Однако схоластика играла определенную положительную роль.
Наиболее влиятельным представителем патристики был Августин Блаженный (354 - 430 г.г.). Учение Августина основано на христианской идее креационизма (сотворение мира Богом) и идее всеобщей греховности. Бог, с точки зрения Августина, не только генетическое начало мира, но и его субстанциальное начало. Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Бог не только сотворил природу, он постоянно присутствует в природе и поддерживает ее существование. Кроме того, Бог - это еще и всемирный закон: он не только творит мир и поддерживает его бытие, но и управляет миром, обеспечивая гармонию и порядок. Бог выступает исходным пунктом всех его рассуждений и выводов. Бытие бога имеет сверхъестественный характер. Конечный во времени и пространстве мир сотворен богом по его доброй воле. Бог абсолютно всемогущ и обладает бесконечными творческими способностями. Такое толкование бога привело Августина к выводу: Бог – это сверхъестественная личность. Мир идей Платона превращается у Августина в содержание мышления Бога, творящего все многообразие Вселенной по образу своих идей. Т.о., в христианском мировоззрении активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается запредельной силе – Богу. Бог трактуется как абсолютное творческое начало. Ему приписываются все атрибуты, которыми древнегреческие философы наделяли бытие: Он вечен, неизменен, источник всего существующего.