Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курс лекций
Основой мировоззрения являются знания. Во всяком мировоззрении можно выделить три "знаниевых" уровня: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В его состав также входит оценочный элемент в форме мироотношения, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценки обязательной составлявшей мировоззрения явл. убеждения. Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями. Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску.
1. Мировоззрение и философия.
2. Миф, религия, философия как способы осмысления мира (РЕФЛЕКСИЯ)
3. Философия и наука.
4. Исторические условия возникновения философии.
5. Религиозно-философские системы древнего Востока
6. Природа и Космос в ранней древнегреческой философии.
7. Этический рационализм Сократа.
8. Объективный идеализм Платона.
9. Философские взгляды Аристотеля.
10. Поздняя греческая философия: стоики и киники.
11. Бог, человек и мир в христианской философии.
12. Антропоцентрический тип философии эпохи Возрождения.
13. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм.
14. Социально-политическая философия Н.Макиавелли.
15. философиЯ Просвещения.
16. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф.Бекон, Р.Декарт).
17. Монадология Лейбница.
18. Социальная философия Т.Гоббса
19. Философия И.Канта: Субъективный идеализм.
20. Система и метод философии Г.В.Ф.Гегеля.
21. Антропологическая философия Фейербаха.
22. Диалектический материализм марксизма.
23. Исторический материализм как философия истории.
24. Марксизм в России (В.И.Ленин, Г.В.Плеханов)
25. Русская философия как самобытное явление. Западничество и славянофильство.
26. Философия всеединства Вл.С.Соловьева.
27. Философия русского космизма
28. Философия иррационализма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше
29. ЭкзистеНциальная философия.
30. Психоаналитическая философия.
31. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
32. Бытие как основная онтологическая категория. Проблема субстанции.
33. Движение как философская категория.
34. Пространство и Время как атрибут материи.
35. Уровни организации материи и их особенности.
36. Чувственное и рациональное познание.
37. Научное познание. Методология.
38. Истина. Истина как цель познания. Познание и практика.
39. Предмет и функции социальной философии.
40. Философия истории. Цивилизационный подход
41. Философия истории. Формационный подход
42. Общество и государство.
43. Биологическое и социальное в человеке. Сущность человека как родового существа.
44. Философия о жизни и смерти человека. Человеческая судьба.
45. Индивид. Индивидуальность. Личность.
46. Культура и цивилизация. Восток и Запад как типы культур.
47. Философское осмысление глобальных проблем современности.
Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход Ч-ка в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об автотрофном питании в космосе. О теории относительности не знает. Космос безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь. Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.
С точки зрения Н.Федорова выход в космос обусловлен нравственными причинами. «Задача не только выбросить смерть, но и воскресить всех живших на земле. В религии мы стремимся брать пример с Христа-страдальца, но надо не страдать, а воскрешать. Воскрешение по цепочке от отца к сыну. Если говорить, что будем жить только мы, то это безнравственно по отношению ко всем доведшим нас до этой стадии. Ч-ку помогает София. Единство различных областей позитивной науки (религия, искусство, философия).
По Артуру Шопенгауэру все вещи это есть выражение воли как слепого порыва. Мир выражение мировой воли, которая в своей сущности зла. Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом которого была свободная воля, Ш. стал отстаивать превосходство воли по отношению к разуму. Он критиковал рационалистическую традицию за представление воли как придатка разума. Он рассуждал, что на деле воля, т.е. желания человека, побуждения к действию и сами процессы совершения его специфичны, относительно-самостоятельны и в значительной мере определяют направление человеческого познания. Шопенгауэр представлял волю свободной от контроля со стороны разума. Человеческая воля родственна «неисповедимым силам Вселенной». Она первоначало и абсолют. Жизнь людей как реализация воли – сплошное страдание и боль, Ч-к не на что не может надеяться, отсюда его желание урезать свои желания. Единственная радость – сексуальное удовольствие. Он одним из первых принял Нирвану, учение о постепенном отказе от желаний.
Философия Фридриха Ницше – это философия жизни, к созданию которой подтолкнула теория Дарвина об эволюции животных и растений, которая базируется на выживании сильнейшего, наиболее приспособленного. Он поместил в центр своей философии волю, взятую в качестве «воли к власти». Ницше считал «волю к власти» определяющим стимулом деятельности человека. Рассматривая жизнь как специфичную волю и аккумуляцию силы, Ницше утверждает, что жизнь стремится к максимуму чувства власти. С его т.зр. элита это сильные и воинствующие люди. Т.о. большая часть населения – это низшие, неполноценные, которых можно доделать при помощи войны. Некоторые считают, что Н. предтече немецкого фашизма. Н. не был воинствующим националистом, он не провозглашал немцев высшей нацией, но по Н. «белокурая бестия» (нордическая нация) должна утвердить себя, переделать мир, освободив человечество от отбросов (лгунов, трусов и т п). Н. говорит что для этого должна сформироваться интернациональная элита, но из нордической расы. Поэтому упреки в адрес Н. вполне заслуживают внимания. Ницше говорит, что разум возомнил себя господином мира, природы, смысл имеет только жажда жизни которая должна сочетаться с волей власти. Н. отрицательно относиться к христианской религии, т к она проповедовала равенство всех перед богом, сострадание, терпимость, следование заповедям, что
Экзистенция –одно из основных понятий экзистенционализма, означающее способ бытия человеческой личности. Экзистенция представляет собой центральное ядро человеческого «Я», благодаря к-му это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», т е нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. Но это не сущность Ч-ка, ибо последняя означает нечто определенное заранее данное, а, напротив, «открытая возможность». Одно из важнейших определений экзистенции – ее необъективируемость. Ч-к может объективировать свои способности, знания, умения практически - в виде внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их теоретически. Единственное, что ускользает от его практического, так и теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что не подвластно ему, - его экзистенция. Экзистенциализм направлен как против рационалистического понимания Ч-ка, усматривающего сущность последнего в разуме, так и против марксисткого понимания этой сущности как совокупности общ-х отношений.
В обыденной жизни Ч-к не всегда осознает себя как экзистенцию, для этого необходимо чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е перед лицом смерти. Ч-к внезапно "становится самим собой", но то, что он узнает о себе, не пригодится другому. В результате перехода через "пограничную ситуацию" Ч-к приобретает новый взгляд на мир: он видит в предметах символы трансцендентного, которое недоступно познанию, но чувствуется как «экзистенциальный» страх. Ч-к шифрует (символизирует) свои представления о трансцендентном в мифах, философских и религиозных концепциях. Трансцендентное, в свою очередь, сходит к людям в виде шифров: свободы, смерти, крушений в жизни и др. Ч-к, в жизни которого нет пограничных ситуаций - это Ч-к, погрязший в "обычном", "привычном", не желающий ничего менять в себе. Обретая себя Ч-к впервые обретает свободу. Свобода состоит в том, чтобы Ч-к не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а выбирал самого себя, формировал каждым своим действием и поступком. Свободный Ч-к несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины – это чувство свободного Ч-ка.
Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления.
Основоположник психоанализа австрийский врач – Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 гг.). Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового ч-ка. Ф., как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности ч-ка – это бессознательное. Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Ф. Бессознательны многие наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения. Психика Ч-ка представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное Ф. считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Ф. модель личности предстает как комбинация трех элементов. «Оно» – глубинный слой бессознательного влечения – психическая самость, основа деятельности индивидов, «Я» – сфера сознательного, посредник м/у «Оно» и «внешним миром». «Сверх - Я» внутриличностная совесть, которая возникает как посредник м/у «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта м/у ними. «Сверх - Я» является как бы высшим существом в Ч-ке. Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве первичной основы Ф. сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их более общим понятием «либидо», которое охватывает всю сферу человеческой любви (к родине, родителям и т.д.). В конечном счете, он выдвигает гипотезу, что деятельность Ч-ка обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и инстинкт смерти – танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи «сверх - Я». Ф. считал что психоанализ м.б. использован и для объяснения и для регулирования общественных процессов. В психической жизни Ч-ка всегда присутствует «Другой», с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия м/у различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против Ч-ка. Чувство страха и беспокойство усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношения м/у людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Развитие культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессии. Противоречие м/у культурой и внутренними устремлениями Ч-ка ведут к нервозам.
Идеи Фрейда развивал Карл Густав Юнг (1875 - 1961 гг). Ю. считал, что неоправданно сводить всю человеческую деятельность к биологически унаследованным инстинктам, тогда как имеют чисто символическую природу. В связи с этим он ввел понятие «архетипы» – формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности Ч-ка. Понятие «архетипы» Ю. разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном. Ю. проводит четкое разделение м/у индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного Ч-ка и состоит из переживаний, которые когда то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние, оно выходит у современных людей на поверхность через сновидения.
Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое внимание на выявлении причины действия Ч-ка, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, «бессознательный жизненный план», при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению А. , индивид чувствуя свое физическое не совершенство пытается самоутвердится среди других, за счет концентрации своего творческого потенциала. В результате он получает сверхкомпенсацию (например, Наполеон).
Понятие “позитивизм” обозначает призывк философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивизм возникает в 30-40-х годах XIX в. во Франции. Родоначальник - О. Конт(1798-1857). Он сформулировал закон о трех стадиях интеллектуальной эволюции: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью – позитивную, для которой главное средство познание наука.
Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений, к которым К. относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, К. не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания дейст-ти отдельных частных наук недостаточно.
Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.
Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. XX века. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не м.б. и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом Ч-ка. Следует согласиться с неопозитивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Т.о., неопозитивисты сделали новые легко формирующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания.
Бытие явл. одним из важнейших понятий в ф-ии . Этим понятием фиксируется в самом общем виде проблема существования. Слово «бытие» образовано от глагола «быть». Как ф-ская категория «бытие» появл., когда ф-ской мыслью была поставлена проблема существования. В центре ф-ии находится вопрос о бытии мира и бытии Ч-ка. Основные идеи: мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; природное и духовное, индивидуум и общество равно существуют, хотя и в различных формах, их существование – предпосылка единства мира; мир образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.
Принцип существования одной субстанции – монотеизм; двух субстанций – дуализм; множества субстанций – плюрализм. Идеалистический монотеизм считает субстанцию идеальной, духовной (Платон, Беркли), материалистический – материальной (Демокрит, Бекон). У дуалистов признается равноправное существование субстанций двух типов: материальной свойственна протяженность, а духовной – способность мыслить. Плюрализм Лейбница – монады – множество простых и разнообразных субстанций, которые одинаково обладают самостоятельностью, активностью и переменностью.