Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курс лекций
Основой мировоззрения являются знания. Во всяком мировоззрении можно выделить три "знаниевых" уровня: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В его состав также входит оценочный элемент в форме мироотношения, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценки обязательной составлявшей мировоззрения явл. убеждения. Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями. Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску.
1. Мировоззрение и философия.
2. Миф, религия, философия как способы осмысления мира (РЕФЛЕКСИЯ)
3. Философия и наука.
4. Исторические условия возникновения философии.
5. Религиозно-философские системы древнего Востока
6. Природа и Космос в ранней древнегреческой философии.
7. Этический рационализм Сократа.
8. Объективный идеализм Платона.
9. Философские взгляды Аристотеля.
10. Поздняя греческая философия: стоики и киники.
11. Бог, человек и мир в христианской философии.
12. Антропоцентрический тип философии эпохи Возрождения.
13. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм.
14. Социально-политическая философия Н.Макиавелли.
15. философиЯ Просвещения.
16. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф.Бекон, Р.Декарт).
17. Монадология Лейбница.
18. Социальная философия Т.Гоббса
19. Философия И.Канта: Субъективный идеализм.
20. Система и метод философии Г.В.Ф.Гегеля.
21. Антропологическая философия Фейербаха.
22. Диалектический материализм марксизма.
23. Исторический материализм как философия истории.
24. Марксизм в России (В.И.Ленин, Г.В.Плеханов)
25. Русская философия как самобытное явление. Западничество и славянофильство.
26. Философия всеединства Вл.С.Соловьева.
27. Философия русского космизма
28. Философия иррационализма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше
29. ЭкзистеНциальная философия.
30. Психоаналитическая философия.
31. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
32. Бытие как основная онтологическая категория. Проблема субстанции.
33. Движение как философская категория.
34. Пространство и Время как атрибут материи.
35. Уровни организации материи и их особенности.
36. Чувственное и рациональное познание.
37. Научное познание. Методология.
38. Истина. Истина как цель познания. Познание и практика.
39. Предмет и функции социальной философии.
40. Философия истории. Цивилизационный подход
41. Философия истории. Формационный подход
42. Общество и государство.
43. Биологическое и социальное в человеке. Сущность человека как родового существа.
44. Философия о жизни и смерти человека. Человеческая судьба.
45. Индивид. Индивидуальность. Личность.
46. Культура и цивилизация. Восток и Запад как типы культур.
47. Философское осмысление глобальных проблем современности.
Бытием можно назвать все то, что существует: Ч-к и животное, природа и общество, Галактика и отдельные планеты, наши фантазии и мысли, религии и юридические законы… Поэтому мы можем говорить о многообразии форм бытия. Такими формами явл.: 1) бытие вещей и процессов, как природных, так и созданных Ч-ком; 2) -бытие самого Ч-ка; 3) бытие духовного (идеального), которое подразделяется на индивидуальное духовное (индивидуальное сознание, воля и т.д.) и объективированное духовное (или внеиндивидуальное: общественное сознание, культура и т.д.); 4) социальное бытие, подразделяющееся на бытие отдельного Ч-ка в обществе, культуре и бытие общества в целом.
Бытие имеет свою противоположность в виде небытия. В истории ф-ии эти два понятия используются обычно в диалектическом единстве: из небытия рождается бытие, которое по истечении времени возвращается к своему началу – небытию.
В диалектическом смысле движение понимается как всякое изменение. Тезис о неразрывности материи и движения находит подтверждение в современной науке. Научно установлено, что все материальные системы (начиная от микромира и заканчивая космическими телами) находятся в процессе постоянного изменения и развития. В любом материальном объекте происходят различные изменения, которые и определяют его сущность. Видимая устойчивость отдельных материальных объектов реализуется через внутреннее динамическое равновесие. Исходя из понимания движения как любого изменения, можно указать на его основные свойства: объективность, всеобщность, неуничтожимость, несотворимость, абсолютность.
Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.Это м.б. разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.
Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.
Под формой движения понимается движение, связанное с определенным носителем. Основные формы движения выражают определенные типы связей и взаимодействий материальных объектов. Все формы движения можно разбить на три класса: в неживой природе, в живой природе и социальные формы. К формам движения в неживой природе относятся движение элементарных частиц и полей, движение атомов и молекул, движение макроскопических тел, движение в космических системах различного порядка. Движение в живой природе - это биологические процессы в различных системах: микроорганизмах, одноклеточных, многоклеточных, в отдельных видах живых существ, биоценозах и, наконец, в биосфере в целом. К социальным формам движения относятся все виды деятельности Ч-ка.
Пространство -
это форма бытия материи, которая
характеризуется
Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно1)симетрично, т е нет не обратимых процессов,2) пространство однородно (каждая точка пространства м б взята за начало координат),3)пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время – длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному:1) циклическое время (календари); 2)время может толковаться как некоторая симметрия, т к рядпроцессов не является не обратимыми (соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); 3) время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее.
Пространство и время, являясь атрибутами материального бытия, не могут существовать независимо от материи и друг от друга. В современной науке это выражается в понятии пространственно-временного континуума. Такое понимание единого пространства-времени подразумевает четырехмерность материального мира. Именно подразумевает, потому что увидеть или логически осмыслить четырехмерность невозможно. Ее можно попытаться описать по аналогии с привычным для нас трехмерным миром.
Примерно сто лет назад была высказана гипотеза о том, что четвертым измерением пространства можно назвать время, которое само явл. движущимся пространством и обладает реальными физическими характеристиками, влияющими на мир. Т.о., наука XX века показала неразрывную взаимосвязь пространства и времени. Нельзя делать какие-либо выводы о времени, не обращая внимание на свойства пространства. И наоборот: все, что отражается в пространстве, так или иначе, отражается во времени.
Пространство и время не могут быть мыслимы не только отдельно друг от друга, но и отдельно от-материи. Поэтому пространство—время надо рассматривать и в связи с видами и структурные уровнями материи. Так, можно выделить различные пространственно-временные континуумы, соответствующие микромиру, макромиру и мегамиру.
Исходным понятием в представлении материи как структурно упорядоченного образования выступает понятие «система». Система – функциональная совокупность элементов известным образом вовлеченная в отношения взаимодействия для создания устойчивого эффекта. При системном изучении объектов, процессов и явлений повышается общность частных законов путем нахождения подобных структур (изоморфизм) в системах независимо от того, к каким дисциплинам и наукам относятся эти законы. Особенности системного подхода: 1. При исследовании объекта как системы, компоненты этой системы рассматриваются не сами по себе отдельно, а с учетом их места в структуре целого. 2. При исследовании систем обязательно предполагается учет внешних условий их существования.
С точки зрения современного уровня развития ф-ии и науки можно выделить три основные структурные уровня материального бытия, находящиеся в постоянном взаимодействии: неживая материя, живая материя и социальная жизнь. В свою очередь, неживая, живая и социальная формы бытия материи имеют в своей структуре микро-, макро- и мегауровни.
Для каждого уровня объективной действительности характерны специфические законы, несводимые к законам других уровней. В то же время отдельные уровни не явл. замкнутыми образованиями, а взаимодействуют с другими уровнями и оказывают друг на друга взаимное влияние.
Можно выделить общие ступени познания. Начальной ступенью познания явл. ощущения. Они возникают под влиянием непосредственного воздействия окружающей среды и несут Ч-ку первичную информацию. Вторая ступень познания - восприятие. Оно базируется на ощущениях и ранее приобретенном опыте. Восприятие можно рассматривать как систему ощущений и сравнение возникающего образа с имеющимся жизненным опытом, зафиксированным в памяти. Третья ступень познания - представление. Представления формируются на основе ощущений и восприятий и явл. мыслительными образами, несвязанными непосредственно с объектом. В отличие от восприятий представления носят более обобщенный характер. В формировании представлений немалую роль воображение. Ощущения, восприятия и представления - это ступени чувственно познания.
Следующий этап - рациональное познание - связано со способностью обобщения и формулирования понятий, высказыванием суждений, способность рассуждения (умозаключения). Процесс познания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.
Понятия- это такие воплощенные в словах продукты в социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались понятия, то каждый человек в новом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт, явление. Понятия могут формироваться спонтанно и целенаправленно, могут быть бытовыми и научными. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. Понятия есть элементы суждений. На базе суждений и понятий формируются умозаключения. Это есть вывод. Все три формы рац познания как способности образуют ум, а как процесс - мышление. Многочисленные данные свид о единстве чувственного и рационального, их взаимообусловленности.
Можно указать на три специфические особенности научного познания.
1. Аналитико-синтетический характер. Объекты окружающей действительности в процессе их изучения разлагаются на составляющие элементы, каждый элемент сначала изучается отдельно, изолированно, а затем формируется целостный образ предмета или явления, вырабатываются понятия, законы, теории, гипотезы и другие элементы научного знания.
2. Важной проблемой научного познания явл. проблема сохранения объективности. Для этого наука использует различные приемы: логические правила, правила наблюдения, экспериментальную и практическую проверку полученных знаний.
3. характерной чертой научного познания явл. использование спец. методов получения знания.
Все методы можно подразделить на общенаучные, которыми пользуются практически все науки, и частные методы конкретных наук. Все они объединены в рамках методологии. Цель методологии - создать новые способы и методы для решения проблем современной науки.
В научном познании можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования, которые различаются, во-первых, методами, во-вторых, характером результатов. Эмпирический уровень связан со сбором первичной информации об объекте исследования, ее классификацией и первичным обобщением. Можно сказать, что на уровне эмпирического исследования осуществляется познание явлений, тогда как на теоретическом уровне происходит познание сущности. Эмпирическое исследование обеспечивает новые данные и ставит перед теоретическим мышлением новые задачи. А продвижение вперед теоретических знаний, в свою очередь, ставит новые, более сложные задачи перед эмпирическими исследованиями.
Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод способствует достижению намеченной цели. Методы научного познания непосредственно связаны с уровнями исследования. Некоторые из них используются в основном на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, описание), другие же относятся к теоретическому (научное доказательство, гипотеза, теория). Есть промежуточные методы, которые как бы связывают эмпирический и теоретический уровни познания. Методология это область знания, занимающаяся изучением методов, оценкой их эффективности, сущности и применимости, методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования:
Первая группа это всеобщие методы: диалектический и метафизический, еще их называют общефилософскими методами.
Вторую группу методов составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях наук, т.е. имеют широкий спектр междисциплинарного применения.
Третья группа методов: частнонаучные, которые используются только в рамках исследования какой-то конкретной науки или даже конкретного явления.
Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ м.б. не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждение следует рассматривать как сторону научного познания, противоположную истине, но не исключающую ее. Нахождению истины в науке обычно предшествует цепь заблуждений. В данном случае заблуждение - это не просто ошибка, а ошибка, принимая за истину. Такие заблуждения существуют до тех пор, пока не сталкиваются с фактами их опровергающими. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.
Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.
Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.
Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные)