Лекции по "Философии "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курс лекций

Описание

Основой мировоззрения являются знания. Во всяком мировоззрении можно выделить три "знаниевых" уровня: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В его состав также входит оценочный элемент в форме мироотношения, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценки обязательной составлявшей мировоззрения явл. убеждения. Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями. Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску.

Содержание

1. Мировоззрение и философия.
2. Миф, религия, философия как способы осмысления мира (РЕФЛЕКСИЯ)
3. Философия и наука.
4. Исторические условия возникновения философии.
5. Религиозно-философские системы древнего Востока
6. Природа и Космос в ранней древнегреческой философии.
7. Этический рационализм Сократа.
8. Объективный идеализм Платона.
9. Философские взгляды Аристотеля.
10. Поздняя греческая философия: стоики и киники.
11. Бог, человек и мир в христианской философии.
12. Антропоцентрический тип философии эпохи Возрождения.
13. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм.
14. Социально-политическая философия Н.Макиавелли.
15. философиЯ Просвещения.
16. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф.Бекон, Р.Декарт).
17. Монадология Лейбница.
18. Социальная философия Т.Гоббса
19. Философия И.Канта: Субъективный идеализм.
20. Система и метод философии Г.В.Ф.Гегеля.
21. Антропологическая философия Фейербаха.
22. Диалектический материализм марксизма.
23. Исторический материализм как философия истории.
24. Марксизм в России (В.И.Ленин, Г.В.Плеханов)
25. Русская философия как самобытное явление. Западничество и славянофильство.
26. Философия всеединства Вл.С.Соловьева.
27. Философия русского космизма
28. Философия иррационализма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше
29. ЭкзистеНциальная философия.
30. Психоаналитическая философия.
31. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
32. Бытие как основная онтологическая категория. Проблема субстанции.
33. Движение как философская категория.
34. Пространство и Время как атрибут материи.
35. Уровни организации материи и их особенности.
36. Чувственное и рациональное познание.
37. Научное познание. Методология.
38. Истина. Истина как цель познания. Познание и практика.
39. Предмет и функции социальной философии.
40. Философия истории. Цивилизационный подход
41. Философия истории. Формационный подход
42. Общество и государство.
43. Биологическое и социальное в человеке. Сущность человека как родового существа.
44. Философия о жизни и смерти человека. Человеческая судьба.
45. Индивид. Индивидуальность. Личность.
46. Культура и цивилизация. Восток и Запад как типы культур.
47. Философское осмысление глобальных проблем современности.

Работа состоит из  1 файл

ответы(книга5).doc

— 417.50 Кб (Скачать документ)

Ощущения и восприятия, подчеркивает Рене Декарт, часто обманывают Ч-ка, вводят в заблуждение, искажают действительность. Поэтому ощущения не могут признаваться источником достоверного знания, Д. поставил задачу найти источник истинного познания, достоверность которого не смогло бы опровергнуть никакое сомнение. Свой идеал источника достоверного знания Д. усматривает в мыслящем самосознании индивида. Д. утверждает: «Я, мыслю, значит, что Я существую». По его мнению, невозможно отрицать существование мыслящего субъекта. Исходя из этого фундаментального принципа декартовской теории познание, он формулирует четыре правила рассуждения, которые обеспечивают движение мысли от первичных достоверных знаний к теоретическим выводам. 1 правило: добиваться ясности и очевидности мысли. 2 правило: производить анализ мыслимого путем разделения целого на части. 3 правило: последовательно переходить от одного умозаключения к другому, логически следующему из предыдущего. 4 правило: стремиться к полноте рассмотрения мыслимого объекта.

Интуитивный критерий ясности и  отчетливости мысли был истолкован Д. в духе учения о врожденном знании. Врожденные идеи при определенных условиях осознаются субъектом с абсолютной очевидностью и не требуют опытного подтверждения. Врожденным Д. считал идеи бога, субстанции, пространства, материи и т.п. Ошибки возникают в том случае, когда субъект познания прекращает контроль за деятельностью свободной воли, которую необходимо постоянно направлять разумом. Полученные теоретические выводы Ч-к должен согласовать с хорошо установленными опытными данными.

  1. Монадология Лейбница.

Герберт Лейбниц соглашается с признанием божественной природы субстанции. Согласно его учению, реальность складывается из бесконечного множества монад (простых субстанций – неделимых, неуничтожимых, активных). Монады составляют своеобразную иерархию (от бессознательных, монад-душ с разрозненными чувствами, монад-духов с определенным самосознанием и до наивысшей монады – Бога). Л. развил идеалистическое учение о мире, состоящее из бесчисленного множества бестелесных психических субстанций - монад, неделимых первоэлементов бытия, созданных богом.

То, что вещи обладают собств. действием  приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, ² их число бесконечно. Каждая субстанция есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, выражением ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные же качества – это самостоятельность, самодеятельность. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения. Каждая монада одновременно - форма и материя, ибо любое материальное тело обладает формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механическая сила. Поэтому природу нельзя объяснять только законами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как субстанции монады независимы друг от друга. Однако не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Т.к. действия монады - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют мех. объяснения, т.е. объясн. через “действующие причины”. А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. при помощи целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.

Все монады содержат в себе программу  своего развития. В эти программы заложена богом взаимная согласованность их развития, получившая название предустановленной гармонии. Монады обладают способностью воспринимать внешний мир, отражать другие монады весь мир. Монады - зеркало вселенной. Монадология Лейбница основывается на принципах непротиворечивости, полноты, достаточного основания, совершенства. Хотя монады не общаются м/у собой, м/у ними существует согласованность, которая происходит от божественной мудрости. Ч-к есть особая монада, обладающая сознанием, самосознания, логикой.

Рассматривая  проблему свободы, Л. сопоставляет необходимость с категорией возможности. Он относит к необходимому то, что не является возможным. Таким образом, необходимость становится множественностью и допускает ситуацию выбора. Свобода толкуется как свобода деятельности.

  1. Социальная философия Т.Гоббса

 По мнению Гоббса люди в естественном состоянии обладают правом на все, поэтому Ч-к Ч-ку волк и война всех против всех. Естественное состояние, в котором идет непримиримая борьба алчных эгоистов, необходимо трансформировать в гражданское общество, т.к. человеческая жизнь обладает абсолютной ценностью. Гоббс развивали концепцию общественного договора и договорную концепцию государства. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан с другими людьми одинак. условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и происходит сведение интересов индивида к интересам общества. В целях самосохранения люди должны договориться и создать сильное централизованное государство способное управлять обществом посредством издаваемых законов и контролем управлять их исполнением.

Возможны три вида государства: демократическое, аристократическое  и монархическое. Г. считал, что наилучший вид государства в сложившихся условиях – монархия. Либерализм Г. заключался в том, что он допускал право выбора типа государства за народом как сувереном.

Существенным появлением либерально- демократических взглядов Г. было признание им относительности всех благ. Что для одних благо, добро, для других – зло. Поэтому государство обязано учитывать различные интересы, вкусы, ценности своих граждан. Религия, по мнению Г., должна быть сохранена и использована как средство удержания народа от убийств, грабежей, войн.

  1. Философия И.Канта: Субъективный идеализм.

Начало немецкой классической ф-ии связано с работами Иммануила Канта (1724 - 1804 г.г.). Им были заложены основы принципиально новой ф-ии, которую он сам назвал «критической». Первой частью системы «критической» ф-ии стала гносеологическая концепция. Все знания Кант разделял на априорные (от латинского - из предшествующего: знания, предшествующие опыту и независимые от него, доопытные) и апостериорные (от латинского - из последующего, т.е. знания, получаемые опытным путем). Априорные знания, с точки зрения Канта, явл. некоторой данностью, которая фактически существует, но не поддается объяснению. Априорными Кант считал «все положения математики» и теоретического естествознания. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе ("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально непознаваема,  являясь  потусторонней  нашему  сознанию (трансцендентной). Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения,но ни ощущуние нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе. Это учение - агностицизм.

Мыслитель резко разграничивал  чувственность и интеллект как  «два основных ствола человеческого познания», которые вырастают, «быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня». Чувственные представления возникают, благодаря воздействию на органы чувств предметов и вещей внешнего мира. Однако основная установка его гносеологии состоит в том, что чувственней образ предмета целиком и полностью сформирован человеческим сознанием и, следовательно, не явл. отражением объективных предметов, которые остаются непознаваемыми «вещами в себе». Чувственные образы предметов, которые создаются сознанием, Кант называл «явлениями». Все свойства явлений субъективны, т.к. они только порождение нашего сознания, результат деятельности рассудка. Рассудок и чувственное восприятие создают природу во всем ее многообразии. Бытие Кант отождествлял с миром явлений.

  1. Система и метод философии Г.В.Ф.Гегеля.

Систему Гегеля можно считать завершением ф-ии Нового времени. Предметом ф-ии, по Гегелю, явл. Абсолют (абсолютная идея, мировой разум). Абсолютная идея - это начало мира и его сущность. В процессе своего саморазвития абсолютная идея отчуждается от своей сущности и переходит в свое инобытие. Инобытием абсолютной идеи явл. весь объективный мир. Однако объективная действительность лишена способности развития. Развивается только Абсолют. Источником саморазвития абсолютной идеи – это противоречие, единство и борьба взаимоисключающих противоположностей. Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или положение(тезис), отрицание этого утверждения(антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей(синтез). И так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

В своем развитии он может существовать в трех формах: 1) в форме чистых логических сущностей – это начальная истинная форма абсолютной идеи; 2) в форме природы, которая явл. инобытием абсолюта; 3) в различных формах конкретного духа, представляющих собой общественную жизнь Ч-ка.

Наибольший  интерес к третьей стадии саморазвития абсолютной идеи - дух, саморазвертывающийся в постепенном закономерном движении истории. В отличие от законов природы, закономерности истории реализуются только через сознательную деятельность людей. Конечная цель истории – достижение свободы. В своих работах Гегель изобретает развитие абсолютной идеи в сфере духовной культуры человечества как процесс последовательного перехода от одного этапа к другому. Первый этап – это субъективный дух, реализующийся в индивидуальной душе Ч-ка в виде сознания, самосознания и разума. Второй этап- сверхиндивидуальная целостность социальной науки, последовательно разворачивается в праве, морали и нравственности. Третья, заключительная стадия развития духа –это абсолютный дух, последовательно проходящий три этапа: искусство, религию и ф-ию. В искусстве дух постигает абсолютную идею посредством его образного созерцания и чувственно воспринимаемого изображения.

Гегель сформулировал  категории диалектики: качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие м/у формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

  1. Антропологическая философия Фейербаха.

Последним представителем немецкой классической ф-ии был Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). В лице Фейербаха немецкая классическая ф-ия осуществляет поворот от идеализма к материализму и атеизму. Ф. опроверг основной тезис гегелевской системы о самоотчуждении логической идеи в природу. «Не было бы природы, - пишет Фейербах, - никогда логика не произвела бы ее из себя». Однако материальные вещи, предметы и явления природы интересовали Фейербаха не сами по себе, а только в их отношении, к Ч-ку. Новая ф-ия превращает Ч-ка, включая и природу как базис Ч-ка, в единственный, универсальный и высший предмет ф-ии.

В центре внимания Ф. –  человек как психофизическое  единство, единство души и тела. Дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа толкуется преимущественно биологически, и отдельный индивид для Ф. – звено в развитии человеческого рода. Субъект, по замыслам Л.Фейербаха, – это целостный человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. Ч-к неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа явл. по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности Ч-ка. Эта сущность по Ф. прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида.

Основой антропол Ф. явл. материалистическое учение о природе. Природа явл. единственной реальностью, а Ч-к ее высшим продуктом. В Ч-к и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве. Т.о ф-ское учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма.

Ф. считал ощущение единственным источником нашего познания, но он признает важную познавательную функцию теоретического мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный характер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл. объектом непосредственного восприятия.

  1. Диалектический материализм марксизма.

Теоретической предпосылкой формирования взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса стала немецкая классическая ф-ия, в особенности диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Используя диалектические построения Гегеля, К.Маркс в 50-60-ые года XIX века попытался объяснить закономерности развития природы и общества из материальных начал, не прибегая к помощи Бога или абсолютной идеи. Надо сказать, что в истории домарксистской ф-ии диалектика и материализм, как правило, существовали на разных полюсах: диалектика развивалась в трудах идеалистов, а материализм обычно имел метафизический характер. В марксизме впервые разрабатывается диалектический взгляд на материю и, таким образом, появл. новая форма материализма - диалектический материализм.

Центральным принципом  диалектики является принцип материального  единства мира. Материалистическая диалектика – это учение о развитии, базирующееся на материалистическом решении основного вопроса философии. Предмет диалектики – не вещи, а законы их движения и развития. Процесс развития предполагает количественное усложнение структуры и качественного изменение объекта, переход из одного состояния в другое, более сложное. Характерной чертой процесса развития является преемственность: сохраняется связь м/у прошлым и настоящим в развитии. Развитие всегда выступает как саморазвитие, т.е. источник развития заключается внутри материального объекта.

Общественно-экономическая  практика есть основа, цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике. Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект познания – это предмет приложения человеческих сил. Основные виды практики: 1)обработка природы людьми(материально-производственная деятельность) и 2) обработка людей людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь является практической.

  1. Исторический материализм как философия истории.

Маркс объяснял сущность общественного бытия людей и  закономерности общественного развития. Общественная формация у Маркса - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура системы имеет следующий вид: в ее основе лежит способ производства материальных благ, т.е. экономическая подсистема; способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения. К производительным силам относятся имеющиеся в обществе ресурсы и средства (естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и техники). Производственные отношения -это отношения м/у людьми, складывающиеся независимо от их воли и сознания в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Способ производства - это, по Марксу, системообразующий компонент общества. Он создает одну формацию и отличает ее от другой. Производительные силы и производственные отношения составляют реальную основу взаимоотношений (базис). Надстройка - это право, политика, мораль, наука, религия, искусство, оформленные в определенную систему в обществе. Помимо базиса и надстройки общество включает в себя определенную структуру социальных классов, групп и слоев, которая, как и надстройка, выражает определенный способ производства.

Информация о работе Лекции по "Философии "