Лекции по "Философии "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курс лекций

Описание

Основой мировоззрения являются знания. Во всяком мировоззрении можно выделить три "знаниевых" уровня: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В его состав также входит оценочный элемент в форме мироотношения, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценки обязательной составлявшей мировоззрения явл. убеждения. Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями. Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску.

Содержание

1. Мировоззрение и философия.
2. Миф, религия, философия как способы осмысления мира (РЕФЛЕКСИЯ)
3. Философия и наука.
4. Исторические условия возникновения философии.
5. Религиозно-философские системы древнего Востока
6. Природа и Космос в ранней древнегреческой философии.
7. Этический рационализм Сократа.
8. Объективный идеализм Платона.
9. Философские взгляды Аристотеля.
10. Поздняя греческая философия: стоики и киники.
11. Бог, человек и мир в христианской философии.
12. Антропоцентрический тип философии эпохи Возрождения.
13. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм.
14. Социально-политическая философия Н.Макиавелли.
15. философиЯ Просвещения.
16. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф.Бекон, Р.Декарт).
17. Монадология Лейбница.
18. Социальная философия Т.Гоббса
19. Философия И.Канта: Субъективный идеализм.
20. Система и метод философии Г.В.Ф.Гегеля.
21. Антропологическая философия Фейербаха.
22. Диалектический материализм марксизма.
23. Исторический материализм как философия истории.
24. Марксизм в России (В.И.Ленин, Г.В.Плеханов)
25. Русская философия как самобытное явление. Западничество и славянофильство.
26. Философия всеединства Вл.С.Соловьева.
27. Философия русского космизма
28. Философия иррационализма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше
29. ЭкзистеНциальная философия.
30. Психоаналитическая философия.
31. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
32. Бытие как основная онтологическая категория. Проблема субстанции.
33. Движение как философская категория.
34. Пространство и Время как атрибут материи.
35. Уровни организации материи и их особенности.
36. Чувственное и рациональное познание.
37. Научное познание. Методология.
38. Истина. Истина как цель познания. Познание и практика.
39. Предмет и функции социальной философии.
40. Философия истории. Цивилизационный подход
41. Философия истории. Формационный подход
42. Общество и государство.
43. Биологическое и социальное в человеке. Сущность человека как родового существа.
44. Философия о жизни и смерти человека. Человеческая судьба.
45. Индивид. Индивидуальность. Личность.
46. Культура и цивилизация. Восток и Запад как типы культур.
47. Философское осмысление глобальных проблем современности.

Работа состоит из  1 файл

ответы(книга5).doc

— 417.50 Кб (Скачать документ)

Материальные тела и  бесплатные души созданы богом как  несовершенные копии божественных идей. Душой обладает лишь Ч-к. После смерти тела душа продолжает существовать. Функции души - память, мышление, воля, восприятии чувства. Разум Ч-ка слаб и подчинен вере. Высшие истины есть результат внутреннего мистического озарения, открывающего в глубинах человеческой души вечные понятия – знаки божественной мудрости и доброты. Поэтому высший смысл человеческой жизни Августин усматривает в безграничной любви к богу. Утверждается исключительная роль Ч-ка среди творения бога. Согласно христ учению, Бог сотворил Ч-ка не вместе со всеми существами, а отдельно, в специальный день. Ч-к венец творения. Он является центром вселенной и конечной целью творения. Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой «Ч-к – образ и подобие бога». Божественные качества Ч-ка – это разум и воля. Ч-ку, как и Богу, дана способность высказывать суждения. Различать добро и зло. Свобода воли позволяет Ч-ку сделать выбор в пользу добра или зла. Христианские мыслители определяют природу Ч-ка двойственной. Это раздвоение Ч-ка Августин называл «болезнью души», неподчинение ее себе самой, т е высшему началу. Согласно христианству, Ч-к сам своими силами, не способен преодолеть своих греховных наклонностей. Ему постоянно необходима божественная помощь, действие божественной благодати.

В основе христ. концепции истории лежит представление о постоянной и необходимой связи Ч-ка с богом. Ч-к трактуется как бытие, сотворенное богом, спасенное Христом и предназначенное к сверхестественной судьбе. Ист-й процесс при таком подходе представляет раскрытие как бого-человеческого отношения, характеризующегося, с одной стороны, упадком, регрессом, вызванным грехопадением и отчуждением Ч-ка от бога, а с другой стороны восхождением Ч-ка к богу. Основная миссия Ч-ка характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Христианское мир-е в своей основе провиденциально. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию. Согласно этому мировозрению, промысел Бога распространяется на весь окружающий мир и придает всем природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. В фил-и истории провиденционализм утверждает, что божественный замысел предопределяет историю людей. На долю людей остается либо содействовать осуществлению этого плана, и, т о работать на спасение мира и Ч-ка, либо противодействовать ему, за что бог подвергнет людей наказаниям.

История в христианском мировоззрении изображается как целесообразный процесс направляемый богом к заранее предопределяемой цели – царству Божию. Отсюда эсхатологизм. Христианские мыслители изображают царство Божие как мир истинного, прекрасного и совершенного, в котором Ч-к будет находиться в полном единении с богом. Достижение царства Божьего – это конечная цель и смысл человеческого существования. Это положение является основой христианского мировоззрения.

  1. Антропоцентрический тип философии эпохи Возрождения.

Возрождение можно рассматривать  как становление раннебуржуазной  культуры, для которой характерна гуманистическая направленность. Гуманистическая  культура открыто еще не порывала с господствовавшей тогда церковной идеологией и католической религией, но она ставила на первый план светские науки и образованность, подчеркивала свое отрицательное отношение к богословско-схоластической учености. Особенность возрожденческой культуры заключалась в том, что она широко использовала культурное наследие античного мира; в этом смысле данная эпоха и называлась эпохой Возрождения, или Ренессанса. Наиболее общая черта этой культуры состояла в признании интересов и прав личности, в требовании всестороннего и гармоничного ее развития.

Утверждалась  новая мораль и система ценностей. Достоинство личности стали определять не принадлежностью к ряду или сословию, а ее индивидуальными качествами : образованностью, гражданственностью, интеллектуальностью, прагматичностью. На Ч-ка начали смотреть как на активного общественного деятеля, преобразователя окружающей среды, творца истории. Утверждалось эстетическое понимание единства в Ч-ке души и тела. Поэты, скульпторы, живописцы стремились своими изобразительными средствами передать красоту и гармонию человеческого духа и тела. Новое искусство и мораль пропагандировали гуманистические образцы отношений м/у людьми, высоконравственную культуру общения.

Другим ярким выражением нового мировоззрения было реформационное движение, которое нанесло мощный удар по средневековому католицизму и папству. Идеология реформизма ХVI века - это протест против церковной организации и средневекового католицизма. Реформация - это стремление молодой буржуазии освободиться от опеки средневекового католицизма и создать свою собственную буржуазную церковную организацию.

  1. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм.

Самой плодотворной формой борьбы против богословско-схоластической идеологии в эпоху Возрождения явилось развитие естествознания, импульс для развития которого дан пантеизмом. Николай Кузанский (1401 – 1464) излагает пантеистическое учение о бесконечном мире, не имеющем начала и конца, который содержится в боге. В мире без границ и центра движение относительно. Лишь сам мир есть вечный абсолют, предельный максимум единства всех противоположностей. Кузанский отвергал необходимость круговых движений небесных тел, центральное положение Земли во Вселенной. Он обосновывал единство земного и небесного. Джордано Бруно (1548-1600) построил картину мира, исходя из данных науки эпохи Возрождения. Вселенная вечна, бесконечна и неисчерпаема в своем актуальном и потенциальном существовании, в ней нет ничего неизменного. Бесчисленное множество разнообразных миров возникают и погибают в неизмеримых просторах Вселенной. Жизнь и душа присущи всей материи, из которой в процессе самодвижения возникают звездные и планетные системы. Во Вселенной бесчисленное множество цивилизаций, создаваемые различными типами разумных существ. Бруно отрицал наличие центра и границ у Вселенной. Большое значение он придавал эволюционным процессам. Причиной движения Бруно считал разумные души, связанные с мировой душой. Вселенная сама творит себя и не нуждается в какой–то сверхъестественной силе. Все единичные системы есть монады, неразрывное единство материального и духовного.

В центре тогдашнего естествознания стояла механика земных и небесных тел. Это была вторая после математики наука, которая приобрела в XVII веке научную форму. Оказавшись во главе развития других естественных наук, механика придала всему естествознанию механистический характер. Наиболее важными результатами этого естественнонаучного направления в ф-ии были: 1)методы экспериментально - математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности). 2) детерминистское истолкование действительности; найдены фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость. 3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.Ч-к соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике)

  1. Социально-политическая философия Н.Макиавелли.

Никколо Макиавелли в сочинении «Государь» создает теорию централизованного государства, в основе которой лежит фундаментальный антропологический принцип, утверждающий безграничную эгоистическую природу Ч-ка, ведущего мещанский обывательский образ жизни. Обуздать корыстные устремления способна лишь сильная светская республика, возглавляемая практичными и компетентными руководителями, избираемыми народом. Политические решения принимаются с учетом общественных интересов. Ведущий критерий при отборе оптимальных решений – государственная целесообразность. Чиновники контролируют процессы распределения благ и удовлетворения потребностей. М. атеист, он убедительно показывает на исторических примерах вред религии. М. рассматривал религию как основной источник социальных, экономических, политических и нравственных кризисов.

Человек живет в системе  обстоятельств, которые М. называет фортуной. Фортуна властна над человеком только наполовину. Человек в силах повернуть фортуну в свою сторону. Побудительным мотивом деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Люди косны в своих привычках. Раз привыкнув к определенному укладу жизни, они его неохотно меняют даже при встречи со злом. Люди не могут быть достаточно преступными, так и достаточно хорошими. Но они достаточно эгоистичны.  Человек скорее забудет смерть отца, чем момент лишения имущества. Идеалом М. был человек ловкий, беспринципный, добивающийся своего любыми путями. Человек большую часть жизни идет путями других, поэтому ему лучше выбирать дорогу жизни великих людей

  1. философиЯ Просвещения.

Осн. аспекты: 1) вместо религиозных догматов на первое место - рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует человека с позиций полезности для общества; 4) "Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - ср-во, Прогресс - цель; 5) просветительство (ликбез).

Наиболее глубокий след в распространении идей Просвещения оставили Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций. Вольтер беспощадно критиковал невежество, духовенство, он настаивал, чтобы французы приобщались к знаниям, науке. В. не был атеистом, но говорил, что бог все сделал и жизнь людей определяется их деянием. Они должны бороться с теми, кто распространяет ложь, суеверие. Он говорил «раздавите эту гадину», имея в виду католическую церковь. В. говорил, если бы не было бога, его надо было бы выдумать.

Жан-Жак Руссо полагал, что искусство и наука, как и вообще цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми. Р. говорил что в прошлом существовал естественный человек, который отличался своим умом. Из уст Р. прозвучал клич «Назад к первобытному обществу». Р. не требовал полного возврата к старому, он видел в частной собственности главного врага добродетели. Р. заявляет «от скольких бы бедствий спас разумный человек общество, выбросивший колья частной собственности». Р. видел становление частной собственности как закономерность и не говорил, что частную собственность нужно отбросить, но был против крупной частной собственности. Он требовал, что бы земля перешла в руки крестьянства, он отстаивал уравнительные идеи. Р. развивает идею республики, он стоял за коммуны. Управляться коммуны должны выборными лицами. Каждый может принять участие в выборах. По Р это возможно лишь для небольшого региона, где люди могут знать выбираемого. Р предлагает создавать представительные органы власти, которые должны выбирать центральную власть. Т.о. Р предлагает решить проблему гос. устройства. Идеи Р были доступны и революция проходила под его лозунгами. А поражение революции - показатель слабости идей Р.

Французские материалисты XVIII века – Дени Дидро, Гольбах, Гельвеций. Они не оказали глубокого влияния на рев-цию, но их работы имеют ценность в том, что они дали достаточное обоснование материализма на тот период. Основатель Дидро, первый создатель энциклопедии. Систематизатором материалистических идей был Гольбах, который последовательно изложил принципы материализма. По Г. существует только природа. Весь мир материален, существование потустороннего и бога это только выдумка, религия играет отрицательную роль. Говоря о природе, они понимали ее как материальное вещество и придерживались атомистического мировоззрения, деля природу на макро и микро, пологая что сущ-ет первовещество. Французские материалисты полагали, что первовещество это совокупность атомов, корпускул, которая имеет св-ва и наука найдет их, что позволит найти подлинное объяснение природы. Макротела возникают и распадаются, а первотела вечны. Движение – это способ сущест-ия материальных вещей, но они знали одно движение – перемещение тел в пространстве. Движение по ним абсолютно, а покой относителен.

Они утверждая, что сознание человека, его поведение, образ жизни определяются устройством его тела, выдвигали и такой взгляд. Человек – часть природы, он материальное существо полностью от нее зависящее. Природа воздействует на человека, и все, что он чувствует, думает и делает, есть лишь отражение этого внешнего воздействия. Подчеркивая нашу  зависимость  от  окружающей действительности, они сводили отношения м/у человеком и внешним миром к воздействию этого мира на человека. Если человеку объяснить его потребности, то он будет счастлив. Они различали 1) естественные права (право на жизнь, на свободу, на счастье), свобода заключается в выборе средств достижения счастья и важное средство – это труд, и люди от природы не равны, ² не м.б. социального равенства, это и хорошо т. к. последнее стимулирует людей тянуться за более состоятельными, из неравенства следует что труд не одинаково эффективен, есть глупые и умные. Богатство д.б. основано на труде (не война, не обман и т п ). Богатые должны заботиться о бедных. 2) гражданские права, которые позволяют людям совершать определенные действия.

  1. Проблема метода познания в философии НОВОГО ВРЕМЕНИ (Ф.Бекон, Р.Декарт).

Перед философами и учеными Нового времени встает вопрос о сущности и характере  самого познания, что приводит к  повышенной значимости гносеологической ориентации ф-ии . Родоначальниками новой науки и ф-ии считаются Бэкон и Декарт. Фрэнсис Бэкон ( X VII в.) в сочинении «Новый Органон» обосновал гносеологический вывод, что обыденное сознание Ч-ка подвержено влиянию предрассудков, невежества, иллюзий, заблуждений, догм. Б. делает упор на эмпирические исследования, на познание природы. Он отвергает ф-ию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном познании. Цель науки – описание структуры и законов изучаемых явлений. Основой метод научного познания – индукция требует постепенного накопления экспериментальных данных, их многократной проверки и логически непротиворечивого обобщения. Б. отстаивал принцип автономности научного исследования. Исходя из своей теории познания, Б. сделал правильный вывод о решающей роли науки в развитии общества ("Знание – сила"). Его считают пророком современного научно- технического прогресса. Несмотря на сциентистскую ориентацию Б. выделил два главных недостатка науки. 1) наука не содержит в себе гуманистических ценностей. Она нравственно нейтральна. 2) научный метод направлен на изучение конкретных явлений, фиксируемых в наблюдениях и экспериментах. Но таким способом картину мира построить невозможно. Отсюда он делал вывод о необходимости религии. Бэкон приверженец концепции двойственности истины – истины познания (истины ф-ии ) и истины «откровения» (истины о Боге).

Информация о работе Лекции по "Философии "