Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:19, курс лекций
Основой мировоззрения являются знания. Во всяком мировоззрении можно выделить три "знаниевых" уровня: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В его состав также входит оценочный элемент в форме мироотношения, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценки обязательной составлявшей мировоззрения явл. убеждения. Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями. Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску.
1. Мировоззрение и философия.
2. Миф, религия, философия как способы осмысления мира (РЕФЛЕКСИЯ)
3. Философия и наука.
4. Исторические условия возникновения философии.
5. Религиозно-философские системы древнего Востока
6. Природа и Космос в ранней древнегреческой философии.
7. Этический рационализм Сократа.
8. Объективный идеализм Платона.
9. Философские взгляды Аристотеля.
10. Поздняя греческая философия: стоики и киники.
11. Бог, человек и мир в христианской философии.
12. Антропоцентрический тип философии эпохи Возрождения.
13. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм.
14. Социально-политическая философия Н.Макиавелли.
15. философиЯ Просвещения.
16. Проблема метода познания в философии Нового времени (Ф.Бекон, Р.Декарт).
17. Монадология Лейбница.
18. Социальная философия Т.Гоббса
19. Философия И.Канта: Субъективный идеализм.
20. Система и метод философии Г.В.Ф.Гегеля.
21. Антропологическая философия Фейербаха.
22. Диалектический материализм марксизма.
23. Исторический материализм как философия истории.
24. Марксизм в России (В.И.Ленин, Г.В.Плеханов)
25. Русская философия как самобытное явление. Западничество и славянофильство.
26. Философия всеединства Вл.С.Соловьева.
27. Философия русского космизма
28. Философия иррационализма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше
29. ЭкзистеНциальная философия.
30. Психоаналитическая философия.
31. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
32. Бытие как основная онтологическая категория. Проблема субстанции.
33. Движение как философская категория.
34. Пространство и Время как атрибут материи.
35. Уровни организации материи и их особенности.
36. Чувственное и рациональное познание.
37. Научное познание. Методология.
38. Истина. Истина как цель познания. Познание и практика.
39. Предмет и функции социальной философии.
40. Философия истории. Цивилизационный подход
41. Философия истории. Формационный подход
42. Общество и государство.
43. Биологическое и социальное в человеке. Сущность человека как родового существа.
44. Философия о жизни и смерти человека. Человеческая судьба.
45. Индивид. Индивидуальность. Личность.
46. Культура и цивилизация. Восток и Запад как типы культур.
47. Философское осмысление глобальных проблем современности.
Социальная ф-ия рассматривает общество как целостную органическую систему открытого типа. Следовательно, общество должно изучаться во взаимосвязи со средой, коей явл. природа. В широком смысле слова термином «природа» обозначают объективную реальность, все, что существует. Высшим порождением природного развития явл. Ч-к. благодаря труду, сознанию и членораздельной речи Ч-к выделился из остальной природы. Т.о. возникает особый вид объективной реальности - социум.
Природу и общество следует рассматривать как две различные, но связанные м/у собой формы бытия. Изучая общество, нельзя его абсолютно противопоставлять природе. Ч-к и общество возникают из природы, существуют и развиваются только в непосредственной связи с природой. Ч-к - это часть природы, только особым образом организованная.
Цивилизация - три трактовки:
1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской ф-ии употребляется также для обозначения материальной культуры;
2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;
3) ступень общественного развития, следующая за варварством
А также понятия, разработанные философами ХХ века:
1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и регионов
2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов
3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона - его "закат"
4) высокий уровень
материальной деятельности Ч-
Однако в современной социальной ф-ии цивилизация - крупномасштабная социально-культурная общность людей и народов. Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. С помощью цивилизационного подхода можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций:
В истории бывают такие периоды когда роль одного Ч-ка в решении каких-то исторических проблем м.б. более значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе. Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В нем не учитывается связь м/у различными цивилизациями.
Проблема периодизации
истории по формациям активно
обсуждается в литературе уже
более столетия. "Формация"- напластование
геологических отложений
Современной разновидностью формационного является концепция А.Турена, Д,Белла развитиия общества и соответственно типы обществ: 1) традиционное или аграрное общество; 2) капиталистическое или индустриальное общество и 3) постиндустриальное или информационное общество. Таким образом, человечество проходит как бы три "волны". В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация.
Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания; 2)целостностью и устойчивостью(коллективное единство); 3)самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемочть; 4)выработка системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей,определенным уровнем развития культуры. Бытие Ч-ка в общ-ве предполагает существование власти. В животном мире существует власть лидера - сильное животное. Дети нуждаются в охране, след-но существует власть родителей. Она разумна, естественна, построена на авторитете родителей. Это сохранятся в общественных отношениях. Общ-во не м.б. без власти. Общественная власть базируется на опыте, знании специалистов. Люди передают им власть. Т.О. выделяется особая группа, занятая управлением. Она требует предоставлетия соответствующих прав, которые и получает. Вследствие этого она начинает выполнять свои функции, не считаясь со справедливостью, традициями. Войны, разделение труда и товарные отношения причина возникновения государства.
Гос. власть - особая власть. 1. Она предполагает наличия особой профессиональной группы, которая всю жизнь управляет общественными делами. 2. Это особые вооруженные отряды, выражающие гос. власть. Гос-во - это правовая общественная власть, опирающаяся на материальную силу своего административн., судебного и военного аппарата. Это организация полит. власти, экономики. Издает положения, направленные на регулирование администрат., имуществ., финансовых и др. отношений м/у гражданами и учреждениями.
Правовые нормы имеют особенности: провозглашаются от имени всего общ-ва и формально они направлены на поддержание усилий общественного производства и жизни. Общ-во не может жить без госуд.органов. Они берут на себя выполнение многих функций: образование, здравоохранение, развитие современных отраслей производства, защита граждан. Располагая крупными финансовыми и др. возможностями, гос-во берет на себя инициативу по созданию новых отраслей производства, по решению крупных народохозяйственных задач. Правовое гос-во, если и не обеспечивает интересы всех слоев населения, то во всяком случае дает максимальную возможность в этом отношении.
В отличие от нравственных норм в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень гос. закона, нарушение которого сопровождается правовыми санкциями. Особенность правовых норм состоит в том, что если нормы правосознания формулируются и проводятся в жизнь государством, то нравственные нормы складываются и функционируют в непосредственной практике поведения. Они закрепляются общественным признанием их ценности с т.зр. всеобщего блага для того или иного коллектива,не имея при этом юридически закрепленной силы.
Проблемы государства напрямую связаны с проблемами гражданского общества. Гражданское общ - независимая от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей.
Человек – это существо природное и социальное, причем соотношение биологического и социального начал проблематично.
Есть две крайности. Одна из них – сведение человека к животному, плотскому началу. Человек, будучи животным обладает органами чувств, органами тела, системами (кровеносной, мышечной, гормональной, костной, нервной и др.). З. Фрейд полагал, что во всех сферах жизни, включая высшие, человек движим главным образом животными инстинктами. И на первое место ставиться инстинкт продолжения рода, половой. Но человек – не свободное животное. В его жизни есть ограничительные социальные моменты, не дающие ему беспрепятственно и полностью удовлетворять свои половые потребности. Поэтому приходится сдерживать, подавлять свой животный инстинкт, а это, с одной стороны, порождает неврозы (комплексы), а с другой стороны, скапливающаяся таким образом сексуальная энергия подсознательно или бессознательно преобразуется, направляясь на иные формы жизнедеятельности. Это и есть сублимация комплексов, порождающая в конечном счете творчество, культуру, в том числе духовную. Как видно истоки социального в человеке сводятся к биологическим механизмам его жизнедеятельности. Противоположный подход заключается в недооценке, а то и в игнорировании, биологических основ существования человека и его деятельности. Они объявляются чем-то несущественным, сопутствующим; в то же время подчеркивается значение общественного, социального в человеке. В этом есть свои резоны. Процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Ч-к практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения. Ч-к как личность формируется в обществе. Процесс включения индивида в общество называется социализацией. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социальных и моральных норм, культурных ценностей, навыков практической деятельности, конкретных знаний.
Сущность человека находится в центре философского учения о нем. Субстанцией, лежащей в основе исторического бытия и развития человека, является трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общественного производства. Кроме того человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие. Таким образом, человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое, и т.д. одновременно. Но современный человек есть результат развития общественного исторического процесса, дитя человеческой истории.
Ч-к – это, пожалуй, единственное существо на Земле, осознающее свою смертность. Неизбежность смерти ставит проблему смысла жизни. В духовном опыте человечества существуют различные подходы к обоснованию смысла жизни. Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От всех других живых существ Ч-к отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо. Ч-к не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого Ч-ка - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.
Буддизм: Ч-к живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство - восхождением Ч-ка к богу. Основная миссия Ч-ка характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: Ч-к живет для того, чтобы потом воскреснуть. Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь Ч-ка мука. Затем эпоха рационализма - Ч-к механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями(!) - побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения.
В жизни каждого нормального Ч-ка рано или поздно наступит момент, когда он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. (а если лучше об этом не думать?). Ч-к единственное существо которое осознает свою смертность (так ли?). Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, м.б. чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство Ч-к существует отягощенный знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в последующем духовном развитии Ч-ка. Наличием такого знания в духовном опыте Ч-ка и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь Ч-ка какой либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую следующие точки зрения: смысл жизни – в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни – в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни
В общеф-ском смысле Ч-к – это существо одновременно природное, социальное и духовное. Единичного представителя человеческого рода называют индивид. Индивид (атом) – неделимый, единый, - Ч-к как часть коллектива, совокупности рода человеческого. Говоря о личности, имеют в виду социальные качества Ч-ка, т.е. те качества, которые Ч-к приобретает во взаимодействии с другими людьми.
Каждая личность сугубо индивидуальна. Под индивидуальностью понимается своеобразное сочетание в Ч-ке природного и социального. Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности в рамках социального окружения. Личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит индивидуальный характер. Индивидуальность есть высокая ценность, так как их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни чел.
В настоящее время существует 2 концепции личности:1) личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и 2) личность как его сущностная характеристика.
Первая коцепция опирается на понятие соц роли Ч-ка. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Вторая - сущностная концепция явл. более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личность - всегда общественно развитый Ч-к. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Ч-к вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Характер означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности Ч-ка, без внутренней цельности нет личности. Каждый ч-к биологически неповторим. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое.