Научное познание и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:27, контрольная работа

Описание

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.

Содержание

Введение. *
Научное познание и его особенности. *
Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. *
Методы научного познания. *
Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. *
Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании. *
Общенаучные методы эмпирического познания. *
Общенаучные методы теоретического познания. *
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. *
Список литературы *

Работа состоит из  1 файл

научное познание.docx

— 82.33 Кб (Скачать документ)

Научное познание и  его особенности 

Оглавление  
 

   

Введение. *  

Научное познание и  его особенности. *  

Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального  познания. *  

Методы научного познания. *  

Понятие метода и  методологии. Классификация методов  научного познания. *  

Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического  метода и их применение в научном  познании. *  

Общенаучные методы эмпирического познания. *  

Общенаучные методы теоретического познания. *  

Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом  уровнях познания. *  

Список литературы *  
 
 

Введение.  

Современная наука  развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных  знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой  возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который  даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному  обществу, повсеместному внедрению  информационных технологий, появления  “новой экономики”, для которой  не действуют законы классической экономической  теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную  для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.  

Все это убедительно  доказывает, что основная форма человеческого  познания – наука в наши дни  становиться все более и более  значимой и существенной частью реальности.  

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и  императивов познания. Именно правильно  выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать  глубинную связь явлений, вскрывать  их сущность, открывать законы и  закономерности. Количество методов, которые  разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет  свои специфические методы и предмет  исследования.  

Вместе с тем  все эти методы находятся в  диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной  из причин, которые определяют важность наличия философский знаний у  любого ученого. Ведь именно философия  как наука “о наиболее общих закономерностях  бытия и развития мира” занимается изучением тенденций и путей  развития научного познания, его структуры  и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. В добавок  ко всему философия наделяет ученого  тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области  научного познания.  

Научное познание и  его особенности.  

Познание — это  специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в  этом мире. “Познание – это, обусловленный  прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и  развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование.”  

Человек постигает  окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно  выделить два основных. Первый (генетически  исходный) — материально-технический  — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения  субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь  процесс познания и получаемые в  нем знания в ходе исторического  развития практики и самого познания все более дифференцируется и  воплощается в различных своих  формах.  

Каждой форме общественного  сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют  специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.  

Не будем останавливаться  на рассмотрении каждой из форм познания. Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с  этим целесообразно рассмотреть  особенности лишь последнего.  

Основными особенностями  научного познания являются:  

1. Основная задача  научного знания — обнаружение  объективных законов действительности  — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления  и др. Отсюда ориентация исследования  главным образом на общие, существенные  свойства предмета, его необходимые  характеристики и их выражение  в системе абстракций. “Сущность  научного познания заключается  в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно  находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на  этой основе осуществляет предвидение  различных явлений и событий”. Научное познание стремиться  вскрыть необходимые, объективные  связи, которые фиксируются в  качестве объективных законов.  Если этого нет, то нет и  науки, ибо само понятие научности  предполагает открытие законов,  углубление в сущность изучаемых  явлений.  

2. Непосредственная  цель и высшая ценность научного  познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными  средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного  познания — объективность, устранение  по возможности субъективистских  моментов во многих случаях  для реализации “чистоты” рассмотрения своего предмета. Ещё Эйнштейн писал: “То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то, что есть”. Её задача – дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.  

3. Наука в большей  мере, чем другие формы познания  ориентирована на то, чтобы быть  воплощенной в практике, быть  “руководством к действию” по  изменению окружающей действительности  и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания  может быть выражен формулой: “Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать”—  не только в настоящем, но  и в будущем. Весь прогресс  научного знания связан с возрастанием  силы и диапазона научного  предвидения. Именно предвидение  дает возможность контролировать  процессы и управлять ими. Научное  знание открывает возможность  не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. “ Ориентация науки на изучение  объектов, которые могут быть  включены в деятельность (либо  актуально, либо потенциально, как  возможные объекты ее будущего  освоения), и их исследование как  подчиняющихся объективным законам  функционирования и развития  составляет одну из важнейших  особенностей научного познания. Эта особенность отличает его  от других форм познавательной  деятельности человека”.  

Существенной особенностью современной науки является то, что  она стала такой силой, которая  предопределяет практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные производственные процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука  не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции. Великие открытия за последние десятилетия  в ведущих областях знания привели  к научно-технической революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья  и материалов, проникновение в  микромир и в космос. В итоге  сложились предпосылки для гигантского  развития производительных сил общества.  

4. Научное познание  в гносеологическом плане есть  сложный противоречивый процесс  воспроизводства знаний, образующих  целостную развивающуюся систему  понятий, теорий, гипотез, законов  и других идеальных форм, закрепленных  в языке — естественном или  — что более характерно —  искусственном (математическая символика,  химические формулы и т.п.). Научное  знание не просто фиксирует  свои элементы, но непрерывно  воспроизводит их на своей  собственной основе, формирует их  в соответствии со своими нормами  и принципами. В развитии научного  познания чередуются революционные  периоды, так называемые научные  революции, которые приводят к  смене теорий и принципов, и  эволюционные, спокойные периоды,  на протяжении которых знания  углубляются и детализируются. Процесс  непрерывного самообновления наукой  своего концептуального арсенала  — важный показатель научности.  

5. В процессе научного  познания применяются такие специфические  материальные средства как приборы,  инструменты, другое так называемое  “научное оборудование”, зачастую  очень сложное и дорогостоящее  (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и  т. д.). Кроме того, для науки  в большей мере, чем для других  форм познания характерно использование  для исследования своих объектов  и самой себя таких идеальных  (духовных) средств и методов,  как современная логика, математические  методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный  и другие общенаучные приемы  и методы (см. об этом ниже).  

6. Научному познанию  присущи строгая доказательность,  обоснованность полученных результатов,  достоверность выводов. Вместе  с тем здесь немало гипотез,  догадок, предположений, вероятностных  суждений и т. п. Вот почему  тут важнейшее значение имеет  логико-методологическая подготовка  исследователей, их философская  культура, постоянное совершенствование  своего мышления, умение правильно  применять его законы и принципы.  

В современной методологии  выделяют различные уровни критериев  научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность  знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода  от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные  критерии могут иметь место (в  разной мере), но там они не являются определяющими.  
 

Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального  познания.  

Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку  данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в  ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений  людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.  

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между  собой и являются двумя основными  сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов  чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую  поставляют ему органы чувств. Поскольку  чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном  смысле говорить о них как о  ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет  свою специфику и существует в  своих формах.  

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного  получения информации с помощью  органов чувств, которые прямо  связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может  осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности  органов чувств человека. Основными  формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.  

Ощущения возникают  в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего  мира на его органы чувств. Каждый орган  чувств представляет собой сложный  нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников  и соответствующего отдела мозга, который  управляет периферийными рецепторами. Например, орган зрения — это  не только глаз, но и нервы, ведущие  от него в мозг, и соответствующий  отдел в центральной нервной  системе.  

Ощущения — психические  процессы, происходящие в мозгу при  возбуждении нервных центров, управляющих  рецепторами. “Ощущения – это  отражение отдельных свойств, качеств  предметов объективного мира, непосредственно  воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление”. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме  предметов, об их цвете, о яркости  световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать  температуру окружающей среды, воздействие  различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о  химических примесях в окружающей среде  и о составе принимаемой пищи.  

Информация о работе Научное познание и его особенности