Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:27, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Введение. *
Научное познание и его особенности. *
Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. *
Методы научного познания. *
Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. *
Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании. *
Общенаучные методы эмпирического познания. *
Общенаучные методы теоретического познания. *
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. *
Список литературы *
Научное познание и
его особенности
Оглавление
Введение. *
Научное познание и
его особенности. *
Этапы процесса познания.
Формы чувственного и рационального
познания. *
Методы научного
познания. *
Понятие метода и
методологии. Классификация методов
научного познания. *
Всеобщий (диалектический)
метод познания, принципы диалектического
метода и их применение в научном
познании. *
Общенаучные методы
эмпирического познания. *
Общенаучные методы
теоретического познания. *
Общенаучные методы,
применяемые на эмпирическом и теоретическом
уровнях познания. *
Список литературы
*
Введение.
Современная наука
развивается очень быстрыми темпами,
в настоящее время объем
Все это убедительно
доказывает, что основная форма человеческого
познания – наука в наши дни
становиться все более и более
значимой и существенной частью реальности.
Однако наука не
была бы столь продуктивной, если бы
не имела столь присущую ей развитую
систему методов, принципов и
императивов познания. Именно правильно
выбранный метод наряду с талантом
ученого помогает ему познавать
глубинную связь явлений, вскрывать
их сущность, открывать законы и
закономерности. Количество методов, которые
разрабатывает наука для
Вместе с тем
все эти методы находятся в
диалектической связи с общенаучными
методами, которые они, как правило,
содержат в различных сочетаниях
и со всеобщим, диалектическим методом.
Это обстоятельство является одной
из причин, которые определяют важность
наличия философский знаний у
любого ученого. Ведь именно философия
как наука “о наиболее общих закономерностях
бытия и развития мира” занимается
изучением тенденций и путей
развития научного познания, его структуры
и методов исследования, рассматривая
их через призму своих категорий,
законов и принципов. В добавок
ко всему философия наделяет ученого
тем всеобщим методом, без которого
невозможно обойтись в любой области
научного познания.
Научное познание и
его особенности.
Познание — это
специфический вид деятельности
человека, направленный на постижение
окружающего мира и самого себя в
этом мире. “Познание – это, обусловленный
прежде всего общественно-исторической
практикой, процесс приобретения и
развития знания, его постоянное углубление,
расширение, и совершенствование.”
Человек постигает
окружающий его мир, овладевает им различными
способами, среди которых можно
выделить два основных. Первый (генетически
исходный) — материально-технический
— производство средств к жизни,
труд, практика. Второй — духовный (идеальный),
в рамках которого познавательные отношения
субъекта и объекта — лишь одно
из многих других. В свою очередь
процесс познания и получаемые в
нем знания в ходе исторического
развития практики и самого познания
все более дифференцируется и
воплощается в различных своих
формах.
Каждой форме общественного
сознания: науке, философии, мифологии,
политике, религии и т.д. соответствуют
специфические формы познания. Обычно
выделяют следующие из них: обыденное,
игровое, мифологическое, художественно-образное,
философское, религиозное, личностное,
научное. Последние хотя и связаны,
но не тождественны одна другой, каждая
из них имеет свою специфику.
Не будем останавливаться
на рассмотрении каждой из форм познания.
Предметом нашего исследования является
научное познание. В связи с
этим целесообразно рассмотреть
особенности лишь последнего.
Основными особенностями
научного познания являются:
1. Основная задача
научного знания — обнаружение
объективных законов
2. Непосредственная
цель и высшая ценность
3. Наука в большей
мере, чем другие формы познания
ориентирована на то, чтобы быть
воплощенной в практике, быть
“руководством к действию” по
изменению окружающей
Существенной особенностью
современной науки является то, что
она стала такой силой, которая
предопределяет практику. Из дочери производства
наука превращается в его мать.
Многие современные производственные
процессы родились в научных лабораториях.
Таким образом, современная наука
не только обслуживает запросы
4. Научное познание
в гносеологическом плане есть
сложный противоречивый
5. В процессе научного
познания применяются такие
6. Научному познанию
присущи строгая
В современной методологии
выделяют различные уровни критериев
научности, относя к ним, кроме названных,
такие как внутренняя системность
знания, его формальная непротиворечивость,
опытная проверяемость, воспроизводимость,
открытость для критики, свобода
от предвзятости, строгость и т. д.
В других формах познания рассмотренные
критерии могут иметь место (в
разной мере), но там они не являются
определяющими.
Этапы процесса познания.
Формы чувственного и рационального
познания.
Процесс познания включает
получение информации через органы
чувств (чувственное познание), переработку
данной информации мышлением (рациональное
познание) и материальное освоение
познаваемых фрагментов действительности
(общественная практика). Существует тесная
связь познания с практикой, в
ходе которой происходит материализация
(опредмечивание) творческих устремлений
людей, превращение их субъективных
замыслов, идей, целей в объективно
существующие предметы, процессы.
Чувственное и рациональное
познание тесно связаны между
собой и являются двумя основными
сторонами познавательного
Чувственное познание
реализуется в виде непосредственного
получения информации с помощью
органов чувств, которые прямо
связывают нас с внешним миром.
Заметим, что такое познание может
осуществляться и с использованием
специальных технических
Ощущения возникают
в мозгу человека в результате
воздействия факторов окружающего
мира на его органы чувств. Каждый орган
чувств представляет собой сложный
нервный механизм, состоящий из воспринимающих
рецепторов, передающих нервов-проводников
и соответствующего отдела мозга, который
управляет периферийными
Ощущения — психические
процессы, происходящие в мозгу при
возбуждении нервных центров, управляющих
рецепторами. “Ощущения – это
отражение отдельных свойств, качеств
предметов объективного мира, непосредственно
воздействующего на органы чувств,
элементарное далее психологически
неразложимое познавательное явление”.
Ощущения специализированы. Зрительные
ощущения дают нам сведения о форме
предметов, об их цвете, о яркости
световых лучей. Слуховые ощущения сообщают
человеку о разнообразных звуковых
колебаниях в окружающей среде. Осязание
дает возможность нам ощущать
температуру окружающей среды, воздействие
различных материальных факторов на
тело, их давление на него и т. п. Наконец,
обоняние и вкус дают сведения о
химических примесях в окружающей среде
и о составе принимаемой пищи.