Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:27, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Введение. *
Научное познание и его особенности. *
Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. *
Методы научного познания. *
Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. *
Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании. *
Общенаучные методы эмпирического познания. *
Общенаучные методы теоретического познания. *
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. *
Список литературы *
“Первая посылка
теории познания,— писал В. И. Ленин,—
несомненно, состоит в том, что
единственный источник наших знаний
— ощущения”. Ощущение может рассматриваться
как простейший и исходный элемент
чувственного познания и человеческого
сознания вообще.
Биологические и
психо-физиологические
Возможности органов
чувств человека ограничены. Они способны
отображать окружающий мир в определенных
(и довольно ограниченных) диапазонах
физико-химических воздействий. Так, орган
зрения может отображать сравнительно
небольшой участок
Из фактов, свидетельствующих
об ограниченности органов чувств человека,
родилось сомнение в его способности
познать окружающий мир. Сомнения в
способности человека через свои
органы чувств познать мир оборачиваются
неожиданным образом, ибо сами эти
сомнения оказываются свидетельством
в пользу могущественных возможностей
человеческого познания, в том
числе, возможностей органов чувств,
усиленных при необходимости
соответствующими техническими средствами
(микроскоп, бинокль, телескоп, прибор
ночного видения и т. п.).
Но главное, человек
может познавать объекты и
явления, недоступные для его
органов чувств, благодаря способности
к практическому взаимодействию
с окружающим миром. Человек способен
осмыслить и понять ту объективную
связь, которая существует между
явлениями, доступными органом чувств,
и явлениями для них
В научном познании
при обнаружении изменений, происходящих
без видимых причин в чувственно
воспринимаемых явлениях, исследователь
догадывается о существовании явлений
невоспринимаемых. Однако для того,
чтобы доказать их существование, вскрыть
законы их действия и использовать
эти законы, необходимо, чтобы его
(исследователя) деятельность оказалась
одним из звеньев причиной цепи,
связывающей наблюдаемое и
Поэтому имеющихся
у человека органов чувств вполне
достаточно для познания мира. “У человека
как раз столько чувств, - писал
Л. Фейербах, - сколько именно необходимо,
чтобы воспринимать мир в его
целостности, в его совокупности.”
Отсутствие же у человека какого-то
дополнительного органа чувств, способного
реагировать на какие-то факторы
окружающей среды, вполне компенсируется
его интеллектуальными и
При этом, однако, не
следует забывать, что ощущения всегда
были и всегда будут единственным
источником знаний человека об окружающем
мире. Органы чувств – единственные
“ворота”, через которые в наше
сознание могут проникать сведения
об окружающем нас мире. Недостаток
ощущений из внешнего мира может приводить
даже к психическому недомоганию.
Для первой формы
чувственного познания (ощущений) характерен
анализ окружающего: органы чувств как
бы выбирают из бесчисленного множества
факторов окружающей среды вполне определенные.
Но чувственное познание включает в
себя не только анализ, но и синтез,
осуществляющийся в последующей
форме чувственного познания — в
восприятии.
Восприятие —
это целостный чувственный
Восприятия человека
развивались в процессе его общественно-трудовой
деятельности. Последняя ведет к
созданию все новых и новых
вещей, увеличивая тем самым количество
воспринимаемых предметов и совершенствуя
сами восприятия. Поэтому восприятия
человека более развиты и совершенны,
чем восприятия животных. Как заметил
Ф. Энгельс, орел видит значительно
дальше, чем человек, но человеческий
глаз замечает в вещах значительно
больше, чем глаз орла.
На основе ощущений
и восприятий в мозгу человека
складываются представления. Если ощущения
и восприятия существуют лишь при
непосредственном контакте человека с
предметом (без этого нет ни ощущения,
ни восприятия), то представление возникает
без непосредственного
Вместе с тем, воображение,
фантазия существенно необходимы в
научном познании. Здесь представления
могут приобретать подлинно творческий
характер. На основании элементов, имеющихся
в действительности, исследователь
представляет себе нечто новое, такое,
чего в настоящее время нет, но
которое будет либо в результате
развития каких-то природных процессов,
либо в результате прогресса практики.
Всякого рода технические новинки,
например, существуют вначале лишь
в представлениях их создателей (ученых,
конструкторов). И лишь после их реализации
в виде каких-то технических устройств,
конструкций, они становятся объектами
чувственного восприятия людей.
Представление является
большим шагом вперед по сравнению
с восприятием, ибо в нем присутствует
такая новая черта, как обобщение.
Последнее имеет место уже
в представлениях о конкретных, единичных
предметах. Но в еще большей степени
это проявляется в общих
Представление принадлежит
еще к первой (чувственной) ступени
познания, ибо имеет чувственно-
В заключение отметим,
что роль чувственного отражения
действи-тельности в
— органы чувств являются
единственным каналом, который непосредственно
связывает человека с внешним
предметным миром;
— без органов
чувств человек не способен вообще
ни к познанию, ни к мышлению;
— потеря части органов
чувств затрудняет, осложняет познание,
но не перекрывает его возможности
(это объясняется взаимной компенсацией
одних органов чувств другими, мобилизацией
резервов в действующих органах
чувств, способностью индивида концентрировать
свое внимание, свою волю и т.п.);
— рациональное базируется
на анализе того материала, который
дают нам органы чувств;
—регулирование
предметной деятельности осуществляется
прежде всего с помощью информации,
получаемой органами чувств;
— органы чувств дают
тот минимум первичной
Рациональное познание
(от лат. ratio — разум) — это мышление
человека, являющееся средством проникновения
во внутреннюю сущность вещей, средством
познания закономерностей, определяющих
их бытие. Дело в том, что сущность
вещей, их закономерные связи недоступны
чувственному познанию. Они постигаются
только с помощью мыслительной деятельности
человека.
Именно “мышление
осуществляет упорядочение данных чувственного
восприятия, но отнюдь не сводится к
этому, а рождает нечто новое
— то, что не дано в чувственности.
Этот переход суть скачок, перерыв
постепенности. Он имеет свое объективное
основание в “раздвоении” объекта
на внутреннее и внешнее, сущность и
проявление ее, на отдельное и общее.
Внешние стороны вещей, явлений
отражаются прежде всего с помощью
живого созерцания, а сущность, общее
в них постигается с помощью
мышления. В этом процессе перехода
осуществляется то, что именуется
пониманием. Понять — это значит
выявить существенное в предмете.
Мы можем понимать и то, что не
в состоянии воспринимать…
Формами рационального
познания (мышления человека) являются:
понятие, суждение и умозаключение.
Это наиболее широкие и общие
формы мышления, которые лежат
в основе всего неисчислимого
богатства знаний, которое накопило
человечество.
Исходной формой
рационального познания является понятие.
“Понятия - это воплощенные в
словах продукты социально-исторического
процесса познания, которые выделяют
и фиксируют общие существенные
свойства; отношения предметов и
явлений, а благодаря этому одновременно
суммируют важнейшие свойства о
способах действия с данными группами
предметов и явлений”. Понятие
в своем логическом содержании воспроизводит
диалектическую закономерность познания,
диалектическую связь единичного, особенного
и всеобщего. В понятиях могут
фиксироваться существенные и несущественные
признаки объектов, необходимые и
случайные, качественные и количественные
и т. п. Возникновение понятий
— это важнейшая закономерность
становления и развития человеческого
мышления. Объективная возможность
возникновения и существования
понятий в нашем мышлении заключается
в предметном характере окружающего
нас мира, т. е. наличие в нем множества
отдельных предметов, обладающих качественной
определенностью. Образование понятия
— это сложный диалектический процесс,
включающий: сравнение (мысленное сопоставление
одного предмета с другим, выявление признаков
сходства и различия между ними), обобщение
(мысленное объединение однородных предметов
на основе тех или иных общих признаков),
абстрагирование (выделение в предмете
одних признаков, наиболее существенных,
и отвлечение от других, второстепенных,
несущественных). Все эти логические приемы
тесно связаны между собой в едином процессе
образования понятия.
Понятия выражают не
только предметы, но также их свойства
и отношения между ними. Такие
понятия, как твердое и мягкое,
большое и маленькое, холодное и
горячее и т. п. выражают определенные
свойства тел. Такие понятия, как
движение и покой, скорость и сила
и т. п. выражают взаимодействие предметов
и человека с другими телами и
процессами природы.
Особенно интенсивно
возникновение новых понятий
происходит в сфере науки в
связи со стремительным углублением
и развитием научного познания. Открытия
в объектах новых сторон, свойств,
связей, отношений сразу же влекут
за собой появление новых научных
понятий. Каждая наука имеет свои
понятия, образующие более или менее
стройную систему, именуемую ее понятийным
аппаратом. В понятийный аппарат
физики, например, входят такие понятия,
как “энергия”, “масса”, “заряд”
и др. К понятийному аппарату химии
относятся понятия “элемент”, “реакция”,
“валентность” и др.