Научное познание и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:27, контрольная работа

Описание

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.

Содержание

Введение. *
Научное познание и его особенности. *
Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. *
Методы научного познания. *
Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. *
Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании. *
Общенаучные методы эмпирического познания. *
Общенаучные методы теоретического познания. *
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. *
Список литературы *

Работа состоит из  1 файл

научное познание.docx

— 82.33 Кб (Скачать документ)

Логически-конкретное есть теоретически воспроизведенное в  мышлении исследователя конкретное во всем богатстве его содержания.  

Оно содержит в себе уже не только чувственно воспринимаемое, но и нечто скрытое, недоступное  чувственному восприятию, нечто существенное, закономерное, постигнутое лишь с  помощью теоретического мышления, с  помощью определенных абстракций.  

Метод восхождения  от абстрактного к конкретному применяется  при построении различных научных  теорий и может использоваться как  в общественных, так и в естественных науках. Например, в теории газов, выделив  основные законы идеального газа —  уравнения Клапейрона, закон Авогадро и т. д., исследователь идет к конкретным взаимодействиям и свойствам  реальных газов, характеризуя их существенные стороны и свойства. По мере углубления в конкретное вводятся все новые  абстракции, которые выступают в  качестве более глубокого отображения  сущности объекта. Так, в процессе развития теории газов было выяснено, что  законы идеального газа характеризуют  поведение реальных газов только при небольших давлениях. Это  было вызвано тем, что абстракция идеального газа пренебрегает силами притяжения молекул. Учет этих сил привел к формулировке закона Ван-дер-Ваальса. По сравнению с законом Клапейрона этот закон выразил сущность поведения газов более конкретно и глубоко.  

   

Идеализация. Мысленный  эксперимент.  

Мыслительная деятельность исследователя в процессе научного познания включает в себя особый вид  абстрагирования, который называют идеализацией. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.  

В результате таких  изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный  объект, размерами которого пренебрегают, удобен при описании движения, самых  разнообразных материальных объектов от атомов и молекул и до планет Солнечной системы.  

Изменения объекта, достигаемые в процессе идеализации, могут производиться также и  путем наделения его какими-то особыми свойствами, в реальной действительности неосуществимыми. Примером может служить  введенная путем идеализации  в физику абстракция, известная под  названием абсолютно черного  тела (такое тело наделяется несуществующим в природе свойством поглощать  абсолютно всю попадающую на него лучистую энергию, ничего не отражая  и ничего не пропуская сквозь себя).  

Целесообразность  использования идеализации определяется следующими обстоятельствами:  

Во-первых, “идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств  теоретического, в частности математического, анализа, а по отношению к идеализированному  случаю можно, приложив эти средства, построить и развить теорию, в  определенных условиях и целях эффективную, для описания свойств и поведения  этих реальных объектов. Последнее, в  сущности, и удостоверяет плодотворность идеализации, отличает ее от бесплодной фантазии”.  

Во-вторых, идеализацию  целесообразно использовать в тех  случаях, когда необходимо исключить  некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как  бы в “очищенном” виде, что облегчает  его изучение.  

В-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного  исследования на его сущность. При  этом правильный выбор допустимости подобной идеализации играет очень  большую роль.  

Следует отметить, что  характер идеализации может быть весьма различным, если существуют разные теоретические подходы к изучению какого-то явления. В качестве примера  можно указать на три разных понятия  “идеального газа”, сформировавшихся под влиянием различных теоретико-физических представлений: Максвелла-Больцмана, Бозе-Эйнштейна  и Ферми-Дирака. Однако полученные при  этом все три варианта идеализации  оказались плодотворными при  изучении газовых состояний различной  природы: идеальный газ Максвелла-Больцмана  стал основой исследований обычных  молекулярных разреженных газов, находящихся  при достаточно высоких температурах; идеальный газ Бозе-Эйнштейна  был применен для изучения фотонного  газа, а идеальный газ Ферми-Дирака помог решить ряд проблем электронного газа.  

Будучи разновидностью абстрагирования, идеализация допускает  элемент чувственной наглядности (обычный процесс абстрагирования  ведет к образованию мысленных  абстракций, не обладающих никакой  наглядностью). Эта особенность идеализации  очень важна для реализации такого специфического метода теоретического познания, каковым является мысленный  эксперимент (его также называют умственным, субъективным, воображаемым, идеализированным).  

Мысленный эксперимент  предполагает оперирование идеализированным объектом (замещающим в абстракции объект реальный), которое заключается  в мысленном подборе тех или  иных положений, ситуаций, позволяющих  обнаружить какие-то важные особенности  исследуемого объекта. В этом проявляется  определенное сходство мысленного (идеализированного) эксперимента с реальным. Более того, всякий реальный эксперимент, прежде чем  быть осуществленным на практике, сначала  “проигрывается” исследователем мысленно в процессе обдумывания, планирования. В этом случае мысленный эксперимент  выступает в роли предварительного идеального плана реального эксперимента.  

Вместе с тем  мысленный эксперимент играет и  самостоятельную роль в науке. При  этом, сохраняя сходство с реальным экспериментом, он в то же время существенно  отличается от него.  

В научном познании могут быть случаи, когда при исследовании некоторых явлений, ситуаций, проведение реальных экспериментов оказывается  вообще невозможным. Этот пробел в познании может восполнить только мысленный  эксперимент.  

Научная деятельность Галилея, Ньютона, Максвелла, Карно, Эйнштейна  и других ученых, заложивших основы современного естествознания, свидетельствует  о существенной роли мысленного эксперимента в формировании теоретических идей. История развития физики богата фактами  использования мысленных экспериментов. Примером могут служить мысленные  эксперименты Галилея, приведшие к  открытию закона инерции. “...Закон  инерции, — писали А. Эйнштейн и Л. Инфельд, — нельзя вывести непосредственно  из эксперимента, его можно вывести  умозрительно — мышлением, связанным  с наблюдением. Этот эксперимент  никогда нельзя выполнить в действительности, хотя он ведет к глубокому пониманию  действительных экспериментов”.  

Мысленный эксперимент  может иметь большую эвристическую  ценность, помогая интерпретировать новое знание, полученное чисто математическим путем. Это подтверждается многими  примерами из истории науки.  

Метод идеализации, оказывающийся весьма плодотворным во многих случаях, имеет в то же время определенные ограничения. Кроме  того, любая идеализация ограничена конкретной областью явлений и служит для решения только определенных проблем. Это, хорошо видно хотя бы на примере вышеуказанной идеализации  “абсолютно черное тело”.  

Основное положительное  значение идеализации как метода научного познания заключается в  том, что получаемые на ее основе теоретические  построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и  явления. Упрощения, достигаемые с  помощью идеализации, облегчают  создание теории, вскрывающей законы исследуемой области явлений  материального мира. Если теория в  целом правильно описывает реальные явления, то правомерны и положенные в ее основу идеализации.  

   

Формализация.  

Под формализацией  понимается особый подход в научном  познании, который заключается в  использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих  их теоретических положений и  оперировать вместо этого некоторым  множеством символов (знаков).  

Этот прием заключается  в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых  процессов действительности. При  формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах  и отношениях предметов. Таким путем  создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая  обнаружить структуру различных  явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних. Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики представляет формальное исследование основных характеристик структуры  различных, порой весьма далеких  по своей природе явлений.  

Ярким примером формализации являются широко используемые в науке  математические описания различных  объектов, явлений, основывающиеся на соответствующих содержательных теориях. При этом используемая математическая символика не только помогает закрепить  уже имеющиеся знания об исследуемых  объектах, явлениях, но и выступает  своего рода инструментом в процессе дальнейшего их познания.  

Для построения любой  формальной системы необходимо: а) задание  алфавита, т. е. определенного набора знаков; б) задание правил, по которым  из исходных знаков этого алфавита могут быть получены “слова”, “формулы”; в) задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы  можно переходить к другим словам и формулам (так называемые правила  вывода).  

В результате создается  формальная знаковая система в виде определенного искусственного языка. Важным достоинством этой системы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто  формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения  к этому объекту.  

Другое достоинство  формализации состоит в обеспечении  краткости и четкости записи научной  информации, что открывает большие  возможности для оперирования ею.  

Разумеется, формализованные  искусственные языки не обладают гибкостью и богатством языка  естественного. Зато в них отсутствует  многозначность терминов (полисемия), свойственная естественным языкам. Они  характеризуются точно построенным  синтаксисом (устанавливающим правила  связи между знаками безотносительно  их содержания) и однозначной семантикой (семантические правила формализованного языка вполне однозначно определяют соотнесенность знаковой системы с  определенной предметной областью). Таким  образом, формализованный язык обладает свойством моносемичности.  

Возможность представить  те или иные теоретические положения  науки в виде формализованной  знаковой системы имеет большое  значение для познания. Но при этом следует иметь в виду, что формализация той или иной теории возможна только при учете ее содержательной стороны. “Голое математическое уравнение еще  не представляет физической теории, чтобы  получить физическую теорию, необходимо придать математическим символам конкретное эмпирическое содержание”.  

Расширяющееся использование  формализации как метода теоретического познания связано не только с развитием  математики. В химии, например, соответствующая  химическая символика, вместе с правилами  оперирования ею явилась одним из вариантов формализованного искусственного языка. Все более важное место  метод формализации занимал в  логике по мере ее развития. Труды Лейбница положили начало созданию метода логических исчислений. Последний привел к формированию в середине XIX в. математической логики, которая во второй половине нашего столетия сыграла важную роль в развитии кибернетики, в появлении электронных  вычислительных машин, в решении  задач автоматизации производства и т. д.  

Язык современной  науки существенно отличается от естественного человеческого языка. Он содержит много специальных терминов, выражений, в нем широко используются средства формализации, среди которых  центральное место принадлежит  математической формализации. Исходя из потребностей науки, создаются различные  искусственные языки, предназначенные  для решения тех или иных задач. Все множество созданных и  создаваемых искусственных формализованных  языков входит в язык науки, образуя  мощное средство научного познания.  

   

Аксиоматический метод.  

При аксиоматическом  построении теоретического знания сначала  задается набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней  мере, в рамках данной системы знания). Эти положения называются аксиомами, или постулатами. Затем из них  по определенным правилам строится система  выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений  образует аксиоматически построенную  теорию.  

Аксиомы — это  утверждения, доказательства истинности которых не требуется. Число аксиом варьируется в широких границах: от двух-трех до нескольких десятков. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия. При этом к аксиомам и выводам  из них предъявляются требования непротиворечивости, независимости  и полноты. Следование определенным, четко зафиксированным правилам вывода позволяет упорядочить процесс рассуждения при развертывании аксиоматической системы, сделать это рассуждение более строгим и корректным.  

Информация о работе Научное познание и его особенности