Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:27, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Введение. *  
Научное познание и  его особенности. *  
Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального  познания. *  
Методы научного познания. *  
Понятие метода и  методологии. Классификация методов  научного познания. *  
Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического  метода и их применение в научном  познании. *  
Общенаучные методы эмпирического познания. *  
Общенаучные методы теоретического познания. *  
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом  уровнях познания. *  
Список литературы *
Экспериментально 
ориентированные ученые утверждают, 
что умно продуманный и “хитро”, 
мастерски поставленный эксперимент 
выше теории: теория может быть напрочь 
опровергнута, а достоверно добытый 
опыт — нет!  
Эксперимент включает 
в себя другие методы эмпирического 
исследования (наблюдения, измерения). 
В то же время он обладает рядом 
важных, присущих только ему особенностей.  
Во-первых, эксперимент 
позволяет изучать объект в “очищенном” 
виде, т. е. устранять всякого рода 
побочные факторы, наслоения, затрудняющие 
процесс исследования.  
Во-вторых, в ходе 
эксперимента объект может быть поставлен 
в некоторые искусственные, в 
частности, экстремальные условия, 
т. е. изучаться при сверхнизких 
температурах, при чрезвычайно высоких 
давлениях или, наоборот, в вакууме, 
при огромных напряженностях электромагнитного 
поля и т. п. В таких искусственно 
созданных условиях удается обнаружить 
удивительные порой неожиданные 
свойства объектов и тем самым 
глубже постигать их сущность.  
В-третьих, изучая какой-либо 
процесс, экспериментатор может 
вмешиваться в него, активно влиять 
на его протекание. Как отмечал 
академик И. П. Павлов, “опыт как 
бы берет явления в свои руки и 
пускает в ход то одно, то другое 
и таким образом в 
В-четвертых, важным 
достоинством многих экспериментов 
является их воспроизводимость. Это 
означает, что условия эксперимента, 
а соответственно и проводимые при 
этом наблюдения, измерения могут 
быть повторены столько раз, сколько 
это необходимо для получения 
достоверных результатов.  
Подготовка и проведение 
эксперимента требуют соблюдения ряда 
условий. Так, научный эксперимент:  
— никогда не ставится 
наобум, он предполагает наличие четко 
сформулированной цели исследования;  
— не делается “вслепую”, 
он всегда базируется на каких-то исходных 
теоретических положениях. Без идеи 
в голове, говорил И.П.Павлов, вообще 
не увидишь факта;  
— не проводится беспланово, 
хаотически, предварительно исследователь 
намечает пути его проведения;  
— требует определенного 
уровня развития технических средств 
познания, необходимого для его реализации;  
— должен проводиться 
людьми, имеющими достаточно высокую 
квалификацию.  
Только совокупность 
всех этих условий определяет успех 
в экспериментальных 
В зависимости от 
характера проблем, решаемых в ходе 
экспериментов, последние обычно подразделяются 
на исследовательские и 
Исследовательские 
эксперименты дают возможность обнаружить 
у объекта новые, неизвестные 
свойства. Результатом такого эксперимента 
могут быть выводы, не вытекающие из 
имевшихся знаний об объекте исследования. 
Примером могут служить эксперименты, 
поставленные в лаборатории Э. Резерфорда, 
которые привели к обнаружению 
ядра атома, а тем самым и к 
рождению ядерной физики.  
Проверочные эксперименты 
служат для проверки, подтверждения 
тех или иных теоретических построений. 
Так, существование целого ряда элементарных 
частиц (позитрона, нейтрино и др.) было 
вначале предсказано 
Исходя из методики 
проведения и получаемых результатов, 
эксперименты можно разделить на 
качественные и количественные. Качественные 
эксперименты носят поисковый характер 
и не приводят к получению каких-либо 
количественных соотношений. Они позволяют 
лишь выявить действие тех или 
иных факторов на изучаемое явление. 
Количественные эксперименты направлены 
на установление точных количественных 
зависимостей в исследуемом явлении. 
В реальной практике экспериментального 
исследования оба указанных типа 
экспериментов реализуются, как 
правило, в виде последовательных этапов 
развития познания.  
Как известно, связь 
между электрическими и магнитными 
явлениями была впервые открыта 
датским физиком Эрстедом в результате 
чисто качественного 
Все эти качественные 
и количественные эмпирические исследования 
заложили основы учения об электромагнетизме.  
В зависимости от 
области научного знания, в которой 
используется экспериментальный метод 
исследования, различают естественнонаучный, 
прикладной (в технических науках, 
сельскохозяйственной науке и т. 
д.) и социально-экономический 
   
Измерение и сравнение.  
Большинство научных 
экспериментов и наблюдений включает 
в себя проведение разнообразных 
измерений. Измерение - это процесс, 
заключающийся в определении 
количественных значений тех или 
иных свойств, сторон изучаемого объекта, 
явления с помощью специальных 
технических устройств.  
Огромное значение 
измерений для науки отмечали 
многие видные ученые. Например, Д. И. Менделеев 
подчеркивал, что “наука начинается 
с тех пор, как начинают измерять”. 
А известный английский физик 
В. Томсон (Кельвин) указывал на то, что 
“каждая вещь известна лишь в той 
степени, в какой ее можно измерить”.  
В основе операции измерения 
лежит сравнение объектов по каким-либо 
сходным свойствам или 
Важной стороной 
процесса измерения является методика 
его проведения. Она представляет 
собой совокупность приемов, использующих 
определенные принципы и средства измерений. 
Под принципами измерений в данном 
случае имеются в виду какие-то явления, 
которые положены в основу измерений 
(например, измерение температуры 
с использованием термоэлектрического 
эффекта).  
Существует несколько 
видов измерений. Исходя из характера 
зависимости измеряемой величины от 
времени, измерения разделяют на 
статические и динамические. При 
статических измерениях величина, которую 
мы измеряем, остается постоянной во времени 
(измерение размеров тел, постоянного 
давления и т. п.). К динамическим 
относятся такие измерения, в 
процессе которых измеряемая величина 
меняется во времени (измерение вибрации, 
пульсирующих давлений и т. п.).  
По способу получения 
результатов различают 
С прогрессом науки 
продвигается вперед и измерительная 
техника. Наряду с совершенствованием 
существующих измерительных приборов, 
работающих на основе традиционных утвердившихся 
принципов (замена материалов, из которых 
сделаны. детали прибора, внесение в 
его конструкцию отдельных 
Хорошо развитое 
измерительное приборостроение, разнообразие 
методов и высокие 
Общенаучные методы 
теоретического познания.  
Абстрагирование. Восхождение 
от абстрактного к конкретному.  
Процесс познания всегда 
начинается с рассмотрения конкретных, 
чувственно воспринимаемых предметов 
и явлений, их внешних признаков, 
свойств, связей. Только в результате 
изучения чувственно-конкретного 
В процессе абстрагирования 
происходит отход (восхождение) от чувственно 
воспринимаемых конкретных объектов (со 
всеми их свойствами, сторонами и 
т. д.) к воспроизводимым в мышлении 
абстрактным представлениям о них. 
При этом чувственно-конкретное восприятие 
как бы “...испаряется до степени 
абстрактного определения”. Абстрагирование, 
таким образом, заключается в 
мысленном отвлечении от каких-то — 
менее существенных — свойств, сторон, 
признаков изучаемого объекта с 
одновременным выделением, формированием 
одной или нескольких существенных 
сторон, свойств, признаков этого 
объекта. Результат, получаемый в процессе 
абстрагирования, именуют абстракцией 
(или используют термин “абстрактное” 
— в отличие от конкретного).  
В научном познании 
широко применяются, например, абстракции 
отождествления и изолирующие абстракции. 
Абстракция отождествления представляет 
собой понятие, которое получается 
в результате отождествления некоторого 
множества предметов (при этом отвлекаются 
от целого ряда индивидуальных свойств, 
признаков данных предметов) и объединения 
их в особую группу. Примером может 
служить группировка всего 
Переход от чувственно-конкретного 
к абстрактному всегда связан с известным 
упрощением действительности. Вместе 
с тем, восходя от чувственно-конкретного 
к абстрактному, теоретическому, исследователь 
получает возможность глубже понять 
изучаемый объект, раскрыть его сущность. 
При этом исследователь вначале 
находит главную связь (отношение) 
изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом 
прослеживая, как она видоизменяется в 
различных условиях, открывает новые связи, 
устанавливает их взаимодействия и таким 
путем отображает во всей полноте сущность 
изучаемого объекта.  
Процесс перехода от 
чувственно-эмпирических, наглядных 
представлений об изучаемых явлениях 
к формированию определенных абстрактных, 
теоретических конструкций, отражающих 
сущность этих явлений, лежит в основе 
развития любой науки.  
Поскольку конкретное 
(т. е. реальные объекты, процессы материального 
мира) есть совокупность множества 
свойств, сторон, внутренних и внешних 
связей и отношений, его невозможно 
познать во всем его многообразии, 
оставаясь на этапе чувственного 
познания, ограничиваясь им. Поэтому 
и возникает потребность в 
теоретическом осмыслении конкретного, 
т. е. восхождении от чувственно-конкретного 
к абстрактному.  
Но формирование 
научных абстракций, общих теоретических 
положений не является конечной целью 
познания, а представляет собой только 
средство более глубокого, разностороннего 
познания конкретного. Поэтому необходимо 
дальнейшее движение (восхождение) познания 
от достигнутого абстрактного вновь 
к конкретному. Получаемое на этом этапе 
исследования знание о конкретном будет 
качественно иным по сравнению с 
тем, которое имелось на этапе 
чувственного познания. Другими словами, 
конкретное в начале процесса познания 
(чувственно-конкретное, являющееся его 
исходным моментом) и конкретное, постигаемое 
в конце познавательного