Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:27, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Введение. *
Научное познание и его особенности. *
Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. *
Методы научного познания. *
Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. *
Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании. *
Общенаучные методы эмпирического познания. *
Общенаучные методы теоретического познания. *
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. *
Список литературы *
Экспериментально
ориентированные ученые утверждают,
что умно продуманный и “хитро”,
мастерски поставленный эксперимент
выше теории: теория может быть напрочь
опровергнута, а достоверно добытый
опыт — нет!
Эксперимент включает
в себя другие методы эмпирического
исследования (наблюдения, измерения).
В то же время он обладает рядом
важных, присущих только ему особенностей.
Во-первых, эксперимент
позволяет изучать объект в “очищенном”
виде, т. е. устранять всякого рода
побочные факторы, наслоения, затрудняющие
процесс исследования.
Во-вторых, в ходе
эксперимента объект может быть поставлен
в некоторые искусственные, в
частности, экстремальные условия,
т. е. изучаться при сверхнизких
температурах, при чрезвычайно высоких
давлениях или, наоборот, в вакууме,
при огромных напряженностях электромагнитного
поля и т. п. В таких искусственно
созданных условиях удается обнаружить
удивительные порой неожиданные
свойства объектов и тем самым
глубже постигать их сущность.
В-третьих, изучая какой-либо
процесс, экспериментатор может
вмешиваться в него, активно влиять
на его протекание. Как отмечал
академик И. П. Павлов, “опыт как
бы берет явления в свои руки и
пускает в ход то одно, то другое
и таким образом в
В-четвертых, важным
достоинством многих экспериментов
является их воспроизводимость. Это
означает, что условия эксперимента,
а соответственно и проводимые при
этом наблюдения, измерения могут
быть повторены столько раз, сколько
это необходимо для получения
достоверных результатов.
Подготовка и проведение
эксперимента требуют соблюдения ряда
условий. Так, научный эксперимент:
— никогда не ставится
наобум, он предполагает наличие четко
сформулированной цели исследования;
— не делается “вслепую”,
он всегда базируется на каких-то исходных
теоретических положениях. Без идеи
в голове, говорил И.П.Павлов, вообще
не увидишь факта;
— не проводится беспланово,
хаотически, предварительно исследователь
намечает пути его проведения;
— требует определенного
уровня развития технических средств
познания, необходимого для его реализации;
— должен проводиться
людьми, имеющими достаточно высокую
квалификацию.
Только совокупность
всех этих условий определяет успех
в экспериментальных
В зависимости от
характера проблем, решаемых в ходе
экспериментов, последние обычно подразделяются
на исследовательские и
Исследовательские
эксперименты дают возможность обнаружить
у объекта новые, неизвестные
свойства. Результатом такого эксперимента
могут быть выводы, не вытекающие из
имевшихся знаний об объекте исследования.
Примером могут служить эксперименты,
поставленные в лаборатории Э. Резерфорда,
которые привели к обнаружению
ядра атома, а тем самым и к
рождению ядерной физики.
Проверочные эксперименты
служат для проверки, подтверждения
тех или иных теоретических построений.
Так, существование целого ряда элементарных
частиц (позитрона, нейтрино и др.) было
вначале предсказано
Исходя из методики
проведения и получаемых результатов,
эксперименты можно разделить на
качественные и количественные. Качественные
эксперименты носят поисковый характер
и не приводят к получению каких-либо
количественных соотношений. Они позволяют
лишь выявить действие тех или
иных факторов на изучаемое явление.
Количественные эксперименты направлены
на установление точных количественных
зависимостей в исследуемом явлении.
В реальной практике экспериментального
исследования оба указанных типа
экспериментов реализуются, как
правило, в виде последовательных этапов
развития познания.
Как известно, связь
между электрическими и магнитными
явлениями была впервые открыта
датским физиком Эрстедом в результате
чисто качественного
Все эти качественные
и количественные эмпирические исследования
заложили основы учения об электромагнетизме.
В зависимости от
области научного знания, в которой
используется экспериментальный метод
исследования, различают естественнонаучный,
прикладной (в технических науках,
сельскохозяйственной науке и т.
д.) и социально-экономический
Измерение и сравнение.
Большинство научных
экспериментов и наблюдений включает
в себя проведение разнообразных
измерений. Измерение - это процесс,
заключающийся в определении
количественных значений тех или
иных свойств, сторон изучаемого объекта,
явления с помощью специальных
технических устройств.
Огромное значение
измерений для науки отмечали
многие видные ученые. Например, Д. И. Менделеев
подчеркивал, что “наука начинается
с тех пор, как начинают измерять”.
А известный английский физик
В. Томсон (Кельвин) указывал на то, что
“каждая вещь известна лишь в той
степени, в какой ее можно измерить”.
В основе операции измерения
лежит сравнение объектов по каким-либо
сходным свойствам или
Важной стороной
процесса измерения является методика
его проведения. Она представляет
собой совокупность приемов, использующих
определенные принципы и средства измерений.
Под принципами измерений в данном
случае имеются в виду какие-то явления,
которые положены в основу измерений
(например, измерение температуры
с использованием термоэлектрического
эффекта).
Существует несколько
видов измерений. Исходя из характера
зависимости измеряемой величины от
времени, измерения разделяют на
статические и динамические. При
статических измерениях величина, которую
мы измеряем, остается постоянной во времени
(измерение размеров тел, постоянного
давления и т. п.). К динамическим
относятся такие измерения, в
процессе которых измеряемая величина
меняется во времени (измерение вибрации,
пульсирующих давлений и т. п.).
По способу получения
результатов различают
С прогрессом науки
продвигается вперед и измерительная
техника. Наряду с совершенствованием
существующих измерительных приборов,
работающих на основе традиционных утвердившихся
принципов (замена материалов, из которых
сделаны. детали прибора, внесение в
его конструкцию отдельных
Хорошо развитое
измерительное приборостроение, разнообразие
методов и высокие
Общенаучные методы
теоретического познания.
Абстрагирование. Восхождение
от абстрактного к конкретному.
Процесс познания всегда
начинается с рассмотрения конкретных,
чувственно воспринимаемых предметов
и явлений, их внешних признаков,
свойств, связей. Только в результате
изучения чувственно-конкретного
В процессе абстрагирования
происходит отход (восхождение) от чувственно
воспринимаемых конкретных объектов (со
всеми их свойствами, сторонами и
т. д.) к воспроизводимым в мышлении
абстрактным представлениям о них.
При этом чувственно-конкретное восприятие
как бы “...испаряется до степени
абстрактного определения”. Абстрагирование,
таким образом, заключается в
мысленном отвлечении от каких-то —
менее существенных — свойств, сторон,
признаков изучаемого объекта с
одновременным выделением, формированием
одной или нескольких существенных
сторон, свойств, признаков этого
объекта. Результат, получаемый в процессе
абстрагирования, именуют абстракцией
(или используют термин “абстрактное”
— в отличие от конкретного).
В научном познании
широко применяются, например, абстракции
отождествления и изолирующие абстракции.
Абстракция отождествления представляет
собой понятие, которое получается
в результате отождествления некоторого
множества предметов (при этом отвлекаются
от целого ряда индивидуальных свойств,
признаков данных предметов) и объединения
их в особую группу. Примером может
служить группировка всего
Переход от чувственно-конкретного
к абстрактному всегда связан с известным
упрощением действительности. Вместе
с тем, восходя от чувственно-конкретного
к абстрактному, теоретическому, исследователь
получает возможность глубже понять
изучаемый объект, раскрыть его сущность.
При этом исследователь вначале
находит главную связь (отношение)
изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом
прослеживая, как она видоизменяется в
различных условиях, открывает новые связи,
устанавливает их взаимодействия и таким
путем отображает во всей полноте сущность
изучаемого объекта.
Процесс перехода от
чувственно-эмпирических, наглядных
представлений об изучаемых явлениях
к формированию определенных абстрактных,
теоретических конструкций, отражающих
сущность этих явлений, лежит в основе
развития любой науки.
Поскольку конкретное
(т. е. реальные объекты, процессы материального
мира) есть совокупность множества
свойств, сторон, внутренних и внешних
связей и отношений, его невозможно
познать во всем его многообразии,
оставаясь на этапе чувственного
познания, ограничиваясь им. Поэтому
и возникает потребность в
теоретическом осмыслении конкретного,
т. е. восхождении от чувственно-конкретного
к абстрактному.
Но формирование
научных абстракций, общих теоретических
положений не является конечной целью
познания, а представляет собой только
средство более глубокого, разностороннего
познания конкретного. Поэтому необходимо
дальнейшее движение (восхождение) познания
от достигнутого абстрактного вновь
к конкретному. Получаемое на этом этапе
исследования знание о конкретном будет
качественно иным по сравнению с
тем, которое имелось на этапе
чувственного познания. Другими словами,
конкретное в начале процесса познания
(чувственно-конкретное, являющееся его
исходным моментом) и конкретное, постигаемое
в конце познавательного