Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:27, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Введение. *
Научное познание и его особенности. *
Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. *
Методы научного познания. *
Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. *
Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании. *
Общенаучные методы эмпирического познания. *
Общенаучные методы теоретического познания. *
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. *
Список литературы *
Чтобы задать аксиоматической
систему, требуется некоторый язык.
В этой связи широко используют символы
(значки), а не громоздкие словесные
выражения. Замена разговорного языка
логическими и математическими
символами, как было указано выше,
называется формализацией . Если формализация
имеет место, то аксиоматическая
система является формальной, а положения
системы приобретают характер формул.
Получаемые в результате вывода формулы
называются теоремами, а используемые
при этом аргументы — доказательствами
теорем. Такова считающаяся чуть ли
не общеизвестной структура
Метод гипотезы.
В методологии термин
“гипотеза” используется в двух смыслах:
как форма существования
Лучше всего представление
о методе гипотезы дает ознакомление
с его структурой. Первой стадией
метода гипотезы является ознакомление
с эмпирическим материалом, подлежащим
теоретическому объяснению. Первоначально
этому материалу стараются дать
объяснение с помощью уже существующих
в науке законов и теорий. Если
таковые отсутствуют, ученый переходит
ко второй стадии — выдвижению догадки
или предположения о причинах
и закономерностях данных явлений.
При этом он старается пользоваться
различными приемами исследования: индуктивным
наведением, аналогией, моделированием
и др. Вполне допустимо, что на этой
стадии выдвигается несколько
Третья стадия есть
стадия оценки серьезности предположения
и отбора из множества догадок
наиболее вероятной. Гипотеза проверяется
прежде всего на логическую непротиворечивость,
особенно если она имеет сложную
форму и разворачивается в
систему предположений. Далее гипотеза
проверяется на совместимость с
фундаментальными интертеоретическими
принципами данной науки.
На четвертой стадии
происходит разворачивание выдвинутого
предположения и дедуктивное
выведение из него эмпирически проверяемых
следствий. На этой стадии возможна частичная
переработка гипотезы, введение в нее
с помощью мысленных экспериментов уточняющих
деталей.
На пятой стадии
проводится экспериментальная проверка
выведенных из гипотизы следствий. Гипотеза
или получает эмпирическое подтверждение,
или опровергается в результате
экспериментальной проверки. Однако
эмпирическое подтверждение следствий
из гипотезы не гарантирует ее истинности,
а опровержение одного из следствий
не свидетельствует однозначно о
ее ложности в целом. Все попытки
построить эффективную логику подтверждения
и опровержения теоретических объяснительных
гипотез пока не увенчались успехом.
Статус объясняющего закона, принципа
или теории получает лучшая по результатам
проверки из предложенных гипотез. От
такой гипотезы, как правило, требуется
максимальная объяснительная и предсказательная
сила.
Знакомство с общей
структурой метода гипотезы позволяет
определить ее как сложный комплексный
метод познания, включающий в себя
все многообразие его и форм и
направленный на установление законов,
принципов и теорий.
Иногда метод гипотезы
называют еще гипотетико-дедуктивным
методом, имея в виду тот факт, что
выдвижение гипотезы всегда сопровождается
дедуктивным выведением из него эмпирически
проверяемых следствий. Но дедуктивные
умозаключения — не единственный
логический прием, используемый в рамках
метода гипотезы. При установлении
степени эмпирической подтверждаемости
гипотезы используются элементы индуктивной
логики. Индукция используется и на
стадии выдвижения догадки. Существенное
место при выдвижении гипотезы имеет
умозаключение по аналогии. Как уже
отмечалось, на стадии развития теоретической
гипотезы может использоваться и
мысленный эксперимент.
Объяснительная гипотеза
как предположение о законе —
не единственный вид гипотез в
науке. Существуют также “экзистенциальные”
гипотезы — предположения о
Важнейшей разновидностью
метода гипотезы является метод математической
гипотезы, который характерен для
наук с высокой степенью математизации.
Описанный выше метод гипотезы является
методом содержательной гипотезы. В
его рамках сначала формулируются
содержательные предположения о
законах, а потом они получают
соответствующее математическое выражение.
В методе математической гипотезы мышление
идет другим путем. Сначала для объяснения
количественных зависимостей подбирается
из смежных областей науки подходящее
уравнение, что часто предполагает и его
видоизменение, а затем этому уравнению
пытаются дать содержательное истолкование.
Сфера применения метода
математической гипотезы весьма ограничена.
Он применим прежде всего в тех
дисциплинах, где накоплен богатый
арсенал математических средств
в теоретическом исследовании. К
таким дисциплинам прежде всего
относится современная физика. Метод
математической гипотезы был использован
при открытии основных законов квантовой
механики.
Общенаучные методы,
применяемые на эмпирическом и теоретическом
уровнях познания.
Анализ и синтез.
Под анализом понимают
разделение объекта (мысленно или реально)
на составные части с целью
их отдельного изучения. В качестве
таких частей могут быть какие-то
вещественные элементы объекта или
же его свойства, признаки, отношения
и т. п.
Анализ — необходимый
этап в познании объекта. С древнейших
времен анализ применялся, например, для
разложения на составляющие некоторых
веществ. Заметим, что метод анализа
сыграл в свое время важную роль
в крушении теории флогистона.
Несомненно, анализ
занимает важное место в изучении
объектов материального мира. Но он
составляет лишь первый этап процесса
познания.
Для постижения объекта
как единого целого нельзя ограничиваться
изучением лишь его составных
частей. В процессе познания необходимо
вскрывать объективно существующие
связи между ними, рассматривать
их в совокупности, в единстве. Осуществить
этот второй этап в процессе познания
— перейти от изучения отдельных
составных частей объекта к изучению
его как единого связанного целого
возможно только в том случае, если
метод анализа дополняется
В процессе синтеза
производится соединение воедино составных
частей (сторон, свойств, признаков
и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных
в результате анализа. На этой основе
происходит дальнейшее изучение объекта,
но уже как единого целого. При
этом синтез не означает простого механического
соединения разъединенных элементов
в единую систему. Он раскрывает место
и роль каждого элемента в системе
целого, устанавливает их взаимосвязь
и взаимообусловленность, т. е. позволяет
понять подлинное диалектическое единство
изучаемого объекта.
Анализ фиксирует
в основном то специфическое, что
отличает части друг от друга. Синтез
же вскрывает то существенно общее,
что связывает части в единое
целое. Анализ, предусматривающий
Анализ и синтез
с успехом используются и в
сфере мыслительной деятельности человека,
т. е. в теоретическом познании. Но
и здесь, как и на эмпирическом
уровне познания, анализ и синтез - это
не две оторванные друг от друга
операции. По своему существу они —
как бы две стороны единого
аналитико-синтетического метода познания.
Эти два взаимосвязанных
приема исследования получают в каждой
отрасли науки свою конкретизацию.
Из общего приема они могут превращаться
в специальный метод: так, существуют
конкретные методы математического, химического
и социального анализа. Аналитический
метод получил свое развитие и
в некоторых философских школах
и направлениях. То же можно сказать
и о синтезе.
Индукция и дедукция.
Индукция (от лат. inductio
— наведение, побуждение) есть формальнологическое
умозаключение, которое приводит к
получению общего вывода на основании
частных посылок. Другими словами,
это есть движение нашего мышления
от частного к общему.
Индукция широко
применяется в научном
Индукция, используемая
в научном познании (научная индукция),
может реализовываться в виде
следующих методов:
1. Метод единственного
сходства (во всех случаях наблюдения
какого-то явления
2. Метод единственного
различия (если обстоятельства
3. Соединенный метод
сходства и различия (представляет
собой комбинацию двух
4. Метод сопутствующих
изменений (если определенные
изменения одного явления
5. Метод остатков
(если сложное явление
Родоначальником классического
индуктивного метода познания является
Ф. Бэкон. Но он трактовал индукцию чрезвычайно
широко, считал ее важнейшим методом
открытия новых истин в науке,
главным средством научного познания
природы.
На самом же деле
вышеуказанные методы научной индукции
служат главным образом для нахождения
эмпирических зависимостей между экспериментально
наблюдаемыми свойствами объектов и
явлений.
Дедукция (от лат. deductio
- выведение) есть получение частных
выводов на основе знания каких-то общих
положений. Другими словами, это
есть движение нашего мышления от общего
к частному, единичному.
Но особенно большое
познавательное значение дедукции проявляется
в том случае, когда в качестве
общей посылки выступает не просто
индуктивное обобщение, а какое-то
гипотетическое предположение, например
новая научная идея. В этом случае
дедукция является отправной точкой
зарождения новой теоретической
системы. Созданное таким путем
теоретическое знание предопределяет
дальнейший ход эмпирических исследований
и направляет построение новых индуктивных
обобщений.
Получение новых
знаний посредством дедукции существует
во всех естественных науках, но особенно
большое значение дедуктивный метод
имеет в математике. Оперируя математическими
абстракциями и строя свои рассуждения
на весьма общих положениях, математики
вынуждены чаще всего пользоваться
дедукцией. И математика является, пожалуй,
единственной собственно дедуктивной
наукой.
В науке Нового времени
пропагандистом дедуктивного метода познания
был видный математик и философ
Р. Декарт.
Но, несмотря на имевшие
место в истории науки и
философии попытки оторвать индукцию
от дедукции, противопоставить их в
реальном процессе научного познания,
эти два метода не применяются
как изолированные, обособленные друг
от друга. Каждый из них используется
на соответствующем этапе
Более того, в процессе
использования индуктивного метода
зачастую “в скрытом виде” присутствует
и дедукция. “Обобщая факты в
соответствии с какими-то идеями, мы
тем самым косвенно выводим получаемые
нами обобщения из этих идей, причем
далеко не всегда отдаем в себе в
этом отчет. Кажется, что наша мысль
движется прямо от фактов к обобщениям,
т. е. что тут присутствует чистая
индукция. На самом же деле, сообразуясь
с какими-то идеями, иначе говоря,
неявно руководствуясь ими в процессе
обобщения фактов, наша мысль косвенно
идет от идей к этим обобщениям, и, следовательно,
тут имеет место и дедукция...
Можно сказать, что во всех случаях,
когда мы обобщаем, сообразуясь с
какими-либо философскими положениями,
наши умозаключения являются не только
индукцией, но и скрытой дедукцией”.