Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:27, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Введение. *
Научное познание и его особенности. *
Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. *
Методы научного познания. *
Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. *
Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании. *
Общенаучные методы эмпирического познания. *
Общенаучные методы теоретического познания. *
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. *
Список литературы *
По степени общности
понятия могут быть разными —
менее общими, более общими, предельно
общими. Сами понятия подлежат обобщению.
В научном познании функционируют
частнонаучные, общенаучные и всеобщие
понятия (философские категории
такие, как качество, количество, материя,
бытие и т.п.).
В современной науке
все большую роль играют общенаучные
понятия, которые возникают в
точках соприкосновения (так сказать
“на стыке”) различных наук. Зачастую
это возникает при решении
каких-то комплексных или глобальных
проблем. Взаимодействие наук при решении
такого рода научных проблем существенно
ускоряется именно благодаря использованию
общенаучных понятий. Большую роль
в формировании таких понятий
играет характерное для нашего времени
взаимодействие естественных, технических
и социальных наук, образующих основные
сферы научного знания.
Более сложной по
сравнению с понятием формой мышления
является суждение. Оно включает понятие,
но не сводится к нему, а представляет
собой качественно особую форму
мышления, выполняющую свои, особые
функции в мышлении. Это объясняется
тем, что “всеобщее, особенное и
единичное непосредственно в
понятии не расчленены и даны как
нечто целое. Их расчленение и
соотношение дается в суждении”.
Объективной основой
суждения служат связи и отношения
между предметами. Необходимость
суждений (как и понятий) коренится
в практической деятельности людей.
Взаимодействуя с природой в процессе
труда, человек стремится не только
выделить те или иные предметы среди
других, но и постигнуть их соотношения,
чтобы успешно воздействовать на
них.
Связи и отношения
между предметами мысли носят
самый разнообразный характер. Они
могут быть между двумя отдельными
предметами, между предметом и
группой предметов, между группами
предметов и т. п. Многообразие таких
реальных связей и отношений находит
свое отражение в многообразии суждений.
“Суждение — это
та форма мышления, посредством которой
раскрывается наличие или отсутствие
каких-либо связей и отношений между
предметами (т. е. указывается на наличие
или отсутствие чего-либо у чего-то)”.
Являясь относительно законченной
мыслью, отражающей вещи, явления объективного
мира с их свойствами и отношениями,
суждение обладает определенной структурой.
В этой структуре понятие о
предмете мысли называется субъектом
и обозначается латинской буквой
S ( Subjectum — лежащий в основе). Понятие
о свойствах и отношениях предмета
мысли называется предикатом и обозначается
латинской буквой Р (Predicatum — сказанное).
Субъект и предикат вместе называются
терминами суждения. При этом роль
терминов в суждении далеко не одинакова.
Субъект содержит уже известное
знание, а предикат несет о нем
новое знание. Например, наукой установлено,
что железо обладает электропроводностью.
Наличие этой связи между железом
и отдельным его свойством
делает возможным суждение: “железо
(S) электропроводно (P)”.
Субъектно-предикатная
форма суждения связана с его
основной познавательной функцией - отражать
реальную действительность в ее богатом
разнообразии свойств и отношений.
Это отражение может
Единичным называется
суждение, в котором что-либо утверждается
или отрицается об отдельном предмете.
Такого рода суждения в русском языке
выражаются словами “это”, именами
собственными и т. д.
Частные суждения - это
такие суждения, в которых что-либо
утверждается или отрицается о некоторой
части какой-то группы (класса) предметов.
В русском языке подобные суждения
начинаются такими словами, как “некоторые”,
“часть”, “не все” и др
Общими называются
суждения, в которых что-либо утверждается
или отрицается обо всей группе (обо
всем классе) предметов. Причем то, что
утверждается или отрицается в общем
суждении, касается каждого предмета рассматриваемого
класса. В русском языке это выражается
словами “все”, “всякий”, “каждый”,
“любой” (в утвердительных суждениях)
или “ни один”, “никто”, “никакой” и
др. (в отрицательных суждениях).
В общих суждениях
выражаются общие свойства предметов,
общие связи и отношения между
ними, включая и объективные
Будучи формой существования
и выражения понятия, отдельное
суж-дение, однако, не может полностью
выразить его содержание. Такой формой
может служить лишь система суждений
и умозаключение. В умозаключении
наиболее отчетливо проявляется
способность мышления к опосредованному
рациональному отражению
Умозаключение содержит
в своем составе суждения, а
следовательно, и понятия), но не сводится
к ним, а предполагает еще их определенную
связь. Чтобы уяснить происхождение
и сущность умозаключения, необходимо
сопоставить два рода знаний, которыми
человек располагает и
Непосредственные
знания — это те, которые получены
человеком с помощью органов
чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д.
Подобная чувственная информация составляет
значительную часть всех человеческих
знаний.
Однако далеко не
обо всем в мире можно судить непосредственно.
В науке большое значение имеют
опосредованные знания. Это знания,
которые получены не прямо, не непосредственно,
а путем выведения из других знаний.
Логической формой их приобретения и
служит умозаключение. Под умозаключением
понимается форма мышления, посредством
которой из известного знания выводится
новое знание.
Подобно суждениям
умозаключение имеет свою структуру.
В структуре любого умозаключения
различают: посылки (исходные суждения),
заключение (или вывод) и определенную
связь между ними. Посылки —
это исходное (и при этом уже
известное) знание, служащее основанием
для умозаключения. Заключение —
это производное, притом новое знание,
полученное из посылок и выступающее
их следствием. Наконец, связь между
посылками и умозаключением есть
необходимое отношение между
ними, делающее возможным переход
от одного к другому. Другими словами,
это есть отношение логического
следования. Всякое умозаключение представляет
собой логическое следование одних
знаний из других. В зависимости
от характера этого следования, выделяются
следующие два фундаментальных
типа умозаключений: индуктивное и
дедуктивное.
Умозаключение широко
используется в повседневном и в
научном познании. В науке они
используются как способ познания прошлого,
которое непосредственно
Вместе с понятиями
и суждениями умозаключения преодолевают
ограниченность чувственного познания.
Они оказываются незаменимыми там,
где органы чувств бессильны в
постижении причин и условий возникновения
какого-либо объекта или явления,
в понимании его сущности, форм
существования, закономерностей его
развития и т. д.
Методы научного
познания.
Понятие метода и
методологии. Классификация методов
научного познания.
Понятие метод (от греческого
слова “методос” — путь к
чему-либо) означает совокупность приемов
и операций практического и теоретического
освоения действительности.
Метод вооружает
человека системой принципов, требований,
правил, руководствуясь которыми он может
достичь намеченной цели. Владение
методом означает для человека знание
того, каким образом, в какой последовательности
совершать те или иные действия для
решения тех или иных задач, и
умение применять это знание на практике.
“Таким образом,
метод (в той или иной своей
форме) сводится к совокупности определенных
правил, приемов, способов, норм познания
и действия. Он есть система предписаний,
принципов, требований, которые ориентируют
субъекта в решении конкретной задачи,
достижении определенного результата
в данной сфере деятельности. Он
дисциплинирует поиск истины, позволяет
(если правильный) экономить силы и
время, двигаться к цели кратчайшим
путем. Основная функция метода —
регулирование познавательной и
иных форм деятельности”.
Учение о методе
начало развиваться еще в науке
Нового времени. Ее представители считали
правильный метод ориентиром в движении
к надежному, истинному знанию. Так,
видный философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал
метод познания с фонарем, освещающим
дорогу путнику, идущему в темноте.
А другой известный ученый и философ
этого же периода Р. Декарт изложил
свое понимание метода следующим
образом: “Под методом, — писал он,
— я разумею точные и простые
правила, строгое соблюдение которых...
без лишней траты умственных сил,
но постепенно и непрерывно увеличивая
знания, способствует тому, что ум достигает
истинного познания всего, что ему
доступно”.
Существует целая
область знания, которая специально
занимается изучением методов и
которую принято именовать
Методы научного
познания принято подразделять по степени
их общности, т. е. по широте применимости
в процессе научного исследования.
Всеобщих методов
в истории познания известно два:
диалетический и
Вторую группу методов
познания составляют общенаучные методы,
которые используются в самых
различных областях науки, т. е. имеют
весьма широкий, междисциплинарный
спектр применения.
Классификация общенаучных
методов тесно связана с
Различают два уровня
научного познания: эмпирический и
теоретический.. “Это различие имеет
своим основанием неодинаковость, во-первых,
способов (методов) самой познавательной
активности, а во-вторых, характера
достигаемых научных
Эмпирический уровень
научного познания характеризуется
непосредственным исследованием реально
существующих, чувственно воспринимаемых
объектов. Особая роль эмпирии в
науке заключается в том, что
только на этом уровне исследования мы
имеем дело с непосредственным взаимодействием
человека с изучаемыми природными или
социальными объектами. Здесь преобладает
живое созерцание (чувственное познание),
рациональный момент и его формы
(суждения, понятия и др.) здесь
присутствуют, но имеют подчиненное
значение. Поэтому исследуемый объект
отражается преимущественно со стороны
своих внешних связей и проявлений,
доступных живому созерцанию и выражающих
внутренние отношения. На этом уровне
осуществляется процесс накопления
информации об исследуемых объектах,
явлениях путем проведения наблюдений,
выполнения разнообразных измерений,
поставки экспериментов. Здесь производится
также первичная систематизация
получаемых фактических данных в
виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме
того, уже на втором уровне научного
познания — как следствие обобщения
научных фактов — возможно формулирование
некоторых эмпирических закономерностей.
Теоретический уровень
научного познания характеризуется
преобладанием рационального