Научное познание и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:27, контрольная работа

Описание

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.

Содержание

Введение. *
Научное познание и его особенности. *
Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. *
Методы научного познания. *
Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. *
Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании. *
Общенаучные методы эмпирического познания. *
Общенаучные методы теоретического познания. *
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. *
Список литературы *

Работа состоит из  1 файл

научное познание.docx

— 82.33 Кб (Скачать документ)

По степени общности понятия могут быть разными —  менее общими, более общими, предельно  общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют  частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия (философские категории  такие, как качество, количество, материя, бытие и т.п.).  

В современной науке  все большую роль играют общенаучные  понятия, которые возникают в  точках соприкосновения (так сказать  “на стыке”) различных наук. Зачастую это возникает при решении  каких-то комплексных или глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении  такого рода научных проблем существенно  ускоряется именно благодаря использованию  общенаучных понятий. Большую роль в формировании таких понятий  играет характерное для нашего времени  взаимодействие естественных, технических  и социальных наук, образующих основные сферы научного знания.  

Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму  мышления, выполняющую свои, особые функции в мышлении. Это объясняется  тем, что “всеобщее, особенное и  единичное непосредственно в  понятии не расчленены и даны как  нечто целое. Их расчленение и  соотношение дается в суждении”.  

Объективной основой  суждения служат связи и отношения  между предметами. Необходимость  суждений (как и понятий) коренится  в практической деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек стремится не только выделить те или иные предметы среди  других, но и постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.  

Связи и отношения  между предметами мысли носят  самый разнообразный характер. Они  могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и  группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких  реальных связей и отношений находит  свое отражение в многообразии суждений.  

“Суждение — это  та форма мышления, посредством которой  раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между  предметами (т. е. указывается на наличие  или отсутствие чего-либо у чего-то)”. Являясь относительно законченной  мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В этой структуре понятие о  предмете мысли называется субъектом  и обозначается латинской буквой S ( Subjectum — лежащий в основе). Понятие  о свойствах и отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное  знание, а предикат несет о нем  новое знание. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом  и отдельным его свойством  делает возможным суждение: “железо (S) электропроводно (P)”.  

Субъектно-предикатная  форма суждения связана с его  основной познавательной функцией - отражать реальную действительность в ее богатом  разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде единичных, частных и общих  суждений.  

Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке  выражаются словами “это”, именами  собственными и т. д.  

Частные суждения - это  такие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается о некоторой  части какой-то группы (класса) предметов. В русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как “некоторые”, “часть”, “не все” и др  

Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается обо всей группе (обо  всем классе) предметов. Причем то, что  утверждается или отрицается в общем  суждении, касается каждого предмета рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами “все”, “всякий”, “каждый”, “любой” (в утвердительных суждениях) или “ни один”, “никто”, “никакой” и др. (в отрицательных суждениях).  

В общих суждениях  выражаются общие свойства предметов, общие связи и отношения между  ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое значение общих суждений в  научном познании определяется тем, что они служат мыслительной формой, в которой только и могут быть выражены объективные закономерности окружающего мира, открываемые наукой. Однако это не означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие суждения. Законы науки возникают  в результате обобщения множества  единичных и частных явлений, которые выражаются в форме единичных  и частных суждений. Даже единичные  суждения об отдельных предметах  или явлениях (каких-то фактах, возникших  в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное познавательное значение.  

Будучи формой существования  и выражения понятия, отдельное  суж-дение, однако, не может полностью  выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение. В умозаключении  наиболее отчетливо проявляется  способность мышления к опосредованному  рациональному отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не путем обращения к  данному чувственном опыте предмету познания, а на основе уже имеющихся  знаний.  

Умозаключение содержит в своем составе суждения, а  следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение  и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и  опосредованные.  

Непосредственные  знания — это те, которые получены человеком с помощью органов  чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.  

Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке большое значение имеют  опосредованные знания. Это знания, которые получены не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний. Логической формой их приобретения и  служит умозаключение. Под умозаключением понимается форма мышления, посредством  которой из известного знания выводится  новое знание.  

Подобно суждениям  умозаключение имеет свою структуру. В структуре любого умозаключения  различают: посылки (исходные суждения), заключение (или вывод) и определенную связь между ними. Посылки —  это исходное (и при этом уже  известное) знание, служащее основанием для умозаключения. Заключение —  это производное, притом новое знание, полученное из посылок и выступающее  их следствием. Наконец, связь между  посылками и умозаключением есть необходимое отношение между  ними, делающее возможным переход  от одного к другому. Другими словами, это есть отношение логического  следования. Всякое умозаключение представляет собой логическое следование одних  знаний из других. В зависимости  от характера этого следования, выделяются следующие два фундаментальных  типа умозаключений: индуктивное и  дедуктивное.  

Умозаключение широко используется в повседневном и в  научном познании. В науке они  используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать  уже нельзя. Именно на основе умозаключений  формируются знания о возникновении  Солнечной системы и образовании  Земли, о происхождении жизни  на нашей планете, о возникновении  и этапах развития общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются  не только для понимания прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще  нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития, действующих в настоящее время  и прокладывающих путь в будущее.  

Вместе с понятиями  и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в  постижении причин и условий возникновения  какого-либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его  развития и т. д.  

   

Методы научного познания.  

Понятие метода и  методологии. Классификация методов  научного познания.  

Понятие метод (от греческого слова “методос” — путь к  чему-либо) означает совокупность приемов  и операций практического и теоретического освоения действительности.  

Метод вооружает  человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может  достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для  решения тех или иных задач, и  умение применять это знание на практике.  

“Таким образом, метод (в той или иной своей  форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют  субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и  время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода —  регулирование познавательной и  иных форм деятельности”.  

Учение о методе начало развиваться еще в науке  Нового времени. Ее представители считали  правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал  метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой известный ученый и философ  этого же периода Р. Декарт изложил  свое понимание метода следующим  образом: “Под методом, — писал он, — я разумею точные и простые  правила, строгое соблюдение которых... без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает  истинного познания всего, что ему  доступно”.  

Существует целая  область знания, которая специально занимается изучением методов и  которую принято именовать методологией. Методология дословно означает “учение  о методах” (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: “методос”  — метод и “логос” — учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии  является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик  методов познания.  

Методы научного познания принято подразделять по степени  их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.  

Всеобщих методов  в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал  все больше и больше вытесняться  из естествознания диалектическим методом.  

Вторую группу методов  познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых  различных областях науки, т. е. имеют  весьма широкий, междисциплинарный  спектр применения.  

Классификация общенаучных  методов тесно связана с понятием уровней научного познания.  

Различают два уровня научного познания: эмпирический и  теоретический.. “Это различие имеет  своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера  достигаемых научных результатов”. Одни общенаучные методы применяются  только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и  на теоретическом уровнях.  

Эмпирический уровень  научного познания характеризуется  непосредственным исследованием реально  существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в  науке заключается в том, что  только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием  человека с изучаемыми природными или  социальными объектами. Здесь преобладает  живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь  присутствуют, но имеют подчиненное  значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны  своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в  виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме  того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения  научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.  

Теоретический уровень  научного познания характеризуется  преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и “мыслительных операций”. Отсутствие непосредственного практического  взаимодействия с объектами обуславливает  ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться  только опосредованно, в мысленном  эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень  важным) аспектом познавательного процесса.  

Информация о работе Научное познание и его особенности