Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:27, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Введение. *
Научное познание и его особенности. *
Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. *
Методы научного познания. *
Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. *
Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании. *
Общенаучные методы эмпирического познания. *
Общенаучные методы теоретического познания. *
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. *
Список литературы *
Подчеркивая необходимую
связь индукции и дедукции, Ф. Энгельс
настоятельно советовал ученым: “Индукция
и дедукция связаны между собой
столь же необходимым образом, как
синтез и анализ. Вместо того, чтобы
односторонне превозносить одну из них
до небес за счет другой, надо стараться
каждую применять на своем месте,
а этого можно добиться лишь в
том случае, если не упускать из виду
их связь между собой, их взаимное
дополнение друг другом”.
Аналогия и моделирование.
Под аналогией понимается
подобие, сходство каких-то свойств, признаков
или отношений у различных
в целом объектов. Установление сходства
(или различия) между объектами
осуществляется в результате их сравнения.
Таким образом, сравнение лежит
в основе метода аналогии.
Если делается логический
вывод о наличии какого-либо свойства,
признака, отношения у изучаемого
объекта на основании установления
его сходства с другими объектами,
то этот вывод называют умозаключением
по аналогии.
Степень вероятности
получения правильного
Метод аналогии применяется
в самых различных областях науки:
в математике, физике, химии, кибернетике,
в гуманитарных дисциплинах и
т. д. О познавательной ценности метода
аналогии хорошо сказал известный ученый-энергетик
В. А. Веников: “Иногда говорят: “Аналогия
— не доказательство”... Но ведь если
разобраться, можно легко понять,
что ученые и не стремятся только
таким путем доказать что-нибудь.
Разве мало того, что верно увиденное
сходство дает могучий импульс творчеству?..
Аналогия способна скачком выводить
мысль на новые, неизведанные орбиты,
и, безусловно, правильно положение
о том, что аналогия, если обращаться
с ней с должной осторожностью,
— наиболее простой и понятный
путь от старого к новому”.
Существуют различные
типы выводов по аналогии. Но общим
для них является то, что во всех
случаях непосредственному
“...Под моделированием
понимается изучение моделируемого
объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном
соответствии определенной части свойств
оригинала и замещающего его
при исследовании объекта (модели) и
включающее в себя построение модели,
изучение ее и перенос полученных
сведений на моделируемый объект —
оригинал”.
Использование моделирования
диктуется необходимостью раскрыть
такие стороны объектов, которые
либо невозможно постигнуть путем непосредственного
изучения, либо невыгодно изучать
их таким образом из чисто экономических
соображений. Человек, например, не может
непосредственно наблюдать
В зависимости от
характера используемых в научном
исследовании моделей различают
несколько видов моделирования.
1. Мысленное (идеальное)
моделирование. К этому виду
моделирования относятся
2. Физическое моделирование.
Оно характеризуется
В настоящее время
физическое моделирование широко используется
для разработки и экспериментального
изучения различных сооружений, машин,
для лучшего понимания каких-то
природных явлений, для изучения
эффективных и безопасных способов
ведения горных работ и т. д.
3. Символическое
(знаковое) моделирование. Оно связано
с условно-знаковым
Особой и очень
важной разновидностью символического
(знакового) моделирования является
математическое моделирование. Символический
язык математики позволяет выражать
свойства, стороны, отношения объектов
и явлений самой различной
природы. Взаимосвязи между различными
величинами, описывающими функционирование
такого объекта или явления, могут
быть представлены соответствующими уравнениями
(дифференциальными, интегральными, интегро-дифференциальными,
алгебраическими) и их системами.
4. Численное моделирование
на компьютере. Эта разновидность
моделирования основывается на
ранее созданной
Численное моделирование
особенно важно там, где не совсем
ясна физическая картина изучаемого
явления, не познан внутренний механизм
взаимодействия. Путем расчетов на
компьютере различных вариантов
ведется накопление фактов, что дает
возможность, в конечном счете, произвести
отбор наиболее реальных и вероятных
ситуаций. Активное использование методов
численного моделирования позволяет
резко сократить сроки научных
и конструкторских разработок.
Метод моделирования
непрерывно развивается: на смену одним
типам моделей по мере прогресса
науки приходят другие. В то же время
неизменным остается одно: важность, актуальность,
а иногда и незаменимость моделирования
как метода научного познания.
Список литературы
1. Алексеев П.В,
Панин А.В. “Философия” М.:
2. Лешкевич Т.Г.
“Философия науки: традиции и
новации” М.:ПРИОР,2001
3. Спиркин А.Г.
“Основы философии” М.:
4. “Философия” под.
ред. Кохановского В.П. Ростов-
5. Голубинцев В.О.,
Данцев А.А., Любченко В.С. “Философия
для технических вузов”. Ростов
н/Д.:Феникс,2001
6. Агофонов В.П,
Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. “Философия”
М.: МСХА, 2000
7. Фролов И.Т. “Введение
в философию” Ч-2, М.:Политиздат, 1989
8. Рузавин Г.И.
“Методология научного
9. Канке В.А. “Основные
философские направления и