Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:27, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Введение. *
Научное познание и его особенности. *
Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. *
Методы научного познания. *
Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. *
Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании. *
Общенаучные методы эмпирического познания. *
Общенаучные методы теоретического познания. *
Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. *
Список литературы *
Принцип детерминизма.
Детерминизм — (от лат.
determino — определяю) — это философское
учение об объективной закономерной
взаимосвязи и
Уже на уровне явлений
детерминизм позволяет
Современный детерминизм
предполагает наличие разнообразных
объективно существующих форм взаимосвязи
явлений. Но все эти формы в
конечном счете складываются на основе
всеобще действующей
Принцип изучения в
развитии. Исторический и логический
подход в познании.
Принцип изучения объектов
в их развитии является одним из
важнейших принципов
Принцип изучения объекта
в развитии может реализоваться
в познании двумя подходами: историческим
и логическим (или, точнее сказать, логико-историческим).
При историческом подходе
история объекта
При логическом подходе
также воспроизводится история
объекта, но при этом она подвергается
определенным логическим преобразованиям:
обрабатывается теоретическим мышлением
с выделением общего, существенного
и освобождается в то же время
от всего случайного, несущественного,
наносного, мешающего выявлению закономерности
развития изучаемого объекта.
Такой подход в естествознании
XIX в. был успешно (хотя и стихийно)
реализован Ч. Дарвиным. У него впервые
логический процесс познания органического
мира исходил из исторического процесса
развития этого мира, что позволило
научно решить вопрос о возникновении
и эволюции видов растений и животных.
Выбор того или иного
— исторического или
Эту взаимосвязь
исторического и логического
подходов в познании особо подчеркивал
Ф. Энгельс. “...Логический метод, —
писал он, — ...в сущности является
не чем иным, как тем же историческим
методом, только освобожденным от исторической
формы и от мешающих случайностей.
С чего начинается история, с того
же должен начинаться и ход мыслей,
и его дальнейшее движение будет
представлять собой не что иное,
как отражение исторического
процесса в абстрактной и теоретически
последовательной форме; отражение
исправленное, но исправленное соответственно
законам, которые дает сам действительный
исторический процесс...”
Логико-исторический
подход, опирающийся на мощь теоретического
мышления, позволяет исследователю
достичь логически
Кроме указанных
выше принципов диалектический метод
включает в себя и другие принципы
— объективность, конкретность “раздвоение
единого” (принцип противоречия) и
др. Эти принципы формулируются на
основе соответствующих законов
и категорий, в своей совокупности
отражающих единство, целостность объективного
мира в его беспрерывном развитии.
Общенаучные методы
эмпирического познания.
Научное наблюдение
и описание.
Наблюдение есть
чувственное (преимущественно-визуальное)
отражение предметов и явлений
внешнего мира. “Наблюдение — это
целенаправленное изучение предметов,
опирающееся в основном на такие
чувственные способности
Научное наблюдевие
(в отличие от обыденных, повседневных
наблюдений) характеризуется рядом
особенностей:
— целенаправленностью
(наблюдение должно вестись для решения
поставленной задачи исследования, а
внимание наблюдателя фиксироваться
только на явлениях, связанных с
этой задачей );
— планомерностью (наблюдение
должно проводиться строго по плану,
составленному исходя из задачи исследования);
— активностью (исследователь
должен активно искать, выделять нужные
ему моменты в наблюдаемом
явлении, привлекая для этого
свои знания и опыт, используя различные
технические средства наблюдения).
Научные наблюдения
всегда сопровождаются описанием объекта
познания. Эмпирическое описание —
это фиксация средствами естественного
или искусственного языка сведений
об объектах, данных в наблюдении. С
помощью описания чувственная информация
переводится на язык понятий, знаков,
схем, рисунков, графиков и цифр, принимая
тем самым форму, удобную для
дальнейшей рациональной обработки. Последнее
необходимо для фиксирования тех
свойств, сторон изучаемого объекта, которые
составляют предмет исследования. Описания
результатов наблюдений образуют эмпирический
базис науки, опираясь на который
исследователи создают
Почти каждая наука
проходит указанную первоначальную,
“описательную” стадию развития. При
этом, как подчеркивается в одной
из работ, касающихся этого вопроса,
“основные требования, которые предъявляются
к научному описанию, направлены на
то, чтобы оно было возможно более
полным, точным и объективным. Описание
должно давать достоверную и адекватную
картину самого объекта, точно отображать
изучаемые явления. Важно, чтобы
понятия, используемые для описания, всегда
имели четкий и однозначный смысл. При
развитии науки, изменении ее основ преобразуются
средства описания, часто создается новая
система понятий”.
При наблюдении отсутствует
деятельность, направленная на преобразование,
изменение объектов познания. Это
обусловливается рядом
По способу проведения
наблюдения могут быть непосредственными
и опосредованными.
При вепосредствевных
наблюдениях те или иные свойства,
стороны объекта отражаются, воспринимаются
органами чувств человека. Такого рода
наблюдения дали немало полезного в
истории науки. Известно, например,
что наблюдения положения планет
и звезд на небе, проводившиеся
в течение более двадцати лет
Тихо Браге с непревзойденной
для невооруженного глаза точностью,
явились эмпирической основой для
открытия Кеплером его знаменитых законов.
Хотя непосредственное
наблюдение продолжает играть немаловажную
роль в современной науке, однако
чаще всего научное наблюдение бывает
опосредованным, т. е. проводится с использованием
тех или иных технических средств.
Появление и развитие таких средств
во многом определило то громадное
расширение возможностей метода наблюдений,
которое произошло за последние
четыре столетия.
Если, например, до начала
XVII в. астрономы наблюдали за небесными
телами невооруженным глазом, то изобретение
Галилеем в 1608 году оптического телескопа
подняло астрономические
Развитие современного
естествознания связано с повышением
роли так называемых косвенных наблюдений.
Так, объекты и явления, изучаемые
ядерной физикой, не могут прямо
наблюдаться ни с помощью органов
чувств человека, ни с помощью самых
совершенных приборов. Например, при
изучении свойств заряженных частиц
с помощью камеры Вильсона эти
частицы воспринимаются исследователем
косвенно — по таким видимым их
проявлениям, как образование треков,
состоящих из множества капелек
жидкости.
При этом любые научные
наблюдения, хотя они опираются в
первую очередь на работу органов
чувств, требуют в то же время
участия и теоретического мышления.
Исследователь, опираясь на свои знания,
опыт, должен осознать чувственные
восприятия и выразить их (описать)
либо в понятиях обычного языка, либо
— более строго и сокращенно —
в определенных научных терминах,
в каких-то графиках, таблицах, рисунках
и т. п. Например, подчеркивая роль
теории в процессе косвенных наблюдений,
А. Эйнштейн в разговоре с В. Гейзенбергом
заметил: “Можно ли наблюдать данное
явление или нет — зависит
от вашей теории. Именно теория должна
установить, что можно наблюдать,
а что нельзя”.
Наблюдения могут
нередко играть важную эвристическую
роль в научном познании. В процессе
наблюдений могут быть открыты совершенно
новые явления, позволяющие обосновать
ту или иную научную гипотезу.
Из всего вышесказанного
следует, что наблюдение является весьма
важным методом эмпирического
Экперимент.
Эксперимент — более
сложный метод эмпирического
познания по сравнению с наблюдением.
Он предполагает активное, целенаправленное
и строго контролируемое воздействие
исследователя на изучаемый объект
для выявления и изучения тех
или иных сторон, свойств, связей. При
этом экспериментатор может
“В общей структуре
научного исследования эксперимент
занимает особое место. С одной стороны,
именно эксперимент является связующим
звеном между теоретическим и
эмпирическим этапами и уровнями
научного исследования. По своему замыслу
эксперимент всегда опосредован
предварительным теоретическим
знанием: он задумывается на основании
соответствующих теоретических
знаний и его целью зачастую является
подтверждение или опровержение
научной теории или гипотезы. Сами
результаты эксперимента нуждаются
в определенной теоретической интерпретации.
Вместе с тем метод эксперимента
по характеру используемых познавательных
средств принадлежит к