Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
Заключение
В данной работе рассмотрены основные аспекты идей информационного общества. Раскрыта суть понятия, проанализированы исторические предпосылки его зарождения. На основе изучения работ Э. Тоффлера, М. Кастельса, М. Маклюэна и других исследователей показаны основные теоретические концепции. Рассмотрены некоторые современные тенденции, проблемы и перспективы развития информационного общества. Из результатов исследования можно сделать противоречивые выводы. Если рассматривать процесс становления информационного общества с технократической точки зрения, то можно говорить о том, что оно сейчас активно формируется и в некоторой степени уже существует в отдельных развитых странах. Однако, если брать за основу предложенные теоретиками гуманистические идеи, то такое общество, несмотря на все постиндустриальные предпосылки, в настоящее время не состоялось и, по-видимому, не состоится в ближайшем будущем. Повсеместная информатизация приносит значительную пользу, расширяет и открывает новые возможности развития, однако, в то же время ставит ряд проблем, которые могут свести на нет многие ее преимущества.
Несмотря
на усилия государственных органов
и различных организаций по развитию идей
информационного общества и реформированию
общественных институтов, говорить о каких-либо
значительных сдвигах в этом вопросе с
точки зрения повышения качества жизни
всего населения пока преждевременно.
Заключение
Технический прогресс вызывает качественные изменения во многих сферах общества, однако социальные науки, цепляясь за устаревшие научные парадигмы, явно не успевают за стремительным темпом перемен. Обществоведы не уделяют достаточного внимания исследованию проблем распределенных, коллективных знаний и представлений, стимулам и средствам поддержки совместной деятельности социальных групп и общностей. Базовым элементом общества знаний должны стать сообщества практики. В этих организационных формах активизируются процессы обучения и распространения знаний. Сообщества практики являются удобной площадкой для начальных этапов разработки новых идей и подходов. В рамках сообществ практики у человека должно возникать горячее желание делиться своими знаниями добровольно и бескорыстно в соответствии с законами самоорганизации. Именно такие постулаты разделялись учеными, стоящими у истоков развития менеджмента знаний. Считалось, что имеющийся в развитых странах уровень социального капитала вполне достаточен для успешного развития сотрудничества в виртуальных сетях и сообществах. Однако, как показал десятилетний опыт функционирования сообществ практики в западных компаниях, число специалистов, готовых активно участвовать в их работе, явно недостаточно и, более того, последние годы снижается. Упование только на силы самоорганизации не обеспечивает необходимый уровень мотивации и гарантий соблюдения интересов личности. Практика показывает, что спонтанное возникновение критической массы специалистов, готовых к функционированию в обществе знаний, может неоправданно затянуться. В этих условиях единственным выходом является принятие на государственном уровне комплекса мер, обеспечивающих развитие социального и когнитивного капиталов. Необходимо найти решение таких актуальных для общества знаний проблем, как: поиск новых решений классической социальной дилеммы сотрудничество — конкуренция; создание институтов, стимулирующих развитие социального капитала; развитие культуры сотрудничества (нормы, ценности); создание когнитивных инструментов для индивидуальной и групповой работы со знаниями; развитие когнитивной культуры и когнитивного капитала. Только синергетические усилия представителей социальных и когнитивных наук позволят успешно решить проблемы управления знаниями и создать научный фундамент для становления общества знаний, которое следует назвать когнитивным обществом.
Основные проблемы развития общества знаний. Прошедший этап информатизации общества привел к значительным переменам в сфере коммуникаций. Появились и достаточно широко распространились новые средства коммуникации — интернет и цифровая связь. Созданы технические и программные средства для фиксации, хранения и анализа огромных массивов данных о большей части коммуникаций. Все это создает предпосылки для существенной перестройки социальных механизмов — контроля, управления и самоорганизации. Уже сегодня появляются средства выявления и анализа социальных сетей, возникают новые формы социальных общностей.
Рс/ Несмотря на разницу в подходах, обе идеологии основаны на быстром развитии информационных и коммуникационных технологий и их возрастающем использовании во всех сферах экономической и общественной жизни. Подводя итоги вышесказанному, отметим, что наиболее целесообразна конвергенция двух моделей настоящего и будущего цивилизации, тем более человечество не просто накапливает информацию или применяет знания, а совершает эти процессы одновременно. Поэтому правильнее вести речь не об «информационном обществе» - хотя этот термин стал уже почти общепринятым, - и не об «обществе знаний», а об «информационном обществе знаний».