Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
Модели соотношения философии и частных наук. Функции философии в научном познании. На всем протяжении истории науки философские идеи и принципы играли значительную роль в ее развитии. Правда, начиная с 30-х гг. XX века, сторонники неопозитивизма приложили немало усилий, чтобы освободить науку от бессмысленной с их точки зрения метафизики или философии1. С этой целью они выдвинули программу демаркации науки и философии, согласно которой идеи и принципы философии объявляются лишенными реального содержания псевдоутверждениями, ибо они эмпирически не верифицируемы. Но в таком случае такими же псевдоутверждениями, как мы уже знаем, будут также утверждения чистой математики и даже общие принципы теоретического естествознания. На самом деле эмпирическая неверифицируемость общих и отвлеченных утверждений философии и абстрактных наук не лишают их реального содержания. Она свидетельствует лишь о том, что философия и абстрактные науки не принадлежат к области эмпирических или фактуальных наук.
Со времени своего возникновения философии всегда был присущ умозрительный характер, поскольку она анализирует универсальные проблемы, касающиеся устройства мира, места, занимаемого в нем человеком, а самое главное — возможности и трудности познания им окружающего мира. Поскольку же с этими проблемами в той или иной мере сталкивается каждая наука, то вполне понятен интерес к проблеме взаимоотношении философии и науки. Эта проблема предполагает, во-первых, рассмотрение влияния философских идей для обоснования науки, во-вторых, выяснение роли философии как эвристического средства научного поиска и, в-третьих, воздействия науки на постановку философских проблем. Все указанные компоненты проблемы по-разному ставились и решались на протяжении истории развития научной мысли.
Еще античные философы попытались объяснить огромное многообразие вещей и явлений путем сведения их к единому первоначалу. Родоначальник античной философии Фалес и другие представители его школы отождествляли первичные элементы мира или «стихии» с чувственно воспринимаемыми вещами (у Фалеса с водой, Анаксимена с воздухом), Гераклит же считал основой вещей огонь. Несмотря на наивный характер подобных объяснений, они содержали рациональное зерно, заключающееся в сведении многообразия мира к чему-то общему, единому, которое, однако, выступало у них в форме чувственной вещи. Поэтому подобные формы объяснения можно рассматривать как первые примитивные формы использования теории или скорее общей картины мира, из которой в дальнейшем возникли подлинно теоретические формы объяснения и обоснования науки.
Роль философии в обосновании научного знания. Обоснование научного знания призвано обеспечить объективную истинность, проверяемость, точность и доказательность результатов исследований. Наиболее важную роль в таком обосновании играют теоретические объяснения, которые, как мы видели, заключаются в выводе эмпирических законов из теоретических путем установлении соответствия между теоретическими и эмпирическими терминами. Особую ценность здесь представляют ранее неизвестные эмпирические законы, с помощью которых открываются новые факты.
Посредством эмпирических законов объясняются конкретные факты, так как они выводятся как частные случаи из обобщений. Тем самым не только эмпирические законы, но и факты получают теоретическое объяснение. Но основное значение теоретического объяснения заключается в том, что благодаря выводу из него эмпирических законов оно получает эмпирическое подтверждение. Ведь конкретные факты и эмпирические законы мы можем непосредственно проверить только путем непосредственного наблюдения или специального созданного эксперимента. Таким способом теория получает реальное обоснование, связанное с практикой, специфической формой которой в науке служит опыт и эксперимент. Философские принципы обоснования не ограничиваются, конечно, только объяснениями теоретических законов с помощью эмпирических. Они охватывают широкий круг логических принципов доказательных и правдоподобных рассуждений, определения понятий и методов аргументации. Но для развития науки, обобщения ее теорий и экстраполяции их на новые области исследования первостепенное значение приобретают именно теоретические объяснения. Эвристическая и прогностическая роль философии в развитии науки. Будучи основой мировоззрения, философия с самого начала своего возникновения занялась обсуждением проблем строения и происхождения окружающего человека мира, причин возникновения существующих в нем вещей и явлений и трудностей, связанных с их решением. Хотя эти обсуждения специально не контролировались опытом, а опирались на чистое умозрение и логику, тем не менее, в отдельных случаях они приводили к гениальным догадкам, которые на многие столетия предопределили развитие науки. Речь в первую очередь идет об идее строения материи, выдвинутой Демокритом. Своим острием его учение было направлено не столько против стихийно-материалистических воззрений первых античных философов, сколько против отрицания движения и изменения в реальном мире, с которым выступил Парменид в своей онтологии единого, неподвижного и нераздельного бытия. По его мнению, сама идея изменения логически противоречива, поскольку она рассматривает любую вещь, с одной стороны, существующей, а с другой — не существующей, если предположить, что за определенное время она уже в чем-то изменилась. Отсюда он сделал вывод, что понятие изменения неприменимо к миру: нам только кажется, что мир изменился, в действительности же он остается неизменным, неподвижным и не состоящим из частей.
ОБЪЯСНЕНИЕ
- функция науч. познания,
раскрытие сущности
изучаемого объекта;
осуществляется посредством
постижения закона,
которому подчиняется
данный объект, либо
путём установления
тех связей и отношений,
которые определяют
его существ. черты.
О. предполагает описание
объекта (подлежащего
объяснению) и анализ
последнего в контексте
его связей, отношений
и зависимостей. В структуре
О. как познават. процедуры
различают след. элементы:
исходное знание об
объекте; знание, используемое
в качестве условия
и средства О. (основания
О.); познават. действия,
связанные с применением
знания, оснований О.,
к объясняемому объекту.
Наиболее развитая
форма науч. О.
— объяснение на основе
теоретич. законов, связанное
с осмыслением объясняемого
объекта в системе теоретич.
знания. В науке широко
используется форма
О., заключающаяся в
установлении причинных,
генетич., функциональных
и др. связей между объясняемым
объектом и рядом условий,
фа: торов и обстоятельств
(напр., О. резкого увеличения
численности населения
в эпоху неолита переходом
к земледелию). Основанием
в таких О. выступают
общие категориальные
схемы, отражающие различные
связи и зависимости,
а сами О. нередко служат
исходным пунктом развития
представления об объекте
в теоретич. понятие
(см. Эмпирическое и
теоретическое).
В XX века цивилизация столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием. Стало очевидно, что наука не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции. Если на первом этапе ценность научного знания виделась в том, что оно является средством спасения, а на втором — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством сохранения цивилизации. Изменились не только отношения общества к науке, но и поведение самого научного сообщества. В связи с этим в последнюю треть XX века происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука.
Основные принципы:
Некоторые достижения: развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. Основная цель генных технологий - видоизменение ДНК. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии – клонированию. Развитие вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промышленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления. Прогресс в 80 - 90-х гг. XX в. развития вычислительной техники вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры, обладающие возможностью самообучения в ходе решения наиболее сложных задач. Важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает математическое моделирование. На базе фундаментальных знаний быстро развиваются сформированные в недрах физики микроэлектроника и наноэлектроника. Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек - так называемые "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы "человек-машина", которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т.д. Идея принципа универсального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке конца XX в.:
1) теории нестационарной Вселенной;
2) синергетики;
3) теории
биологической эволюции и
Становление
постнеклассической
науки не приводит к
уничтожению методов
и познавательных установок
классического и неклассического
исследования. Постнеклассическая
наука лишь четче определит
область их применения.
Научные революции как коренные преобразования основных научных понятий, концепций, теорий. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций, взаимосвязь научных и технических революций. Изменения должны быть качественными. Качество – совокупность существенных сторон и признаков.Качественный переход – революции (переход от одного качественного состояния к другому). Научная революция (Кун, его работа «Структура научных революций). Парадигмы (Кун) – совокупность различных достижений, которые в течении определенного времени признаются научным сообществом в качестве основы для развития его дальнейшей практической деятельности. Это не просто совокупность теорий, но это еще и набор образцов решения конкретных задач, образцов исследования конкретных вопросов, т.е. это своеобразная алгоритмическая сетка. Кроме этого, парадигма задает тот круг проблем, которые имеют научный смысл, и которые принципиально решаемы средствами и тем самым, парадигма определяет, что вообще может относиться к научным фактам, а что не может, следовательно, «парадигма задает мир» - Кун. Переход от одной парадигмы к другой – научная революция. Примеры парадигмы: физика Аристотеля, Геоцентрическая система Птолемея, гелиоцентрическая система Коперника, классическая механика Ньютона, геометрия Евклида, геометрия Лобачевского, электродинамика Маневелла, теория относительности Эйнштейна. НТР – совершилась в 40гг. 20в. – качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Это перестройка всего технического базиса и технического способа производства.
Концепция
Куна Развитие
науки - процесс поочередной смены двух
периодов – 1. "нормальная
наука"- безраздельно господствует
парадигма 2. "научная
революция" - распад парадигмы, конкуренция
между альтернативными парадигмами, победа
одной из них, переход к новому периоду
"нормальной науки". Причем последние
гораздо более редки в истории развития
науки по сравнению с первыми. Парадигма-совокупность
наиболее общих идей и методологических
установок в науке, признаваемых данным
научным сообществом. Свойства: 1) принята
научным сообществом как основа для дальнейшей
работы; 2) содержит переменные вопросы,
т.е. открывает простор для исследователей.
Переход одной парадигмы к другой через
революцию является обычной моделью развития,
характерной для зрелой науки. Научное
развитие подобно развитию биологического
мира, представляет собой однонаправленный
и необратимый процесс. Недостатки теории:
он излишне автоматизирует труд ученых,
характер ученых в период формирования
науки.
Важная методологическая проблема социально-гуманитарного познания состоит в том, чтобы, исходя из понимания текста как "материализованного выражения духовной культуры", распредметить субъективные смыслы, объективированные в текстах, "услышать через них человеческие голоса" и с их помощью проникнуть в "дух" минувших эпох, чужих культур. Таким образом, во-первых, любой текст - источник множества его пониманий и толкований. И понимание его автором - только одно из них. Произведение содержит в себе одновременно несколько смыслов. Именно в этом состоит его символичность: символ - это не образ, это сама множественность смыслов. Поэтому понимание текста не может ограничиться лишь тем смыслом, который вложил в него автор произведения (текста, произведения искусства и т.п.), но и его интерпретатор. Однако зависимость понимания текста от конкретных исторических условий его интерпретации отнюдь не превращает его в чисто психологический и субъективный процесс, хотя личные пристрастия и опыт интерпретатора играют здесь далеко не последнюю роль. Во-вторых, эта множественность смыслов раскрывается не вдруг и не сразу, ибо смысловые явления могут существовать в скрытом виде, потенциально, и раскрываться только в благоприятных для этого развития смысловых культурных контекстах последующих эпох.
В-третьих,
смысл текста в процессе исторического
развития изменяется. Каждая эпоха
открывает - особенно в великих произведениях
- что-то новое, свое. Новое понимание
"снимает" старый смысл, переоценивает
его. В-четвертых понимание текста - это
не готовый результат, а диалектический
процесс, диалог разных культурных миров,
результат столкновения смыслов "свое
- чужое" (Бахтин), диалог текстов, личностей,
культур. В-пятых, понять текст чужой культуры
- значит уметь находить ответы на вопросы,
которые возникают в нашей современной
культуре.