Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
Эмпири́чное
и теоретическое — два основных, связанных
между собой вида знания (способа познания), качественно
отличающиеся, по сути, смыслу и формой
отображения объективной реальности.
Эмпиричное отображает действительность
со стороны ее внешних связей и отношений.
Фиксирует внешние проявления процессов
и событий, заключая в себе все доступное
созерцанию (все, что можно увидеть, услышать,
почувствовать и осмыслить). Теоретическое — выходит из эмпиричного,
систематизируя накопленный материал,
придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей,
и закономерностей в движении.
Проблема
начала научного знания.
Соц—пол. жизнь древнегреческого
полиса. Процесс зарождения научного
знания связан с серией концептуальных
революций, обусловивших последовательность
переходов: От мифа
к логосу: отказ от «оборотнической
логики» мифа, отношения к действительности
объективно-субстациональным, формирование
естественного истолкования событий,
становление причинно – следственной
типологизации явлений действительности,
упраздение мифологической логики абсурда
(причина=знание), оформление способов
познания, конструирующих элементы объективного
мышления для получения знания об объективном
сущем. От логоса к
преднауке. В истории этот процесс совпадает
с функционированием древневосточных
обществ. Этот исторический тип познавательной
деятельности соответствует донаучной
стадии развития интеллекта: выработка
занания путем полярных индуктивных обобщений,
процессы изменения знания протекали
стихийно, отсутствовала фундаментальность,
(решение только прикладных задач), иррациональная
наука (полумистическое, сакральное занятие,
священодейство), отсутствие систематичности
(выполнение исчислений носящих частный
характер). От преднауки
к науке. Подлинная колыбель науки
– Античная Греция. В период своего расцвета
(5-4в. до н.э.) породила наук.
Соц.—пол. жизнь древн.
полиса являлась основой
зарождения античной
науки. Первоначально на рубеже 8-7 в
до н.э. соц.—пол. жизнь Др. Гр. напоминала
характер древневосточных обществ: имущественное
расслоение общины с преобладающей концентрацией
частной собственности и недвижимости
в руках представителей знатных родов.
Однако не складывалась жёстко—централизованная
иерархия с управленческой деспотией
из-за 1)в древнегреческой общине поощрялась
эмиграция: компактные земледельческие
хозяйства не могли выдерживать массового
притока производственных сил. Обезземеленные
общинники не порабощались, экспортировались
за пределы страны—происходила территориальная
экспансия. 2)Утратившие гражданскую свободу
общинники отстаивают личную независимость,
экономические права в борьбе с имущественной
аристократией за отмену долгов, передел
земель. Наиболее
значимые достижения
1)Свободное население требует записи
правовых норм -государство берёт на себя
обязанности по обеспечению личной безопасности
граждан. 2)В 594 г до н.э. осуществляются
реформы, которые способствовали прогрессу
частной собственности - отменяется долговое
рабство, личная кабала и вводится суд
присяжных. Происходит дифференциация
населения согласно имущественному цензу.
3)фиксируется необходимость публичной
власти, разделённость населения не по
родовому, а по территориальному принципу.
Подобное устройство политической жизни
древнегреческого полиса способствовало
участию каждого из свободных граждан
в политической жизни, максимальному раскрытию
его талантов и возможностей, способствовало
отсутствию какого—либо пиетета перед
правителями, бюрократии. в результате
чего у греков складывается принципиальное
отношение к истине, восприятие её не как
предмета догматической веры, а как продукта
рационального доказательства. Так же
использование труда рабов: высвобождение
свободных граждан из сферы материального
производства. Основными
особенностями возникшей
античной науки, являлось: 1) Появление
программы архэ, то есть поиска естественной
основы природы, способствовала утверждению
понятия естественного закона (препятствовало
наличие большого количества—стихий—претендентов
на роль архэ). 2) Отсутствие в эпоху Античности
научного естествознания из-за невозможности
применения в рамках физики аппарата математики
поскольку, по Аристотелю, физика и математика—разные
науки, относящиеся к разным предметам,
между которыми нет общей точки соприкосновения.
Не будучи сращена с математикой, лишённая
количественных методов исследования,
физика функционировала в античности
как противоречивый сплав практически
двух типов знания. Одно из них—теоретическое
природознание, натурфилософия—было
наукой о необходимом, всеобщем. Существенном
в бытии. Использовавшей метод абстрактного
умозрения. Другое—наивно—эмпирическая
система качественных знаний о бытии—в
точном смысле слова даже не было наукой.
Невозможность введения в контекст точных
количественных формулировок лишала их
определённости, строгости, без чего естествознание
как наука не могла оформиться. 3) проводились
отдельные эмпирические исследования,
примером (измерение видимого диска Солнца
(Архимед)), однако Античность не знала
эксперимента, как « искусственного
восприятия природных явлений, при котором
устраняются побочные и несуществующие
эффекты и которое имеет целью подтвердить
или опровергнуть то или иное теоретическое
предположение».
Рациональность (от лат.)– 1) счет, исчисление; 2) разум, мышление. В греч. – связано с представлением о выразимости ясности. Т.е. рациональность отождествляется с логическим, противостоит чувственному. Существуют несколько определений рациональности: Макс Вебер. Выделяет европейское и традиционное общества. Европейское общество – целесообразное (рац.) общество (калькуляции, расчет без остатка, количественный учет, контроль, разделение функций, ориентация на стандарты, нормы, установленные правила; традиционное - традиционно-целесообразное общество (ценностно-рациональное). Лебедев С.А. Рациональность – тип мышления и знания. Свойства: языковая выразительность; определенность понятий; системность; обоснованность, рефлексивность; открытость для критики; способность к самосовершенствованию. Г. Ленк. Понятие рациональности дается через перечисление всех значений, употребляемых в жизни: логическое следование аргумента из принятых посылок; разумная координация и комбинация отдельных знаний в некую системную связь; развитие рациональной выразимости понятий; инструментальная рациональность (миним. затрат при достижении того или иного результата в практической деятельности человека); формально – научнодоказуемость;
Рациональность - совокупность правил, стандартов, норм, доказательности знания, этапов его объяснения, обоснования и описания. Понятие рациональности применяется также, ко всем видам практической деятельности. Понятие рациональность (стандарт, правило) имеет тенденцию превратить все виды человеческой деятельности (теория, практика) в схему, в которой нет места чувствам, влечениям, желаниям, ценностям и т.д. Рациональность в теоретическо-познавательном плане означает характеристику процесса познания для которого существенно следующее: - это знание должно быть выражено в понятии, логически обосновано, теоретически основано, систематизированно.
Научная рациональность – рациональность в сфере науки – деятельности, направленной на получение нового научного знания, поиска истины. Научная рациональность отличается более точными, строгими способами доказательства. Понятия рациональность и научная рациональность имеют несовпадающие значения. Многие виды знания: обыденное, философское, религиозное, правовое являются рациональными, но не являются научными. Основные свойства: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), однозначность, доказанность, проверяемость, способность к улучшению. Типизация научной рациональности (Степин):
Классический тип научной рациональности (17 – 1-я пол. 19 в.в.), центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании удалить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Объекты в классическом естествознании рассматривались преимущественно в качестве малых (простых) систем. Неклассический тип рациональности (конец 19 - середина 20) учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, рассматривая объект как вплетенный в человеческую деятельность. Постнеклассический тип научной рациональности. Учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Новый тип рациональности только ограничивает сферу действия предыдущего, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач. Реализация свойств н. р-ти может достигается различным образом в различных типах наук отсюда Виды научной рациональности
1.Логико-математическая: идеальная предмет-ть, формальная доказ-ть, аналитич. вериф-сть.
2. Естественно-науная: эмпирич. предметность, предполагается возможность бесконечной воспроизводимости результатов наблюдений, частичная логическая доказуемость, опытная провер-ть;
3.Инженерно-техническая:
эмпирическая проверяемость, практическая
эффект-ть, предметность; 4.Социально-гуманитарная:
социально-ценностная предметность, целостность,
культурологическая обоснованность, адаптивная
полезность, рефлексивность (ориентация
на некий образец, стандарт).
Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности: 1) теория — это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся систем; 2)не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией;3)для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории;4)теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них; 5) характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета; 6)структура научных теорий содержательно «определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). 7)теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием. К числу основных функций теории можно отнести следующие:1) синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;2)объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т. п.;3)методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности;4) предсказательная функция предвидения; 5)практическая функция 6) открытие законов Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру: 1) исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.); 3) логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменение знания; 4) философские установки, социокультурные и ценностные факторы; 5) совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами. Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.
Проблема – форма теоретич-го знания, содерж-м кот-й явл-ся то, что еще не познано чел-ком, но что нужно познать. Т. е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и треб-щий ответа. Если ЕСсть проб-ма, то уже исход-е зн-е есть. Проб-ма не есть застывшая форма знания, а проц-с, включ-щий 2 осн-ных мом-та (этапа движ-я позн-я) – ее постановку и решение. Перед тем как пост-ть проб-му, надо ее увидеть, понять, что она есть, сформул-ть четко и ясно ее. Быв-т формул-ка проб-мы более сущест-на, чем ее реш-е. Гипотеза – форма теоретич-го знания, содержащая предполож-е, сформулир-ное на основе ряда фактов, истин-е знач-е кот-го неопределенно и поэт. треб-тнуждается доказат-в. Всякое гипотетич-е зн-е носит вероятномтный, а не доcтовер-й харак-р и требует проверки, обоснования и доказ-в. Возник-е гип-зы треб-т условий: 1) гип-за д. соответст-ть установлен-м в науке законам; 2) гип-за д. б. согласована с фактич-м матер-лом, на базе кот-го и для объясн-я кот-го она выдвинута; 3.) гип-за не должна содержать в себе противоречий, кот-е запрещ-ся законами формальной логики; 4) гип-за д. б. простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произв-ных допущ-й; 5) гип-за д. б. приложимой к более широкому классу исслед-х родствен-х объек-в, а не т-ко к тем, для объясн-я кот-х она спец-но была выдвинута; 6) гип-за д. допускать возмож-ть ее подтверждения или опровержения. 3 направ-я развит. науч-й гип-зы: 1) уточнен., конкретизац. Гип-зы в ее собствен-х границах; 2) самоотриц-е гип-зы, выдвиж-е и обоснов-е новой; 3) превращ-е гип-зы как сист. вероятн-го зн-я в теорию, достовер-е зн-е. Этапы прохожд-я разв-я гип-зы как мет. Науч-но-теорет-го зн-я: 1) поп-ка объяснить изуч-е явл-е на основе изуч-х законов, если не получ-ся, то: 2) выдвиж-е догадки о прич-х, закономер-х, св-вах явл-я – вероятност-й хар-р предполож-я; 3) оценка основат-ти и эффектив-ти выдвин-х предполож-й и отбор наиб-е вероят-го и обоснов-го; 4) разверн-е выдвин-е предполож-е в целую сист. зн-й и дедуктив-е выявл-е след-вий; 5) опыт-я эксперим-ная пров-ка выдвин-х из гип-зы след-й. Рез-тат: гип-за – либо сист. зн-й, либо она отбрас-ся. Подтвержд-е гип-зы – на основе прак-ки.
Виды
гип-з: общие (прелполож-е о кик-то общ.
закономер-х явл-й), част-е (предполож-е
о происхожд-и отдел-х фактов, явл-й, событий),
рабочие ( предполож-е на нач-х этапах исслед-й,
общая ориентац. иссдед.).
Дальнейшее развитие науки вносит существенные отклонения от классических ее канонов: открытие Ш. Кулоном (1736-1806) закона притяжения электрических зарядов с противоположными знаками, введение английским химиком и физиком М. Фарадеем (1791-1867) понятия электромагнитного поля, создание английским ученым Дж. Максвеллом (1831-1879) математической теории электромагнитного поля. В конце 19 – нач. 20 в. становление квантовой механики явно показало зависимость физической реальности от наблюдений. Это привело к переформулировке классического принципа автономности объекта от средств познания и введению принципа дополнительности в качестве основного методологического средства.
Основные открытия: Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри в 1898 г. открывают явление называют радиоактивности. В 1897 г. английский физик Дж. Томсон (1856-1940) открывает составную часть атома - электрон, создает первую модель атома. В 1900 г. немецкий физик М. Планк (1858-1947) предложил новый подход: рассматривать энергию электромагнитного излучения величину дискретную, которая может передаваться только отдельными, хотя и очень небольшими, порциями - квантами. На основе этой гениальной догадки ученый не только получил уравнение теплового излучения, но она легла в основу квантовой теории. Английский физик Э. Резерфорд (1871-1937) экспериментально устанавливает, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса, а в 1911 г. создает планетарную модель строения атома. Датский физик Н. Бор (1885-1962) создал квантовую модель атома (модель Резерфорда-Бора). В 1924 г. французский физик Луи де Бройль (1892-1987) выдвинул идею о двойственной, корпускулярно-волновой природе не только электромагнитного излучения, но и других микрочастиц. В 1934 г. французские физики Ирен (1897-1956) и Фридерик Жолио-Кюри (1900-1958) открыли искусственную радиоактивность. Но поистине революционный переворот в физической картине мира совершил великий физик-теоретик А. Эйнштейн (1879-1955), создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Тем самым задачей теории относительности становится определение законов четырехмерного пространства, где четвертая координата - время. Получает дальнейшее развитие генетика, в основе которой лежат законы Менделя и хромосомная теория наследственности американского биолога Т. Ханта (1866-1945). Не менее значительные достижения были отмечены в области астрономии. Астрономы и астрофизики пришли к выводу, что Вселенная находится в состоянии непрерывной эволюции. Создается наука, нацеленная на изучение и освоение космического пространства – космонавтика и кибернетика. На основе достижений физики развивается химия, особенно в области строения вещества. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза.
Основные принципы: