Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
Бурно развивается экспериментальное естествознание, основы которого заложил Н.Коперник который показал ограниченность чувственного познания, неспособного отличить наши представления о действительности от реального положения дел. Была доказана неприемлемость изучения окружающей действительности только на основе наблюдения и необходимость критичности научного разума. Эта линия анализа была продолжена Галилео Галилеем (1564-1642) - итальянский физик и астроном):
Ф.Бэкон (1561—1626) –один из величайших исследователей природы.
В Новое
время, таким образом, происходит расширение
понятия научной рациональности за счет
введения стандартов опытно-экспериментальной
апробации знания. Соединение математических
методов с опытным исследованием привело
к появлению экспериментально-
3
основные модели
изображения процесса
научного познания: Эмпиризм
- научное познание начинается с
фиксации эмпирических данных о предмете
научного исследования, выдвижение на
их основе гипотез.
Теоретизм исходный пункт научной деятельности
– некая общая идея, рожденная в научном
мышлении. Проблематизм исходный пункт
- научная проблема, которая представляет
собой существенный эмпирический или
теоретический вопрос.
Рационализм. Рождается из критики фидеизма (проблема веры и разума), вера довлеет над разумом. Абсолютизация возможностей разума и противопоставление его возможностей опытному знанию. Фактическое утверждение, что могут существовать идеи полностью независимые от опыта. Новое время: с 17 века до первой четверти 19в, его начал Френсис Бэкон. Платон утверждал, что всякое знание рождается из идей. Абсолютизация возможностей дедукции (дедуктевизм). Поиск иных, неопытных методов познания, которые могли бы обеспечивать всеобщие, необходимые и строгие истины, наподобие математических. Рационализм: материалистический (Спиноза), идеалистический (Де Карт, Лейбниц).
Рационализм(Платон,
Демокрит,Эпикур,Сократ, Кант)-основа бытия
и познания-разум.онтологический
рационализм-бытие разумно; близок идеализму
но не идентичен; гносеологический
рационализм-в основе познания лежит
разум; отвергается схоластика и откровения;
этический рационализм-в основе этики
поведения-разум.Рене
Декарт - основоположник; доказал-мышление-работа
разума, то в основе бытия познания может
лежать только разум;“я мыслю,следовательно,
я существую”;базовое понятие субстанция-все,что
существует не нуждаясь для своего существования
ни в чем, кроме самого себя, такой основой
может быть бог; сотворенные субстанции
самодостаточны только относительно друг
друга и вторичны относительно бога; субстанции
делятся на: материальные, имеют общий
признак-протяжение, делимость; разум
духовные(идеи),общий признак-мышление,
неделимость; остальные св-ва субстанции-модусы(форма,
Три стадии исторического развития естествознания, каждая из которых начинается с глобальной научной революции, можно охарактеризовать с точки зрения научной рациональности:
классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном). Концентрирует внимание на объекте. Стремление при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, рассматривая это как необходимое условие получения научного знания. Рефлексия – наука начинает сама себя анализировать с помощью философии. Для классического типа научной рациональности характерно противопоставление субъекта и объекта познания. Идеал познания предполагает, что можно создать одну мысленную конструкцию изучаемого объекта, которая будет одинаковая, универсальная для всех.
неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке). Учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, выявление этих связей как условие научного описания и объяснения мира.Связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями не служат предметом научного осмысления, хотя опосредованно определяют характер знаний и то, что именно и каким способом следует выделять и осмысливать в мире. Возникает в первой половине XX в. (после Эйнштейновской научной революции) – последняя четверть XX в. Происходит объединение средств и объекта познания. Невозможно отделить влияние средств на объект познания от объекта познания. Можно проиллюстрировать корпускулярной теорией волнового дуализма. Для познания объекта квантовой механики нужно рассмотреть этот объект и как волну и как частицу. Чтобы познать микрообъекты, нужно заставить взаимодействовать их с научными приборами (макрообъектами), при взаимодействии происходит кардинальное изменение свойств объектов: на одном классе приборов они будут одни, а на другом классе приборов – совсем другие. Идеал объекта познания в классическом типе рациональности не осуществим в принципе. Познание стало: релятивистским (относительным); вероятностным.
постнеклассическая
рациональность. Расширяет поле осмысления
деятельности, учитывая соотнесенность
получаемых знаний об объекте не только
с особенностью средств и операций деятельности,
но и с ценностно-целевыми структурами.
Причем анализируется связь внутринаучных
целей с вненаучными, социальными ценностями
и целями. постнеклассический тип рациональности
– неразрывное соединение всех трех компонентов:
объектов, средств, субъектов познания.
Наука переходит к человекомерным объектам,
т.е. объектом познания становится сам
человек. «Чистота» объекта познания невозможна
в принципе, поскольку мы сами – заинтересованная
сторона. Рефлексия научного познания
– это осознание неотъемленности процесса
познания, на него влияют как внутринаучные
цели и ценности, так и социокультурные
ценности (влияние социальных ценностей
на характер человеческого познания).
Проблема выбора направления действия
средств на какие-либо фундаментальные
или прикладные (практические) научные
исследования. Вмешиваются также этические
соображения в процесс организации научного
поиска Для современного этапа характерна
также проблема выбора направления денежных
средств на какие-либо фундаментальные
или прикладные (практические) научные
исследования. Вмешиваются также этические
соображения в процесс организации научного
поиска (этическая сторона вопроса о клонировании
человека). Еще одна черта постнеклассического
типа рациональности: исследование сложных
саморазвивающихся систем. Каждый тип
привязан к конкретной глобальной научной
революции. Типы взаимно «перекрываются»,
причем появление каждого нового типа
рациональности не отбрасывает предшествующего,
а только ограничивает сферу его действия,
обусловливая его применимость только
к определенным типам проблем и задач.
Каждый новый тип научной рациональности
характеризуется особыми, свойственными
ему основаниями науки, которые позволяют
выделить в мире и исследовать соответствующие
типы системных объектов (простые, сложные,
саморазвивающиеся системы). При этом
возникновение нового типа рациональности
и нового образа науки не приводит к исчезновению
представлений и методологических установок
предшествующего этапа. Между ними существует
преемственность. Так, неклассическая
наука не уничтожила классическую рациональность,
а только ограничила сферу ее действия.
При решении ряда задач неклассические
представления о мире и познании оказывались
избыточными и исследователь мог ориентироваться
на традиционно классические образцы
(например, при решении некоторых задач
небесной механики не привлекают нормы
квантово-релятивистского описания). Точно
так же становление постнеклассической
науки не стало причиной уничтожения всех
представлений и познавательных установок
неклассического и классического исследований.
Классическое представление о рациональности восходит к эпохе Нового времени и Просвещения. Сквозь призму классической рациональности мир представал как законосообразный, структурно-организованный, упорядоченный. Из тезиса И. Канта о том, что законы чистого разума имеют абсолютную общезначимость, следует, что всякое вообразимое существо, пусть это будет даже ангел, если оно претендует на рациональность, должно подчиняться одним и тем же законам мышления. С точки зрения классической рациональности, объект дан субъекту в виде завершенной, ставшей действительности.
В выражении
«Мыслю, следовательно, существую», принадлежащем
яркому представителю рационализма,
французскому философу Р. Декарту (1596—1650),
критерием существования и
принимать
за истинное только то, что не дает никакого
повода к сомнению; разделять сложные
проблемы на простые компоненты; располагать
простые элементы в строгой последовательности
составлять полные перечни имеющихся
элементов. Необходимо отбрасывать все,
в чем сомневаешься: чувства, которыеобманывают;
образы, которые неустойчивы; понятия,
которые бывают ошибочными. Упомянутое
выражение Декарта подчеркивает безусловноепревосходство
умопостигаемого над телесным. Современные
ученые, размышляя о специфике развития
науки, подчеркивают, что она прежде всего
отличается своей рациональностью, представляет
собой развертывание рационального способа
освоения мира, это образ мыслей и действий,
обладающий разумностью, целесообразностью,
ясностью, отчетливостью. Рационалист
хочет видеть мир законосообразным.
Рациональность — это
прежде всего определенный
способ вписывания человека
в мир. Рациональность — это такое вписывание
в мир, которое опосредовано предварительной
работой в мыслительном, идеальном плане
и связано с пользой, надежностью, целесообразностью
и общезначимостью. Рационалист предваряет
все свои действия их апробацией в мыслительном,
идеальном плане. Сначала трансформируется
реальная ситуация в идеальный объект,
производятся различного рода эксперименты
и прикидки и лишь затем, получив удовлетворительную
схему деятельности, действует. Это в идеале.
Рациональность предстает
как наиболее адекватное
средство проникновения
на теоретический уровень
исследования, где за видимостью исследователь
пытается распознать сущность, основу,
причину и закономерность данного феномена.
Рациональность - способность мыслить
и действовать на основе разумных норм,
а в широком смысле — соответствие деятельности
разумным правилам. На вопрос, чем ограничена
рациональность, философы отвечают, что
рациональность ограничена «непрозрачностью
бытия», не дающего возможности реализовать
идеальные планы деятельности, вырабатываемые
рациональным сознанием. Это можно считать
онтологическим ограничением рациональности.
Рациональность ограничена также и реальной
конечностью конкретно-исторического
субъекта познания, т.е. теми формами познавательной
деятельности, которые сложились и имеются
в его распоряжении. Это гносеологическое
ограничение рациональности. Рациональность
ограничена наличием в человеческой природе
таких стихий, как чувства, эмоции, духовность
(антропологическое ограничение рациональности),
а также присутствием в человеке фактора
телесных и физиологических потребностей
— биологическое ограничение рациональности.
Не нужно забывать и о том, что рациональность
может быть ограничена агрессивностью
самоутверждения — экзистенциальное
ограничение рациональности. Современное
«зрелое» рациональное сознание должно
включать в себя моменты метарациональности,
фиксирующей пределы рационализации как
самого сознания, так и действительности
с указанием на значимость интуиции, инстинкта,
веры, чувств, природных задатков.
Типы рациональности: закрытая
открытая универсальная специальная мягкая
сверхрациональность и пр. сегодня:
полисемантизма, многозначности
понятия «рациональность».
В логике полисемантизма рациональность относится к: к сферам природной упорядоченности, отраженной в разуме; к способам концептуально-дискурсивного (discursus - рассуждение, довод) - рассудочный, понятийный, логический. Согласно Канту, опосредованное через понятия Д. сознание находится в оппозиции интуитивному, непосредственному сознанию так же, как рассуждение противостоит созерцанию.) понимания мира; совокупности норм и методов научного исследования и деятельности. Научная рациональность - высший и наиболее аутентичный требованиям законосообразности тип сознания и мышления. Отождествляется и с целесообразностью. Рациональный способ вписывания человека в мир опосредован работой в идеальном плане. Рациональность ответственна за специальные процедуры трансформации реальных объектов в идеальные, существующие только в мысли. Это способность мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир разумно-понятийно. Научной рациональности нужны знания, пригодные для практического использования, а следовательно, она признает лишь те идеальные объекты и процедуры, которые непосредственно или опосредованно, актуально либо потенциально сопряжены с практической значимостью для жизнедеятельности людей. С одной стороны, научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием систем познания и с методологией. В этом отождествлении рациональность словно «покрывается» логико-методологическими стандартами. С другой стороны, рациональность оказывается синонимичной разумности, истинности. И здесь на первый план выдвигаются проблемы выяснения критериев, оснований и обоснований истинного знания, совершенствования языка познания. Рациональность также понимается как присущее субъекту универсальное средство организации деятельности. По М. Веберу, рациональность — это точный расчет адекватных средств для данной цели. По Л. Витгенштейну — наилучшая адаптированность к обстоятельствам. По Ст. Тулмину — логическая обоснованность правил деятельности. Канадский философ У. Дрей рациональным называет всякое объяснение, которое стремится установить связь между убеждениями, мотивами и поступками человека. А. Никифоров обращает внимание на то, что рациональность можно рассматривать трояко: как соответствие «законам разума»: ядро - законы логики ,как «целесообразность» ,как цель науки. Таким образом, единого универсального понимания рациональности отыскать невозможно. Связь научной рациональности и реальной истории развития науки не так уж и проста. В истоках эвристичности, столь необходимой для открытия нового, рационального меньше, чем внерационального. Рационализм так и не нашел адекватного объяснения акту творчества. Три стадии исторического развития естествознания, каждая из которых начинается с глобальной научной революции, можно охарактеризовать с точки зрения научной рациональности: классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном). Концентрирует внимание на объекте. Стремление при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, рассматривая это как необходимое условие получения научного знания. Рефлексия – наука начинает сама себя анализировать с помощью философии. Для классического типа научной рациональности характерно противопоставление субъекта и объекта познания. Идеал познания предполагает, что можно создать одну мысленную конструкцию изучаемого объекта, которая будет одинаковая, универсальная для всех. неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке). Учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, выявление этих связей как условие научного описания и объяснения мира.Связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями не служат предметом научного осмысления, хотя опосредованно определяют характер знаний и то, что именно и каким способом следует выделять и осмысливать в мире. Возникает в первой половине XX в. (после Эйнштейновской научной революции) – последняя четверть XX в. Происходит объединение средств и объекта познания. Невозможно отделить влияние средств на объект познания от объекта познания. Можно проиллюстрировать корпускулярной теорией волнового дуализма. Для познания объекта квантовой механики нужно рассмотреть этот объект и как волну и как частицу. Чтобы познать микрообъекты, нужно заставить взаимодействовать их с научными приборами (макрообъектами), при взаимодействии происходит кардинальное изменение свойств объектов: на одном классе приборов они будут одни, а на другом классе приборов – совсем другие.