Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
Теоретический
уровень познания связан с широким
использованием абстракций и идеализации,
который завершается переходом к исследованию
законов более высокого, чем эмпирические
законы, уровня. Нередко поэтому теоретические
законы называют законами о ненаблюдаемых
объектах.1 В противоположность
им эмпирические законы рассматриваются
как законы о наблюдаемых объектах. Так,
например, закон Бойля-Мариотта, устанавливающий
обратно пропорциональную зависимость
между давлением и объемом газа, относится
к эмпирическим законам, поскольку эту
зависимость можно непосредственно наблюдать
и измерить. В отличие от этого теоретические
законы, основанные на молекулярно-кинетической
теории материи, предполагают введение
таких ненаблюдаемых объектов, как атомы
и молекулы. Такое разграничение между
эмпирическими и теоретическими законами
с точки зрения возможностей познающего
субъекта, хотя и делает более ясным различие
между ними, но не подчеркивает качественно
новой природы теоретических законов
и теоретического знания в целом. Именно
вследствие качественного различия между
эмпирическим и теоретическими знанием
оказывается принципиально невозможным
ни логически вывести теоретические законы
из эмпирических, ни свести к ним.
Видение перспектив современной цивилизации обусловлено тем, что начало третьего тысячелетия сопряжено с созданием интегративной системы мирохозяйственных и геополитических связей и зависимостей. Наука приобретает интернациональный характер.
Научная картина мира в структуре мировоззрения занимает доминирующее положение. Наука направлена на изучение объективных законов развития универсума, научная картина мира как широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззрения. Мировоззрение понимается как система взглядов на мир в целом и предстает как сложный сплав традиций, обычаев, норм, установок, знаний и оценок.
Функции
Н.К.: Интегративная - обеспечении
синтеза знаний, опирается на достоверные
знания и представляет собой не просто
сумму или эклектический набор фрагментов
отдельных дисциплин. Нормативная
- не просто описывает мироздание, воспроизводя
основные его закономерности, но задает
систему установок и принципов освоения
универсума, влияет на формирование социокультурных
и методологических норм научного исследования.
Он считал
запрет ядерного оружия недостаточной
мерой, призывая к отказу от любой
войны как политического
История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:
-Синкретическое,
т.е. неразличимое, единство науки
и философии. Они не
-Начало
различия предметной области
философии и науки.
-Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:
а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;
б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;
в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;
г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).
Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.
Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:
1)Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
2)Помогает
формировать объяснительные
3)Помогает
критически осмыслить
4)Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
5)Обеспечивает
процедуры распространения
6)Помогает
оценить общественную
Взаимоотношения Ф. и Н. Имеют длительную историю. В античной и средневековой их почти не различали(наука была развита слабо). В Новое время было введено понятия универсальной науки, т.е. философию, а остальные науки считались как части философии-это продолжалось недолго. С одной ст. в филос. среде возникло движении против признания Ф. наукой, т.к. считали (Шопенгауэр, Ницше) она жизненней всякой науки, она есть искусства. С др. стороны чувствовалось давления наук на философию.
Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но на ряду с научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.
Из 4-х
совр. Ф. движений (аналитизм, феноменология,
герменевтика и постмодернизма)- наиболее
продуктивно философией науки занимается
аналитизм. Феноменологи разрабатывают
общую теорию познания, её влиянияна современную
науку пока еще не очень значительно. Герменевтики
и постмодернизм, то их влияния сказывается
существенно в области гуманитарных наук.
Возникновение философии науки и ее предмет.
Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной, и т.д. Содержание и проблема философии науки зависят от понимания предмета и задач философии (позитивизм, герменевтика, структурализм, экзистенциализм и т.д.). Философия науки тесно связана с историей науки. Предпосылки возникновения: Периоды преднауки - появление элементов научности: доказательность, обоснование, систематизация (еще в 4 в. до н.э.). Первые научные теории - Птолемей (в конце античного периода), Евклид. Основным признаком научности является разделение эмпирической и формальной реальностей. Формальная реальность - научная теория. Эмпирический объект доступен через свои свойства, на основании опыта строится теоретическая модель, которая кладется в основу дальнейших исследований. Простой пример - атом, доступный нам только через наблюдение его свойств. С 16 века начинается отделение научного материала от ненаучного, эмпирических данных от домыслов. Становление завершается в 18 веке. Дальше начинается "триумфальный процесс развития науки" - производится большое количество открытий. Выделяется особая категория людей - ученые, которые всю жизнь занимаются только наукой. Прежние ученые были одновременно политиками, писателями и т.п. Философия науки как наука возникает в середине 19 века в в позитивистской (Основные представители - Спенсер, Конт и Милль) и неокантианской альтернативах. Философия науки не является единой изначально. Предшественниками позитивистов были Беркли, Юм, Кант. По исследованиям Вернадского, Кант пользовался научными результатами 90-летней давности (16-17 веков), но его исследования давали методологический простор для науки до начала 19 века. Далее они были подвергнуты сомнению. Например, утверждение Канта, что пространство и время являются априорными формами, опровергнуто созданием неевклидовой геометрии - это неврожденное представление о пространстве. Возникла необходимость исследования науки как таковой. Вопрос: как получается новое знание, т.е. как происходит рост науки.
Предмет философии науки - изучение общих закономерностей и тенденций развития научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний, рассматриваемых в их историческом развитии и в отношении с исторически развивающимся социально-культурным контекстом. История науки является эмпирической базой философии науки, а философия науки - теорией развития истории науки. Если главная задача науки - поиск истины, то задача философии науки - выяснение, как возможно постижение истины, как оно происходит.
Основная проблемы философии науки: Ф. Франк: как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам?. К. Поппер: как возможно рассудить, оценить, обосновать далеко идущие притязания конкурирующих теорий?. Так же относятся вопросы о критериях научности и отличиях научного и ненаучного знания, детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные выводы, какова логика научного исследования и модели развития науки и пр. Все они вытекают из центральной проблемы философии науки — проблемы роста (развития) научного знания. Тематика философии науки развивается по трем основным направлениям:
Современная
философия науки выступает от имени
естественно-научного и гуманитарного
знания, пытается понять место науки в
современной цивилизации в ее многообразных
отношениях к этике, политике, религии,
выполняет и общекультурную функцию, не
позволяя ученым стать невеждами, абсолютизирующими
узкопрофессиональный подход к явлениям
и процессам. В наши дни к философии науки
примыкают социологические и психологические
науки.
Постнеклассический период (со вт. половины 20в.) 1. Идеал науки – сочетание объективного и ценностного подхода. Объект – мега, макро и микромиры. В познавательный процесс все больше включаются ценностные элементы и вообще моменты, определяющие ее сущность. 2. Переход от частнонаучных к общенаучным. Вопрос ставится не просто о развитии явления, а о саморазвитии. 3. Утверждение синергетического стиля мышления, для которого характерно интегративность, нелинейность, бифуркационность. Усиление статуса интегрированных тенденций в динамике, тенденция к преодолению разрыва м/у естественным и гуманитарным знанием. Намечается биосферацентризм: трактовка элементов отношений человек – биосфера – космос, в их взаимосвязи и единстве.
Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки Постнеклассический, современный, тип рациональности расширяет поле осмысления деятельности. Он учитывает связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями .
Итак, в
случае непарадигмальных проблем самым
существенным является вопрос о том, как,
каким способом, с помощью каких средств,
методов, процедур действовать в условиях
нестандартной ситуации. К числу непарадигмальных
проблем можно, например, отнести те фундаментальные
вопросы, на которые указывают И.Пригожин
и И.Стенгерс. Это вопросы об отношении
хаоса и порядка, о возникновении структуры
из хаоса, о природе необратимости, энтропии.
Формирование экспериментального метода в науке Нового времени (Г.Б)
Новое время - период с XVII до конца XIX века - эпоха научной революции: прогресс в науке и технике, увеличение производительности труда. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Наука играет всё более значимую роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке занимает механика. Именно в механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Применение механистического метода привело к поразительному прогрессу в познании физического мира. Представления о механической обусловленности явлений особенно упрочнилось под мощным влиянием открытий Ньютона. Основными результатами утверждения новоевропейского мышления: 1.происходит освобождение науки от влияния святого писания. 2. демократизация и эффективация научного поиска: отказ от средневекового догматизма и толмутизма 3. натурализация мышления, которое опирается теперь на основу законосообразности, объектно—сущей природы с естественной причинностью, едиными и проникающими и охватывающими её как целое законами.