Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
Можно выделить три варианта соотношения мышления и речи, которые должен учитывать современный тип развития рациональности.
Первый вариант характеризуется областью неявного знания, словесное выражение которого несамодостаточно или недостаточно адекватно. Это область, в которой компонент молчаливого неявного знания доминирует в такой степени, что его артикулированное выражение здесь невозможно, и которую можно назвать областью «невыразимого». Она охватывает знания, основанные на переживаниях и жизненных впечатлениях. Это глубоко личностные знания, которые весьма трудно поддаются трансляции и социализации. Искусство всегда старалось решить эту задачу своими средствами. В акте сотворчества и сопереживания отражалось умение взглянуть на мир и жизнь глазами героя жизненной драмы.
Второй вариант соотношения мышления и речи характеризуется областью знания, достаточно хорошо передаваемого средствами речи. Это область, где компонента мышления существует в виде информации, которая может быть целиком передана хорошо понятной речью, поэтому здесь область молчаливого знания совпадает с текстом, носителем значения которого она является.
Третий вариант — область «затрудненного понимания»: между невербальным содержанием мышления и речевыми средствами имеется несогласованность, мешающая концептуализировать содержание мысли. Это область, в которой неявное знание и формальное знание независимы друг от друга.
Следовательно, в объем современного типа рациональности попадают и эти нюансы, задающие пределы артикулированности мышления. Рациональными по своему характеру являются навыки и инструментальные действия, однако они во многом индивидуальны. С другой стороны, написанные правила и инструкции не всегда могут быть рациональными, ибо не воспроизводят все секреты мастерства, не могут заменить технологию, которая остается неартикулированной. Помимо расширения современного типа рациональности с учетом потенциала неартикулированного существуют и возможности ее расширения с учетом резервуара полисемантизма. Смысл научных положений мыслится как однозначный, но смысл рациональности как таковой зависит от неявного контекста «знания как», знания-умения, знания-власти и пр. Смысл формируется как бы в секущей плоскости — в процессе внутреннего прочтения формирующегося текста «для себя» и многообразных факторов, связанных с его артикуляцией «вовне». Современные ученые утверждают, что смысл неотделим и от личной уверенности, которая вкладывается в провозглашаемое научное суждение.
Глобальные революции и смена
типов научной рациональности. Сущность
классического, неклассического и
постнеклассического типов рациональности.
Научная рациональность (разумное, мыслительное).
Рациональность – определенный стиль
(тип) мышления, базирующийся на нескольких
постулатах: 1) Убежденность в упорядоченности,
закономерности, иногда целесообразности
устройства мироздания в целом. 2) Убежденность
в том, что упорядоченная закономерность
мироздания может быть постигнута человеческим
разумом. 3) Признание доказательства (главным
образом, логико-математического) главным
средством обоснованности знания. Существуют
субъект, средства и объект познания.
Научное мировоззрение охвачено борьбой с противоположными новыми научными взглядами, среди которых находятся элементы будущих научных мировоззрений; в нем целиком отражаются интересы той человеческой среды, в которой живет научная мысль. Научное мировоззрение, как и все в жизни человеческих обществ, приспособляется к формам жизни, господствующим в данном обществе. В этом смысле научное мировоззрение не есть научно истинное представление о вселенной — его мы не имеем.
Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывает его истинности. Нередко видно и обратное. Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых, придерживающихся господствующих взглядов. Но для того, чтобы доказательство было понято современниками, нужна долгая работа и совпадение нередко совершенно исключительных благоприятных обстоятельств.
Мы полагаем, что такие обстоятельства складываются в нашей стране и мире в целом. Идея синтеза наук и организация научно-исследовательской работы человечества, которой всю свою жизнь посвятил В. И. Вернадский, есть та путеводная нить, которая может сохранить развитие, ускорить духовное возрождение и объединить всех мыслящих людей (рис. 3).
«Глупость и мудрость каждой эпохи одинаково ценны для науки следующих эпох». (С.Е.Лец.)
«Новое» — это «хорошо забытое старое», — такое доказанное положение науки, которое может быть известно давно, но в силу невостребованности не было включено в состав доминирующего научного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщающая форма знаний о системе «природа—общество—человек», выражающая отношение к окружающему миру в целом.
2. Научное мировоззрение — это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом.
3. В основе научного мировоззрения лежит метод — средство, которым знание подвергается проверке.
4. Принципиальной особенностью научного мировоззрения является то, что общие законы природы, как составная часть научного мировоззрения, являются общеобязательными для всех.
5. Научное и интуитивное мировоззрение находятся в тесном взаимодействии. Интуитивное мировоззрение является питательной средой, источником идей. Научное мировоззрение обогащает религию, искусство, обыденное сознание — дает новые возможности глубже понять окружающий мир.
6. Знание в собственном смысле — это результат мышления, выраженный в форме принципов и понятий, раскрывающих содержание системы.
7. Научное знание — это знание, которое можно доказать.
8. Доказать — это логически и экспериментально воспроизвести знание.
9. Требование доказуемости — это требование измерения знания. Без измерения и вне измерения невозможно отделить фантомы субъективного восприятия от действительных процессов реального мира.
10. Логика проектирования устойчивого развития — это правила принятия решений о том, что нужно сохранить и что изменить, чтобы обеспечить сохранение развития в системе «природа—общество—человек».
11.
Универсальной основой
любого точного знания
является Пространство
и Время. Эти понятия
являются фундаментальными
в философии и науке.
Нераздельность пространства
— времени есть эмпирически
подтвержденное научное
положение, прочно вошедшее
в научную работу.
Концепция
Куна Развитие
науки - процесс поочередной смены
двух периодов – 1. "нормальная
наука"- безраздельно господствует
парадигма 2. "научная
революция" - распад парадигмы,
конкуренция между альтернативными парадигмами,
победа одной из них, переход к новому
периоду "нормальной науки". Причем
последние гораздо более редки в истории
развития науки по сравнению с первыми.
Парадигма-совокупность наиболее
общих идей и методологических установок
в науке, признаваемых данным научным
сообществом. Свойства: 1) принята
научным сообществом как основа для дальнейшей
работы; 2) содержит переменные вопросы,
т.е. открывает простор для исследователей.
Переход одной парадигмы к другой через
революцию является обычной моделью развития,
характерной для зрелой науки. Научное
развитие подобно развитию биологического
мира, представляет собой однонаправленный
и необратимый процесс. Недостатки теории:
он излишне автоматизирует труд ученых,
характер ученых в период формирования
науки.
У Риккерта две основополагающие работы: «Науки о природе и науки о культуре» (сначала — небольшая брошюрка 1899 г., затем книга 1910 г.) и «Философия истории» (1905). В первой работе он дает определение ценности (до этого его никто из неокантианцев не давал) — «ценность — это духовная цель, жизненная практическая установка, выражающая живой нерв культуры, ее смысловое ядро, отражающая динамику культуры». Культура вообще есть процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития. Он возводит ценность в ранг универсальной системообразующей категории. То, что нельзя отнести к ценностям, не имеет никакого смысла. Поэтому нельзя смешивать такие понятия, как закон и ценность. Закон отражает что-то типическое, а за ценностью всегда стоит нечто уникальное. Неизбежность и долженствование, бытие и смысл. Все философы, кроме Канта, грешили неразличением этих понятий. Но все философы, учившие о смысле жизни, создавали настоящее философское учение. Философия как наука о ценностях для Риккерта есть философия культуры. Когда в начале XX в. возникла философия культуры, это была первоначально философия ценностей культуры (ценностная философия культуры). Без идеала над собой человек в духовном смысле этого слова не может правильно жить.
Баденская школа В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Два класса наук: А)исторические о духе и культуре; Б)естественные. А) идеографические (описывают индивидуальные события) – наука о событиях Б) номотетические (фиксируют общие свойства; повтор) – абстрагируются от индивидуальных свойств (физика, биология). Отличаются не по предмету, а по методу Науки о культуре – это множество науч. дисциплин, изучающих человеческую деятельность во всех ее главных аспектах – предметном, целевом, процессуальном, результатном. В зависимости от предмета деятельности деятельность подразделяется на: производственную, социальную, информационную.В зависимости от цели деятельность делится: на высокую (более значимую), на низкую. В зависимости от характера процесса: творческая или изменяющаяся, репродуктивная или развивающаяся.В зависимости от результат: материальная, духовная.
В конце
19-го века в русле неокантиантства
была предпринята попытка (и довольно
успешная) разграничить ''науки о природе''
(естествознание) и ''науки о духе'' (''науки
о культуре''). Рассматриваемая проблема
стала и предметом исследований Э. Гуссерля,
который считал, что традиционная наука
является знанием о фактах природной действительности,
но далека от наиболее важных вопросов
жизни человека. Поэтому он предложил
новое понимание рациональности, которое
должно быть основано на всеобщей науке,
включающей в себя и вопросы бытия, и проблемы
человеческого существования.
Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.
Все научные категории — только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» — это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие — атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия: осмысленный характер; ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.
Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами. Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости: целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль); традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды). аффективное — определяется эмоциями; Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.