Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".
Философия науки и философия техники, философия науки и история науки, философия науки и методология науки. Методология философии науки.
Философия науки (в узк. см.) – это направление или философская дисциплина, которая изучает общие закономерности и тенденции научного знания как особую деятельность по производству науч. знаний, взятых в исторически изменяющемся социо-культурном контексте.
Предмет дисциплины «История и философия науки». Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющимся социокультурном контексте. Важнейшие идеи и принципы философии науки начали формироваться еще в XVII веке, когда возникло экспериментальное естествознание, составившее основу классической науки. Но самостоятельной философской дисциплиной она стала лишь во второй половине XX века. Быстрый рост научного знания и широкое применение ее достижений в технике после окончания второй мировой войны привели к невиданному раньше научно-техническому прогрессу, охватившему многие промышленно развитые страны. А это не могло не вызвать общественного интереса к проблемам развития науки, к усилению темпов ее роста, укрепления связей с промышленностью и народным хозяйством в целом. В ответ на эти потребности возникает целый ряд новых дисциплин, поставивших своей целью исследование различных аспектов существования и функционирования науки. К ним относится науковедение и наукометрия, социология и экономика науки, история науки и психология научного творчества. Лидирующее место среди них занимает философия науки.
Чтобы определить место философии науки в общей системе дисциплин, изучающих те или иные аспекты научной деятельности, необходимо выявить те ее специфические особенности, которыми она отличается от других дисциплин. Если история науки, как дескриптивная, или описательная, дисциплина занимается конкретным описанием различных открытий и изобретений в различных отраслях наук в разные периоды времени, а науковедение изучает формы организации науки, ее взаимодействие с общественными структурами, то философия науки ставит своей главной целью исследование процесса познания в науке. В отличие от социологии науки она не анализирует структуру научных сообществ, взаимоотношения между их членами, а учитывает лишь общий характер воздействия общества, его материальных и духовных потребностей на развитие науки. Психология научного исследования в противоположность нормативному и методологическому подходу философии науки изучает такие компоненты процесса творчества, как воображение, интуиция, принцип «гештальта» и другие. Но ни одна из этих дисциплин специально не изучает процесс научного исследования, рост и развитие науки.
V Философия науки имеет своим основным предметом исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах истории развития общества.
Ее главная
цель состоит поэтому в раскрытии тех
методов, способов и приемов, с помощью
которых достигается объективно истинное
знание об окружающем нас мире. Для достижения
этой цели она опирается на результаты
исследований в области истории науки,
науковедение, социологии и экономики
науки, а также психологии научного творчества.
Изучая общие закономерности развития
и обоснования научного знания, философия
науки на разных этапах истории общества
раскрывает именно рациональные методы
и нормы достижения объективно истинного
знания. Но без тщательных, документированных
и основательных исследований историков
науки сама она выполнить такую задачу
не в состоянии. Поэтому она обращается
здесь к трудам историков науки, на основе
анализа которых можно выявить определенные
тенденции в формировании новых направлений
в развитии науки. Результаты изучения
социальной структуры групп и сообществ,
занимающихся научными разработками,
отношений между его участниками, роль,
которую играют в них лидеры — все эти
особенности и конкретные механизмы организации
процесса исследования раскрываются в
рамках социологии науки. Исследования
социологов науки позволяют философии
науки получить более ясное и конкретное
представление о современных социальных
условиях производства научного знания.
Обращение к результатам психологического
анализа научного творчества дает возможность
установить различие между логико-методологическими
и психологическими подходами к поиску
научной истины, разграничить объективные
и субъективные критерии в процессе познания.
Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.
Понятие науки, ее основные аспекты: наука как знание, как сфера деятельности, как социальный институт.
НАУКА - особая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания. Свойства: объектная предметность, общезначимость, обоснованность, определенность, точность, проверяемость, воспроизводимость предмета знания, объективная истинность, полезность. Наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект. Историческое многообразие форм науки: древняя восточная преднаука, античная наука, средневековая наука, новоевропейская наука: классическую, неклассическую, постнеклассическую. Эти типы науки отличаются друг от друга не только своим предметным содержанием и дисциплинарным объемом, но и своими основаниями (онтологическими, гносеологическими, социальными и др.) При анализе современной науки можно выделить 4 класса наук, различных по ряду параметров: логико-математические, естественно-научные, инженерно-технические и технологические, социально-гуманитарные.
С точки зрения философского метода наука: 1)есть результат деятельности рациональной сферы сознания; 2)наука это объективный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт; 3)наука в равной степени относится как к познавательной, так и к оценочной сфере рационального сознания. Наука - как рационально-предметный вид познания (Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта). 3 аспекта Все аспекты связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого:
Наука как специфический тип знания - исследуют логика и методология науки. Главная проблема - выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от результатов других видов познания. Признаки научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, обоснованность, полезность.
Наука как познавательная деятельность. Наука это когнитивная познавательная деятельность. Любая деятельность это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства. Цель- получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы. 3 основные модели изображения процесса научного познания: Эмпиризм - научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о предмете научного исследования, выдвижение на их основе гипотез. Теоретизм исходный пункт научной деятельности – некая общая идея, рожденная в научном мышлении. Проблематизм исходный пункт - научная проблема, которая представляет собой существенный эмпирический или теоретический вопрос. Циклическая схема научной деятельности Поппера. Современная научная деятельность не сводиться к чисто познавательной. Она является существенным аспектом инновационной деятельность, направленной на создание новых потребительных стоимостей.
Наука как социальный институт. Функционирование научного общества осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, имеющих статус моральных норм – научного этоса. Мертоном считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива: Универсализм - внеличностный, объективный характер научного знания. Коллективизм – плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом. Бескорыстность главная цель деятельности ученых – служение истине. Организованный скептицизм – запрет на догматическое утверждение истины, развитие критики.
Позднее Барбер добавил еще 2: Рационализм – утверждает, что наука не просто стремится к объективной истине, а к доказанному, логически организованному дискурсу оценивает который научный разум. рационализм и эмоциональную нейтральность. Эмоциональная нейтральность запрещает людям науки использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии.
Современная
наука - это мощная самоорганизующаяся
система, двумя главными контролирующими
понятиями которой выступают экономическая
подпитка и свобода научного поиска.
Специфика научного знания. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения нового объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Наука – это творческая деятельность, результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и другие формы познания, наука есть социально историческая деятельность, а не только “чистое знание“. Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания. Основные особенности научного познания (критерии научности). 1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности и их систематизация.2. Целью научного познания является – объективная истина (отсюда характерная черта – объективность).3. Знание ориентировано на воплощение в практике.4. Научного познания направлено на воспроизводство знаний.5. В процессе познания применяются средства познания (материальные и духовные), которые сами являются предметами познания.6. Для научного знания характерна строгая доказательность, обоснованность и достоверность.7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.
Специфика
научного знания заключается
в том, что оно в конечном итоге
представляет собой совокупность некоторых
познавательных процедур и способов организации
полученного знания, которые, несомненно,
носят интегрирующий характер. Эта интеграция,
реализ в науке, проявляется в том, что
бесконечное многообразие реальных явлений,
существующих в действительности, индивидуальных
и неповторимых, вполне успешно описывается
довольно жестким и конечным языком науки.
Интеграция в науке связана, прежде всего,
с унификацией разнообразных методов
научного исследования. Разработка методологии
науки привела к единому научному стандарту,
конечно, эти методы есть уровень абстракции
и в каждой конкретной области они имеют
собственную объектификацию. Кроме того,
есть общенаучные методы типа применения
математических методов исследования
объектов во всех науках без исключения.
Интеграция идет и в плане объединения
теория и видения их внутренней взаимосвязи
на основе открытия основополагающих
принципов бытия. Это не означает отмены
этих наук, а это лишь более глубокий уровень
проникновения в сущность исследуемых
явлений - создание общих теорий, метатеорий
и общих методов доказательства. Происходит
объединение наук на принципе нового уровня
абстракции, примером чему может опять
служить теория систем.
Формы и методы научного познания.
Основной формами научного познания являются: 1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. В структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания. 2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер. 3) Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; - система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к действительности. В процессе научного познания используется разнообразные методы. Отличительно особенность философских методов – универсальность. Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине: Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение – установление различие и сходство предметов. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов. Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот. Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот. Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках. Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом. Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот.
Эмпири́зм, эмпирицизм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).