Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".
48(а) Б. Формы общественного сознания:
1) философия; 2) религиозное сознание; 3) научное; 4) искусство (эстетическое сознание); 5) мораль; 6) политическое сознание; 7) правовое сознание.
Это традиционно выделяемые
формы общественного сознания. Сегодня
обосновывается правомерность выделения
таких форм общественного сознания
как экологическое или
Уровни общественного сознания
Обыденное сознание – это повседневное, практическое сознание. Отражает бытие на уровне явлений, а не сущности, поверхностно, не системно.
Теоретическое сознание – глубинное, систематизированное отражение жизни общества. Является следствие научных исследований. Общественная психология – совокупность общественных чувств, эмоций, настроений, переживаний, волеизявлений и т.п., складывающихся в результате: а) непосредственных воздействий жизни и б) в результате идеологических воздействий (так, распускаемые слухи, воздействие СМИ и т.п. могут искажать действительное положение дел в обществе, формировать негативные социально-психологические комплексы у масс или наоборот). Например, ненависть к фашистам была результатом прямой реакции на агрессию; так, в Беларуси было 260 концлагерей во время Великой Отечественной войны. А вот «обожествление» Сталина явилось результатом идеологической пропаганды, не результатом прямого знакомства с ним. Общественная психология может характеризоваться такими понятиями как апатия или энтузиазм, нетерпеливое желание скорого успеха и целеустремленность, агрессивность или толерантность и т.п.
48(в) этом сыграло появление частной собственности, классов, государства.
Формы общественного сознания разделяются по:
1) предмету отражения;
2) способу отражения; 3) по выполняемой
ими функции (какие
Религия. Специфическое отражение мира через разделение его на земной и потусторонний, признание ведущей роли последнего. Религиозному сознанию характерно эмоционально-фантастическое отражение действительности, основанное на вере в сверхъестественное. Функции: компенсаторная (утешение); интегративная (объединение верующих); регулятивная (регулирует поведение верующих через религиозные ценности, отправляемый культ); коммуникативная (осуществляется в совместной культовой деятельности); функция помощи. Наука. Предмет – природный, социальный, внутренний мир человека. Способ отражения – отражение в понятиях, законах, теориях. Функции – познавательная, практически-действенная . (См. тему «Научное познание»). Эстетическое сознание и искусство. Основное понятие «прекрасное» (противоположное – «безобразное»). Отражается именно эта сторона мира. Искусство – способ освоения действительности в форме художественных образов. Функции – удовлетворение эстетических потребностей; учит давать эстетические оценки; воспитание через эмоциональное воздействие на человека; коммуникативная, познавательная. Художественный образ раскрывает общее в
50(б) Но цивилизация одновременно закрепила экономическое неравенство и политическое насилие, что привело к новому «варварству» - к удовлетворению потребностей тела, но не духа. Потребности духа удовлетворяет культура. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры.
Цивилизация есть собственно социальная, а не природная организация общества в целях воспроизводства общественного богатства. Ее появление связано с разделением труда, затем, дальнейшим развитием техники и технологии (это и было положено в основу деления общества на варварство и цивилизацию в цивилизационном подходе).
Итак: Цивилизация-это социальная организация общественной жизни на определенной экономической основе; Культура полагает целевые и ценностные установки цивилизации. Цивилизация обеспечивает социально-организованные и технологические средства функционирования и развития культуры. В.И.Вернадский рассматривал цивилизацию как явление «отвечающее исторически, вернее геологически, сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества… не было». (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1977. Кн.2. С. 33).
Эрн: Цивилизация есть изнанка культуры. Бахтин: Культура существует на границах… Современная цивилизация – техногення (результат преобразования природы и общества на базе развития техники). А.Тойнби выступал за создание единой цивилизации, но при этом важно, чтобы сохранялось разнообразие культур (критиковал идущий процесс глобализации за то, что он протекает как всеобщая вестернизация). Пришвин: Культура – связь между людьми в их творчестве. Цивилизация – сила техники, связь вещей. Ф.И.Гиренок: Культура в своем развитии опирается на личностные структуры человека (на человека как личность). Цивилизация в своем развитии опирается на структуры рабочей силы человека. На человека как рабочую силу только).
50(г) Однако активно выступают представители другого мнения – о том, что необходим и возможен диалог цивилизаций и культур. Идею диалога выдвинули еще софисты, Сократ, Платон, Аристотель. В Средние века диалог использовали в нравственных целях. В эпоху Просвещения, в немецкой классической философии также использовался диалог. Фихте, Фейербах говорили о необходимости диалога между «Я» и «Другим»¸т.е. диалог предполагает понимание своего Я и общение, на основе уважения, с другими Я. Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Диалог – это понимание и уважение ценностей других культур.
Важным во взаимодействии культур и цивилизаций является наличие каких-то общих ценностей – общечеловеческих ценностей.
Диалог помогает снять политическую напряженность между государствами и этническими группами
Культурная замкнутость ведет к гибели культуры. Однако изменения не должны затрагивать ядро культуры. Основные формы культуры
В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах:
1) высокая, или элитарная
культура - изящное искусство,
2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;
3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.
От А. Шопенгауэра и
Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета
50(е) 3)культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.
Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Можно говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта, следует различать: 1) уровнь общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом и 2) уровень локальных ценностей, служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества. Функции культуры в обществе, ее структура Культура - социальный феномен и в своих основных подсистемах (материальной и духовной) выполняет следующие основные функции: созидание и преобразование окружающей среды; созидание и преобразование самого человека; потребление: от элементарного жизнеобеспечения до эстетического наслаждения; коммуникативно-нормативная функция, благодаря которой
общество существует как слаженная иерархия коллективов. В основе каждой культуры лежат определенные ценности - разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. Особое место в культуре занимает язык, который можно определить как систему коммуникаций, использующих звуки и символы, имеющих условное, но строго определенное структурное значение.
Духовная культура включает в себя следующие основные компоненты: искусство, литературу, науку, образование, религию, идеологию. Каждый из них представляет особый социальный институт и выполняет различные функции.
51. Философские вопросы антропосоциогенеза. Вопрос о происхождении человека и общества неразрывно связан с вопросом о происхождении сознания. 3 основные концепции социоантропогенеза.1. Религиозная или креационистская концепция Считает, что человек создан по образу Бога, а сознание – это искра божья. Поэтому уже от рождения в нас присутствует некое «чистое сознание», могут быть врожденные идеи или ощущения. 2. Трудовая или эволюционно-натуралистическая теория социоантропогенеза
Большую роль в возникновении общества, человека и его сознания отводит труду, сложной орудийной и коллективной деятельности.
Еще в 19 веке Ф.Энгельс в работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека» обобщил данные естествознания по этому вопросу. Он выделял биологические и социальные предпосылки возникновения человека и сознания.
А) биологические предпосылки: прямохождение, освобождение руки, мясная пища, пользование огнем, стадный образ жизни, развитие гортани и др. Б) социальные предпосылки:
1) Труд как совместная деятельность людей по производству орудий труда, а не простому использованию подручных средств; передача орудий и способов их изготовления по наследству. Только человек способен изготавливать орудия с помощью других, ранее изготовленных орудий. изготовления включает в себя момент творчества как создания нового (творческая активность – специфически человеческая черта).
2) Речь как социальная предпосылка появления сознания. Все животные обладают средствами обмена информацией. Язык же – это не первая, а вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Только язык может воспроизводить ситуации прошлого и прогнозировать будущее. Общение же животных ограничено контекстом ситуации. Язык – это сложная система материальных знаков.
52. Философская
антропология: человек как предмет
философского анализа в
Познание человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится еще в словах Сократа: «Познай самого себя». При этом он имел в виду, что познать себя – это значит познать в себе человека вообще.
Итак, философия стремится выявить, что такое человек вообще. Каковы его природа и сущность? Считается, что по природе человек – существо биологическое, а по сущности – социальное.
Т.е. человек – противоречивое существо. Это отмечал ученый и философ Возрождения Б.Паскаль: «опасно убедить человека в величии, умолчав о низменности, еще опаснее не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Пусть он знает, каков он в действительности».
В человеческой природе имеют место противоречия материального и духовного, конечного и бесконечного, биологического и социального, осознанного и бессознательного и т.д. Н.Кузанский: человек есть микрокосмос. Итак, идет ли сегодня биологическая эволюция человека? Имеют ли место мутации? – да. Но нет условий для направленного отбора мутаций. Этому мешают здравоохранение, мораль и т.п. социальные факторы. Но имеет место такое явление как акселерация, говорящее об определенных изменениях в биологии человека. Кроме того, расизм, геноцид, наркомания (как социальные факторы) также могут повлиять на генофонд человека. А еще развивается генная инженерия, идет процесс глобализации (смешение рас) и т.д. Человек не перестал быть существом биологическим.
В целом же естественный отбор сегодня не является движущим фактором прогрессивного развития человечества, не он определяет существование человека. Особенности существования человека: 1) животные приспосабливаются к среде, а человек среду приспосабливает к своим целям, создает культуру, вторую природу, техногенную среду обитания. 2) удовлетворение естественных потребностей человека регламентируется культурными правилами, традициями.
52(б) (Горький: человек – это звучит гордо!
Пушкин: самостоянье человека – залог величия его…
Паскаль: человек – мыслящий тростник.
Религия: человек создан по образу и подобию Божьему.
Фейербах: человек – природное существо, он создал бога.
Вольтер: Бог создал человека и человек отплатил ему тем же.
Метафизический материализм. Ламетри: человек – машина.
Марксизм: человек – совокупность общественных отношений.
Энгельс: человек – это существо, в котором «природа приходит к осознанию самой себя».
Русский космизм: человек – существо космическое.