Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ответы философия.docx

— 235.97 Кб (Скачать документ)

1.Предмет философии  науки. Основные концепции науки  в истории философии

Философия науки – отросль философского знания, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности; а также часть философских учений, разрабатываемая в той мере, в какой они, так или иначе, обращаются к феномену науки.

 Философия науки пытается  ответить на следующие основные  вопросы: что такое научное  знание, как оно устроено, каковы  принципы его организации и  функционирования, что собой представляет  наука как производство знаний, каковы закономерности формирования  и развития научных дисциплин,  чем они отличаются друг от  друга и как взаимодействуют?

Предмет. Изучает сущностную природу науки , определяет её место и роль в системе культуры.

Концепция К. Поппера. Методологическая концепция К.Поппера получила название «фальсификационизм», поскольку ее основным принципом стал принцип фальсифицируемости.

 Основной мотив концепции  Поппера – отрицание критерия  истины. Теория, не опровержимая  никаким мыслимым событием, - писал  он, - является ненаучной.

По мнению Поппера, полная обоснованность и достоверность  в науке недостижимы, а возможность  частичного подтверждения не помогает отличить науку от ненауки. Философские убеждения Поппера привели его к следующим выводам:

 истинность научного  знания установить нельзя, но  можно обнаружить его ложность;

 критерий – лишь  то знание научно, которое фальсифицируемо;

 метод науки – пробы  и ошибки.

 Фальсифицированная теория  отбрасывается как негодная. Сменяющая  ее теория должна максимально  отличаться от старой. В итоге  следует логичный вывод: развития  в науке нет, признается только  изменение. Прогресс науки состоит  не в накоплении знания, а только  в возрастании глубины и сложности  решаемых проблем.

 Именно с методологической  концепции Поппера философия  науки начала свой поворот  от логики к истории науки.

Концепция Т. Куна. Первой концепцией, основанной истории научных идей и концепций, стала методологическая концепция американского историка и философа Томаса Куна (1922-1996 гг.), получившая название концепции научных революций.

 Важнейшим понятием  концепции Куна является понятие  парадигмы, т.е. совокупности научных  достижений, признаваемых всем научным  сообществом в определенный период  времени. Такими парадигмами в  разное время являлись геоцентрическая  система мира Птолемея, механика  и оптика Ньютона, теория относительности  Эйнштейна, теория атома Бора  и др.

 Науку, развивающуюся  в рамках парадигмы, Кун называл  «нормальной». Кун был убежден  в том, что в реальной научной  практике ученые почти никогда  не сомневаются в истинности  своих теорий и не ставят  вопроса об их проверке. Но  однажды, полагал Кун, может  быть осознано, что средствами  существующей парадигмы проблема  не может быть разрешена. Научное  сообщество распадается на группы, часть которых начинает выдвигать  гипотезы. Когда одна из этих  гипотез доказывает свою способность  справиться с возникшими противоречиями, сообщество формулирует новую  парадигму. Смену парадигм Кун  назвал научной революцией.

Концепция П.Фейерабенда. Одним из философов, выдвинувших очередную концепцию философии науки, был П.Фейерабенд (1924-1997 гг.). Свою концепцию он назвал «эпистемологическим анархизмом». В литературе она получила название теории философского анархизма.

 С точки зрения Фейерабенда каждый волен изобретать собственную кон-цепцию, которую невозможно сравнивать с другими, ибо нет никакой основы для такого сравнения. Следовательно, все допустимо и все оправдано.

Концепция И. Лакатоса. Еще одним представителем методологического направления философии науки был английский историк науки – ИмреЛакатос (1922-1974 гг.). Он создал довольно близкую к куновской концепцию методологии научного познания, которая получила название методологии научно-исследовательских программ.

 Согласно Лакатосу развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ.

 По мнению Лакатоса исследовательская программа включает в себя «жесткое ядро», в которое входят неопровергаемые для сторонников программы фундаментальные положения. Кроме того, в нее входит так называемый «защитный пояс» из вспомогательных гипотез, который обеспечивает сохранность «жесткого ядра» от опровержений и может быть модифицирован, а также частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами.

 Признавая позитивной  мысль Лакатоса о конкуренции в науке как движущей силе ее развития, необходимо отметить и ущербность его концепции, утверждающей, что каждая новая исследовательская программа отбрасывает ранее приобретенное знание. А между тем любые новые проблемы решаются обязательно с учетом апробированных достижений науки, с опорой на ее многовековую историю.

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие науки. Формы бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

 

Философия науки исследует  проблем возникновения и роста  научного знания на разных стадиях  общественного развития. Изучая общие  закономерности развития науки, она  рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного  знания.

Особенности науки и ее взаимосвязи с другими способами  познавательной деятельности и культуры находят свое выражение в 3-х основных аспектах ее существования и функционирования.

1) Наука как познавательная  деятельность. Как и другие способы  познания, наука возникает из  практической деятельности людей.  Она является непосредственным  продолжением обыденного, стихийно-эмпирического  познания, в ходе которого люди  постигали свойства и отличия  необходимых им в практической  жизни вещей. Такие знания опираются  на здравый смысл, которого  достаточно в повседневной практической  деятельности. Но здравый смысл  оказывается неспособным во всех  случаях, когда ему приходится  выходить за рамки обыденной  жизни и практики.

В отличие от этого, наука, однажды возникнув из практики по мере дальнейшего развития начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Этого она достигает благодаря тому, что вместо непосредственного исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе стихийно-эмпирической, практической деятельности, начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов. Правильность или истинность теоретической модели проверяется не столько с помощью непосредственно практики, сколько с помощью специально созданного для этого экспериментального метода. Логические следствия, выведенные из эмпирически проверяемых утверждений модели, непосредственно сверяются с результатами экспериментов. По их подтверждению или опровержению судят о соответствии модели реальной действительности.

Для поиска и проверки новых  истин в науке используются специальные  теоретические и эмпирические методы и материально-технические средства наблюдения и измерения (телескопы, микроскопы). Именно они позволяют  науке вести свой поиск, не дожидаясь  результатов освоения новых объектов природы в существующей практике.

Основными системообразующими факторами, способствующими превращению  науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности, являются: ориентация на объективный  характер закономерностей изучаемых  предметов и открывает возможность  опережающего изучения объектов, неохваченных практикой. Опора на объективные  законы дает науке в конечном итоге  возможность предсказывать и  открывать новые явления и  события, которые могут в дальнейшем с успехом использоваться на практике.

Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений  и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий.

Однако чисто объективных  подход оказывается ограниченным в  тех областях исследования, где приходится учитывать субъективную сторону  деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, мотивы и оценки. Именно поэтому  наряду с научными методами познания существуют другие способы и приемы, которые обычно называются вненаучными.

2) Наука как социальный  институт стала формироваться  в 17-18 веках, когда впервые появились  научные общества, академии и  специальные научные журналы.  Первоначально научными исследованиями  занимались отдельные энтузиасты  из числа любознательных и  обеспеченных людей. Но уже  с 18 века наука превращается  в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются  научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства.  С дальнейшим развитием науки  происходит неизбежный процесс  дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией  научного знания, возникновением  новых научных дисциплин и  последующим разделением прежних  наук на отдельные их разделы  и дисциплины. Этот процесс, начавшийся  в конце 18 века и продолжавшийся  до середины 19 века, привел к дисциплинарному  построению научного знания. Благодаря  ему каждая научная дисциплина  заняла свое место в общей  системе классификации наук, а  самое главное — стала разрабатывать  свои специфические приемы и  методы исследования, чтобы глубже  и тщательнее изучить свой  предмет.

На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука  превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в  развитых странах. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы  ееинституализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами в обществе.

3) Наука как особая  сфера культуры. С самого начала  своего возникновения наука испытывала  воздействие со стороны культуры  общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука  взаимодействует и с другими  формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными  институтами общества. Поэтому правильное  представление о роли и месте  науки в общей системе культуры  можно получить только тогда,  когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия  с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические  особенности, отличающие ее от  других форм культуры, способов  познания и социальных институтов.

 

 

 

3 Логико-эпистемологический подход к исследованию науки

Как уже отмечалось, предпосылки  некоторых идей современной философии  науки можно обнаружить еще в  античной философии. К ним относятся прежде всего диалектический метод мышления, аксиоматический метод построения математического знания и создание Аристотелем формальной логики. Поскольку у древних греков не существовало развитой системы эмпирического знания, то науке Нового времени пришлось здесь начинать с создания новых методов, приемов и процедур эмпирического исследования. В этих целях Ф. Бэконом были разработаны методы индуктивного исследования, которые можно было использовать в простейших случаях. Но естествознание создало более тонкие и сложные способы исследования, объединившие наблюдение и математический расчет. Важнейшим из них был экспериментальный метод, который начал весьма успешно применять Г. Галилей при изучении простейших форм механического движения тел. Особенность его метода заключалась в том, что он в отличие от натурфилософов отказался объяснять явления природы с помощью неких скрытых сил. Вместо этого он начал ставить эксперименты, с помощью которых стал задавать природы вопросы путем выдвижения определенных гипотез. Открытие И. Кеплером законов движения планет и создание И. Ньютоном классической механики и теории гравитации завершило построение механической картины мира. В основе этой картины лежит представление о том, что окружающий нас мир управляется универсальными детерминистическими законами. Принцип механического детерминизма выражает суть механической картины мира: мир выглядит как огромная механическая система, каждое последующее состояние которой определяется предыдущим состоянием. Если же некоторые явления кажутся на случайными, то это означает, что мы пока не смогли открыть причины их возникновения или происхождения. В самом же реальном мире все связано непрерывной цепью причин и следствий, и поэтому все в нем предопределено.

Огюст Конт — родоначальник  социологии и основоположник классического  позитивизма. Сравнивая многочисленные утопические проекты создания идеального общества с точными предсказаниями физики, он пришел к заключению, что  необходимо и в общественных науках отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно  их описывать, систематизировать и  обобщать. Отвергал философию как  навязывающую свои принципы. Поэтому  задачей позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию  конкретных результатов и выводов  научного познания. Наука не должна задавать вопросом почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит. Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"