Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:50, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 64 вопроса по "Философии".

Работа состоит из  1 файл

doc.doc

— 568.00 Кб (Скачать документ)

48.Нayчное nознaние.Науч.позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стремится выявить з-ны для мира и его компонент.

     Для научного  познания  характерно  наличие  2  уровней:  эмпирического  и  теоретического.  Для   эмпирического   познания   характерна   фактофиксирующая  деятельность. Теоритическое познание - это сущностное познание,  осуществляемое  на уровне абстракций высоких порядков.

     Пытаться решить  поставленную  проблему  можно  2  путями:  искать  нужную  информацию или самостоятельно иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов  и  теоритического  мышления.  Наблюдение   и   эксперимент   важнейшие   методы  иследования в научном познании. Часто  говорят,  что  теория  -  это  обобщение  практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто  используют  ряд  осбых  логических приемов:

     1)прием универсализации, который   состоит  в  том,  что   общие  моменты  и  свойства  наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распрстраняются на  все возможные случаи.

     2)перием идеализации, состоящий  в том, что указываюся условия,  при которых  описываемые в  законах процессы происходят  в чистом виде, т.е. так, как  в  самой  действительности  они происходить не могут.

     3)прием концептуализации, состоящий  в  том,  что  в  формулировку  законов  вводятся  понятия,  заимствованные  из  других  теорий,  и  получивщие  в   них   достаточно точный смысл и  значение.

     Важнейшие методы научного познания:

     1)Метод восхождения от  абстрактного  к конкретному.  Процесс научного  познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий,  все более соответсвующих  действительным называют методом 1)

     2)Метод моделирования и принцип  системности. Состоит  в   том,  что  объект  недоступный   непосредсвенному  иследованнию  заменяется  его  моделью.   Модель  обладает схожестью с  объектом в свойствах, интересующих  иследователя.

     3)Эксперимент и наблюдение. В ходе  эксперимента  наблюдаталь исскуственно  изолирует ряд характеристик иследуемой системы  и  изучает  их  зависимость  от  других параметров. 

49.Сущ-ет немало определений метода:"путь позн-я,опирающийся на сов-сть ранее полученных общих зн-й";"сов-сть систематизированных познават.операций, соответствующих предмету и цели науч.исследования";"система регулятивных принципов и приёмов,с помощью к-ых достигается объект.позн-е дей-сти". В содержании приведенных и ряда других определений можно выделить их осн.группы.Прежде всего обращают на себя внимание полуметафорические определения науч.метода,хар-ющие его как путьпозн-я,т.е.ведущий к объективно истинному зн-ю.2ой,конкретизирующий,признак("правильность"пути)в определениях такого рода если не выражен в явной форме,то содержится неявно.Нетрудно выделить также альтернативные группы определений,представляющие метод как сов-сть познават.дей-й и как сов-сть нормативного зн-я,регламентирующего познават.дей-я(процедуры)исследователя,давшие немало поводов для дискуссий о гносеологической сущности метода.Для разрешения сомнений относительно того,что упомянутые группы дефиниций содержат именно два(а не одно)понимания гносеологической природы метода,поясним различия м/д ними на более наглядном примере.В данном случае ситуация напоминает ту,к-ая складывается при изучении фил.-методолог.аспектов технологии как одного из компонентов производств.предметно-практ.дея-сти,где исследователю с необходимостью предстоит четко разграничить 2 смысла понятия"технология"и соответственно 2е стоящие за ними реальности.Во-первых, технология как сов-ть материальных процессов,реализуемых при производстве того или иного продукта;во-вторых,технология как система зн-й,описывающих эти процессы.Понимание метода как сов-сти познават.операций (дей-й) не всегда проводится последовательно.В одной и той же работе оно сочетается с другими трактовками,прежде всего со взглядом на метод как систему правил и принципов,т.е.систему нормативного зн-я.Эта трактовка является доминирующей как в трудах представителей конкретных наук,так и в работах специалистов по ф-и и методологии науки.В соответствии,с заданной в ней ориентацией относительно гносеологической сущности метода данный компонент познават.дея-сти можно определить след.образом: науч.метод-система предписаний, регламентирующих познават.дей-я,операции,процедуры исследователя. Самостоятельную группу составляют "качественные" дефиниции науч.метода,в к-ых он хар-ется как"особое кач-во","особый тип","форма дея-сти".Основу их содержания составляют признаки метода,указывающие на его отн-я и связи с др.компонентами познават.дея-сти- целью,предметом,объектом.Тем самым задается ориентация на отражение системного качества науч.метода путем интегрирования его микро- и макрохар-к.На основании этих признаков,а также исходя из понимания метода как схемы,выражающей содержание и последовательность познават.дей-й исследования,в рамках различных классификаций выделяют след.осн.методы науч.позн-я:непосредствен-ного и опосредованного изучения объектов,основанные на использовании материальных и идеальных ср-в исследования, кач-ые и кол-ые,описательные и объяснительные,содержательные и формальные.Эти оппозиции,разумеется,не исчерпывают всей сов-сти разл.групп методов.Коррелятивно хар-ру исследуемых проблем и задач выделяют группы методов, разработанных для исследования субстрата,функций или поведения объекта.Соответственно стадиям науч. исследования,на к-ых используются существ.методы,их делят на методы постановки проблем,сбора инфы,ее систематизации и теорет.интерпретации,обоснования и док-ва полученного решения.На уровне фил.-методолог.осмысления классификации методов чаще всего делается акцент на их различие по области применения,способности регламентировать познават. дей-я исследователя при изучении более или менее широкой сферы реальности.Предельно широкую область применения имеют фил.методы-системы самых общих принципов,определяющих способ фрагментации и синтеза исследуемой реальности, осмысления усл-й ее стабильности и направленности изменений,а также самый общий способ определения отн-я к ней полученного зн-я.К фил.методам относятся диалектика и ее альтернативы,фил.версии структурализма,феномено-логия,инструментализм, операционализм и др. Это все-общие методы позн-я.За ними следуют общенаучные подходы-методы,используемые во всех сферах науч. исследования для решения опред.класса проблем. Последнее ограничение(применение для решения опред.класса проблем)является гл.критерием их отличия от фил.методов, выработанным в ходе неоднократных дискуссий о соотн-и общенауч.подходов и фил.методов. В совр.методологии науч.позн-я выделяют неск-ко осн.общенауч.подходов: кач-ый,кол-ый,структурно-системный,кибернетический,информацый,синергетичес-кий.Третью группу,выделяемую по степени общности входящих в нее методов,составляют конкретно-науч.методы,регламентирующие познават.дей-я,операции,процедуры исследователя в той или иной науч.дисциплине.Напр.,метод ядерно-магнитного резонанса, калибровочный и хрома-тографический методы-в естественнонауч.дисциплинах;метод ассоциаций,интроспективный метод,герменевтический круг-в гуманитарных исследованиях.Многие методы этой группы имеют междисциплинарный хар-р,что послужило основанием для выделения их в отдельный класс.Ф-фы,специалисты в области методологии науки и ученые не были единодушны в оценке знач-я познават.дей-й и их рез-тов,выделенных в рамках эмпирич.и теорет.уровней. Формируя целостное представление о специфике науч.исследования,боль-во из них явно или неявно тяготело к 2м осн.течениям,сторонники к-ых разрабатывали модели этого процесса.Более ранняя из них-дедуктивизм-модель науч.исследования,выдвигающая на 1ый план гипотетические обобщения,из к-ых методом дедукции выводятся следствия, сопоставляемые с эмпирич.данными.У ее истоков стояли Платон и Аристотель.Типичным пред-лем дедуктивизма считают Декарта,Карнапа,Поппера.2ая-индуктивизм-модель науч. исследования,подчеркивающая приоритетность эмпирич.опытных данных,на основе к-ых методом индукции делаются теорет.обобщения. Основополож-ником и ярким пред-лем индуктивизма явл.Бэкон.В XIX и XX вв.-Милль и Рейхенбах.Анализ особенностей эмпир.и теорет.уровней науч.исследования свидетельствует о наличии в них общих элементов и процессов активного взаимодей-я.Особенно значима роль абстрактных конструктов,хар-р к-ых обусловлен,с од.ст.,накопленными эмпирич. данными,исследова-тельским опытом ученого,его способностью к творч.воображению,с др.-содержанием ранее установленных теорет.законов и выработанных понятий.Содержание теорет.уровня постоянно обновляется за счет инфы эмпирич.хар-ра и в свою очередь активно влияет на процесс эмпирич.позн-я(определяет направленность и режим наблюдений,хар-р экспериментов,методику обработки и интерпретации их данных). 

50.Структура  науч.зн-я-сов-ть предметных представлений об исследуемой реальности,т.е.гл.внимание уделяется содержанию элементов науч.зн-я,восроизводящих особенности строения,функционирования и развития исследуемых объектов.Базовый уровень системы науч.зн-я:данные наблюдений и эмпирические факты.1-ые отражают само наличие исследуемых объектов,их св-ва,типы отн-й с др.объектами в соответствии с хар-ом общей направленности науч.исследования,его целей,задач.Они связаны с др.элементами хар-ом решаемых проблем и задач,а также используемых ср-в и методов.Эмпирич.факты-осн.форма эмпирич.зн-я,выраженного в особого рода предложениях,истинность к-ых определяется рез-ами наблюдения и эксперемента.Отличаются от данных наблюдения:устойчивостю содержания и наличием интерпретации-истолкования на основе имеющегося зн-я.Над базывами элементами структуры науч.зн-я надстраиваются элементы теоретического и метатеоретического зн-я. Теоретические зн-я-гипотеза и теория.Гипотеза-науч.предложение,вероятность к-ого обоснована фактич.данными с учетом уже известных закономерностей,присущих исследуемому объекту.Это не только форма развития науч.зн-я,но и один из важн.элементов его структуры. Теория-форма науч.зн-я,содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и з-нов,к-ые воспроизводят исследуемый объект в виде структурированной сов-ти идеализированных элементов и их корреляций.Представление о развитой теории применимо и к частным теоретич.моделям и з-нам,к-ые в посл.время стали выделять в кач-ве самостоятельных элементов в общей структуре науч.зн-я.Частные теоретич.модели и з-ны-формы теорет.зн-я,содержащие абстрактные конструкты,репрезентирующие ограниченную область исследуемой реальности,и сов-ть з-нов,выражающих корреляции их элементов.Сов-ть метатеоретическогго зн-я по другому-основания науч.зн-я.Гл.функции:мировозренческая и концептуальная.К ней относятся:науч.картина мира,,идеалы и нормы науч.исследования и фил.основания науки.Нач.картина мира-схема познаваемог ообъекта,идеалы и нормы исследования-схема метода.Науч.картина мира-форма науч.зн-я,выражающая особенности системной организации иследуемой реальности.Развитая внутр.структура,4типа представлений:1.о фундаментальных объектах;2.о типологии изучаемых объектов;3.об общих закономерностях их взаимодей-я;4.о пространственно-временной структуре исследуемой реальности.Идеалы и нормы исследования-форма предпосылочного зн-я,имеет развитую внутр.структуру.3 осн.гр.идеалов и норм:1.описания и объяснения.2.обоснования и док-ва;3.организация и развития зн-й. Фил.основания науки содержат представления о всеобщих предпосылках,возможности и общей напрпавленности познават.процессов.выполняют мировоззренческую функции.Изложенные представления о структуре познават.дей-й и науч.зн-я хар-ют естественнонауч.позн-е.Соц.позн-е имеет ряд своих особенностей.Осн.отличия:1.общ-во-самы сложный из познаваемых объектов; 2.дополн.сложность создает специфика взаимодей-я дух.и матер.сфер общ-ва;3.в соц.позн-и наблюдается совпадение субъекта и объекта позн-я;4.истина как рез-т соц.позн-я имеет человеко-размерный хар-р.    

51.Сущ-ет немало определений метода:"путь позн-я,опирающийся на сов-сть ранее полученных общих зн-й";"сов-сть систематизированных познават.операций, соответствующих предмету и цели науч.исследования";"система регулятивных принципов и приёмов,с помощью к-ых достигается объект.позн-е дей-сти". В содержании приведенных и ряда других определений можно выделить их осн.группы.Прежде всего обращают на себя внимание полуметафорические определения науч.метода,хар-ющие его как путьпозн-я,т.е.ведущий к объективно истинному зн-ю.2ой,конкретизирующий,признак("правильность"пути)в определениях такого рода если не выражен в явной форме,то содержится неявно.Нетрудно выделить также альтернативные группы определений,представляющие метод как сов-сть познават.дей-й и как сов-сть нормативного зн-я,регламентирующего познават.дей-я(процедуры)исследователя,давшие немало поводов для дискуссий о гносеологической сущности метода.Для разрешения сомнений относительно того,что упомянутые группы дефиниций содержат именно два(а не одно)понимания гносеологической природы метода,поясним различия м/д ними на более наглядном примере.В данном случае ситуация напоминает ту,к-ая складывается при изучении фил.-методолог.аспектов технологии как одного из компонентов производств.предметно-практ.дея-сти,где исследователю с необходимостью предстоит четко разграничить 2 смысла понятия"технология"и соответственно 2е стоящие за ними реальности.Во-первых, технология как сов-ть материальных процессов,реализуемых при производстве того или иного продукта;во-вторых,технология как система зн-й,описывающих эти процессы.Понимание метода как сов-сти познават.операций (дей-й) не всегда проводится последовательно.В одной и той же работе оно сочетается с другими трактовками,прежде всего со взглядом на метод как систему правил и принципов,т.е.систему нормативного зн-я.Эта трактовка является доминирующей как в трудах представителей конкретных наук,так и в работах специалистов по ф-и и методологии науки.В соответствии,с заданной в ней ориентацией относительно гносеологической сущности метода данный компонент познават.дея-сти можно определить след.образом: науч.метод-система предписаний, регламентирующих познават.дей-я,операции,процедуры исследователя. Самостоятельную группу составляют "качественные" дефиниции науч.метода,в к-ых он хар-ется как"особое кач-во","особый тип","форма дея-сти".Основу их содержания составляют признаки метода,указывающие на его отн-я и связи с др.компонентами познават.дея-сти- целью,предметом,объектом.Тем самым задается ориентация на отражение системного качества науч.метода путем интегрирования его микро- и макрохар-к.На основании этих признаков,а также исходя из понимания метода как схемы,выражающей содержание и последовательность познават.дей-й исследования,в рамках различных классификаций выделяют след.осн.методы науч.позн-я:непосредственного и опосредованного изучения объектов,основанные на использовании материальных и идеальных ср-в исследования, кач-ые и кол-ые,описательные и объяснительные,содержательные и формальные.Эти оппозиции,разумеется,не исчерпывают всей сов-сти разл.групп методов.Коррелятивно хар-ру исследуемых проблем и задач выделяют группы методов, разработанных для исследования субстрата,функций или поведения объекта.Соответственно стадиям науч. исследования,на к-ых используются существ.методы,их делят на методы постановки проблем,сбора инфы,ее систематизации и теорет.интерпретации,обоснования и док-ва полученного решения.На уровне фил.-методолог.осмысления классификации методов чаще всего делается акцент на их различие по области применения,способности регламентировать познават. дей-я исследователя при изучении более или менее широкой сферы реальности. Предельно широкую область применения имеют фил.методы-системы самых общих принципов,определяющих способ фрагментации и синтеза исследуемой реальности, осмысления усл-й ее стабильности и направленности изменений,а также самый общий способ определения отн-я к ней полученного зн-я.К фил.методам относятся диалектика и ее альтернативы,фил.версии структурализма, феномено-логия,инструментализм, операционализм и др. Это всеобщие методы позн-я. За ними следуют общенаучные подходы-методы,используемые во всех сферах науч. исследования для решения опред.класса проблем. Последнее ограничение(применение для решения опред.класса проблем)является гл.критерием их отличия от фил.методов, выработанным в ходе неоднократных дискуссий о соотн-и общенауч.подходов и фил.методов.В совр.методологии науч.позн-я выделяют неск-ко осн.общенауч.подходов: кач-ый,кол-ый,струк-турно-системный,кибернетический,инф-ый,синергетиче-ский.Третью группу,выделяемую по степени общности входящих в нее методов,составляют конкретно-науч.методы,регламентирующие познават.дей-я,опера-ции,процедуры исследователя в той или иной науч. дисциплине.Напр.,метод ядерно-магнитного резонанса, калибровочный и хрома-тографический методы-в естественнонауч.дисциплинах;метод ассоциаций, интрос-пективный метод,герменевтический круг-в гумани-тарных исследованиях.Многие методы этой группы имеют междисциплинарный хар-р,что послужило основанием для выделения их в отдельный класс. 

52наука.Теория позн-я без соприкосновения с нау-кой вырождается в пустую схему.Наука без теории позн-я(наск-ко это вообще мыслимо)становится при-митивной и пустой. А.Эйнштейн.Что такое наука?Яв-ление это сложное.Наука выступает в разных кач-ах: как всеобщий дух.продукт общ.развития,как форма общ.созн-я,как дух.потенциал материального пр-ва, как орудие господства чела над природой,как обоб-щенный опыт всего чел-ва,как основа мировоззре-ния,как результат дея-ти ученых,как развивающаяся система знаний и т.д.Но даже такое перечисление ипостасей науки мало что дает для ее понимания. Науч.зн-е не есть наука,точно так же,как чел знающий,образованный не есть еще ученый.Только созда-вая новое зн-ие,чел приобщается к миру науки.Там, где наука удовлетворяется однажды познанным,там она перестает быть самой собой.Зн-е-продукт науки и ее сырой материал,вновь вовлекаемый в науч.дея-ть подобно продукту и сырому материалу пр-ва веществ. ценностей.Поэтому зн-е можно рассм-ть как элемент науки,ее часть,но ставить знак равенства м/д ними равносильно отождествлению товарного пр-ва с то-варом.Представление о науке как о зн-и унаследовано по традиции от того истор.периода,когда она не была еще опытной,эксперементальной,а являлась чисто умозрительной и когда ее задача состояла в идеаль-ном конструировании мира,а не в его преобразовании. Возникает ?:мыслима ли совр. наука без эксперимен-та,являющегося одной из важнейших форм практ.дея-ти людей? Наука без эксперимента-все равно,что ис-кусство без тв-ва,симфония без исполнения.Мало того,симфония оказывается и без композитора,т.к,ог-раничивая науку только зн-ями,мы исключаем из нее ее творцов-ученых.За борт науки выбрасывается ее исток,ее суть-сам творч.процесс исследовательской дея-ти,т.е.процесс пр-ва зн-й.Значит,наука-не только и не столько наличные зн-я сами по себе,но и дея-ть общ-ва по их пр-ву.Ее взаимоотн-е с материальным пр-ом и общ.практикой выступают как отн-е одной формы общ.пр-ва с др-й.Т.о.,наука-система исследо-вательской дея-сти общ-ва,направленная на пр-во но-вых зн-й о природе,общ-ве и мышлении.Со времени возникновения науки и вплоть до нач.17в.осн.целью науч.дея-ти в соц.плане была выработка общего пред-ставления о мире и месте в нем чела.Объяснит. мировозренческая функция науч.дея-ти являлась са-модовлеющей.В антич.ф-и позн-е было ориентирова-но на то,чтобы рационально-умозрительным путем объяснить устр-во мироздания и место в нем чела.Зн-я,по убеждею греков,могут сами по себе сделать чела добродетельнее, могущественее,им свойственно управлять челом.Благодаря зн-ям чел становится вы-ше другого не положением,не властью,а именно как чел,как личность.Это дарует обладателю зн-й уваже-ние и почет сограждан,а следствием этого могут быть и богатство,и высокое общ.положение.Т.к.объясни-тельная,мировозренческая функция науч.дея-ти явл. главенствующей,ф-я занимает место«царицы наук». мировозренч.ориентацию науки и мн.черты антич. склада,стиля мышления унаследова и эпоха Средне-век.,и Возрожд.Появилась тяга к опытному изучению природы.Стало постепенно заваевывать всеобщее призн-е идея о грандиозных инструмент.возможно-стях науки,ее техн.приложениях.Мысль о том,что наука может существенно влиять на развитие техники и пр-ва,оказалась удивительно созвучной духу нов. времени.Изменение осн.целевой ориентации науки стимулировалось промыш.революцией,возникнове-нием машин.пр-ва.Сращение науки с пр-вом путем превращения,с од.ст.,пр-ва в науч.пр-во,а с др.,-науки в производ.силу.Каждое открытие становится основой для нового изобретения или для новых усовершенст-вованных методов пр-ва.Только капитал.способ пр-ва впервые ставит естествознание как науку на службу процессу пр-ва,в то время как,развитие пр-ва предоставляет ср-ва для теорет.покорения природы. Итак,наука стала фактором произв.процесса,к-ый был и сферой приложения науки.Техника становилась опредмеченной силой зн-я и все больше зависела от успехов науч.исследований.В сер.20в.в науке все более явно начали обнаруживаться процессы,свиде-тельствующие о«кризисе роста»науки, о ее переходе в новое кач-во.В хоже НТР появляется все больше признаков начинающегося фронтального поворота науки в сторону чела.Признаки:1. автоматизация-вы-рывает чела из технолог. подчинения машине.2.совр. техника и технологии требуют от работника кроме опыта,умения,и опред.системы науч.зн-й,высокой общеобраз. подготовки,3.экономисты в разв.странах пришли к выводу,что ср-ва расходуемые на образо-вание не только окупаются,но и приносят прибыль.4. науч.зн-я воплощаются не только в самом пр-ве и в челе-работнике,но и в управлении соц.-эк.процесса-ми,организации труда и пр-ва.Вывод:самая сложная, совр.техника не сможет дать нужного эфекта,если уровень применяемых в живом труде зн-й будет ниже уровня зн-й,опредмеченных в этой технике.Наука всё больше ориентируется не только на совершенствова-ние техники,но и развитие интелл.,творч.потенциала личности.Т.о.в ходе НТР ителл.,дух.развитие личнос-ти становится ведущим фактором роста материально-го пр-ва.       

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"