Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по "Философии".
Проблема:право
на жизнь и право на смерть.Все,
рожденное женщиной–чел,имеет
Категорический эмпиратив Канта: «Жизнь человека ценна сама по себе».Проблема эвтаназии:как быть с теми людьми,к-ые обречены на смерть.Чел должен иметь право на достойную смерть–позиция патерналистов.Позиция антипатерналистов–за эвтаназию.
Патерналисты:эвтаназия
недопустима,чел,к-ый решил уй-ти из жизни,приносит
страдания близким,возникают проблемы:кто
это сделает,«дурной пример»,вдруг изобретут
лекарство и чела можно будет спасти..
43.44.Предмет теории познания составляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности. Конкретизируется он в основных понятиях теории познания и содержании исследуемых ею проблем. Основные понятия теории познания позволяют системно осмыслить характеристики познавательных действий человека (их мотивацию, направленность, главные механизмы реализации, качество ожидаемого результата), а также совокупность проблем, исследование которых дает возможность постоянно уточнять и дополнять общее представление о познавательном процессе.
Исходное понятие гносеологии — "субъект познания". Субъект познания - это носитель человеческой творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний. Адекватное воспроизведение познаваемой действительности — верное, правильное, в идеале воспроизведение действительности "в ее собственных характеристиках", без деформаций, привносимых несовершенством человеческих познавательных способностей, данных ему природой, и недостаточностью созданных человеком средств познания. В роли субъекта познания выступают индивид (отдельный человек), социальная группа (коллектив лаборатории, научно-исследовательского института, академии наук и др., научное сообщество в целом), человеческое общество (совокупность ныне живущих людей, необходимым условием жизнедеятельности которых являются познавательные процессы), а также человечество (совокупность ныне живущих и живших ранее поколений людей, чьи знания используются в настоящее время).
Характер направленности творческой активности субъекта познания конкретизируется в понятии "познавательное отношение". Познавательное отношение - это отношение между субъектом познания и реальностью, ориентирующее активность субъекта на ее адекватное воспроизведение в форме знаний. Оно качественно отличается от практического отношения человека к реальности, ориентированного на ее преобразование, а также от ценностного (аксиологического) отношения, ориентированного на установление значимости для человека того или иного явления природной, социальной или духовной реальности (его полезности или вредности, приемлемости или неприемлемости, справедливости или несправедливости и т.д.).
Заданная познавательным отношением ориентация реализуется (воплощается в реальных познавательных процессах) в познавательной деятельности как одном из видов человеческой деятельности. В соответствии со сказанным о субъекте познания и характере познавательного отношения познавательная деятельность - это творческая активность человека', направленная на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний.
Отмеченные ранее разнородные ориентации в определенной мере сближает понятие объекта познания. Объект познания — это то в сфере природной, социальной и духовной реальности, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное. Один и тот же объект природной, социальной или духовной реальности может быть связан с человеком различными типами отношений (практическим, познавательным, аксиологическим), задающими различные ориентации для проявления его творческой активности. В сфере познавательной деятельности активность человека направлена на выявление происхождения, строения и свойств объекта, состояний в настоящем и будущем, установление характера его отношений с другими объектами, составляющими среду его существования. При этом человек в определенной мере отвлекается от вопросов, связанных с практической полезностью данного объекта и его эстетической ценностью как способностью удовлетворять потребность в прекрасном.
В группу основных понятий теории познания входят понятия "отражение" и "информация", воспроизводящие главные механизмы познавательных процессов. Отражение — это всеобщее свойство объектов реальности, состоящее в их способности воспроизводить признаки, свойства и отношения взаимодействующих с ними объектов. Отражение определяют также как взаимодействие, в результате которого через изменение свойств и состояний одного из взаимодействующих объектов воспроизводятся
особенности другого. Термин "отражение" употребляют и для характеристики результата взаимодействия объектов, т.е. тех следов, отпечатков на одном из объектов, которые воспроизводят некоторые особенности другого объекта. Превалирующее значение имеет первый смысл, где акцентируется статус отражения как свойства (атрибута) всех материальных образований, лежащего в основе механизма познавательных процессов.
Информация - это отражение разнообразия в объектах и процессах живой и неживой природы (системах управления), которое может передаваться через поток сигналов, накапливаться, преобразовываться и храниться. Данное определение не претендует на универсальность. Оно ориентировано прежде всего на развитие представлений о главных механизмах познавательных процессов, заложенных в понятии "отражение", и акцентирует значение сигналов как материальных носителей сведений об отражаемом объекте, которые не связаны с ним законами вещественных и энергетических взаимодействий, в то время как многие виды отражения (прежде всего механическое) таким законам подчиняются всецело.
К основным понятиям теории познания относится также понятие "знание". Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи объектов природной, социальной и духовной реальности. В данном определении подчеркивается статус знаний как самостоятельного духовного образования, что отличает его от эмоциональных оценок предметов и явлений, которые основаны преимущественно на субъективных ориентациях и предпочтениях. Знание отличается также и от информации, хотя в широком смысле слова последняя понимается как совокупность некоторых сведений, т.е. знаний. Однако более точное представление об информации, связывающее ее природу со способом ее существования (посредством системы сигналов), предполагает их различение. Информация в виде потока сигналов может циркулировать по своим каналам в системах управления, будучи не расшифрованной человеком. Прежде всего это характерно для информационных процессов в живых системах, механизмы и содержание которых пока что представлены в виде знания крайне ограниченно. Человеком не расшифрованы "языки" работы собственного мозга, основанной на информационных процессах. Знание же как феномен (явление) познавательной деятельности всегда сопряжено с человеческим осмыслением его содержания, способа существования и механизмов трансляции
45.
ПОНЯТИЕ ПРАКТИКИ
В ФИЛОСОФИИ.Основной формой проявления
жизни чел. является деятельность - чувственно
предметная, практаческая, и духовная,
теоретическая. Чел - активное существо.
Он активно воздействует на окруж его
вещи, придает им форму и св-ва, необход
для удовлетворения его обществ и личных
потребностей. Именно в преобразов мира
челов придает определенностьсвоему бытию.Практика-материальная,
чувствнно предметная
целенаправленная деятельность
людей, имеющая своим
содержанием освоение
и преобразов прир и
социальных объектов
и составляющая всеобщую
основу, движ силу развития
челов общества и познания. Под пр прежде
всего разумеют не только и не столько
деят отдельного чел, сколько совокупную
деят, опыт всего человечества в его исторразвитии..
Какпо содерж так и по форме практика носит
общ характер. Совр практика есть р-т всемирной
истории. Практика включает в себя такие
моменты как цель, потребность, мотив,
отдельные действия, движения, акты, предмет,
на кот направлена деятельность, средства
достиж цели и р-т деятельности.Общ практика
находится в диалект единстве с познавательной
деятельностью, с теорией. По отнош
к познанию она выполн. троякую роль. Во-первых,
явл источником, основой познанияч, его
движ силой, дает ему необход фактический
материал. Во-вторых, практ явл способом
приложения знаний, и в этом смысле она
цель познания. Конечной целью познан
являются незнания сами по себе, а практ
преобразование действит для удовлетворения
матер и духовных потребностей общества.
В-третьих, практ служит критерием истинности
рез познания.Основными видами практ явл
материально-произв деят людей и социально-преобразующая
деятельность масс. (социальная, духовная,
политическая сферы). Естественнонаучный
эксперимент - это особый вид практики.
Н. теория и практ составл такое единство
противопол, в кот практике изначально
принадлежит реш. роль. Но теория не ограничивается
простым обобщением практики, а перераб
эмпирический материал и тем самым открывает
новые перспективы для развив практики.
По отнош к ней теория играет програмирующую
роль. Если практ предшествует теор в плане
происхождения познания, то на уровне
уже развитого н. мышления в знач степени
возрастает возможность и необход внутритеоретического,
содержательного опериро-вания идеальными
моделями вещей, их свойств и отношеий,
не обращаясь непосредственно к практике.,
что открывает путь выходу теорет мышления
из под власти непосредств опыта.История
познания свидетельствует о том, что вслед
за применением какого-либо открытия начинается
бурное развитие соотв области теории.
Естеств и обществ науки, выходя на арену
практ применения, создают механизм обратной
связи между теорией и практикой. Этот
мех позволяет осущ взаимокорректировку
теорет и практ деятельноси, кот и обеспечивает
практике ее функцию быть критерием истины.
Тесное взаимоувязывание теор и практ,
четкость действия мех обратной связи
особенно ощутимы на соврем этапе развития
общества.Пон практики в истории фил трактовалось
по разному. Идеализм трактовал ее как
деятельность духа. Гегель - практ есть
волевая деятельность идеи”.Субъект идеалисты
поним под пр. деятельность обусловленную
волей, интуицией или подсозн началом.,
например “религиозный опыт”.Поск-ку
практ деятельность носит осознанный
хар-р, постольку дух начало, безусловно,
составл ее необходимый момент. И нельзя
разрывать единую целостную деятельность
на 2 ипостаси и тем более противопоставлять
их.
№46.Диалектика
чувств.и рацион.позн-я.Гносеол
С одн.стороны зн-е обусловлено познават.способностью чела.С др.ст.зн-е–как резюме,итог всей чел.деят-сти.
Сенсуализм.В
основе познават.деят-сти–чувства чела,
ощущение–источник(Гоббс, Локк, Фейербах–в
той или иной мере сенсуалисты).Рационализм.
В совр.ф-и–рационалистическая традиция.
Чувственное
позн-е.Осуществляется на базе органов
и чувств(с их помощью он связан с внешн.миром,если
ли-шить этого канала–нет позн-я).Наличие
органов чувств–необходимое и достаточное
усл-е для многосторонней познават.деят-сти.Формы
чувств.позн-я:1.Ощущение–
Формы рационального
мышления: понятия, суждения, умозаключения.Понятие–исходная
форма мышления, отражает общие закономерные
связи объекта. Сущность его–в дефинициях,
предъявляется ряд требований: 1. Гибкие
и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных
слов. Само понятие мысли не выражает,
оно–атом мысли.Суждения–отражает
свойства и связи между предметами. Бывают
отрицательные и положительные.Умозаключения–на
основании известных двух суждений выводится
новое.(У Аристотеля это–сииллогизм–роза-
цветок, цветок–растение, роза–растение).Определение доп
Интуиция
подчеркивает связь между рациональным
и чувственным познанием. Выделять
эти познание в чистом виде нельзя.
47.Фил.учение
об истине. Критерии истины: 1. чувственный-наблюдаемость
того, что утверждается в полученном знании.
Средствами наблюдения должно быть подвержено
само существ-ие изучаемого объекта, его
свойства, характер отношений с другими
объектами, тенденции развития. 2. Логический
– связан с требованием непротиворечивости.
В строгом понимании непротиворечивость-свойство
предложений какой-либо теории, в соответств.
с кот. Из них нельзя с помощью логических
средств данной теории вывести 2 предложения,
одно из кот. отрицание другого. Требование
непротивор. – недопущение прямо противопол.
утверждений об одном и том же предмете,
отношении, в одно и тожу время времени.
3. Практика, кот. не может подтвердить
истинности чел знаний или опровергнуть
полностью, но задает тот диапазон ситуаций
и параметров, в предел. которого степень
истин-ти зн-й проявл. достаточно определенно
(пример относит. практики- закон сохр
энергии, проц-сс теплообмена и др.). Цель,итог
позн-я-получение истинных зн-й,достижение
истины.? об истинности зн-я наряду с ? о
его источнике относится к самым важным
в теории позн-я. Что же такое истина?Ни
предметы,ни ощущения сами по себе не могут
быть ни истинными,ни ложными.Восприятия,
представ-ления ощущения м.б.истинны или
ложны только в случае их сопоставления
с объектом.Истина-