28.Движение-способ
существования материи,ее всеобщий атрибут,проявляющийся
в непрерывном взаимодей-ии и изменении
материальных образований.Выделяют
основные, специфические
и общие формы движения материи.Критериями
их классификации
явл.след.признаки: 1)наличие специф.материального
носителя,т.е. соотнесенность с опред.уровнем
организации неорганической,живой или
соц.материи;2)наличие специф.или системы
специф.взаимодей-ий м/д объектами,образующими
опред.уровень организации материи;3)наличие
относительно замкнутой системы з-ов,управляющих
специф.взаимодей-ями;4)генетическая связь
высших форм движения с предшествующими(высшая
форма движения возникла на основе предшествующей
и ее законы не противоречат законам последней);5)несводимость
высших форм движения к предшествующим(лежащие
в основе предшествующих форм движения
взаимодей-я и управляющие ими законы
не охватывают всего содержания взаимодей-й
и з-ов,присущих высшим формам движения).На
основе отмеченных критериев выделяют
5 основных форм движения материи:механическую-пространственное
перемещение любых материальных образований,
представляющее собой внеш.форму специф.материальных
процессов;физическую-охватывает
взаимодей-е материальных образований
и сопутствующие им изменения на субмикроэлементарном,
микроэлементарном,ядерном и атомном
уровнях.Особо выделяются процессы кристаллизации,смены
агрегатных состояний вещества, движения
в газах, жидкостях и телах и другие, носителями
к-ых являются молекулы;химическую-вкл.:процессы
взаимодей-я и изменения материальных
образований на атомном и молекулярном
уровнях (химические реакции-процессы
взаимодей-я атомов и молекул).Носителями
хим.формы движения являются также ионы,радикалы,макромолекулы
и др.комплексные соединения;биологическую-взаимодей-я
и сопутствующие им изменения объектов,
образующих уровни организации живой
материи.Это процессы обмена вещ-в в организмах,
их самовоспроизведения и приспособляемости,образования
и изменения видов и биоценозов;социальную-вкл.:процессы
взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения
их структуры и функций в рамках общ-ва
как целостной системы.Специфические
формы движения материи предполагают
наличие особого материального носителя
и в основном соответствуют уровням организации
материи.В их сов-сти выделяют микроэлементарную,
внутриядерную, внутриатомную,молекулярную,планетарную,внутризвездную,галактическую
и др.Общие формы движения материи,к
числу к-ых относят механическую,тепловую,
кибернетическую,гравитационную и электромагнитную,-общий
способ бытия,общий тип функционирования
материальных систем.Неразрывная
связь движения с материей-важн. хар-ка
как движения(оно,как и материя,неуничтожимо),так
и материи(движение-способ существования
материи).К важн.хар-кам движения относятся
также его абсолютность
и противоречивость.Движение противоречиво,поск-ку
оно-ед-во изменчивости и стабильности
(покоя), непрерывности и прерывности,абсолютного
и относительного.Оно абсолютно,поск-ку
стабильность (покой)невозможна во всех
формах движения одновременно,имея место
в одной из них,она устраняется совокупным
движением материи.
29.прост-во
и временя в ф-и.То или иное понимание
прост-ва и времени складывается в зависимости
от хар-ра взаимодей-я материи и движения,
движения и покоя.Демокрит:вводит
понятие пустого прост-ва для движения
атомов как необходимого объективного
усл-я;прост-во Демокрита бесконечно и
однородно,оно является вместилищем неограниченного
числа миров. Время отождествлялось с
бесконечностью, вечностью, как объективной
основой вечного движения;вся природа
представлялась в вечном и неустанном
движении. Пространство и время рассм-лись
в кач-ве усл-й и при-чины её движения.Такой
подход к пониманию прост-ва и времени
был хар-н для мн.материалистов Др.Греции.
Идеалисты:Платон
и Фома Аквинский определяли вечность
как нечто вневременное,божественное,
сверх-природное, совершенное.Аристотель:отвергал
существо-вание пустого,однородного и
бесконечного прост-ва.Оно у Аристотеля
неоднородно и конечно.Время выражает
число движений и течет равномерно.Ньютон:у
него абсолютное прост-во было демакритовой
пустотой,оно неподвижно,однородно,непрерывно,бесконечно,трехмер-ное
вместилище всех материальных тел и их
движений.Время-чистое,однородное,равномерное,
непре-рывное, вечная и неизменная длительность,оно
имеет одно направление и течет от прошлого
через наст.к будущему и поэтому одномерно.Прост-во
и время не от чего не зависят.Такое понимание
прост-ва и времени было хар-но для Лейбница,
Декарта и др.Лейбниц:ни пустоты,ни
чистой длительности,как самостоятельных
начал бытия,-нет.Прост-во-порядок взаиморасположения
тел,а время-порядок сменяющих друг друга
событий или состояний тел,т.е.прост-во
и время у него зависят от простейших субстанций,монад,к-ые
активны,абладают движением,наделены
способностью самодвижения.В тесных рамках
идеализма,но глубоко диалектически пытался
решить эту проблему Гегель:он считал,что
только в движении прост-во и время действительны,они
неразделимы и определяют друг друга как
ед-во противоположностей.Диалектика
прост-ва,времени и движения лежит в мировом
духе в потусторонней мощи божеств.духа.Субъективные
идеалисты:Беркли,Юм,Кант, отчасти Мах.Кант:считал
прост-во и время в качестве априорных,доопытных
и врожденных св-в чел.созн-я как чистые
формы созерцания,благодаря к-ым чел воспри-нимает
явления внеш.мира в прост-ве и во времени.Кант
считает,что тела представляются нам как
имевшие опред.геометрическую форму,протяженность,потому
что так устроено созн-е чела.Мах:прост-во
и время-упорядо-ченные ряды ощущений.Диалектический
материализм: прост-во и время-форы или
способы существования материи.Св-ва
прост-ва и времени.1.Общие св-ва:1). объективность;2).абсолютность–движение,как
и прост-во и время,носит всеобщий хар-р;3).относительность–содер-жанием
прост-ва и времени является движущаяся
материя,поэтому прост-во и время меняются
в разл.частях света,на разных уровнях,
в движущейся мате-рии;4).бесконечность–понимается
в смысле бесконечно-сти всеобщности бытия.2.Специфические
св-ва:1).непре-рывность и прерывность–св-во
связано с движением прост-ва
и время прерывно,поск-ку в движении осущет-ся
переход от одних пространственно-временных
струк-тур к другим;2).мерность–пространственно-временные
отн-я м.б.описаны при помощи 3х пространственных
отн-й и одного временного отн-я; существует
понятие n-мерного прост-ва,т.е.добавляются
др.хар-ки:t,p.3).Время одномерно–т.е.оно
необратимо,это св-во обусловлено хар-ом
причинно-следственных отн-й.Прост-во-когда
любой объект занимает место,т.е.обладает
протяженно-стью,находится на каком-то
расстоянии от др.объектов, т.е.взаимодей-ет
с ними и обладает определенной кон-фигурацией.Время–1)длительность
явления;2)следова-ние сменяющих друг друга
событий и явлений, имеющих одно
измерение.
30.Диaлеkтиka
и ее альтернативы.Д.-учение о наиболее
общих закономерных связях и становлении,
развитии бытия и познания и основанный
на этом учении метод творчески
познающего мышления.
Понятие
диалектики родилось в античной культуре
и означало<вести беседу>.Сократ
рассматривал диалектику как искусство
обнаружения истины путём столкновения
и согласования различных противопо-ложных
точек зрения.Элементы диалектики содержатся
уже в фил. учениях в Др.Китае,Индии, Греции.Гераклит
представлял мир как огонь мерами возгорающий
мерами затухающий или как поток реки,в
к-ый нельзя войти дважды. Всё в мире развивается,
все явления взаимосвязаны между собой.
У греч. философов преобладала идея круговорота:
всё в мире подвержено циклическим возвратным
изменениям, главенствует идея о <золотом
веке>. В христианской фил. истории возникает
представление о временной направлен-ности(у
Августина).Это положило начало пониманию
развития как качественных изменений.
Важный шаг к идее развития мира внёс Декарт.
Бог создал мир и дал ему импульс развития.
Декарт не распространял развитие на общество.Эпоха
буржуазных революций пробудила интерес
к истории. Французские просве-тители
Вольтер, Руссо выдвинули идеи исторического
развития. Кондорсе дополнил их взгляды
учением о непрерывном прогрессе. В немецкой
классической Ф. диалектика предстала
в виде стройной теоретической модели.
Её развивали Кант, Гегель. Кант применил
понятие развития к Солнечной системе.
Поставил вопрос о развитии нравственности.
Гегель разработал с позиции объективного
идеализма целостную концепцию развития
и прежде всего исторического развития
человечества.
Осн.принципы Д.-всеобщая связь,
становление и развитие,
к-рые осмысливаются с помощью
всей исторически сложившейся
системы категорий и законов.П.целостности:проблема
несводимости це-лостности к
простой сумме частей заключается
в связи,объединяющей предметы
в сложные комп-лексы,во взамовлиянии
частей.П.детерминизма: реальные природные,
обществ. и психич. явления и процессы
детерминированны,т.е.возникают,развива-ются
и уничтожаются закономерно,в рез-те действия
опред.причин, обусловлены ими.В марксизме
Д.вы-ступает как учение о всеобщих связях,о
наиболее общих законах развития бытия
и мышления.Мате-риалистич.Д. выражается
в системе филос. категорий и законов.Главные
законы:1)превраще-ние количества в
качество,2)взаимное проникнове-ние полярных
противоположностей и превращение
их друг в друга, когда они
доведены до крайности(единство
и борьба противоположно-стей),3)развитие
путем противоречия, или отрицание отрицания
- спиральная форма развития. Для Д.
характерно формирование парных категорий,
отражающих "полярные" стороны
целостных явлений,процессов.Категории.
Единичное хар-ет отдельный предмет, явление,
процесс, отличающийся по своим пространственным,
временным и другим св-вам от иных,
в том числе подобных ему, предметов, явлений,
процессов. Общее - объективно существующее
сх-во характеристик единичных предметов,
их однотипность в нек-рых отношениях,
принадлежность к одной и той же группе
явлений или единой системе связей.
Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая,
относительно устойчивая сторона того
или иного предмета, явления, процесса,
определ. его природу, совокупность
черт и др. хар-ки.Явление внешние, наблюдаемые,
обычно более подвижные, изменчивые
хар-ки того или иного предмета.Содержание-сов-сть
различных элементов и их взаимодействий,
определяющих основной тип, характер
того или иного предмета, явления, процесса.Форма-принцип
упорядоченности, способ
существования того или
иного содержания.Причина-следствие.
Качество- целостная, интегральная
хар-ка предмета (единство его св-в)в системе
его связей и отношений с другими
предметами.Кол-во - хар-ка явлений, предметов,
процессов по степени развития или интенсивности
присущих им св-в, выражаемая в величинах
и числах. Мера-диалектич. единство кач-ва
и кол-ва или такой интервал кол-ных
измерений, в пределах к-рого сохраняется
качественная определенность предмета.
Скачок-переход количественных
измерений в качественные или
переход из одного качественного
состояния в другое (в рез-те
превышения меры).Категории системного
исследо-вания:система- упорядоченное
мн-во взаимо-связанных эл-тов, обладающее
структурой и организацией;эл-т-
неразложимый далее компонент сложных
предметов, явлений, процессов;структура-относительно
устойчивый способ (закон) связи эл-тов
того или иного сложного целого.
31.З-н
диалектики-форма фил.зн-я,выражающая
все-общую связь явлений природы,общ-ва
и мышления, обуславливающие их развитие.З-ны
диалектики внутренне связаны м/д собой.В
реальном мире они дей-ют в системе целостного
механизма развития.Ге- гелем были сформулированиы
3 осн.з-на:з-н ед-ва и борьбы противоположностей
(расскрывает хар-р ис-точника развития);з-н
взаимного перехода качеств.и колич.изменей(представления
о форме,в к-ой осущ-ется процесс развития);з-н
отрицания отрицания(ме-ханизмы преемственности
и цикличности развития). 1.З-н
ед-ва и борьбы противоположностей.Этот
з-н наз.ядром диалектики: он объясняет
источник разви-тия,движущие силы развития.
В основе всякого само-развития лежит
ед-во и борьба противоположностей. Этот
з-н раскрывается через след. категории:-Тожде-ства,-Различие,-Противоположность,-Противоречие,-Ед-во
и борьба.Тождество-равенство явления
самому себе,момент устойчивости явлений.Различие-момент
изменчивости явлений.Тождество и различие
диалект. хар-ки любого изменяющегося
предмета. Диалект. противоположности-такие
стороны,тенденции цело-стного изменяющегося
предмета,процесса,кот.однов-ременно искл-ет
и взаимно предполагают друг друга. Диалект.противоречие-сложное
взаимоотн-е м/у про-тивоположностями.Диалект.противоречия
не лежат на поверхности явлений,а связаны
с глубинной сутью предмета.Ступени развития
и разрешения противоре-чия:1)Тождество2)Несущественное
различие3)Сущес-твенное различие.4)Конфликт.5)Неизбежное
разреше-ние противоречий и возникновение
новых противопо-ложностей.Противоречие
не сущ. как пара замкнутых противоположностей,а
рассм-ется в контексте разл. взаимосвязей.Они
присущи всем предметам и явле-ниям и определяют
их бытие от возникновения до уничтожения.Ед-во
противоположностей условно, временно,относительно
преходяще,борьба абсолютна. Новое возникает
в рез-те борьбы.Противоречия бы-вают внутр.и
внеш.,основные и не основные,в общ-ве антагонистические
и неантагонистические.Антаго-нист.противоречия-противоречия
м/д соц.группами с непримиримыми интересами.
2.З-н перехода кол-веных
и качественных изменений.Мир многообразен.
Это мн-во предметов с разл.св-вами.Св-во-сторона
предмета,обуславливающая его сходство
и различие с др.предметами,проявляющаяся
во взаимодей-и с ни-ми.Св-ва вещей объективны.Специф.св-ва
вещей-при-знаки.Неотъемлемые-атрибут.Кач-во
внутр.опреде-ленность предмета,проявляющаяся
в целостной хар-ке его существ.св-в при
взаимодей-и его с др,предме-тами.При утрате
кач-ной определенности предмет перестает
быть самим собой.Кол-во-фил.категория,
выражающая такую определенность пр-та,кот.хар-ет
его с т-ки зрения числа,величины,объема,темпа
про-текания процессов.К-во-кач-во в его
пространствен-но-временном аспекте.Не
сущ,отдельно кач-во и кол-во.Мера-диалект.ед-во
кач-ва и кол-ва или такой ин-тервал кол-нных
изменений,в пределах кот.сохраняет-ся
кач-ная определенность предмета.Суть
з-н:посте-пенные кол-ные изменения, постоянно
совершающие-ся в предметах,но до поры
до времени не меняющие его осн.черт при
достижении границ меры приводят к кач-ным
изменениям.Не кол-во переходит в кач-во,а
одно кач-во-в др.кач-во путем кол-ных изменений.
Происх.нарушение старой меры и установление
но-вой.З-н носит всеобщий универс.хар-р,раскрывает
многокачественность мира и механизм
развития.Пе- реход от одного кач-ва к др.происх
в рез-те наруше-ния меры,в виде скачка.Скачки
бывают взрывные(с ярко выр.границей перехода
от одн.кач-ва к др.),по-степенные.Понятие
скачка относительное.Необх. учитывать,
относит-но чего рассм-ется скачок,уч.
масштаб кач-го изменения. 3.З-н
отрицания отрица-ния.Всякая конечная
сис-ма развивается на основе ед-в и борьбы
противоположностей и проходит ряд внут-рене
связанных этапов.Предыдущий этап развития
от-рицается по след.этапам.В тоже время
сущ.преемст-венность развития,связь м/д
тапами.Ед-во преемст-венности и поступательности
составляет содержание и суть з-на отрицания
отрицания.Отрицание-необхо-димый момент
всякого развития.Отрицаемое явление
не м.б.абсолютно уничтожено в силу принципа
не сотворимости и не уничтожимости материи.Различа-ют
3вида отрицания:1)Формальнологическое2)Мета-физическое.Его
источник-внеш.источник,а не ед-во и борьба
противоположностей.3)Диалектич.отрицание,
кот.разворачивается на основе ед-ва и
борьбы проти-воположностей.Две разновидности
диалектического отрицания:1)Конструктивная,с
преобладанием сози-дательных моментов.2)Деструктивная,с
преоблада-нием разрушит.момента.Структура
отрицания:1)Те-зис(исходное положение);2)Антитезис(самоотрицание
исходного положения);3)Синтез(возврат
к исходному положению на новой стадии
развития с удержанием положительного).Развитие
спиралевидно.Спирале-видность развития-ед-во
преемственности поступате-льности и
направленности.Развитие не возможно
понять либо как сугубо прогрессивное
или регрессив-ное.Развитие-всегда ед-во
прогресса и регрес-са.Прогресс-развитие
от простого к сложно-му,регресс-наоборот.
32.Единичное,общее,особенное,целое
и часть,система,
структура,элемент,содержание
и форма.В практ.воздей-я на мир
чел сталкивается с отдельными материальными
образованиями и вещами.Ни общее,ни единичное
не обладают самостоятельным существ-ем,они
не сущ-ют «как таковые».Самостоятельно
сущ-ют отд.предметы, явления,процессы.Общее
же и единичное сущ-ют лишь в отдельном.всякое
отдельное представляет собой единство
противоположностей.В одно и тоже время
оно и единичное и общее.Единичное схватывает
неповторимые черты отдельного,а общее
отражает то,что повторяется и в др.материальных
образованиях.При опред.усл-ях развития
отдельного единичное может становится
общим,общее-единичным(мода).чтобы составить
себе более полное полное представление
о том или ином объекте,надо установить
не только то,что у него явл.общим с др.мате-риальными
образованиями,но и то,что отличает его
от др.матер.образ-й.В процессе позн-я мы
ищем общее м/д иследуемыми и уже изученными
явлениями,а затем пере-ходим к поиску
единичного.Единичное и общее взаимос-вязаны
м/д собой и связь выражается категорией
особенного.Особенное-такие общие
черты,свойственные индивид.предмету,к-ые
отличают его от нек-ых др.пред-метов.Часть
и целое-фил.категории,отражающие отн-е
м/д сторонами отд.предмета.Люб.предмет
состоит из частей. Целое не сводится к
сумме его частей.Оно вкл.и способ соединения
этих частей,их взаимосвязи и мн.др.Предмет
не может быть представлен через сумму
составляющих его частей потому,что они
возникают и сущ-ют только в единой системе.Мировое
целое-целое,составленное из частей,а
не целое,разделенное на части.Первичное-части,а
не целое.Таким мир сформировался в нашем
созн-и,таким он остается в нем до сих пор.Целое-исходный
пункт теорет.анализа именно потому,что
оно представляет собой ту форму,поср-вом
к-ой осущ-ется проникновение в сущ-ть
вещей.Категории«целое»и«часть»сходны
и взаи-мосвязаны с понятиями«система»,«структура»,«элемент».
Система(от гр.составленное из частей,целое)-сов-ть
эле-ментов,находящихся в отн-ях и связях
друг с другом,к-ая образует опред.целостность,ед-во.Структура(отлат.стро-ение,порядок)-сов-ть
устойчивых связей объекта,обеспе-чивающих
его целостность и тождественность самому
се-бе,т.е.сохранение осн.св-в при различных
внеш.и внутр. Изменениях.Элемент-(лат.стихия,первонач.вещ-во)-поня-тие,означающее
превич.частицы,простейшие звенья сис-темы,из
конбинаций к-ых она складывается.Системы
делят на целостные(связи м/д элементами
прочнее,чем связи этих элементов со средой)
и суммативные(связи одного порядка).Различают
динамические системы(изме-няющиеся с
теч.времени)и статические;открытые(обмени-вающиеся
с окруж.средой вещ-ом,инфой)и закрытые;са-моорганизующиеся(их
изменения происходят автом-ки)и неорганизованные
и т.д.Категория,охватывающая сов-ть всех
компонентов вещи,явления,процесса, их
взаимодей-й и измененийназывается содержанием.Вкл.:внутренее
и внешнее взаимодей-я.Форма-органиация
устойчивых связей м/д компонентами содержания.Люб.система
всегда имеет как форму,так и содержание.Нет
бессодержатель-ной формы и неоформленного
содержания.Находясь во взаимосвязи,форма
и содержание выражают противопо-ложные
стремления предмета.Содержание стремится
к изменчивости,форма-к постаянству.Содержание
опреде-ляет форму,но и форма активно влияет
на содержание. Категории имеют
мировоззренческое значение, т.к. отра-жают
объект.мир,раскрывают его сущность