Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:50, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 64 вопроса по "Философии".

Работа состоит из  1 файл

doc.doc

— 568.00 Кб (Скачать документ)

58.Дух.жизнь  общ-ва.Общ-во представляет собой сложную систему разл.общ. отн-й.Разобраться в этом многообразии важно для понимания социума в целом.Общ.отн-я подразделяются на материальные и дух-ые.1ые складываются вне нашего созн-я и сущ-ют независимо от него.2ые-формируются, предварительно проходя через созн-е людей.Связь м/д ними носит опосредованный хар-р:матер.отн-я порождают опред.дух.ценности,к-ые являются основой дух.отн-й.Дух.жизнь м.б.наполнена богатым содержанием,что создает благоприятную общ.атмосферу.В др.случаях дух.жизнь общ-ва м.б.бедной,а иногда в нем царит настоящая бездуховность.В содержании дух.жизни общ-ва проявляется его подлинно чел.сущность.Осн.элементы дух.жизни-дух.потребности людей,дух.дея-сть по созданию дух.ценностей,дух.потребление и дух.отн-я м/д людьми.Основу дух.жизни общ-ва составляет дух.дея-сть-дея-сть созн-я,в процессе к-ой возникают опред.мысли и чувства, образы и представления о природных и соц.явлениях.Рез-том этой дея-сти выступают опред.взгляды людей на мир,моральные и религ.воззрения.Они воплощаются в нормах поведения,произведениях народного искусства,религ.обрядах,ритуалах и т.д.Дух.дея-сть направлена на совершенствование всех сфер жизни общ-ва.При этом следует различать пр-во прикладных идей,одухотворяющих процесс ежедневного совершенствования общ.жизни,и пр-во идей фундаментальных,способных заметить принципиально новые цели и ориентиры.Особым видом дух.дея-сти является распространение дух.ценностей с целью их усвоения большим числом людей.Речь идет о механизме трансляции выработанных зн-й челу. Это имеет решающее знач-е для повышения их дух.культуры.Важную роль при этом играет дея-сть,связанная с образованием и воспитанием.Рез-том такой дея-сти является формирование дух.мира людей,а значит,обогащение дух.жизни общ-ва.Побудительными силами дух.дея-сти выступают дух.потребности-внутр.побуждения чела к дух.тв-ву.Они объективны по содержанию и то же время субъективны по форме,т.к.предстают как проявления внутр.мира людей,их созн-я и самосозн-я.Элементарные дух.потребности не существовали в отдифференцированном от материальных виде,а само дух-ое пр-во было вплетено в материальное.И только по мере создания соответствующих общ.усл-й(воспр-во прибавочного продукта)оно превратилось в самостоятельную отрасль.Дух.потребности в зависимости от хар-ра существующих общ.отн-й,уровня дух.культуры людей имеют ту или иную соц.направленность.Помноженные на волю людей,дух.потребности выступают как мощные побудительные силы их соц.активности во всех сферах жизни.Существенной стороной дух.жизни является дух.потребление. Предметы дух.потребления формируют соответствующие потребности.Тем самым богатство предметов и явлений дух.культуры выступает как важная предпосылка формирования разнообразных дух.потребностей чела.Уровень и хар-р потребления зависят от мн.факторов.Немаловажную роль играет соц.принадлежность потребляющего.Передаваемые зн-я о дух.ценностях м.б.непривлекательны с точки зрения профессии чела. Эфф-сть передачи зн-й зависит от того,наск-ко учтено созвучие избранных для док-ва аргументов дух.настрою потребителя.Дух.потребление м.б.в какой-то мере стихийным,когда оно никем не направляется и чел на свой вкус выбирает дух.ценности.В др.случаях дух.потребление может навязываться рекламой.На чела обрушивается поток инфы,содержание к-ой связано с мистикой и т.д.В этих усл-ях формируются основы некритического мышления,реальные противоречия не принимаются в расчет,принцип объективности подменяется субъективизмом. Это приводит к стандартизации потребностей и вкусов многих людей.Отвергая манипулирование созн-ем,надо признать сознательное формирование потребностей в дух.ценностях-познавательных,худ-ых,нравств-ых.В этом случае потребление дух.ценностей будет выступать как целенаправленное обогащение дух.мира чела.Пр-во и потребление дух.ценностей опосредуется дух.отн-ями.Они реально сущ-ют как отн-е чела к тем или иным дух.ценностям,а также как его отн-е к др.людям по поводу этих ценностей.Выделяют такие виды духовных отношений:познавательные,нравственные, эстетические и др. Дух.отн-я-отн-я интеллекта и чувств чела к тем или иным ценностям и ко всей дей-сти.Установившиеся в общ-ве дух.отн-я проявляются в повседневном общении людей:семейном,производственном,национальном и т.д.Они создают как бы интеллект.и эмоц.фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание. 
 

59.Проблема цивилизационного развития сегодня выдвинулась на передний план. Повышение интереса к этой проблеме обусловлено неск-кими причинами.Во-1ых,НТП в совр.мире способствует быстрому формированию информационно-технолог.способа пр-ва во всех странах Запада и Востока.Во-2ых,в связи с переосмыслением практики социалистического строительства в СССР и выводов о его"казарменном", "феод-ом" хар-ре и переориентацией на капиталистическое развитие возродились споры о 2х осн.цивилизациях-Западной и Восточной.Возникла дилемма:сущ-ет одна чел.цивилизация или неск-ко?В истории ф-и сущ-ли разл.толкования понятия"цивилизация":от стадии,достигшей более высокого культ.уровня по сравнению с варварством,до такой степени деградации культуры,к-ое хар-ет состояние упадка общ-ва,его гибель как локальной культуры.Бесспорно,следует различать цивилизацию и культуру.Это различие уже наметил Кант,к-ый в полемике с Руссо ставит ?:"Что такое чел.цивилизация и вправе ли чел отказаться от нее,да и возможно ли такое?"Согласно Канту,цивилизация начинается с установления правил чел.жизни. Цивилизованный чел-тот,кто др-му не причинит неприятностей.Он обходителен, тактичен,уважает чела в др-ом.Культуру Кант связывает с нравств.категорическим императивом,к-ый обладает практ.силой и опред-ет чел.дей-я не общепринятыми нормами,а нравств.основаниями самого чела,его совестью.Такой подход к рассм-нию проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален.В совр.общ-ве,где наблюдается потеря цивилизованности в поведении,в общении людей,остро встала проблема культуры чела и общ-ва.Цивилизация-с одн.стороны,уровень развития культуры и общ-ва в целом,а с др.стороны-способ освоения культ.ценностей,к-ый опред-ет специфику общ.жизни.1ый признак наиболее изучен в этнографической, истор.,социолог.и фил.лит-ре.Именно при исследовании этого признака цивилизации чаще всего и происходило отождествление культуры и цивилизации.Напр.,Тайлор так и писал:"культура или цивилизация".Однако он сам же глубоко и всесторонне показал, что первобытная культура,связанная с появлением режущих,колющих орудий, свидетельствовала о том,что племена не только похожи друг на друга,но и различаются м/д собой.Развитие орудий труда,их усовершенствование определяло специф.стороны жизни племен,напр.быт.Тайлор приходит к выводу,что цивилизация вкл.в себя уровень развития материальной и дух.культуры,саму общ.структуру,к-ая отражает весь механизм сущ-ния и развития чел.дея-сти.Др.признак цивилизации-способ освоения культуры-исследован недостаточно.Вместе с тем зн-е содержания этого признака важно,т.к.общ.-истор.практика чел-ва свид-ет,что каков способ освоения культуры, такова и цивилизация.Мы различаем Зап.и Вост.цивилизации,хотя ценности одни и те же,а вот способы их освоения различны.На Западе преобладает рационалистический подход к ценностям,а на Востоке освоение ценностей осущ-ется на основе религ.-фил.традиций:в Китае-буддизм и конфуцианство,в Индии-буддизм,брахманизм,ф-я йоги,к-ые оказали воздей-е на регламентацию всей чел.жизнедея-сти.Для Востока хар-но усвоение материальных и дух.ценностей и их пр-во в усл-ях авторитарного патернализма,всеобщего послушания,особого личностного восприятия гос-ва,старшего в семье и в общине.Зап.цивилизация развивалась под меньшим воздей-ем монолитных культовых структур,здесь шло быстрое изменение предметного мира и соц.связей людей,ускоренное развитие техники и технологии,т.к.в ее культуре доминирует рациональность.Адекватное осмысление проблемы цивилизационного развития поможет лучше понять пути синтеза общечел-ого и национ-ого в культуре,т.к.этот реальный процесс приобрел огромное практ.знач-е для всего мира. 

60.Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центр.в ф-и и обществозн-и в целом.Долгое время ?? определения источника движения и развития являлись объектом споров и дискуссий.И только в к.18-нач.19в.проблема внутр.источника получила диалектическое категориальное выражение в класс.нем.ф-и.Под ним понималось противоречие.Источниками развития люб.соц.явления выступают те факторы,к-ые тождественны«непосредственной производящей причине»(труд,наука).Источник-наиб.глубокая причина,дающая исходный импульс самодвижения и саморазвития.Источником выступает объективное противоречие и только оно.К движущим силам относятся факторы,направляющие процесс внутр.развития общ-ва.Само различие источников и движущих сил органически связано с проблемой«раздвоения»причинности.Причины делятся на непосредственные и опосредственные.Противоречие служит одновременно и источником,и самой гл.движущей силой развития,т.к.дает первичный импульс движению и развитию.к движущим силам общ.развития относят:соц.противоречия.производ.силы,способ пр-ва и обмена,разделение труда.В истор.процессе основн.роль играют такие движ.силы,как потребности,интересы и цели.Потребности-нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедея-сти организма,чел.личности,соц.группы,общ-ва в целом.Различают:соц-ые(зависят от уровня общ-ва,явл.основой общ.развития)и биологические.Осознанные общ-вом,классом потребности выступают в кач-ве интересов(лат.важно).Соц.интерес-реальная причина соц.дей-й,событий,стоящая за непосредственными побуждениями,идеями индивидов,классов,соц.групп. Различаю интересы по степени общности-индивидуальные,групповые,общественные;по сферам направленности-эк.,полит.,дух.;по хар-ру субъектов-нац.,госуд,партийные;реальные и мнимые; стихийные.сознательные;Тенденцию возникновения новых потребностей,их все большего разнообразия и обогощения наз-ют з-ном возвышения потребностей.Без потребностей пр-во было бы бесцельно,а без интересов-невозможно.Цели выступают след.ступенью развертывания движ.сил.Содержат элементы интересов.Цели выражают идеальные представления о рез-те.к к-ому стремится субъект в процессе дея-сти,и явл.3-ей формой движ.сил,звеном,соединяющим причину и следствие.Они соединяют сегодняшнее с будущим в дея-сти чел.общ-ва.Народ-понятие конкретно-истор-ое.Его содержание изменяется с переходом от одной общ.-эк.формации к др.,от одного этапа ее развития к др.В рабовлад.обще-ве-это рабы и плебейские слои населения,в феодальном-зависимые и крепостные крестьяне,в капиталистическом-пролетариат,интелегенция.В социолистич.-рабочие,крестьяне,интелегенция.Народ-творец культуры потому,что жизнь его дает материал для худ.тв-ва.Народ-творец культуры потому,что он-единственный судья худ.произведений.Он-хранитель ее и защитник от разрушения отжившими классами. 

61.1.Формационный подход к развитию общ-ва.Формац.метод был разработан марксистами,он составляет основу  материалистического понимания общ-ва.Формация-опред.тип общ-ва,цельная соц.система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа пр-ва по своим з-нам.З-ны:общие и специфические.Общие-з-ны,распространяющиеся на все формации(з-н об определяющей роли общ.бытия по отн-ю к общ.созн-ю,з-н об определяющей роли способа пр-ва в общ.развитии).Специф.з-ны–з-ны,дей-ющие в одной или нескольких формациях(з-н пропорционального развития народного хоз-ва).Осн.критерием опред.развитие и смену формаций является способ пр-ва,к-ый представлен  ед-вом развития производ.сил и производ.отн-й.Вслед за способом пр-ва меняется и соц.-классовая структура развития общ-ва.Развитие общ-ва осущ-ется по восходящей линии от первобытнообщинного строя к рабовладельческому,феод-ному, капиталистическому,коммунистическому общ-ву.Смена формации осущ-ется с помощью соц.революций.Каждая формация имеет базис и надстройку.Базис-сов-сть производственно- экон.отн-ий.Надстройка-сов-сть идей организации утверждений и идеологических отн-й.Осн.категориями формационного подхода является способ пр-ва,класс,общество.Но эти категории являются  категориями высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общ-ва и формационный подход дополняется 2мя другими:цивилизационным и культурологическим.(из практики)Формационный подход.Общ-во развивается от низших формаций к высшим.Формации отличаются друг от друга способом пр-ва, к-ый в свою очередь изменяется благодаря производ.силам,те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда.Однако теория Маркса в нек-ых положениях была ошибочной.Он полагал,что производ.силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производств.отн-ий.Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас.Напр.:Уолтер Ростоу в своей теории стадийного роста рассм-ет прогресс,как этапы развития техники и только техники.Интересную градацию предложил Дениел Бел–3 этапа развития:1.доиндустиальное общ-во 2.индустриальное общ-во.3.технотронное информационное общ-во.

В 1ом большая часть населения занята с/х.Во 2ом большая часть населения занята в промышленности.В обеих этих стадиях люди не могут обеспечить себя всем необходимым.В 3ем большая часть населения занимается получением,обработкой и произведением инфы.Это общ-во на основе эффективных технологий не только обеспечивает само себя,но и снабжает осн.мир.

2.Цивилизационный  подход к анализу общ-ва.Цивилизация–крупные социокульт.системы со своими закономерностями,к-ые не сводятся к закономерностям  функционирования гос-в, наций,соц.групп.Цивилизации могут определять материальную и дух.жизнь общ-ва или на нее воздей-ть.Каждая цивилизация самобытна,живет своей жизнью,имеет свою истор.судьбу,свои институты и ценности.Цивилизации взаимодей-ют м/д  собой,при этом не теряют своей уникальности,заимствование может ускорить или замедлить их развитие,обогатить или обеднить их.Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью термина культурный ареал.

Функции цивилизаций:1.реализация ед-ва дух.жизни крупной общности в исторической преемственности и на опред.территории.2.дифференциация ед-ва культ.жизни в тех же рамках места и времени.Специфичность цивилизации придает дух.фактор.Отличие формации и цивилизации: 1.для цивилизации  хар-на преемственность и передача культуры через механизм традиций. 2.формация не совпадает с цивилизацией,т.к. цивилизация реализует собственную приемственность во времени и с др.цивилизациями в пространстве. Сущ-ют разл.критерии определения цивилизаций:по технико–эк.параметрам,исходя из критериев духа и стиля,ментальности,этноса, мировоззрения и т.д.Цивилизация-собственно-соц.организация общ.жизни и культуры,хар-щаяся всеобщей связью индивидов или первичных,т.е.базисных общностей в целях воспр-ва общ.богатств. Британский философ Тойнби в 12-томном труде«Исследование истории»рассм-ет цивилизацию в форме культурно-истор.монадологии,т.е.на основе представления о  самозамкнутых  дискретных единицах,на к-ые распадается чел-во и к-ые он называет цивилизациями.Это представление Тойнби сложилось  

я,отражающая дей-сть с точки зрения совершенства(или несовершенства)явлений природы и общ-ва. Воплощается в искусстве,в к-ом эстетическое превращается в осн.цель дея-сти.Искусство отражает дей-сть с помощью своих специфич.ср-в:худ.образов и худ.приемов(метафора, символ).Эстетическое отн-е присутствует как побочный элемент почти во всех формах дея-сти.Науч.созн-е-важнейшая форма общ.созн-я-сов-сть объективных зн-й о той или иной области природы или общ.жизни.Важнейшие моменты развития науч.позн-я:1)выделение науч.позн-я в качестве самостоятельного вида чел.дея-сти;2)дальнейший процесс дифференциации и интеграции науки;3)появление разл.форм рефлексии о науке (методология науки,науковедение).Особое место в системе науч.зн-я принадлежит общ.и гуманитарным наукам,предметом к-ых являются разл.стороны жизни общ-ва и законы их развития.В этом дополнит.ценность гуманитарных и общ.наук,т.к.они формируют общ.взгляды о самом общ-ве, и одновременно трудность их развития,поск-ку классовые интересы могут исказить картину соц.реальности и затормозить прогресс в целом.В качестве особой формы общ.созн-я предстает и фил.созн-е.Ф-я является основой мировоззрения,"несущим каркасом"дух.культуры,и этим определяются ее значение и место в ряду др.форм общ.созн-я.Важность ф-и заключается в том,что она раскрывает общие закономерности природного и общ.бытия и позн-я.Исследуя структуру и динамику общ.созн-я,специфику и взаимосвязь отдельных форм общ.созн-я,ф-я выполняет важную функцию по интеграции общ.созн-я,стимулированию развития дух.культуры в целом.Т.о. общ.созн-е в ед-ве и многообразии своих структурных элементов обеспечивает позн-е усл-й общ.жизни и ориентацию отдельных людей и соц.групп в конкретных ситуациях. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"