Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:50, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 64 вопроса по "Философии".

Работа состоит из  1 файл

doc.doc

— 568.00 Кб (Скачать документ)

33.Причина и следствие,необходимость и случайность,воз-можность и дей-ть.Причина-дей-е,обусловливающее опреде-ленное изменение.Следствие-рез-т взаимодей-я явлений,в к-ом фиксируется то новое,что побуждалось причиной.Причи-на и следствие не являются застывшими сторонами дей-ти.Они переходят друг в друга,меняются местами.То,что в одинх усл-ях явл-ся причиной,в др.-следствием и наоборот. Чтобы изучить предмет всесторонне,нужно его рассм-ть и как причину и как следствие взаимодей-я опред.явлений.Од-но и то же следствие может возникнуть в рез-те дей-я разных причин.Если одно и то же явление может вызывать-ся к жизни разн.причинами,то сущ-ет мн-во путей достижения одного и того рез-та.Нужно выбрать наиб.эф-фект.путь.Различают причины:внутренние(пораждаются взаимодей-ем м/д элементами целостными)и внешние(выте-кают из взаимодей-я м/д предметами,процессами).Опреде-ляющую роль играют внутр.Сложилось 2 осн.подхода пони-мания-детерменизм(усчение о всеобщей,закономерной свя-зи,причинной обусловленности явлений)и индетерменизм (хар-но отрицание всеобщего хар-ра причинности,в край-ней форме отрицает все вообще).Последовательный детер-зм утверждает объект.хар-р причинности(нет явлений без причины).Необходимость первонач-но была замечана в пр-ссе позн-я причинно-следственных отн-й.Осмысливая связь следствия с причиной,обнаруживаем,что за известной при-чиной следует не любое,а строго опред.следствие.Необходи-мость есть то,что обязательно должно произойти в конкрет-ных усл-ях.Она вытекает из внутр.основы явления, его сущ-ности.Случайность-то,что м.б.,а может и не быть,может произойти,а может и нет.Она имеет основание не в сущно-сти данного явления,а в взаимодей-и на данное явление др.явлений.Необх.и слу-ть не сущ-ют раздельно.Каждое яв-ление в одно и то же время и необходимо и случайно.Случ-ть выступает как форма проявления необходимости.Нахо-дясь в орган.взаимосвязи и взаимозависимости,случайность и необходимость в ходе движения и развития объекта пере-ходят друг в друга,меняются местами:случайное становится необходимым,необходимое-случайным.Т.к.необходимое при опред.усл-ях может становиться случайным,а случай-ное-необходимым,то,познав эти усл-я,можно создать их ис-куственно и превратить случайные св-ва,соответствую-щие практ.интересам,в необходимое,а необходимые - в случай-ные.Одна из сторон взаимосвязи м/д объективно существу-ющими и возникающими на их основе нов.явлениями пред-ставлена в теории диалект.материализма категориями дей-ть и возможность.Возм-ть-то,чего еще нет,но оно м.б.,дей-ть-ставшая,реализовавшаяся возможность.Возм-ть и дей-ть выступают как тесно связанные противоположности,к-ые подвижны.В пр-ссе развития они могут меняться местами. Чтобы быть результат-ой,практ-ая дея-ть должна опираться на дей-ть.Возм-ть м.б.прогресивными(ускоряют развитие)и реакционными(тормозят его).Возможности,порождённые за-кономерным развитием системы и необходимыми связями и отн-ями,называются реальными.Формальные возм-ти опи-раются на случайность как дополнение необходимости(пр. каждый чел может стать милионером).Различают:абстракт-ные(общий признак-отсутствие в дей-ти достаточных для их реализации усл-й и факторов);конкретные(для их осущ-я имеются необход.усл-я)возможности.Всякая возм-ть начи-нает проявляться в виде абстр.,а реализовываться способна лишь конкретной.Наш выбор всегда связан с возм-ями. Возм-ть выбора-великое благо.Гл-ое-не упустить время. Время сокращает эту возм-ть.Выбрать всегда труднее,чем просто найти.Категории имеют мировоззренческое значение,т.к.отражают объект.мир,раскрывают его сущность   

34.Взаимодей-е общ-ва и природы является одной из актуальных проблем соц.ф-и.Не так давно чел-во лишь"эксплуатировало"природу,беспечно считая ее ресурсы неисчерпаемыми,безграничными и бесконечными.Адекватное понимание знач-я природы дли жизни и развития общ-ва не сформировалось полностью и по сей день.Но сегодня эта проблема из чисто теорет.превратилась в злободневную практическую,решение к-ой во многом может повлиять на будущее всего чел-ва.В широком смысле слова природа-все сущее,весь мир в многообразии его форм и проявлений.В более узком смысле-объект исследований естествозн-я.В лит-ре часто встречается толкование понятия"природа"как сов-сти естественных усл-й существования чел.общ-ва.Данный термин используется и для обозначения созданных челом материальных ср-в своей жизни и дея-сти-"второй природы".Как заметил еще Маркс,постоянное осуществление обмена вещ-в м/д челом и природой-закон,регулирующий общ.пр-во;без такого обмена была бы невозможйа сама чел.жизнь.В истории взаимодей-я природы и общ-ва можно выделить 4 типа отн-я чела к природе:Первый-древнейший.Хар-но присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда.Осн.видами дея-сти были собирательство,охота,рыболовство.В качестве жилищ использовались природные укрытия. Крупн.достижения этого этапа-овладение огнем,отбор нек-ых наиболее ценных для чела видов растений и животных.Но в целом чел еще был"в плену"у природы;Второй-аграрный, т.к.гл.сферами дея-сти людей становятся земледелие и животноводство,начинают развиваться ремесла,появляются города.К концу этого периода достигает значительного прогресса простое товарное пр-во,возникает мануфактура.Истор-ки данный этап охватывает древнюю и средневек.эпохи чел-ва.В качестве источника энергии использовались мускульная сила чела и животных,энергия ветра и воды;Третий-промышленный.В области энергетики формирование этого типа отн-й началось с применения в пр-ве пара,а затем и электричества.В производств.целях стали создавать машины,использование к-ых резко повысило производительность труда людей.В хозяйственный оборот было вовлечено огромное кол-во разл.минеральных,органических и иных ресурсов.Дальнейшее развитие получают с/х и транспорт.Интенсивно развивается наука,превращаясь в важный фактор прогресса чел-ва.Природные ресурсы планеты уже не считаются практически не исчерпаемыми.Мощь чел-ва сопоставима с мощью природных стихий.Ведущей сферой общ.пр-ва становятся промышленность,машинное пр-во;Четвертый(совр-ый)хар-ется бурным науч.-техн.развитием,превращением науч.-техн.дея-сти в ведущую сферу общ.пр-ва.На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и чел.ресурсов,но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах,что порождает ряд проблем,имеющих глобальный хар-р.И прежде всего проблему управления биосферой,решение к-ой возможно лишь на основе науч.управления всеми общ.процессами.Хар-ной особенностью 4ого типа взаимодей-я природы и общ-ва является возрастание степени сложности проблем, к-ые возникают в русле этого процесса.Совр.чел-во живет в эпоху небывалого развития науки и техники,сопровождающегося активным воздей-ем на природную среду.И хотя в последние годы принимаются меры по ее охране и оздоровлению,тем не менее общее состояние окруж.среды продолжает ухудшаться.К чему это приведет в ближайшем и отдаленном будущем?Однозначного ответа на этот ? прогностика не дает. 

35.Будучи чрезвычайно сложным и неоднозначным,термин"коэволюция"требует пояснений.Коэв-я предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздей-ем антропогенных факторов,что делает реальной адаптацию чела к изменяющимся внеш.усл-ям,к-ые должны носить адаптационный хар-р целенаправленного изменения параметров биосферы.Возможности чела по сравнению с мощью биосферы пока еще малы,но он своей дея-стью может нарушить ее такое равновесие,в результате к-ого биосфера перейдет в такое состояние,где места челу уже нет.Биосфера является чрезвычайно сложной нелинейной системой,состояние равновесия к-ой зависит от мн.параметров.И каждый из этих параметров может допускать критические значения,переход через к-ые будет означать начало необратимого процесса перестройки биосферы.А это приведет к совершенно новому ее состоянию,к-ое сегодня не известно.Биосфера Земли не раз проходила через подобные критические состояния.Подтверждение тому-катастрофические смены флоры и фауны.И очень важно понять,что катастрофические"перестройки"биосферы могут произойти вследствие не грандиозных явлений космического масштаба,а незначительного изменения того или иного параметра биосферы.Все это и породило проблему коэволюции природы и общ-ва.Содержание понятия"коэв-я"связано с теорией ноосферы,изучающей усл-я,при к-ых изменение хар-стик биосферы происходит в направлении,содей-ющем упрочению,расширению области гомеостазиса вида хомо сапиенс.Подобная интерпретация термина"коэв-я"может стать отправной точкой в изучении проблемы целей общ.жизнедея-сти,поск-ку она требует прежде всего изучения влияния антропогенных факторов на параметры биосферы.Перечень и хар-р целей должны основываться на знании критич.параметров биосферы,неучет к-ых может привести к необратимым процессам. Необходимо знать,напр.,допустимые пределы увеличения углекислого газа в атмосфере.В рез-те выбросов углекислоты в атмосферу увеличивается средняя температура,изменяется хар-р циркуляции атмосферы,начинается таяние ледников и т.д.Связь этих явлений с их первопричиной-добычей и сжиганием углеродистого топлива-достаточно опосредована. Кроме того,на энергетику биосферы оказывают влияние процессы биотической природы, происходящие как на суше,так и в океане.Поэтому оценить допустимые границы развития углеводородной энергетики можно лишь в рез-те комплексного системного исследования динамики биосферы.В качестве альтернативы развитию углевородородной энергетики обычно рассм-ют ядерную энергетику.Нельзя забывать о том,что она способна оказывать непосредственное влияние и на чела.Увеличение пр-ва радиоактивного углерода может иметь серьезные генетические последствия.Важно оценить вообще допустимые пределы пр-ва челом энергии,к-ое не м.б.бесконечно большим,ибо вся энергия,согласно 2ому з-ну термодинамики,в конечном счете рассеивается,в частности,идет на нагревание атмосферы.Сегодня пр-во энергии относительно невелико оно составляет лишь десятые доли процента той солнечной энергии к-ая поступает на Землю.Однако же кол-во искусственно производимой энергии удваивается каждые 15—20 лет.Если удастся использовать(а это удастся!)энергию термоядерного синтеза,то этот процесс пойдет значительно быстрее.Через неск-ко десятков лет он может привести к тому,что объем антропогенной энергии достигнет процента(или нескольких процентов)энергии солнечной радиации.А это будет означать повышение средней температуры атмосферы,что может стать началом глубочайшей перестройки всей атмосферы.Чел еще долго будет расходовать земные ресурсы и перестраивать биосферу.Но вся эта дея-сть не должна нарушать усл-й коэв-ции,не должна выводить биосферу на тот режим необратимой эволюции,к-ый может грозить челу исчезновением его как вида.Совр.общ-во способно воспринять идеи сосуществования чела и биосферы и мирное сосуществование людей.Совр.период истории чел-ва и планеты в целом-переход к тому новому состоянию биосферы,к-ый Вернадский назвал ноосферой.Для него хар-но резкое ускорение всех эволюционных процессов. Возникновение техносферы как неотъемлемой части ноосферы и рост антропогенных нагрузок не меняют методологических принципов,к-ые лежат в основе любой эволюционной теории.Поэтому по-прежнему должны вырабатываться опред.принципы отбора,с помощью к-ых можно будет оценить вероятность тех или иных тенденций.Но теперь речь идет об отборе вариантов развития чел-ва,к-ые определяются дей-ями людей. Все рассмотренные ?? требуют объединения усилий специалистов разл.профиля,глубокого науч.синтеза естественных,техн.и общ.наук. 

36.Генезис.Созн-е сущ-ло не всегда.Они возникло в ходе истор.развития материальных образований в рез-те усложнения их форм,как св-во высокоорганизованных материальных систем.Неистор.подход к созн-ю привел нек-ых ф-ов к утверждению,что созн-е присуще всей матери.Подобное возрение наз-ся гилозоизм.(вещ-во и жизнь).Созн-е-особый вид отражения.Отражением обладают все материальные образования.Оно является моментом,стороной любого взаимодей-я.Отражение-рез-т взаимодей-я,в к-ом фиксировано то,что принадлежит отражаемому телу.материя пораждает разл.формы отражения(напр.изоморфное отображение,отпечатки,возникающие в рез-те взаимодей-я 2-х и более объектов).Как св-во живого организма выступает раздражимость,к-ая проявляется в виде физиолог.реакций.Она-ср-во управления,регулирования приспособительного поведения.Дальнейший этап в развитии форм отражения-чуствительность-способность иметь ощущения,отражающие св-ва предметов,воздей-ющих на организм.Ощущения составляют нач.форму психики животных.Она-св-во высших форм органической материи.Психика-способность живых сущ-в создавать чувственные и обобщенные образы внеш.дей-сти и реагировать на них сообразно своим потребностям.присуща челу.Психика чела-сов-ть явлений и состояний его внутр.мира.Созн-е – часть психики.к-ая охватывает сознательные,подсознательные и бессознательные процессы.Созн-е могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованнго мозга,к-ый сформировался под влиянием труда и речи.«Сначала труд.а затем и вместе с ним членораздельная речь явились 2мя самыми гл.стимулами,под влиянием к-ых мозг обезьяны постепенно превратился в чел.мозг,к-ый при всем своем сходстве с обезьянами далеко превосходит его по величине и совершенству».(Маркс,Энгельс). Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании чела и его созн-я:мозг стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда.Активно действующая рука учила голову думать,прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы,заведомо планирующей практ.дей-я.Т.о.ключ к разгадке,к-ую представляет для каждого чела происхождение его созн-я,закл-ется в труде.Созн-е хар-ется активным отн-ем к внеш.миру,к самому себе.Мозг чела как управляющая система высокой степени сложности устроен так,чтобы не только получать,хранить инфу,но и формировать плин дей-й и осуществлять активное управление ими.В отражение мысль предвосхищает естественный ход событий.И в этом смысле созн-е может отрываться от непосредственного отражения дей-сти.Конечная цель чела-в преобразующем мир практ.дей-и,по отн-ю к к-ому оно выступает в качестве необходимого ср-ва.Все элементы мысленно творимого заимствуются из наличного бытия,из окруж.природы.Суверенитет разума состоит в способности прежде всего правильно отражать существующее,предвидеть будущее и на основе отражения,через практ.дея-сть творить мир.Когда говорят о тв-ве,то имеют в виду лишь гениальные произведения лит-ры,открытия в науке.Между тем тв-во-св-во созн-я вообще.Вся история развития чел-ва связана с такой дея-стью людей,к-ая дает новые рез-ты,имеющие общ.значение,а это и есть тв-во.  Созн-е связано с языком-наиб.эфф-ый способ передачи соц.инфы.Участвует в осуществление практ-ки всех высших псих.фцнкций.Хар-ны функции:экспресивная(поср-вом языка чел выражает мысли);когнитивная(служи важн.ср-вом позн-я);коммуника-тивная(осуществление общения м/д людьми);кумулятивная (обеспеч.накопление и сохранение зн-й).Расширение потребностей чела в общении и позн-и приводит к созданию «искусственных языков»(язык формул и графиков).Т.О.труд и язык-мощные соц.факторы,стимулирующие процесс развития созн-я       

37. Американский уч. Спери – функциональная асимметрия правого и левого полушарий мозга. (Левое – процессы анализа, вербальномыслит. процесс; Правое – эмоции и чувственное восприятие). Уровни сознания: 1. сверх я (соц значимые нормы, запреты, заповеди…) 2. Я (контролир. чознанием чела) 3. Подсознание (забытые мысли, тревоги, переживаня) 4. бессознательное, оно (инстинкты, влечения, неявные знания). Cв-ва сознания: а) идеальность (отражение действ. формы дух-ой деятельности или способности чела духовно мыслить образом воспроизвед. мысли. Мыслит не мозг, а чел обладающий им. Чел – предмет социокультурной среды); б) интенциональность (связывание рез-ов псих. отражения с окр. миром); в) самосознание (осознание и оценка челом самого себя как субъекта теорет. и практич. Деятельности. Самосознание пресуще челу на высоком уровне развития. Выдел. себя из  общ. массы и чувств. себя личностью. Первобытн. чел не обладал самосознанием). Созн-е-целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать ,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играют ощущения челом своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование.Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них.     

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"