33.Причина
и следствие,необходимость
и случайность,воз-можность
и дей-ть.Причина-дей-е,обусловливающее
опреде-ленное изменение.Следствие-рез-т
взаимодей-я явлений,в к-ом фиксируется
то новое,что побуждалось причиной.Причи-на
и следствие не являются застывшими сторонами
дей-ти.Они переходят друг в друга,меняются
местами.То,что в одинх усл-ях явл-ся причиной,в
др.-следствием и наоборот. Чтобы изучить
предмет всесторонне,нужно его рассм-ть
и как причину и как следствие взаимодей-я
опред.явлений.Од-но и то же следствие
может возникнуть в рез-те дей-я разных
причин.Если одно и то же явление может
вызывать-ся к жизни разн.причинами,то
сущ-ет мн-во путей достижения одного и
того рез-та.Нужно выбрать наиб.эф-фект.путь.Различают
причины:внутренние(пораждаются взаимодей-ем
м/д элементами целостными)и внешние(выте-кают
из взаимодей-я м/д предметами,процессами).Опреде-ляющую
роль играют внутр.Сложилось 2 осн.подхода
пони-мания-детерменизм(усчение о всеобщей,закономерной
свя-зи,причинной обусловленности явлений)и
индетерменизм (хар-но отрицание всеобщего
хар-ра причинности,в край-ней форме отрицает
все вообще).Последовательный детер-зм
утверждает объект.хар-р причинности(нет
явлений без причины).Необходимость первонач-но
была замечана в пр-ссе позн-я причинно-следственных
отн-й.Осмысливая связь следствия с причиной,обнаруживаем,что
за известной при-чиной следует не любое,а
строго опред.следствие.Необходи-мость
есть то,что обязательно должно произойти
в конкрет-ных усл-ях.Она вытекает из внутр.основы
явления, его сущ-ности.Случайность-то,что
м.б.,а может и не быть,может произойти,а
может и нет.Она имеет основание не в сущно-сти
данного явления,а в взаимодей-и на данное
явление др.явлений.Необх.и слу-ть не сущ-ют
раздельно.Каждое яв-ление в одно и то
же время и необходимо и случайно.Случ-ть
выступает как форма проявления необходимости.Нахо-дясь
в орган.взаимосвязи и взаимозависимости,случайность
и необходимость в ходе движения и развития
объекта пере-ходят друг в друга,меняются
местами:случайное становится необходимым,необходимое-случайным.Т.к.необходимое
при опред.усл-ях может становиться случайным,а
случай-ное-необходимым,то,познав эти
усл-я,можно создать их ис-куственно и
превратить случайные св-ва,соответствую-щие
практ.интересам,в необходимое,а необходимые
- в случай-ные.Одна из сторон взаимосвязи
м/д объективно существу-ющими и возникающими
на их основе нов.явлениями пред-ставлена
в теории диалект.материализма категориями
дей-ть и возможность.Возм-ть-то,чего еще
нет,но оно м.б.,дей-ть-ставшая,реализовавшаяся
возможность.Возм-ть и дей-ть выступают
как тесно связанные противоположности,к-ые
подвижны.В пр-ссе развития они могут меняться
местами. Чтобы быть результат-ой,практ-ая
дея-ть должна опираться на дей-ть.Возм-ть
м.б.прогресивными(ускоряют развитие)и
реакционными(тормозят его).Возможности,порождённые
за-кономерным развитием системы и необходимыми
связями и отн-ями,называются реальными.Формальные
возм-ти опи-раются на случайность как
дополнение необходимости(пр. каждый чел
может стать милионером).Различают:абстракт-ные(общий
признак-отсутствие в дей-ти достаточных
для их реализации усл-й и факторов);конкретные(для
их осущ-я имеются необход.усл-я)возможности.Всякая
возм-ть начи-нает проявляться в виде абстр.,а
реализовываться способна лишь конкретной.Наш
выбор всегда связан с возм-ями. Возм-ть
выбора-великое благо.Гл-ое-не упустить
время. Время сокращает эту возм-ть.Выбрать
всегда труднее,чем просто найти.Категории
имеют мировоззренческое значение,т.к.отражают
объект.мир,раскрывают его сущность
34.Взаимодей-е
общ-ва и природы является одной из актуальных
проблем соц.ф-и.Не так давно чел-во лишь"эксплуатировало"природу,беспечно
считая ее ресурсы неисчерпаемыми,безграничными
и бесконечными.Адекватное понимание
знач-я природы дли жизни и развития общ-ва
не сформировалось полностью и по сей
день.Но сегодня эта проблема из чисто
теорет.превратилась в злободневную практическую,решение
к-ой во многом может повлиять на будущее
всего чел-ва.В широком смысле слова природа-все
сущее,весь мир в многообразии его форм
и проявлений.В более узком смысле-объект
исследований естествозн-я.В лит-ре часто
встречается толкование понятия"природа"как
сов-сти естественных усл-й существования
чел.общ-ва.Данный термин используется
и для обозначения созданных челом материальных
ср-в своей жизни и дея-сти-"второй природы".Как
заметил еще Маркс,постоянное осуществление
обмена вещ-в м/д челом и природой-закон,регулирующий
общ.пр-во;без такого обмена была бы невозможйа
сама чел.жизнь.В истории взаимодей-я природы
и общ-ва можно выделить 4 типа отн-я чела
к природе:Первый-древнейший.Хар-но
присвоение и использование готовых продуктов
природы с помощью примитивных орудий
труда.Осн.видами дея-сти были собирательство,охота,рыболовство.В
качестве жилищ использовались природные
укрытия. Крупн.достижения этого этапа-овладение
огнем,отбор нек-ых наиболее ценных для
чела видов растений и животных.Но в целом
чел еще был"в плену"у природы;Второй-аграрный,
т.к.гл.сферами дея-сти людей становятся
земледелие и животноводство,начинают
развиваться ремесла,появляются города.К
концу этого периода достигает значительного
прогресса простое товарное пр-во,возникает
мануфактура.Истор-ки данный этап охватывает
древнюю и средневек.эпохи чел-ва.В качестве
источника энергии использовались мускульная
сила чела и животных,энергия ветра и воды;Третий-промышленный.В
области энергетики формирование этого
типа отн-й началось с применения в пр-ве
пара,а затем и электричества.В производств.целях
стали создавать машины,использование
к-ых резко повысило производительность
труда людей.В хозяйственный оборот было
вовлечено огромное кол-во разл.минеральных,органических
и иных ресурсов.Дальнейшее развитие получают
с/х и транспорт.Интенсивно развивается
наука,превращаясь в важный фактор прогресса
чел-ва.Природные ресурсы планеты уже
не считаются практически не исчерпаемыми.Мощь
чел-ва сопоставима с мощью природных
стихий.Ведущей сферой общ.пр-ва становятся
промышленность,машинное пр-во;Четвертый(совр-ый)хар-ется
бурным науч.-техн.развитием,превращением
науч.-техн.дея-сти в ведущую сферу общ.пр-ва.На
этом этапе прослеживается не только тенденция
возрастания масштабов потребления природных
и чел.ресурсов,но и стремление к их воссозданию
в необходимых размерах,что порождает
ряд проблем,имеющих глобальный хар-р.И
прежде всего проблему управления биосферой,решение
к-ой возможно лишь на основе науч.управления
всеми общ.процессами.Хар-ной особенностью
4ого типа взаимодей-я природы и общ-ва
является возрастание
степени сложности проблем,
к-ые возникают в русле
этого процесса.Совр.чел-во живет в эпоху
небывалого развития науки и техники,сопровождающегося
активным воздей-ем на природную среду.И
хотя в последние годы принимаются меры
по ее охране и оздоровлению,тем не менее
общее состояние окруж.среды продолжает
ухудшаться.К чему это приведет в ближайшем
и отдаленном будущем?Однозначного ответа
на этот ? прогностика не дает.
35.Будучи
чрезвычайно сложным и неоднозначным,термин"коэволюция"требует
пояснений.Коэв-я предполагает невысокую
скорость изменения параметров биосферы
под воздей-ем антропогенных факторов,что
делает реальной адаптацию чела к изменяющимся
внеш.усл-ям,к-ые должны носить адаптационный
хар-р целенаправленного изменения параметров
биосферы.Возможности чела по сравнению
с мощью биосферы пока еще малы,но он своей
дея-стью может нарушить ее такое равновесие,в
результате к-ого биосфера перейдет в
такое состояние,где места челу уже нет.Биосфера
является чрезвычайно сложной нелинейной
системой,состояние равновесия к-ой зависит
от мн.параметров.И каждый из этих параметров
может допускать критические значения,переход
через к-ые будет означать начало необратимого
процесса перестройки биосферы.А это приведет
к совершенно новому ее состоянию,к-ое
сегодня не известно.Биосфера Земли не
раз проходила через подобные критические
состояния.Подтверждение тому-катастрофические
смены флоры и фауны.И очень важно понять,что
катастрофические"перестройки"биосферы
могут произойти вследствие не грандиозных
явлений космического масштаба,а незначительного
изменения того или иного параметра биосферы.Все
это и породило проблему коэволюции
природы и общ-ва.Содержание понятия"коэв-я"связано
с теорией ноосферы,изучающей усл-я,при
к-ых изменение хар-стик биосферы происходит
в направлении,содей-ющем упрочению,расширению
области гомеостазиса вида хомо сапиенс.Подобная
интерпретация термина"коэв-я"может
стать отправной точкой в изучении проблемы
целей общ.жизнедея-сти,поск-ку она требует
прежде всего изучения влияния антропогенных
факторов на параметры биосферы.Перечень
и хар-р целей должны основываться на знании
критич.параметров биосферы,неучет к-ых
может привести к необратимым процессам.
Необходимо знать,напр.,допустимые пределы
увеличения углекислого газа в атмосфере.В
рез-те выбросов углекислоты в атмосферу
увеличивается средняя температура,изменяется
хар-р циркуляции атмосферы,начинается
таяние ледников и т.д.Связь этих явлений
с их первопричиной-добычей и сжиганием
углеродистого топлива-достаточно опосредована.
Кроме того,на энергетику биосферы оказывают
влияние процессы биотической природы,
происходящие как на суше,так и в океане.Поэтому
оценить допустимые границы развития
углеводородной энергетики можно лишь
в рез-те комплексного системного исследования
динамики биосферы.В качестве альтернативы
развитию углевородородной энергетики
обычно рассм-ют ядерную энергетику.Нельзя
забывать о том,что она способна оказывать
непосредственное влияние и на чела.Увеличение
пр-ва радиоактивного углерода может иметь
серьезные генетические последствия.Важно
оценить вообще допустимые пределы пр-ва
челом энергии,к-ое не м.б.бесконечно большим,ибо
вся энергия,согласно 2ому з-ну термодинамики,в
конечном счете рассеивается,в частности,идет
на нагревание атмосферы.Сегодня пр-во
энергии относительно невелико оно составляет
лишь десятые доли процента той солнечной
энергии к-ая поступает на Землю.Однако
же кол-во искусственно производимой энергии
удваивается каждые 15—20 лет.Если удастся
использовать(а это удастся!)энергию термоядерного
синтеза,то этот процесс пойдет значительно
быстрее.Через неск-ко десятков лет он
может привести к тому,что объем антропогенной
энергии достигнет процента(или нескольких
процентов)энергии солнечной радиации.А
это будет означать повышение средней
температуры атмосферы,что может стать
началом глубочайшей перестройки всей
атмосферы.Чел еще долго будет расходовать
земные ресурсы и перестраивать биосферу.Но
вся эта дея-сть не должна нарушать усл-й
коэв-ции,не должна выводить биосферу
на тот режим необратимой эволюции,к-ый
может грозить челу исчезновением его
как вида.Совр.общ-во способно воспринять
идеи сосуществования чела и биосферы
и мирное сосуществование людей.Совр.период
истории чел-ва и планеты в целом-переход
к тому новому состоянию биосферы,к-ый
Вернадский назвал ноосферой.Для него
хар-но резкое ускорение всех эволюционных
процессов. Возникновение техносферы
как неотъемлемой части ноосферы и рост
антропогенных нагрузок не меняют методологических
принципов,к-ые лежат в основе любой эволюционной
теории.Поэтому по-прежнему должны вырабатываться
опред.принципы отбора,с помощью к-ых можно
будет оценить вероятность тех или иных
тенденций.Но теперь речь идет об отборе
вариантов развития чел-ва,к-ые определяются
дей-ями людей. Все рассмотренные ?? требуют
объединения усилий специалистов разл.профиля,глубокого
науч.синтеза естественных,техн.и общ.наук.
36.Генезис.Созн-е
сущ-ло не всегда.Они возникло в ходе истор.развития
материальных образований в рез-те усложнения
их форм,как св-во высокоорганизованных
материальных систем.Неистор.подход к
созн-ю привел нек-ых ф-ов к утверждению,что
созн-е присуще всей матери.Подобное возрение
наз-ся гилозоизм.(вещ-во и жизнь).Созн-е-особый
вид отражения.Отражением обладают все
материальные образования.Оно является
моментом,стороной любого взаимодей-я.Отражение-рез-т
взаимодей-я,в к-ом фиксировано то,что
принадлежит отражаемому телу.материя
пораждает разл.формы отражения(напр.изоморфное
отображение,отпечатки,возникающие в
рез-те взаимодей-я 2-х и более объектов).Как
св-во живого организма выступает раздражимость,к-ая
проявляется в виде физиолог.реакций.Она-ср-во
управления,регулирования приспособительного
поведения.Дальнейший этап в развитии
форм отражения-чуствительность-способность
иметь ощущения,отражающие св-ва предметов,воздей-ющих
на организм.Ощущения составляют нач.форму
психики животных.Она-св-во высших форм
органической материи.Психика-способность
живых сущ-в создавать чувственные и обобщенные
образы внеш.дей-сти и реагировать на них
сообразно своим потребностям.присуща
челу.Психика чела-сов-ть явлений и состояний
его внутр.мира.Созн-е – часть психики.к-ая
охватывает сознательные,подсознательные
и бессознательные процессы.Созн-е могло
возникнуть лишь как функция сложноорганизованнго
мозга,к-ый сформировался под влиянием
труда и речи.«Сначала труд.а затем и вместе
с ним членораздельная речь явились 2мя
самыми гл.стимулами,под влиянием к-ых
мозг обезьяны постепенно превратился
в чел.мозг,к-ый при всем своем сходстве
с обезьянами далеко превосходит его по
величине и совершенству».(Маркс,Энгельс).
Трудовые операции сыграли решающую роль
в формировании чела и его созн-я:мозг
стал развиваться вслед за развитием руки
как органа труда.Активно действующая
рука учила голову думать,прежде чем сама
стала орудием выполнения воли головы,заведомо
планирующей практ.дей-я.Т.о.ключ к разгадке,к-ую
представляет для каждого чела происхождение
его созн-я,закл-ется в труде.Созн-е хар-ется
активным отн-ем к внеш.миру,к самому себе.Мозг
чела как управляющая система высокой
степени сложности устроен так,чтобы не
только получать,хранить инфу,но и формировать
плин дей-й и осуществлять активное управление
ими.В отражение мысль предвосхищает естественный
ход событий.И в этом смысле созн-е может
отрываться от непосредственного отражения
дей-сти.Конечная цель чела-в преобразующем
мир практ.дей-и,по отн-ю к к-ому оно выступает
в качестве необходимого ср-ва.Все элементы
мысленно творимого заимствуются из наличного
бытия,из окруж.природы.Суверенитет разума
состоит в способности прежде всего правильно
отражать существующее,предвидеть будущее
и на основе отражения,через практ.дея-сть
творить мир.Когда говорят о тв-ве,то имеют
в виду лишь гениальные произведения лит-ры,открытия
в науке.Между тем тв-во-св-во созн-я вообще.Вся
история развития чел-ва связана с такой
дея-стью людей,к-ая дает новые рез-ты,имеющие
общ.значение,а это и есть тв-во. Созн-е
связано с языком-наиб.эфф-ый способ передачи
соц.инфы.Участвует в осуществление практ-ки
всех высших псих.фцнкций.Хар-ны функции:экспресивная(поср-вом
языка чел выражает мысли);когнитивная(служи
важн.ср-вом позн-я);коммуника-тивная(осуществление
общения м/д людьми);кумулятивная (обеспеч.накопление
и сохранение зн-й).Расширение потребностей
чела в общении и позн-и приводит к созданию
«искусственных языков»(язык формул и
графиков).Т.О.труд и язык-мощные соц.факторы,стимулирующие
процесс развития созн-я
37. Американский
уч. Спери – функциональная асимметрия
правого и левого полушарий мозга. (Левое
– процессы анализа, вербальномыслит.
процесс; Правое – эмоции и чувственное
восприятие). Уровни сознания: 1. сверх
я (соц значимые нормы, запреты, заповеди…)
2. Я (контролир. чознанием чела) 3. Подсознание
(забытые мысли, тревоги, переживаня) 4.
бессознательное, оно (инстинкты, влечения,
неявные знания). Cв-ва сознания: а) идеальность
(отражение действ. формы дух-ой деятельности
или способности чела духовно мыслить
образом воспроизвед. мысли. Мыслит не
мозг, а чел обладающий им. Чел – предмет
социокультурной среды); б) интенциональность
(связывание рез-ов псих. отражения с окр.
миром); в) самосознание (осознание и оценка
челом самого себя как субъекта теорет.
и практич. Деятельности. Самосознание
пресуще челу на высоком уровне развития.
Выдел. себя из общ. массы и чувств.
себя личностью. Первобытн. чел не обладал
самосознанием). Созн-е-целостный процесс,состоящий
из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой
в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким
сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет
для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов
созн-я лежит память-способность мозга
запечатлевать ,сохранять и воспроизводить
инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение
созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных
на удовлетворение потребностей.Созн-е
чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел
мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет
о том,что делает.думает.В ходе своего
индивид.развития индивид первоначально
осознает предметы и свои мысли о предметах
и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е
предполагает выделение и оличение челом
самого себя,своего «Я»от всего,что его
окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих
дей-й,чувств,мыслей, своего положения
в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль
играют ощущения челом своего собственного
тела,дей-й.Чел может стать самим собой
лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность
формирования самосозн-я закл. в формировании
требований общ-ва,предъявляемых к отдельному
челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел
осознает себя не только через поср-во
др.людей.но и через созданную им матер.и
дух.культуру.Познавая себя,мы никогда
не остаемся вполне такими же,какими были
прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве
дух.зеркала для праздного самолюбования
чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й
жизни,к-ые с самого начала требовали от
людей умения оценивать свои поступки,слова
и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь
научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование.Регулируя
свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий
чел берет на себя полную ответственность
за них.