Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по "Философии".
53.Наука как соц.институт-общ-во занятых науч.дея-стью людей,организованная в системе науч.учреждений. Как соц.институт наука формировалась в Нов.время.Вне-шне это выглядило как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии,а позднее-в исследоват.лаборатории и НИИ,подобно тому,как ранее в рамках спец.учреждений объединялись служители культа,юристы,финансисты и др.,все,кто занят проф-есион. дея-стью.Ныне численность мирового науч.общ-ва составляет около 5 млн.чел.Считается ,что наукой способна заниматься не более 6-8%населения.
Важной
проблемой развития совр.науки является
соблюдение учеными этических
норм науч.дея-сти.К числу исторически
сложившихся осн.норм такого рода относятся:
установка на поиск объективной истины
как высшей ценности и на приращение нового
зн-я;запрет на плагиат;бескорыстность(
54.Науч.революции.Науч.
55.В философской и естественнонаучной литературе того времени можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую.
Натуралисты преувеличивали роль естественного отбора в процессе происхождения человека и становления общества. Идеалисты же, наоборот, абсолютизировали противоположность природы и общества и не видели их взаимодействия и взаимовлияния.Проблема получила свое научное разрешение только с позиций диалектико-материалистического подхода как к обществу, так и к окружающей его среде. Сторонники и основатели такого подхода исходили из того, что хотя общество и является специфическим материальным образованием, однако представляет часть природы, высший уровень ее развития. История человеческого общества — это продолжение развития природы. Формы и пути прогресса тех или иных стран во многом определялись, а иногда и ограничивались природными условиями, географической и геологической средой.В связи с вышеизложенным можно так определить природу и общество: природа — это материя, не осознающая своего бытия; общество — это материальное образование, развивающееся до осознания своего бытия, своего становления и прогресса. Оно есть обособившаяся от природы часть материального мира, результат взаимодействия людей.Неразрывная и естественная связь общества и природы обусловливает единство и различие законов их развития.
Единство
законов природы и законов общества заключается
в следующем:они действуют объективно
и при наличии соответствующих условий
проявляются с необходимостью, т.е. и законы
природы, и законы общества реализуются
независимо от того, знаем мы о них или
нет, познаны они или не познаны. Человек
не может отменить ни законы развития
общества, ни законы природы;изменение
материальных условий влияет на проявление
и действие как общественных, так и природных
законов.Существует и известное различие
между законами общества и законами природы.
Так, природа бесконечна в пространстве
и во времени. Среди законов природы есть
и вечные (например, закон всемирного тяготения),
и очень долговременные (законы развития
растительного мира). Законы же общества
не вечны. Они возникают с образованием
общества и прекращают свое действие с
уходом с исторической арены конкретного
общественного образования, формации.Законы
природы проявляются в действии стихийных
бессознательных сил: природа "не знает",
что она творит. Исторические же законы
осуществляются через сознательную деятельность
масс людей. Они не могут функционировать
"сами по себе", без участия человека.
Законы развития общества и законы природы
различаются и по своей сложности. Это
законы разных уровней движения материи.
Законы низших форм движения материи хотя
и могут оказывать воздействие на законы
общественного развития, но не они определяют
сущность общественных явлений и процессов.Человек
в своем развитии подчиняется и законам
механики, и законам физики, и законам
химии, и биологии. Но сущность его определяется
общественными отношениями и только ими,
а не особенностями биологического вида.
Изменение его общественной природы может
отставать, а может и опережать ход истории
в целом.Рассмотренная научная гипотеза
соотношения природы и общества, их единства
не единственная, она лишь более обоснованная.
Есть и другие подходы: космическое расселение
разума — существование множества миров,
подобных и не похожих на наш; многообразие
форм живой материи, каким-то образом "распределившихся"
в бесконечном космосе, и т.д. Все это гипотезы
и предположения, которые со временем
могут стать объектом пристального внимания
новых научных направлений, школ, а затем
превратиться в доказанные теории, более
точно и объемно объясняющие окружающий
нас мир и нас самих.
56.Чел.общ-во-опред.система.В
основе развития: способ пр-ва материальных
благ.Соу.структура общ-ва исторически
изменяется.Элементы ее находятся в движении
и развитии.Основа этого движения –способ
пр-ва.Возьмем первобытный способ пр-ва.Такому
способу лучше всего отвечала родовая
организация людей.Род-обособленную общественно-производст-венную
группу людей,связанных кровно-родственными
связями,основанную на общ.собст-вености
и коллективном труде.С развитием общ.пр-ва
происходит объединение неск-ких родов
в племя,а затем в союзы племен.Возникает
особая ячейка соц.структуры общ-ва-семья.Рабовладельческий
способ пр-ва вызвал коренные изменнеия.Изменилась
форма семьи,произошло слияние,смещение
и исчезновение родов и племен,возникла
новая языковая,эк.и культ.общность людей-народность.
Положил начало антагонистической соц.структуре
общ-ва благодаря возникновению частной
собственности на ср-ва пр-ва.На основе
капиталистических производ.отн-й народности
превращаются в нации.(лат.племя,народ)-
59.Проблема
цивилизационного развития сегодня выдвинулась
на передний план. Повышение интереса
к этой проблеме обусловлено неск-кими
причинами.Во-1ых,НТП в совр.мире способствует
быстрому формированию информационно-технолог.способа
пр-ва во всех странах Запада и Востока.Во-2ых,в
связи с переосмыслением практики социалистического
строительства в СССР и выводов о его"казарменном",
"феод-ом" хар-ре и переориентацией
на капиталистическое развитие возродились
споры о 2х осн.цивилизациях-Западной и
Восточной.Возникла дилемма:сущ-ет одна
чел.цивилизация или неск-ко?В истории
ф-и сущ-ли разл.толкования понятия"цивилизация":от
стадии,достигшей более высокого культ.уровня
по сравнению с варварством,до такой степени
деградации культуры,к-ое хар-ет состояние
упадка общ-ва,его гибель как локальной
культуры.Бесспорно,следует различать
цивилизацию и культуру.Это различие уже
наметил Кант,к-ый в полемике с Руссо ставит
?:"Что такое чел.цивилизация и вправе
ли чел отказаться от нее,да и возможно
ли такое?"Согласно Канту,цивилизация
начинается с установления правил чел.жизни.
Цивилизованный чел-тот,кто др-му не причинит
неприятностей.Он обходителен, тактичен,уважает
чела в др-ом.Культуру Кант связывает с
нравств.категорическим императивом,к-ый
обладает практ.силой и опред-ет чел.дей-я
не общепринятыми нормами,а нравств.основаниями
самого чела,его совестью.Такой подход
к рассм-нию проблемы культуры и цивилизации
интересен и актуален.В совр.общ-ве,где
наблюдается потеря цивилизованности
в поведении,в общении людей,остро встала
проблема культуры чела и общ-ва.Цивилизация-с
одн.стороны,уровень развития культуры
и общ-ва в целом,а с др.стороны-способ
освоения культ.ценностей,к-ый опред-ет
специфику общ.жизни.1ый признак наиболее
изучен в этнографической, истор.,социолог.и
фил.лит-ре.Именно при исследовании этого
признака цивилизации чаще всего и происходило
отождествление культуры и цивилизации.Напр.,Тайлор
так и писал:"культура или цивилизация".Однако
он сам же глубоко и всесторонне показал,
что первобытная культура,связанная с
появлением режущих,колющих орудий, свидетельствовала
о том,что племена не только похожи друг
на друга,но и различаются м/д собой.Развитие
орудий труда,их усовершенствование определяло
специф.стороны жизни племен,напр.быт.Тайлор
приходит к выводу,что цивилизация вкл.в
себя уровень развития материальной и
дух.культуры,саму общ.структуру,к-ая отражает
весь механизм сущ-ния и развития чел.дея-сти.Др.признак
цивилизации-способ освоения культуры-исследован
недостаточно.Вместе с тем зн-е содержания
этого признака важно,т.к.общ.-истор.практика
чел-ва свид-ет,что каков способ освоения
культуры, такова и цивилизация.Мы различаем
Зап.и Вост.цивилизации,хотя ценности
одни и те же,а вот способы их освоения
различны.На Западе преобладает рационалистический
подход к ценностям,а на Востоке освоение
ценностей осущ-ется на основе религ.-фил.традиций:в
Китае-буддизм и конфуцианство,в Индии-буддизм,брахманизм,ф-я
йоги,к-ые оказали воздей-е на регламентацию
всей чел.жизнедея-сти.Для Востока хар-но
усвоение материальных и дух.ценностей
и их пр-во в усл-ях авторитарного патернализма,всеобщего
послушания,особого личностного восприятия
гос-ва,старшего в семье и в общине.Зап.цивилизация
развивалась под меньшим воздей-ем монолитных
культовых структур,здесь шло быстрое
изменение предметного мира и соц.связей
людей,ускоренное развитие техники и технологии,т.к.в
ее культуре доминирует рациональность.Адекватное
осмысление проблемы цивилизационного
развития поможет лучше понять пути синтеза
общечел-ого и национ-ого в культуре,т.к.этот
реальный процесс приобрел огромное практ.знач-е
для всего мира.
57.Пр-во-сфера
общ.дея-сти,где создаются материальный
продукт,дух.богатство чел-ва, формируется
чел как производит.сила.Маркс и Энгельс
для обозначения всей сов-сти дей-й людей
по пр-ву материальных ценностей ввели
в науч.оборот понятие"способ пр-ва
материальных благ".Сегодня это одна
из осн.категорий соц.ф-и.Способ
пр-ва-особым образом организованная
дея-сть общ-ва по пр-ву материальных ценностей
и воспр-ву всей общ.жизни в истор-ки конкретный
период,хар-ющийся также конкретным отн-ем
людей к природе и их отн-ями м/д собой(напр.,рабовладельческий,
феод-ый,капиталистический способы пр-ва).Общ-во
не может сущ-ть и развиваться без пр-ва
необходимых для жизни людей материальных
благ.Маркс и Энгельс совершили переворот
в общ.науке.Смысл его:в установлении зависимости
общ.сфер дея-сти от материального пр-ва:"Способ
пр-ва материальной жизни,-писал Маркс,-обусловливает
соц.,полит.и дух.процессы жизни вообще".З-н
определяющей роли способа пр-ва в общ.развитии
является осн.социологическим
з-ом.Материалистический подход и
диалектический метод исследования позволили:1)свести
все общ.отношения к производственным
как определяющим;2)обнаружить зависимость
производ.отн-ий от уровня производ.сил;3)установить
факт определяющей роли материальных
потребностей людей в возникновении и
развитии производ.сил общ-ва(чел,чтобы
заниматься политикой и идеологией,должен
есть,пить и т.д.).Осн.социолог.з-он имеет
боль.методолог.знач-е для науч.объяснения
истории развития общ-ва и разл.сфер его
жизни.Он указывает на то,что причины тех
или иных преобразований в общ-ве нужно
искать в способе пр-ва матер.благ.Материалистическая
соц.ф-я в объяснении развития истории
исходит из признания того факта,что труд
есть 1ое и осн.усл-е чел.жизни.Именно труд-гл.причина
генезиса чела.Ф-фы считают главной детерминантой
истор.развития дух.дея-сть,направленную
на пр-во фил.,религ.,полит., науч.и др.идей.Однако,пр-во
материальных благ-подлинная основа развития
общ-ва, всех др.видов дея-сти людей.Благодаря
его открытию,во-первых,история предстает
как результат чел.труда,во-вторых,
Категория"бытие"—одна
из 1ых по происхождению категорий ф-и,многие
смысловые знач-я к-ой были заложены еще
в мифологии.Она наиболее отчетливо выражает,ориентацию
ф-и на осмысление предельно общих св-в(атрибутов)и
отношений объектов реальности.Св-во объектов,процессов
и явлений иметь существ-е,быть реальностью
или просто быть"здесь"и"теперь"—одно
из них.Это неотъемлемый атрибут каждой
наличной вещи.Однако конкретные вещи
"стареют",разрушаются,
под влиянием
нем.ф-фа Шпенглера.Различие в теориях
Тойнби и Шпенглера в том,что
Тойнби наряду с естественной необходимостью
признает за челом способность к
самоопределению.А динамику цивилизации
определяет з-ном вызова и ответа,согласно
к-му каждый шаг вперед связан с адекватным
ответом на вызов истории.Адекватный ответ-заслуга
творч.меньшинства,к-ое властвует сначала
в силу своего авторитета,а затем превращается
в господствующее меньшинство.Возникновение
цивилизации,ее рост,надлом,упадок,разложение
связаны со способностью или неспособностью
творч.меньшинства найти адекватный ответ
на вызов истории.(из практики)Цивилизац.подход.
3.Культуролог.подход
к анализу общ-ва.Категория